« Личностно-ориентированной подход как важное условие эффективности процесса обучения детей с интеллектуальными нарушениями»
учебно-методический материал
В докладе рассматриваются основные принципы и преимущества личностно-ориентированного подхода, а также его влияние на эффективность процесса обучения детей с интеллектуальными нарушениями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЛНР «Ирминская специальная(коррекционная) школа - интернат»
Доклад на тему:
« Личностно-ориентированной подход как важное условие эффективности процесса обучения детей с интеллектуальными нарушениями»
Подготовила: Иовжий Л.А.,
учитель математики и информатики
2024-2025уч.г.
Одной из важнейших задач, стоящих сегодня перед образовательными учреждениями, является задача обеспечения качества образования. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость наиболее полно реализовать идею индивидуализации обучения.
В современной педагогике особое внимание уделяется поиску эффективных методов и подходов к обучению детей с интеллектуальными нарушениями. Личностно-ориентированный подход стал одним из ведущих в методике коррекционного образования, который позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка и создавать условия для его успешного обучения. Личностно-ориентированное обучение и воспитание в коррекционной школе должно опираться на личность ребёнка, как индивидуальность, само ценность, с определённым опытом жизнедеятельности, с учётом не только социального статуса школьника, но и его внутренних психофизических ресурсов, позволяющих, прежде всего, реализовать себя в познании, в учебной деятельности и в учебном поведении. И для этого необходимо научить его таким способам мышления и учебной деятельности, которые обеспечат его интеллектуальное развитие.
Главное в личностно-ориентированном обучении в условиях коррекционной школы – умение построить учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, радости познания, развитие его индивидуальности. Формирование знаний, умений и навыков – не цель, а средство полноценного развития личности. Успех личностно–ориентированного обучения в условиях коррекционной школы, прежде всего, обуславливается умением учителя создать атмосферу полного доверия, с этой целью я активно использую такие способы общения, как понимание, признание, принятие личности ребёнка такой, какова она есть. Создаются условия, при которых ребёнок не боится проявить инициативу, каждый ребёнок способен испытать ситуацию успеха лично, почувствовать себя лидером, а, может быть, и гением. Такой подход не оставляет без внимания контролирующую и оценочную деятельность учащихся, у учеников формируется умение находить свои ошибки, исправлять их, оценивать свои действия и поступки. Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении помогает сформировать у учащихся умение общаться, обосновывать свои действия и критически оценивать их, умение самостоятельно ориентироваться в решении нестандартных ситуаций, свободно высказываться, принимать активное участие в обсуждении.
Прежде чем перейти к рассмотрению личностно ориентированного подхода, необходимо определить основные понятия, связанные с обучением детей с интеллектуальными нарушениями.
Интеллектуальные нарушения— это нарушения психического развития детей, проявляющиеся в недостаточности интеллекта, что приводит к различным расстройствам эмоциональной, волевой, социальной сфер.
Дети с интеллектуальными нарушениями имеют ряд особенностей, которые необходимо учитывать при организации процесса обучения. Среди них можно выделить следующие:
Сниженный уровень интеллекта.
Дети с интеллектуальными нарушениями испытывают трудности с усвоением новых знаний и навыков.
Недостаточное развитие речи и мышления.
Дети с интеллектуальными нарушениями могут иметь проблемы с произношением, словарным запасом и пониманием речи.
Ограниченные возможности восприятия.
Дети с интеллектуальными нарушениями могут испытывать трудности с восприятием информации, представленной в устной или письменной форме.
Нарушение эмоционально-волевой сферы.
Дети с интеллектуальными нарушениями могут испытывать трудности с контролем своих эмоций и поведения, трудности в усвоении абстрактных понятий, недостаточная сформированность пространственных представлений, сниженная мотивация к обучению,трудности в общении со сверстниками и взрослыми
В данном докладе мы рассмотрим, как личностно ориентированный подход может быть применён на уроках математики для детей с интеллектуальными нарушениями и какие преимущества он может принести.
Преимущества личностно ориентированного подхода
Личностно ориентированный подход позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка и создавать условия для его успешного обучения. Преимущества личностно ориентированного подхода на уроках математики для детей с интеллектуальными нарушениями включают:
Индивидуальный подход.
Учитель может адаптировать материал и методы обучения под потребности каждого ребёнка.
Развитие мотивации.
Личностно ориентированный подход позволяет создать условия, в которых ребёнок будет заинтересован в обучении.
Сотрудничество с родителями.
Родители могут помочь учителю понять особенности своего ребёнка и предложить рекомендации по его обучению.
Поддержка эмоционального состояния.
Личностно ориентированный подход помогает создать атмосферу, в которой ребёнок будет чувствовать себя комфортно ,уверенно и безопасно.
Урок математики — это форма организации учебного процесса, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учётом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладели основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.
Примеры применения личностно ориентированного подхода на уроках математики
На уроках математики для детей с интеллектуальными нарушениями можно применять следующие методы личностно ориентированного подхода:
Дифференциация заданий.
Учитель может предложить детям задания разной сложности в зависимости от их уровня знаний и способностей.
Использование наглядных материалов.
Наглядные материалы могут помочь детям лучше понять материал и запомнить его.(таблицы, геометрические фигуры, картинки
Игровые методы.
Игровые методы могут сделать процесс обучения более интересным и увлекательным. Например игры : « Магазин», « Что? Где? Когда?»,» Моя строительная фирма» и т.д.
Работа в малых группах.
Работа в малых группах позволяет детям работать над заданиями вместе, что может помочь им лучше понять материал.
Также можно использовать такие виды деятельности, как консультант (хорошо успевающий ученик работает с менее успевающим), взаимный контроль. У обучающихся возникает чувство удовлетворения после каждого верно решённого задания, они не чувствуют страха перед новыми задачами.
Основные аспекты личностно –ориентированного обучения:
- Мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны чётко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. Для этого можно использовать нестандартные формы работы: урок-презентация, урок-исследование, урок-путешествие, урок-игра, урок-соревнование.
- Подбор учебного материала. Он должен обеспечивать выявление содержания личного опыта учащихся, включая опыт их предшествующего обучения.
- Стимулирование самостоятельной деятельности. В ходе каждого урока нужно активно стимулировать учащихся к самостоятельной деятельности, обеспечивая им возможность самообразования, саморазвития и самовыражения в ходе овладения теми или иными знаниями.
- Разно уровневый подход .Создание разно уровневых задач и примеров: классы делят на группы по уровню восприятия получаемой информации.
Урочный, внеурочный материал, домашние задания делятся на базовый уровень (для всех по программе) и уровень повышенной сложности. Контрольно-измерительный материал предлагается учащимся на выбор, например, задания первого, второго и третьего уровня сложности.
Разнообразие видов заданий.
Это традиционные задачи, задачи с опорными таблицами, тесты, математические диктанты.
- Здоровье сбережение. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения нужно проводить физкультминутки, эмоциональную разрядку, зарядку для глаз, минутки для шутки, рефлексию.
Личностно-ориентированный подход — важное условие эффективности процесса обучения математике детей с интеллектуальными нарушениями. Он позволяет бережно сохранить и развить индивидуальные возможности каждого ребёнка.
- Учёт психофизиологических особенностей. Нужно контролировать состояние ребёнка, учитывать его темперамент, настрой, работоспособность, медицинские рекомендации на всех этапах урока;
- Своевременная смена типа заданий.
Они могут быть письменными, устными, индивидуальными, групповыми, фронтальными.
- Поддержка эмоционального состояния.
Создание благоприятного психологического климата в классе.
При выборе заданий нужно опираться на чувственную сферу, практическую деятельность и опыт учащихся. При работе с детьми этой категории важно подмечать и поощрять их успехи, помогать каждому ребёнку, развивать в нём веру в собственные силы и возможности.
Применение личностно-ориентированного подхода способствует развитию навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, влияет на развитие таких черт характера, как целеустремлённость, настойчивость, ответственность, коммуникативность, адаптивность.
Заключение
Личностно ориентированный подход является важным условием эффективности процесса обучения детей с интеллектуальными нарушениями на уроках математики. Он позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка и создавать условия, в которых он сможет успешно учиться. Применение личностно ориентированного подхода на уроках математики может помочь детям с интеллектуальными нарушениями лучше усвоить материал, развить мотивацию к обучению и поддержать эмоциональное состояние.
Список литературы
- Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М., 1998.
- Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. — М., 2001.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) / Под ред. Б. П. Пузанова. — М., 2000.
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. — М., 1982.
- Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. — М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа "Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения"
Творческая работа написана в форме творческого отчёта....
Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС
Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы. Рекомендована педагогам, активно использующим современные технологии в учебно-воспитательной деятельности, в частности, личностно-ориентиров...
«Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках профессионально-трудового обучения».
Использование личностно-ориентированного обучения на уроках в коррекционной школе приемлем в коррекционной школе и способствует адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья в современно...
«Интегрированные уроки письма, развития речи и изобразительного искусства в 6 классе как эффективная форма формирования познавательной активности в обучении детей с интеллектуальными нарушениями».Доклад на региональной конференции.2017-2018 уч.год.
В работе представлены формы и методы интеграции при обучении письму ребёнка с интеллектуальным нарушениями....
Доклад на методическом объединении .«Интегрированные уроки письма, развития речи и изобразительного искусства в 6 классе как эффективная форма формирования познавательной активности в обучении детей с интеллектуальными нарушениями».2017-2018 учебный год
Каждый учитель, работая с такими детьми, сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение...
Проектный метод в процессе обучения детей с интеллектуальными нарушениями
Проектный метод в процессе обучения детей с интеллектуальными нарушениями...
Печатное издание на тему комплексного подхода в коррекционно-развивающем обучении детей с интеллектуальными нарушениями в работе специалистов службы психолого-педагогического сопровождения : "Неделя специалиста: Зимние забавы".
В данной книге содержатся занятия (мероприятия) специалистов СППиСС ГКОУ СКОШИ № 52 (Москва) по формированию и развитию навыков социализации и коммуникации у детей с интеллектуальными н...