Использование игровых технологий для социализации обучающихся с ОВЗ
учебно-методический материал
Предлагаются конкретные примеры игр и игровых заданий, которые могут быть адаптированы под потребности и возможности детей с ОВЗ. Рассматриваются различные методы организации игровой деятельности, включая групповые и индивидуальные формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy_dlya_sotsializatsii_obuchayushchihsya_s_ovz.docx | 28.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ ЛНР «Ирминская специальная(коррекционная) школа-интернат»
Использование
игровых технологий для социализации обучающихся с ОВЗ.
Подготовила доклад Иовжий Л.А.
учитель математики и информатики
2021-2022уч. год
Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление, играют люди, во взаимодействии с которыми протекает его жизнь: родители, родственники, сверстники, учителя.
В процессе социализации ребёнок усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять жизненно важные социальные роли.
Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, недостаточном общении со сверстниками и взрослыми, в недоступности ряда культурных ценностей. Нельзя подготовить ребенка к самостоятельной трудовой деятельности, к жизни в обществе, не научив правильно вести себя в различных ситуациях, делать экономический выбор, принимать самостоятельные решения в личной жизни, думать "по-хозяйски".
Основной задачей обучения математике в коррекционной школе является максимальное преодоление дефектов развития учащихся, подготовка их к производственному труду и самостоятельной жизни. Овладение элементарными экономическими понятиями помогает учащемуся успешней адаптироваться в быту, устанавливать адекватные деловые, производственные отношения в современном обществе.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения. Опыт показывает, насколько плохо ориентируются школьники с ограниченными возможностями здоровья в жизненно важных вопросах - как устроиться на работу, как получить необходимое медицинское обследование, как распределить бюджет и многое другое.
С возрастом, в связи с необходимостью посещать магазины, выбирать и оплачивать разнообразные услуги, у школьников накапливается собственный житейский опыт, но спонтанно приобретенного опыта недостаточно. После окончания школы подросткам предстоит вступать в более сложные экономические отношения, как на производстве, так и в быту. Считаю, что после знакомства на уроках математики с элементами экономики учащимся с ограниченными возможностями здоровья будет легче применять полученные знания к решению конкретных практических задач, с которыми учащиеся будут сталкиваться в повседневной жизни. Экономические сведения помогут детям лучше понимать процессы, протекающие на производстве, в сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п.
Актуальность экономического воспитания обусловлена и тем, что дети не в
2
состоянии воспринимать речевые обороты взрослых. Они буквально на каждом
шагу встречаются с такой терминологией, как кредит, ипотека, аренда, бизнес и т.д. Поэтому н^ уроках стараюсь раскрыть содержательную сторону экономических понятий через математические задания. Кроме того, учебные задания с экономической информацией - один из возможных вариантов разнообразия трудоемкой и довольно сложной работы по совершенствованию вычислительных навыков. Разработка и применение задач практического содержания на уроках математики оказывает существенное влияние на формирование умственных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и повышает интерес к предмету.
Одной из современных технологий способствующих социализации детей с ОВЗ, являются игровые технологии.
Основная цель при использовании игровых технологий для социализации учащихся коррекционных школ с ОВЗ- активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики , развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность . Игры на уроках математики считаю современным методом обучения и воспитания, обладающим образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве, что способствуют социализации учащихся. Приведу примеры нескольких видов игр, используемых мною на уроках математики; игры-упражнения, игры- путешествия, сюжетная ролевая игра, игра-соревнование, решение задач практического направления с использованием моментов игры.
Игры - упражнения направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, является хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысление и закрепление учебного материала, применение его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.
Игры-путешествия служат в основном целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Кроме этого, материал таких уроков ненавязчиво обогащает словарный запас, развивает речь, активизирует внимание. Конечно, урок-путешествие требует большой предварительной подготовки, специального подбора материала , логической увязки с идеей урока. Но эффект таких уроков колоссален , нет ни одного скучающего ребёнка на уроке.
Сюжетная (ролевая ) игра отличается тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определённые роли. В своей практической деятельности использую такие формы проведения уроков как деловые игры, в процессе которых на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка , в которой выполняются конкретные действия.
Игра- соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры обучающиеся делятся на группы, команды, между которыми идёт соревнование. Существенной особенностью игры является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Игра- соревнование позволяет в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал ,но
3
весьма сложные вопросы учебной программы. В этом её основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.
В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Игровые технологии, я считаю, являются одной из уникальных форм обучения , которая позволяет сделать интересной и увлекательной не только работу обучающихся на творческо-поисковом уровне , но и будничные шаги по изучению предмета. Проведение уроков в форме учебной деловой игры также способствует формированию социальной компетентности учащихся.
Их отличительными свойствами являются:
^ моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций и отношений;
- поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предыдущего этапа влияет на ход следующего;
- обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
- использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
- контроль игрового времени.
Учебное занятие начинается с построения модели игры, целеполагания, распределения ролей, функции всех участников. В ходе игры актуализируются знания учащихся, выполняются задания по группам, причем результат одной группы используется другой. Задания прикладного характера требует совместного обсуждения и решения, творческого применения знаний. При проведении отчета осуществляется самооценка, взаимооценка учебной деятельности. Игра завершается этапом рефлексии. На таких занятиях созданы условия для развития у детей социальной культуры, проявления инициативы и стремления обеспечить успех группы, готовности к психологическому контакту и взаимопомощи, самооценки качества своей работы с позиции её вклада в общий результат деятельности.
Например, урок - деловая игра «Банк» по теме «Проценты» в 9классе. При изучении темы «Проценты» открывается широкая возможность для решения задач, взятых из жизни. При постоянно меняющихся ценах на товары, при многообразии цен на одни и те же виды товаров в различных магазинах, при таких явлениях, как «скидки» на товары и «распродажа» - выпускники школ должны научиться ориентироваться во всех этих явлениях и уметь выбрать, где с наименьшей потерей для своего бюджета сделать ту или иную покупку. С этой целью и составляю задачи, где речь идет о стоимости товаров, о скидках на них, о приобретении товаров в кредит и другие.
В содержание игры «Бюджет» включаю задачи на расчет оплаты за различные услуги: за воду (горячую, холодную), отопление, газ, телефон, электричество и т.д. Вначале решаем задачи на каждый вид услуги отдельно, а затем рассчитываем оплату за несколько видов услуг по нарастающей трудности.
До начала решения задачи приходится каждый раз объяснять новые слова, выражения. Слова, требующие объяснения при решении этих задач:
4
коммунальные услуги, тарифы, абонентская плата, льготы, техобслуживание, приватизация, наем, договор, электроэнергия, субсидия, доход.
При решении этих задач можно говорить об экономии, о том, что с этой целью уже ставятся счетчики на воду, газ, электроэнергию. Кроме того, надо объяснить, что некоторые семьи, люди получают субсидии, т.е. денежную помощь для оплаты коммунальных услуг: это инвалиды, а также семьи с низким уровнем доходов.
Детям нравятся решать задачи: на расчет количества продуктов и их стоимости для организации питания в школьной столовой; на расчет ткани, необходимой для шитья плjaтья, блузок; на нахождение количества строительного материала,
необходимого для изготовления, например, табуретки на уроках столярного дела и др.
Например, игра «Магазин», в которую включается строго определенная тема «Действия с именованными числами», позволяющая закрепить знания и умения учащихся по данной теме. Класс делится на «семьи». Далее дети выбирают «магазин» (это может быть продуктовый, промышленный, хозяйственный). В начале игры каждая «семья» получает зарплату, выполнив ряд устных упражнений. На заработанные деньги они «покупают» необходимое, представлявшие из себя ряд заданий по теме. По окончании работы подсчитывался расход «семьи». Если расход не превышает доход, задание Считается выполненным. Эта игра позволила увидеть не только уровень сформированных навыков у учащихся, а так же умение детей работать самостоятельно.
Игра «В стране Геометрии» при изучении темы «Масштаб» по геометрии
показала, что часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым, во
время игры легко усваивается. Ребята с огромным удовольствием изображали
разные предметы, используя тот или иной масштаб. Здесь интерес и удовольствие, важные психологические показатели игры.
Игра – соревнование может включать в себя все вышеназванные виды
дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры
учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование.
Существенной особенностью игры - соревнования является наличие в ней
соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают
ведущее место в основных игровых действиях, особенно у детей с ОВЗ, а
сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и
задачами. Игра - соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания
материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные
вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и
преимущество перед другими видами дидактических игр.
Особенно учащимся нравятся игры, составленные по аналогии с телевизионными. Для учащихся в своей практике на уроках обобщения часто
использую игры « Кто хочет стать отличником!»; «Что? Где? Когда?» Данные
игры носят не только обучающий характер, но и воспитывает в детях
самостоятельность, упорство, желание победить.
5
Игра, где предполагается групповое участие детей, воспитывают в них терпимость друг к другу, умение выслушать своих товарищей, работать в коллективе и принимать коллективные решения.
В игре « Строители», обучающиеся смогут повторить и закрепить знания по теме: «Площадь».
В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами. Игровые формы занятий или математические игры - это занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации.
Я использую игры на разных этапах урока. Так в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», при устном счете:
- математический лабиринт,
- магические квадраты,
- кроссворды,
- ребусы,
- головоломки и др.
Для адаптации детей часто провожу дидактические игры «Поход в магазин», «Поход в банк», «Наша столовая», «Экскурсии в швейную и столярную мастерскую», где решаем конкретные практически направленные задачи. Нестандартные задания по математике повышают интерес к математике, а также способствуют общему развитию учащихся, расширяют их кругозор. При закреплении изученного материала - «Найди ошибку», кодированные упражнения. Так же игровую технологию использую во внеклассной работе по математике. . Всё это направлено на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определённых умений и навыков необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков
Подготовка учащихся к жизни, к трудовой деятельности, является одной из наиболее важных задач обучения. На своих уроках стараюсь формировать элементарный уровень экономической грамотности, необходимой для адаптации учащихся в современных социально - экономических условиях, умение делать выбор, принимать самостоятельные решения в личной жизни.
Математическая игра удачно соединяет игровые и познавательные мотивы, и в такой игровой деятельности постепенно происходит переход от игровых мотивов к учебным мотивам.
Уроки математики способствуют коррекции процесса формирования личности и недостатков познавательной деятельности, готовят учащихся и воспитанников к самостоятельной жизни, более адекватной оценке своего и чужого труда.
6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока для обучающихся 1-2 класса с использованием игровых технологий
Занятие под названием "Путешествие в город Веселых Мячей" предназначено для обучающихся 1-2-х классов.Занятие проводится в игровой форме и позволяет наиболее интересно рассказать детям о различн...
«Использование игровых технологий как путь активизации познавательной деятельности на уроках русского языка обучающихся по индивидуальной программе специальной (коррекционной) школы VIII вида».
Развитие и совершенствование познавательного процесса на основе развития у детей с нарушением интеллекта внимания, памяти, мышления и воображения,связной устной и письменной речи посредством игр...
Использование игровых технологий в развитии индивидуальных спо-собностей и компетенций обучающихся с умственной отсталостью (ин-теллектуальными нарушениями).
При работе с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении ...
Использование игровых технологий с целью повышения мотивации обучающихся по дополнительной образовательной программе
Сохранение и укрепление здоровья, воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни, соответствующих поведенческих стереотипов школьников — приоритетное направление государственной полити...
Урок литературы для обучающихся 9 класса с использованием игровой технологии по произведению А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Учитывая возрастные особенности обучающихся 9 класса (15-16 лет), выбран урок-игра. Каждый учитель согласится с тем, что такая форма наиболее удачна на уроках обобщающего повторения и является самой п...
Статья Использование игровых технологий с обучающимися 5-ых классов с ОВЗ (ТНР)
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по из...
Использование игровых технологий для социализации обучающихся с ОВЗ
Доклад посвящён применению игровых технологий как одного из эффективных методов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В нём рассматриваются основные игровые подходы, направл...