Мониторинг уровня сформированности навыков самостоятельной деятельности при выполнении трудовых операций на уроках швейного дела для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
материал (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Яковлева Оксана Валерьевна

Данный мониторинг включает в себя наблюдение за поведением ученика на уроке, анализ его устных и письменных ответов, выполнения практических действий, осуществляемых по определенным критериям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.1.1.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Иркутской области

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа № 12 г. Иркутска»_

Мониторинг

уровня сформированности навыков самостоятельной деятельности

 при выполнении трудовых операций

на уроках швейного дела обучающихся с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями).

.

Составила: учитель,

Яковлева Оксана Валерьевна.

г. Иркутск, 2023 г.

Пояснительная записка.

   Одной из главных задач педагогической деятельности учителя является планирование контроля над качеством знаний обучающихся, разработка содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля с целью коррекции содержания образования, методических приемов, форм организации деятельности обучающихся на уроках, во внеурочное время. При проведении анализа контроля особенно важным является накапливание информации о динамике качества знаний, выработка мер по устранению типичных ошибок, некоторых трудностей при усвоении учебного материала.

   Современный учитель должен владеть комплексным подходом к изучению личности школьника, учебной ситуации. Такой комплексный подход направлен, прежде всего, на осмысление реальных учебных возможностей: степени обученности, обучаемости (способности к обучению), познавательных интересов, мотивов учения, а также на установление дидактических причин слабой успеваемости, степени удовлетворенности учащихся и учителя образовательным процессом.

     Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее - это умение пользоваться этим материалом. Процесс усвоения знаний - индивидуальный, поэтому необходимы такие формы мониторинга - контролирующие работу на уроке, которые учитывают уровни обучаемости и обученности каждого ученика класса.

     Поэтапное отслеживание результатов требует определенной системы контроля.

     Цель мониторинга: определение уровня сформированности навыков самостоятельной деятельности при выполнении трудовых операций на уроках швейного дела обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

     Задачи:

- определить уровень достижений каждого ученика, установить, каковы успехи в формировании его учебной деятельности (что усвоено прочно, осознанно, что нуждается в повторении и углублении, какие качества учебной деятельности сформированы, а какие необходимо формировать);  

- проанализировать уровень самостоятельности учеников при выполнении отдельных операций и изготовлении изделий;

- проконтролировать знания и умения обучающихся;

- установить причины трудностей и выбрать пути их устранения.

     Способы оценки могут быть различными: устный контроль, письменный контроль, практическая работа, графический контроль, тестовый контроль, игровой контроль.

    Мониторинг уровня усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения позволяет учителю оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений.
   Программа по швейному делу предусматривает подготовку обучающихся специальных (коррекционных) школ к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья.

    Поэтому уже с 5 класса нужно проводить мониторинг уровня сформированности навыков самостоятельной деятельности при выполнении трудовых операций на уроках швейного дела обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Ежегодно на начало, и конец учебного года учителем проводится мониторинг трудовых навыков обучающихся, заполняется таблица результатов изучения уровня сформированности самостоятельной деятельности обучающихся при выполнении трудовых операций:

 - выполнение ручных стежков;

 - заправка, чистка швейной машины;

 - правила безопасной работы инструментами и на оборудование;

 - выполнение машинных швов;

 - работа по составлению плана пошива изделия;

 - умение делать отчет о качестве выполненной работы;

 - выполнение влажно-тепловой обработки;

 - снятие мерок;                                           

 - построение чертежей.

Критерии выполнения работы:

- на 80 – 100% - 1 балл;

- на 60 – 79% - 0,75 баллов;

- на 40 – 59% - 0,5 баллов;

- меньше 40% - 0,25 баллов;  

- невыполнение или неправильное выполнение – 0 баллов.

    Данный мониторинг включает в себя наблюдение за поведением ученика на уроке, анализ его устных и письменных ответов, выполнения практических действий, осуществляемых по следующим критериям:    

- полнота усвоения знаний;

- степень самостоятельности в изложении и применении;

- степень осознанности в их использовании.    

        

Инструментарий  проведения

уровня сформированности навыков самостоятельной деятельности

при выполнении трудовых операций

на уроках швейного дела обучающихся

с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  Процедура проверки умений и навыков учащихся необходима для выявления качества учебного процесса. Учитель технологии с помощью данной карты может осуществлять текущий и итоговый контроль умений и навыков обучающихся, следовательно, регулировать качество усвоения учебного материала в ходе учебного процесса. Карта составлена так, что динамика обучения каждого ребенка трудовым навыкам хорошо видна на протяжении нескольких лет. Данные наблюдений заносятся в карту два раза в год (в конце первой четверти и в начале четвертой). Опираясь на данные карты, можно построить график динамики роста умений и навыков. График строится по среднему баллу каждой категории и отмечается определенным цветом.

Диагностическая карта учета

 умений и навыков на уроках швейного дела

(ФИ обучающегося)___________________________________

Критерии оценки

Уч. год

Уч. год

Уч. год

Ручная работа

Использование инструментов и приспособлений

5

Хорошее

4

Недостат.

3

Слабое

Сметывание (точность стежков

5

Хорошее

4

Недостат.

3

Слабое

Культура труда (порядок на рабочем месте)

5

Хорошее

4

Недостат.

3

Слабое

Техника безопасности

5

Хорошее

4

Недостат.

3

Слабое

Контрольно-оценочные навыки

5

Хорошее

4

Недостат.

3

Слабое

Работа на машине

Посадка

5

Хорошее

4

Недостат.

3

Слабое

Расположение изделия

5

Хорошее

4

Недостат.

3

Слабое

Обращение с машинкой

5

Хорошее

4

Недостат.

3

Слабое

Техника безопасности

5

Хорошее

4

Недостат.

3

Слабое

Качество изделия

Общий вид

5

Хорошее

4

Недостат.

3

Слабое

Ширина шва

5

Хорошее

4

Недостат.

3

Слабое

Точность строчки

5

Хорошее

4

Недостат.

3

Слабое

Наблюдения  учителя

Работоспособность

5

Хорошее

4

Недостат.

3

Слабое

Усвоение заданного плана работы

5

Хорошее

4

Недостат.

3

Слабое

Самооценка выполненной работы

5

Хорошее

4

Недостат.

3

Слабое

График динамики роста умений и навыков

(ФИ обучающегося)___________________________________

Оценка

3  4   5

Учебный год

Учебный год

Учебный год

Учебный год

  • Ручная работа
  • Работа на швейной машине
  • Качество изделия

Таблица результатов уровня сформированности навыков самостоятельной деятельности

при выполнении трудовых операций

(контроль знаний и умений обучающихся)

п/п

Фамилия и имя обучающихся

Качест-во

ручных

швов

Заправка

и чистка

шв.ма-шин

Правила

безопасной

работы

Машинные швы

Работа по плану

Влажно-тепловая

обработка

Снятие

мерок

Работа с

изготовл.

чертежа

Сумма

баллов

Стач-ной

Двой-ной

Запо-шивоч-ный

Шов впод- гибку

Состав-ление плана

Отчет о качестве выполн. работы

Выводы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно- нравственного развития обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Мончегорская коррекционная школа» (ГОБОУ Мончегорская КШ)

В  целях  введения  федерального  образовательного  стандарта  образования  обучающихся  с умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  бы...

Формирование базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках рисования в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках рисования в соответствии с требованиями Федерального государственного обра...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) для обучающихся 5 – 9 классов

Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нар...

Мониторинг уровня сформированности профессионального самоопределения и профориентации обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Данный материал поможет педагогам диагностировать у обучающихся профессиональные способности, умения и навыки для будущего жизнеустройства....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класс.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  5 класс....