Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация"
рабочая программа

Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya.docx37.69 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Специфические нарушения развития обучающегося значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты), работу артикуляционного аппарата, обучающиеся с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У обучающихся, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих обучающихся с ТМНР устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено либо невозможно.

В связи с этим, обучение обучающихся речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.

Содержание учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация"представлено следующими разделами: "Коммуникация", "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации", "Чтение и письмо".

Раздел "Коммуникация".

Коммуникация с использованием вербальных средств.

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с

собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая ее звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).

Коммуникация с использованием невербальных средств.

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, чернобелая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием воспроизводящего устройства. Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием кнопки (клавиши), нажатие которой запускает воспроизводящее речь устройство. Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях с использованием пошагового коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен членов семьи, обучающихся класса, педагогических работников. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.

Экспрессивная речь. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Называние собственного имени. Называние имен членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имен членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).

Чтение и письмо.

Глобальное чтение.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

Предпосылки к осмысленному чтению и письму.

Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

Начальные навыки чтения и письма.

Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).

Личностные результаты освоения АООП могут включать:

1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта обучающегося.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными.

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

Планируемые результаты освоения учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация":

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта обучающегося: понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными:

Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.

Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами).

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач:

Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;

общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

Узнавание и различение образов графем (букв).

Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

Начальные навыки чтения и письма.

3.Тематическое планирование.

«Речь и альтернативная коммуникация». 9 класс. 102 часа.

№ урока п/п

№ урока по теме

Тема

Кол-во часов

Коммуникация (3 часа)

1

1

Установление контакта с собеседником. Приветствие. Прощание. Речевая ситуация «Давайте познакомимся».

1

2

2

Просьба о помощи. Благодарность. Ответы на вопросы по картинке.

1

3

3

Диалог. Очерёдность в диалоге.

1

Чтение и письмо (47 часов)

4

1

По Н. Саконской  «Осень в школе!». Чтение и ответы на вопросы.

1

5

2

В. Суслов «Веселый звонок».

Ответы на вопросы по содержанию.

1

6

3

Слово и предложение. Запись слов и предложений из трёх-четырёх слов.

1

7

4

С. Погореловский «Отчего краснеют буквы». Выразительное чтение.

1

8

5

Выраженность в предложении законченной мысли. Знаки в конце предложения.

1

9

6

И. Молчанов - Сибирский «Есть ли время для задачек?». Составление рассказа с опорой на свой опыт.

1

10

7

Р. Сеф  «Я могу считать до 100…». Выразительное чтение.

1

11

8

Составление предложений. Повторение правила о написании предложения.

1

12

9

По В. Берестову «Где лево, где право». Пересказ по вопросам к тексту.

1

13

10

По  В. Драгунскому «Школьные слова». Чтение и ответы на вопросы.

1

14

11

Составление  и запись предложений  по картинкам на тему «Осень».

1

15

12

Распространение предложений по вопросам. Запись предложений.

1

16

13

По Г. Скребицкому «Художник-осень». Обсуждение прочитанного.

1

17

14

Интонационное оформление предложения. Знаки в конце предложения.

1

18

15

К.Бальмонт «Осень». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

1

19

16

Выделение предложений в тексте.

1

20

17

По М. Ивенсону «Падают, падают листья…» Заучивание стихотворения наизусть.

1

21

18

Списывание печатного текста по К. Ушинскому «В школе».

1

22

19

И.Мазнин «Посмотри, как день прекрасен!». Выразительное чтение

1

23

20

Гласные звуки и буквы. Различение и выделение в словах.

1

24

21

Русская сказка «Лисичка-сестричка и волк». Пересказ по вопросам к тексту.

1

25

22

Списывание печатного текста по В. Голявкину «Первый урок».

1

26

23

По А. Митяеву «В октябре». Выразительное чтение текста.

1

27

24

Определение количества гласных звуков в словах.

1

28

25

Русская народная сказка «Заюшкина избушка». Выразительное чтение.

1

29

26

Русская народная сказка «Заюшкина избушка». Пересказ по вопросам к тексту.

1

30

27

По И. Соколову-Микитову «Белки». Пересказ по вопросам к тексту.

1

31

28

Согласные звуки и буквы. Различение и выделение из слов.

1

32

29

В.Бианки «Кошкин питомец». Выразительное чтение.

1

33

30

В.Бианки «Кошкин питомец». Ответ на вопросы по содержанию текста. Пересказ по вопросам к тексту.

1

34

31

Определение количества согласных букв в словах.

1

35

32

Н.Рубцов «Воробей». Выразительное чтение

1

36

33

Слогообразующая роль гласных.

1

37

34

По И. Соколову-Микитову «Белки». Пересказ по вопросам к тексту.

1

38

35

Согласные звуки и буквы. Различение и выделение из слов.

1

39

36

Русские народные потешки. Выразительное чтение.

1

40

37

Русские народные потешки. Заучивание наизусть.

1

41

38

Деление простых слов на слоги.

1

41

39

По Н.Коростелёву «Наша Галя». Выразительное чтение.

1

43

40

Определение количества слогов в двух- трёхсложных словах.

1

44

41

С.Черный «Что ты тискаешь утенка?» Ответы на вопросы по содержанию рассказа

1

45

42

Сочетание ЖИ– ШИ. Запись слов с орфограммой. Составление словосочетаний с этими словами.

1

46

43

С.Махотин «Плохая привычка». Составление рассказа с опорой на свой опыт.

1

47

44

Закрепление написания слов с ЖИ–ШИ в предложениях, тексте.

1

48

45

Чистоговорки, загадки, пословицы, поговорки.

1

49

46

Колыбельные. Выразительное чтение. Заучивание наизусть.

1

50

47

Контрольное списывание печатного текста Г. Ладонщиков «Верная примета».

1

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (20  часов)

51

1

Слова, обозначающие предмет, признак предмета. Понимание и называние (употребление) простых предложений.

1

52

2

Слова, обозначающие предмет, признак предмета. Домашние животные. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

1

53

3

Слова, обозначающие действие предмета. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям.

1

54

4

Слова, обозначающие признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).

1

55

5

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

1

56

6

Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).

1

57

7

Слова, обозначающие времена года, явления природы. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление рассказа «Любимое время года» с опорой на собственный опыт.

1

58

8

Слова, обозначающие мебель, бытовые приборы, посуду. Составление рассказа с опорой на собственный опыт.

1

59

9

Слова, обозначающие части тела, одежду, обувь школьные принадлежности. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

1

60

10

Слова, обозначающие обобщающие понятия (животные, птицы, овощи, фрукты, продукты). Составление рассказа с использованием графического изображения (электронного устройства)

1

61

11

Слова, обозначающие профессии, инструменты. Составление рассказа с использованием графических изображений.

1

62

12

Слова, обозначающие транспорт. Составление рассказа о путешествиях с опорой на собственный опыт, с использованием графических изображений, мимики, жестов.

1

63

13

Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы, электронное устройство).

1

64

14

Составление рассказа о себе с использованием жестов, мимики, графического изображения (электронного устройства).

1

65

15

Составление рассказа о своих увлечениях с использованием предметных символов, мимики, жестов, графического изображения (электронного устройства).

1

66

16

Составление рассказа о своей семье с использованием мимики, жестов, графического изображения (электронного устройства).

1

67

17

Составление рассказа о близком окружении, друзьях, одноклассниках с использованием мимики, жестов, графического изображения (электронного устройства).

1

68

18

Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы, электронное устройство).

1

69

19

Составление рассказа о прошедших событиях с использованием мимики, жестов, графического изображения (электронного устройства).

1

70

20

Составление рассказа о планируемых событиях с использованием мимики, жестов графического изображения (электронного устройства)

1

Чтение и письмо (32 часа)

71

1

Русская народная сказка  «Вершки и корешки». Пересказ по картинкам.

1

72

2

Русская народная сказка  «Лиса и журавль». Обсуждение сказки.

1

73

3

Гласные и согласные звуки и буквы. Определение количества гласных и согласных в слове.

1

74

4

Слог. Деление слова на слоги. Упражнение в делении слова на слоги.

1

75

5

Русская народная сказка «Старик и два медвежонка». Чтение и ответы на вопросы к тексту.

1

76

6

Е.Благинина «Котёнок». Заучивание стихотворения наизусть.

1

77

7

Перенос слов. Ударение. Упражнение в переносе слова по слогам.

1

78

8

И.Бунин «Первый снег». Ответы на вопросы о содержании прочитанного.

1

79

9

Е. Чарушин «Ёж». Пересказ текста по картинкам.

1

80

10

Слова с мягким знаком. Упражнение в написании слов.

1

81

11

Правописание слов с сочетанием ЧА– ЩА. Запись слов с орфограммой. Составление словосочетаний с этими словами.

1

82

12

По В.Голявкину «Как я встречал Новый год». Выразительное чтение.

1

83

13

По В.Голявкину «Как я встречал Новый год». Пересказ по вопросам к тексту.

1

84

14

Правописание слов с сочетанием ЧУ– ЩУ. Запись слов с орфограммой. Составление словосочетаний с этими словами.

1

85

15

Слова, которые обозначают предмет. Предмет и его название. Выделение слов по вопросу «что это?».

1

86

16

Английская сказка «Дочка пекаря». Выразительное чтение. Ответы на вопросы о содержании.

1

87

17

Слова, которые обозначают предмет. Предмет и его название. Выделение слов по вопросу «кто это?».

1

88

18

Большая буква в именах людей.

1

89

19

С.Маршак «Сказка про двух лодырей» Часть1. Выразительное чтение.

1

90

20

Большая буква в кличках животных.

1

91

21

С.Маршак «Сказка про двух лодырей» Часть2. Выразительное чтение.

1

92

22

Название городов, деревень, улиц.

1

93

23

Заклички о весне. Выразительное чтение. Заучивание наизусть.

1

94

24

Употребление имён собственных в предложениях.

1

95

25

Г.Скребицкий «Любимое время года». Ответы на вопросы о содержании текста.

1

96

26

Предлоги. Правила правописания предлогов.

1

97

27

Г.Витез «Весна подарила». Ответы на вопросы о содержании.

1

98

28

Употребление предлогов в предложениях.

1

99

29

Л.Толстой «Какая бывает роса на траве». Выразительное чтение. Ответы на вопросы о содержании.

1

100

30

Текст. Смысловая последовательность предложений в тексте.

1

101

31

З.Александрова «Одуванчик». Выразительное чтение.

1

102

32

Обобщение. Проверка техники чтения. Чтение понравившихся произведений.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации

Конспект открытого занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации (по дополнительной образовательной программе "Азбука общения")тема: "Кораблики плывут"проведено в марте 201...

Рабочая программа по предмету речь и альтернативные коммуникации

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Ефимовой Надежды Михайловна по предмету: речь и альтернативные коммуникации обучающегося 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) ...

Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Речь и альтернативная коммуникация" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана ...

Диагностическое обследование: АООП вариант 9.2/СИПР; предмет "Речь и альтернативная коммуникация", раздел "Коммуникация"

Стратегия коррекции умственной отсталости при возникновении трудностей должна строиться на принципе «зоны ближайшего» развития и принципе учета слабого звена. «Зона ближайшего»...

Альтернативная коммуникация, как система невербальной коммуникации.

Альтернативная коммуникация, как система невербальной коммуникации.Альтернативная коммуникация – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут...