Урок литературы для обучающихся 9 класса с использованием игровой технологии по произведению А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Учитывая возрастные особенности обучающихся 9 класса (15-16 лет), выбран урок-игра. Каждый учитель согласится с тем, что такая форма наиболее удачна на уроках обобщающего повторения и является самой продуктивной. Игра является самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов: как для обучающихся среднего звена, так и старшеклассников. Через игру решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Расширение круга чтения, повышение уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст - всё это становится важным средством. Ученики способны оценить степень актуальности знаний и умений по теме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературы для обучающихся 9 класса с использованием игровой технологии по произведению А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Продолжительность урока: 45 минут.
Форма организации учебного занятия: познавательно-интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Роль преподавателя: судья-рефери, а также инструктор, дающий рекомендации по выполнению каждого этапа игры.
Тип учебного занятия: урок повторения и систематизации знаний.
Технологии: игровые, информационно-коммуникационные.
Место урока: заключительный урок при изучении романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Межпредметные связи: история, русский язык, изобразительное искусство, музыка.
Материалы и оборудование:
- На доске: эпиграф (фамилия автора временно закрыта от участников);
словарь: ареопаг, агон, ария.
- Портрет А.С.Пушкина.
- Роман в стихах. А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (тексты на партах).
- Компьютер, проектор, слайдовая презентация (после озвучивания ответа на вопрос,
правильный ответ с иллюстрациями появляется на экране).
- Ордена и медали «Умники» и «Умницы».
- Три дорожки для игроков: красная, жёлтая, зелёная.
- Дидактический материал для обучающихся, учителя.
- Аудиозаписи в исполнении И. Смоктуновского, С. Лемешева.
Место проведения: учебный кабинет литературы.
Во время проведения урока спрогнозировано изменение игры в зависимости от действий игроков. Если агонист (2 этап) даёт неверный ответ, игрока может спасти его же команда-теоретиков. Если же ответа у них нет, право дать верный ответ предоставляется двум другим командам-теоретикам.
Уроки в игровой форме проводятся не в первый раз; все этапы игры (блиц-опрос, логическая цепочка, работа со словами, теоретический, музыкальный), как и правила работы в группах учащимся знакомы.
Предварительная подготовка: в игре участвуют 3 команды по 6 человек в каждой (группы формировались учащимися самостоятельно, учитывались познавательные и межличностные интересы участников). Каждая команда заранее должна была выбрать капитана, название и девиз в соответствии с темой урока.
Конспект урока.
Эпиграф к уроку
«Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни
и в высшей степени народное произведение».
Вступительное слово учителя, объявление целей и задач урока. (3 минуты)
Добрый день, дорогие участники игры, гости и уважаемый ареопаг.
Я рада приветствовать вас на познавательно-интеллектуальной игре «Умники и умницы».
Обратите внимание на портрет писателя. Чей портрет находится перед вами? Кто его написал?
Сегодня мы собрались с вами на заключительном уроке по изучению романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Много работы проделано в процессе изучения: чтение и анализ текста; разговор о композиции, сюжете, истории создания; характеристика главных героев, написаны проверочные тесты, мини-сочинения и сочинения. Поэтому цель нашей сегодняшней встречи: в интересной, увлекательной форме обобщить и систематизировать знания, полученные в ходе изучения романа. Надеюсь, что произведение оставило в вашей душе добрый след, ведь вы окунулись в замечательную эпоху, сделали выводы о том, что истинно, а что ложно, что любовь созидает, а эгоизм и равнодушие разрушают. Мне бы хотелось, чтобы вы, как по-настоящему русские люди, гордились русской классикой, любили и знали её.
Почему и сегодня роман А.С.Пушкина волнует нас? Ф. М. Достоевский говорил, что «этот роман - бессмертная и недосягаемая поэма, а Пушкин — великий народный писатель».
Сегодня мы ещё раз поговорим об этом великом писателе и его великом произведении. А судить наше состязание будет Высокий ареопаг, в составе которого знатоки литературы: учителя, старшеклассники.
Игра будет проходить в несколько этапов. Ваша цель – заработать как можно больше орденов и медалей за правильные ответы. Орден имеет большую ценность нежели медаль. Только за полный ответ команда получает орден. Наш справедливый ареопаг будет решать: вручить орден или медаль. Вы можете две полученные медали обменять на орден.
Ход игры.
1 этап. «Позвольте представиться».
Я предлагаю командам представиться и назвать капитанов.
2 этап. «Разминочный».
Каждая команда получает орфографическое задание, выполнив которое (в зависимости от решения судейской коллегии), соревнующиеся занимают игровые дорожки. (Оценивается правильность и быстрота выполнения задания). Напоминаю о правилах работы в группе.
3 этап. «Конкурс капитанов».
А сейчас на дорожки предлагаю пройти капитанам команд (агонистам). Первым выбирает дорожку тот игрок, чья команда наиболее полно, исчерпывающе ответила на вопрос предыдущего задания.
Познакомьтесь с правилами игры (слайд).
На зелёной дорожке – 4 клетки, на жёлтой- 3, на красной – 2. Игрок, выбравший зелёную дорожку, отвечает на 4 вопроса, он может ошибиться два раза; идущий по жёлтой, отвечает на 3 вопроса, может допустить одну ошибку, по красной – два вопроса. Этот путь к победе самый короткий, но ошибаться нельзя. Вопросы задаются по очереди: от зелёной дорожки к красной.
Игроки, находящиеся на дорожках, выбирают из предложенного (на слайде) перечня тем по произведению А.С.Пушкина только одну. На раздумье вопроса участникам даётся 30 секунд. Жюри напомнит вам об истечении времени.
За каждый правильный ответ агонисту вручается орден Умника.
Агон заканчивается, как только один из участников пересечет свою дорожку.
Если до конца дорожек доходят 2 участника, то им предлагаются вопросы до тех пор, пока не выявится сильнейший.
Начинаем агон (напоминаю значение слова, вновь обращаясь к словарной статье - агон с греческого означает «соревнование, состязание»)
Темы игры. (на слайде)
1 | 2 | 3 |
Татьяна Ларина | Письмо | Критика |
Цифры | Евгений Онегин | Ольга Ларина |
Владимир Ленский | Кто так жил? | Кто это? |
Татьяна Ларина | Как Татьяна гадала на Крещение? В этом гадании, между прочим, ей была точно предсказана её судьба. |
Цифры | Сколько лет было Онегину, когда после дуэли с Ленским он отправился в путешествие? |
Владимир Ленский | Как называлась деревня Ленского? |
Письмо | Кто передал письмо Татьяны Онегину? |
Евгений Онегин | Какое экономическое преобразование осуществил Онегин в деревне? |
Кто так жил? | «…деревенский старожил/Лет сорок с ключницей бранился, /В окно смотрел и мух давил» |
Критика | Кому из критиков принадлежит цитата: «Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек, но мы до сих пор избегали слова «эгоист», - и так как избыток чувства, потребность изящного не исключают эгоизма, то мы скажем теперь, что Онегин – страдающий эгоист»? |
Ольга Ларина | За кого вышла замуж Ольга? |
Кто это? | Кто из героев «И в книгах не видал вреда:/ Он, не читая никогда, их почитал пустой игрушкой» |
4 этап. «Тайна слова».
Ни одно слово у А.С.Пушкина не является случайным. В этом задании вы должны объяснить значение слова.
«Татьяна долго в келье модной
Как очарована стоит.
Но поздно. Ветер встал холодный.
Темно в долине. Роща спит
Над отуманенной рекою;
Луна сокрылась за горою.
И пилигримке молодой
Пора, давно пора домой».
Почему Татьяна названа пилигримкой?
- этап. Блиц-викторина.
1. Как звали любимую куклу Татьяны?
2. С какого расстояния стали сходиться на дуэли Онегин и Ленский? С какого расстояния Онегин выстрелил в Ленского?
3. Какая единственная книга составила библиотеку дяди Онегина?
4. Какого числа и какого месяца Ленский стрелялся с Онегиным?
5. Когда намечалась свадьба Ленского с Ольгой?
6. Какую книгу читал Ленский перед дуэлью?
7. «Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь…» - Замечательные
стихи! Они могли погибнуть. Какая опасность им угрожала? Подскажу, это 5-ая
глава «Евгения Онегина».
8. Какое время года любила Татьяна Ларина?
9. Кто из героев романа «Евгений Онегин» «…воспевал «разлуку, и печаль, и
нечто, и туманну даль, и романтические розы»?
10. Кто из героев «И в книгах не видал вреда:/ Он, не читая никогда, их почитал
пустой игрушкой»?
6 этап. «Логическая цепочка».
Расположите в хронологической последовательности события, описанные в романе «Евгений Онегин»:
А) исповедь Татьяны
Б) знакомство Онегина с Ленским
В) преобразования Онегина в деревне
Г) исповедь Онегина Татьяне
Д) именины Татьяны
7 этап. «Музыкальный». Существуют ли оперы, созданные на сюжеты произведений А.С.Пушкина? А на произведение «Евгений Онегин?
Прослушайте музыкальный фрагмент.
Определите, что это за музыкальное произведение? Кто его написал?
Кто из героев роман писал такие стихи?
«Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни?
Что день грядущий мне готовит,
Его мой взор напрасно ловит,
В глубокой мгле таится он.
Нет нужны; прав судьбы закон.
Паду ли я, стрелой пронзённый,
Иль мимо пролетит она…»
8 этап. «Теоретический».
Какова структура онегинской строфы и сколько всего строф в романе? Перечислите отступления от принципа онегинской строфы. Чем они мотивированы? (в качестве подсказки предлагается фрагмент текста).
9 этап. «Восстанови текст».
Я вновь хочу обратить ваше внимание на доску, где записан эпиграф к уроку. Кому принадлежат слова: «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение»? Какой смысл вкладывал критик в эти слова?
Собраньем каких глав называет автор своё творение?
Восстановите пропущенные строчки (подсказка: это должны быть имена прилагательные)
Прими собранье …….. глав,
…………., …..…….,
………....., …..…….,
………... плод моих забав,
Бессонниц, ……….. вдохновений,
………... и ……….... лет,
Ума ……….…. наблюдений
И сердца ………….. замет.
Прочитайте выразительно то, что у вас получилось. Сравните ваш получившийся текст с тем, который предложен на слайде. А теперь прослушайте аудиозапись данного отрывка, пока наш уважаемый ареопаг подведёт итог этому конкурсу.
Подведение итогов игры, представление слова жюри (1 минута)
Сегодня мы ещё раз убедились, какие вы умники и умницы. Вы показали свои знания, умения работы в группах. Но эта игра, а в каждой игре есть лучший из лучших; предоставим слово жюри для подведения итогов игры.
(Выставление оценок в соответствии с количеством орденов и медалей)
Учитель. Ясна ли была вам цель игры? Я попрошу вас ответить на вопросы.
Рефлексия. (письменный блиц-опрос с участниками игры; при затруднении командам предлагаются подсказки к вопросам) (2 минуты:
- Оправдала ли игра твои ожидания?
- Что показалось наиболее интересным и запомнилось?
- Хотел бы ты ещё поучаствовать в игре?
- Твои предложения: как сделать игру более интересной.
Оцените работу свою и команды.
Заключительное слово учителя. (1 минута)
Пусть не все тайны разгаданы, впереди у вас много времени, и мне хочется надеяться, что вы ещё не раз обратитель к произведению великого поэта, писателя и откроете для себя что-то новое.
Надеюсь, что живой интерес к творчеству А.С.Пушкина, замечательного русского поэта, не угаснет, а будет только разгораться.
Приложение 1. Презентация к уроку.
Приложение 2. Для учащихся.
Памятка работы в группе.
1. Думай, слушай, высказывайся.
2. Говори спокойно ясно, только по делу.
3. Уважай мнение других.
4. В команде не должно быть «спящих», все активно работают над решением проблемы.
5. В группе равные возможности успеха.
6. Не бери всю инициативу на себя.
7. Успех команды зависит от каждого.
Мы в одной лодке: или выплываем, или вместе утонем!
Дидактический материал к уроку-игре (для 2 этапа).
Орфографическое задание.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Изм..нить композицию романа; Пушкин предпол..гал рас..казать о д..льнейшей су..ьбе Онегина; после пор..жения вос..тания; сократить р..ман; ..жечь десятую главу; навлеч.. на него пр..следования; мы все учились (по)н..многу чему(нибудь) и как(нибудь).
Онегин умный тонкий и наблюдательный сразу почу..ствовал в Татьяне поэтическую душу. Об..яснение Онегина суровое резкое явилось для Татьяны полной (не)ожиданностью. Татьяна это редкий пр..красный цветок случайно выр..сший в расселине дикой скалы.
Материал для 4 этапа игры.
«Татьяна долго в келье модной
Как очарована стоит.
Но поздно. Ветер встал холодный.
Темно в долине. Роща спит
Над отуманенной рекою;
Луна сокрылась за горою.
И пилигримке молодой
Пора, давно пора домой».
Почему Татьяна названа пилигримкой?
Материал для 5 этапа игры (подсказки для работы).
1. Глава вторая XXIV- XXVIII.
2. Глава первая XXVIII-XXXI.
3. Глава вторая I-III.
4. 25 января – Татьянин день…
5. Глава четвёртаяXLVII-LI.
6. Глава шестая XIX-XX.
7. А.С.Пушкин был азартен.
8. Глава пятая I-IV.
9. Глава вторая VII-X.
10. Глава вторая XXVIII- XXX.
Материал для 6 этапа игры.
Расположите в хронологической последовательности события, описанные в романе «Евгений Онегин»:
А) исповедь Татьяны
Б) знакомство Онегина с Ленским
В) преобразования Онегина в деревне
Г) исповедь Онегина Татьяне
Д) именины Татьяны
Материал для 8 этапа игры.
«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!»
Материал для 9 этапа игры.
Прими собранье ……………….глав,
………………, …………………,
……………...., …………………,
……………… плод моих забав,
Бессонниц, …………. вдохновений,
……………. и ………………. лет,
Ума ……………… наблюдений
И сердца ………………… замет.
Рефлексия.
Критерии | |
Ясна ли была вам цель игры? | |
Оправдала ли игра твои ожидания? | |
Что показалось наиболее интересным и запомнилось? | |
Хотел бы ты ещё поучаствовать в игре? | |
Твои предложения: как сделать игру более интересной. |
«Оцени свою работу и работу группы».
Критерии | |
Я помогал другим… | |
Я точно выполнял свою роль… | |
Работали дружно… | |
Своевременно выполнили задание.. | |
Качественно выполнили задание… | |
Каждый приложил усилие в общем деле… |
Приложение 3. Для учителя.
Дидактический материал (задания) к уроку-игре с ответами для проверки.
(Материал для 3 этапа).
Татьяна Ларина
Как Татьяна гадала на Крещение? В этом гадании, между прочим, ей была точно предсказана её судьба. («Из блюда, полного водою, /Выходят кольца чередою;/И вынулось колечко ей/Под песенку старинных дней:/ «Там мужички-то всё богаты, /Гребут лопатой серебро;/Кому поём, тому добро/И слава!»)
Цифры
Сколько лет было Онегину, когда после дуэли с Ленским он отправился в путешествие? (Онегину 26 лет: «Дожив без цели, без трудов/До двадцати шести годов…»)
Владимир Ленский
Как называлась деревня Ленского? (Красногорье. «В пяти верстах от Красногорья, деревни Ленского»).
Письмо
Кто передал письмо Татьяны Онегину? (Татьяна-няне: «Пошли же внука своего»)
Евгений Онегин
Какое экономическое преобразование осуществил Онегин в деревне? («Ярем он барщины старинной/ Оброком лёгким заменил»)
Кто так жил?
«…деревенский старожил/Лет сорок с ключницей бранился, /В окно смотрел и мух давил» (Дядя Онегина)
Критика
Кому из критиков принадлежит цитата: «Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек, но мы до сих пор избегали слова «эгоист», - и так как избыток чувства, потребность изящного не исключают эгоизма, то мы скажем теперь, что Онегин – страдающий эгоист»? (Виссариону Белинскому)
Ольга Ларина
За кого вышла замуж Ольга? («Улан умел её пленить»)
Кто это?
Кто из героев
«И в книгах не видал вреда:/ Он, не читая никогда, их почитал пустой игрушкой» (Ларин)
Материал для 4 этапа игры.
Почему Татьяна названа пилигримкой? (Пилигрим- странник, путешествующий к святым местам, например, в Вифлеем или ко Гробу Господню в Иерусалиме. Татьяна названа пилигримкой потому, что она посетила священное для себя место – дом Онегина. Слово пилигримка здесь имеет шутливый оттенок, не воспринимаемый современным читателем).
Материал для 5 этапа игры.
1. «Но куклы даже в эти годы/ Татьяна в руки не брала…»
2. Стали сходиться с расстояния в тридцать два шага. Онегин выстрелил с четырнадцать шагов.
3. «Календарь осьмого года».
4. 27 января по новому стилю, через день после Татьяниного дня.
5. В конце января. Именины Татьяны были в субботу 24 января. Ленский за неделю до этого был в гостях у Онегина и пригласил его к Лариным. Пушкин пишет «Он весел был. /Чрез две недели. /Назначен был счастливый срок».
6. «Домой приехав, пистолеты/ Он осмотрел, потом вложил/ Опять их в ящик и, раздетый, /При свечке, Шиллера открыл…» Это чтение Шиллера накануне дуэли, оказавшейся роковой, подготовлено предшествующей характеристикой Ленского: «Он с лирой странствовал на свете;/ Под небом Шиллера и Гёте/ Их поэтическим огнём/ Душа воспламенялась в нём…».
7. Пушкин чуть было не проиграл её в карты.
8. «Татьяна (русская душою), /Сама не зная, почему/ С её холодною красою/ Любила русскую зиму».
9. Владимир Ленский.
10. Дмитрий Ларин.
Материал для 8 этапа игры.
Онегинская строфа состоит из 14 строк со следующей системой рифмовки: АбАбВВггДееДжж (заглавными буквами обозначены женские рифмы, строчными- мужские). Всего в романе более 400 строф. От принципа онегинской строфы Пушкин отступает в «Письме Татьяны к Онегину» (гл.3) и «Письме Онегина к Татьяне» (гл.8): оба письма астрофичны.
Материал для 9 этапа игры.
Прими собранье пёстрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав,
Бессонниц, лёгких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Акмеизм. Конспект урока литературы в 11 классе с использованием информационных технологий
конспект урока в литературы в 11 классе с использованием ИКТ...
Урок литературы в 7 классе с использованием здоровьесберегающей технологии и технологии кооперативного обучения по теме "Образ Тараса Бульбы в повести Н.Гоголя"
Цель: раскрыть образ Тараса Бульбы как олицетворение сильного русского характера Задачи:Образовательные:Ø подвести учащихся к пониманию всеобъемлющего знания повести “Тарас Бульба"Воспитате...
УРОК-ВИКТОРИНА В 6 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ "ВЕЛИКОБРИТАНИЯ"
Цель урока: повторение изученного материала по теме «Great Britain», развитие навыков и умений иноязычной речевой деятельности: аудирования, говорения (монологической, диалогической речи). Задачи урок...
Заключительный урок по произведению А.С. Пушкина "Евгений Онегин" в 10 классе
Презентация к заключительному уроку по произведению А.С. Пушкина "Евгений Онегин" в 10 классе...
Урок литературы в 9 классе на тему "Природа трепетна..." ( по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин")
Данный материал помогает обучающимся глубже понять своеобразие пушкинского пейзажа, почувствовать мастерство поэта в умении передавать самые тончайшие проявления природы....
Материалы к уроку литературы в 9 классе по 1 главе романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Представленные здесь материалы по 1 главе "Евгения Онегина" помогут более полно представить характеры главных героев....
Изучение феномена дуэли XIX века как важного элемента понимания художественных произведений на уроках литературы (на примере произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
В статье рассматривается феномен дуэли как неотъемлемая часть жизни дворян XIX века, а также как важная составляющая классических литературных произведений, изучаемых на школьных занятиях....