Выступление на заседании ШМО по теме: "Парная и групповая формы работы на уроке немецкого языка. Проектная методика."
статья
В данной работе повествуется об основных формах работы в группах и парах на уроке немецкого языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_zasedanii_shmo.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
«Парная и групповая формы работы на уроках немецкого языка. Проектная методика.»
Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей.
Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, т.к современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.
Групповая работа – это совместная деятельность детей и учителя, где реализуются все виды взаимодействий: “учитель – ученик, ученик- ученик, ученик – группа, ученик – учитель”, где на смену репродуктивной деятельности приходит исследовательская, поисковая, коллективно – распределенная деятельность. Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность.
Парная форма – взаимодействие между педагогом и парой обучающихся, выполняющих под его руководством общее учебное задание.
Выбор форм организации познавательной деятельности зависит от возраста, уровня обучаемости, уровня воспитанности, уровня обученности, уровня общеучебных умений и навыков обучаемых, от системы работы педагога, содержания учебного материала, методов обучения, времени обучения, времени подготовки педагога к занятию, качественного оборудования и т. д.
Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем иностранного языка в современной школе – обучение иноязычному общению, обеспечение максимальной активизации коммуникативной деятельности обучающихся на уроке под руководством преподавателя.
В целях достижения наибольшей речевой активности обучающихся следует чаще использовать групповые формы работы на уроке, которые осознаются в отечественной методике (Е.И. Пассов) и за рубежом как один из путей повышения эффективности современного урока иностранного языка.
К сожалению, групповая работа не нашла еще широкого применения в практике преподавания иностранного языка (далее ИЯ), что можно объяснить рядом трудностей организации группового общения, а именно:
- трудности организационного характера, связанные с деятельностью учителя:
а) неприспособленность классного помещения (невозможность перестановки мебели и свободного перемещения обучающихся по классу);
б) организация работы в группах требует много времени (часто занимает весь урок, и учитель не успевает проконтролировать все группы);
в) нехватка методических пособий и разработок (зачастую учителю приходится самому разрабатывать и готовить раздаточный материал, не все учителя готовы к творческому поиску);
- трудности, связанные с деятельностью обучающихся:
неготовность обучающихся к подобной форме работы на уроке (они привыкли к традиционной форме общения “учитель-ученик”);
б) низкий уровень языковой подготовки обучающихся, использование обучающимися родного языка при обсуждении заданий;
в) непонимание обучающимися своей роли в процессе группового общения;
г) боязнь обучающихся говорить на иностранном языке в присутствии других, нежелание некоторых обучающихся работать в группе с теми или иными соучениками (например, девочек с мальчиками);
д) возможность для недисциплинированных обучающихся избегать выполнения задания в группе;
е) разный темп работы (одни обучающиеся выполняют задание раньше и начинают мешать другим);
Таким образом, успех коллективной работы зависит от профессиональных и личностных качеств учителя и от желания и умения обучающихся работать совместно и согласованно. Сами учителя и обучаемые должны быть психологически готовы к работе в группе и к организации работы групп. Иными словами, сначала нужно найти время для того, чтобы научить ребят работать в группе, и лишь затем предлагать им в групповой форме решать учебные задачи.
Можно свести к минимуму нежелательные последствия (дополнительный шум в классе и ослабление дисциплины при одновременном высказывании нескольких обучающихся), если перед началом работы дать обучающимся четкие указания, чтобы они точно поняли, что им предстоит сделать. Сами задания не должны занимать много времени, иначе обучающимся станет скучно или они устанут.
Приведем полезные рекомендации по организации работы в группах:
В группе должно быть не более 5 человек (учитель должен следить за тем, чтобы в каждой группе был хотя бы один сильно подготовленный обучающийся, который сможет выполнить роль консультанта).
Кратко, ясно и четко объясните задание.
Обучающимся требуется некоторое время для того, чтобы научиться работать вместе, если это группы сменного состава - не торопите их.
Работу в группах не следует затягивать. Определите время для подготовки задания и четко его соблюдайте. (Лучше дать короткий, чем длинный отрезок времени для подготовки и спустя несколько минут предупредить обучающихся, что им остается, к примеру, 2 минуты.).
Не вмешивайтесь в работу после ее начала, не прерывайте обучающихся в процессе общения и обращайте внимание только на те ошибки, которые мешают процессу общения. Остальные ошибки отмечайте для себя, чтобы впоследствии поработать над ними дополнительно.
Во время подготовки групповых заданий пройдите по классу, слушая то, что обсуждают участники групп, но не останавливайтесь надолго, так как Ваше присутствие мешает работе.
Объяснение заданий, процесс подготовки, контроль, подведение итогов группового общения должны проводиться на иностранном языке.
Для тех обучающихся, которые заканчивают раньше, следует предусмотреть дополнительные задания, чтобы они не отвлекали обучающихся других групп.
Выслушайте мнение представителей из каждой группы.
Оцените работу обучающихся или прокомментируйте. При этом делайте акцент на наиболее удачные моменты в общении (правильно подобранный языковой материал (лексическое наполнение, разнообразие грамматических форм), использование жестов, интонации, эмоционального фона), не обходя вниманием и типичные ошибки.
Работа в группах завершается работой над ошибками. Для поддержания положительного психологического климата на уроке учителю следует исправлять ошибки безадресно. обучающиеся должны быть настроены на то, что ошибка - это естественная составная часть процесса обучения. Желательно добиваться того, чтобы ошибки исправлялись самими обучающимися.
Планировать групповую работу можно уже в начальной школе, чтобы научить младших школьников работать в группах, можно представить им памятку, раскрывающую “секреты” плодотворной совместной работы, например:
ПОМНИТЕ: работа в группах - это не соревнование, а совместное продвижение к знаниям, основанное на взаимопомощи и взаимовыручке;
БУДЬТЕ:
- взаимно вежливыми,
- доброжелательными,
- организованными,
- дисциплинированными,
- тактичными и терпимыми к “промахам” одноклассников;
HE:
- ссорьтесь,
- перебивайте друг друга,
- радуйтесь ошибкам товарищей,
- смотрите раньше времени в “ключи”,
- переговаривайтесь друг с другом громко (ведь вы в классе не одни);
Организация группового общения должна проходить в атмосфере сотрудничества, дружелюбия и доверия. Авторитарный стиль учителя вызовет негативную реакцию обучающихся.
Более того, групповая работа может быть эффективна для одних типов учебных заданий и крайне неэффективна для других, поэтому от учителя каждый раз требуется осмысление вопроса - зачем я сейчас объединил(а) учащихся в мини-группы, к какому результату они должны подойти, решая совместно ту или иную речемыслительную задачу.
Очень важным является вопрос о формировании групп, который предполагает осуществление дифференцированного подхода к обучащимся с учетом их индивидуально-типологических особенностей (например, тип темперамента, темп овладения учебным материалом, глубина приобретенных знаний, способность самостоятельно применять умения или делиться своими знаниями и т. д.)
Перечислим основные 6 способов формирования групп на уроке (и во внеклассной деятельности), разработанные в проблемно-поисковых образовательных технологиях, которые в значительной степени определяют результативность группового взаимодействия обучаемых:
1. По выбору педагога (он сам распределяет обучающихся в мини-группы)
При таком делении учитель не всегда учитывает симпатии и антипатии обучающихся, поэтому оказавшись в некомфортной психологической обстановке некоторые обучающиеся предпочитают отмалчиваться или выясняют межличностные отношения вместо решения конкретной учебной задачи.
2. По желанию обучающихся
В этом случае процедура объединения в группы, как правило, проходит весьма эмоционально. Причем одни ученики выбирают тех партнеров, кому симпатизируют; вторые - тех, за чью спину можно будет спрятаться при выполнении задания, получив в итоге хорошую оценку; третьи - тех, с кем можно будет почувствовать себя лидером. Но иногда деление на группы (команды) затягивается (некоторых обучающихся не хотят брать к себе ни одна группа) или состав групп оказывается неравным по силам (например, формируется группа девочек и мальчиков, или в одной группе объединяются все обучающиеся с низким уровнем коммуникативной компетенции, в другой, наоборот, с высоким), поэтому выполнение некоторых заданий сразу обречено на провал, заранее можно предположить, что одна из групп не справится с поставленной коммуникативной задачей.
3. По набору лидеров
Лидеры в данном случае назначаются учителем - организатором групповой работы, а они по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что лидеры выбирают в первую очередь тех, кто действительно способен продуктивно работать и достигать результата (иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план). Но при таком способе формирования группы психологически трудно тем обучающимся, кого выбирают последними, или вообще не хотят выбирать. Можно посоветовать организовать “аукцион” последних 3 - 4 человек в классе - лидеры должны не просто назвать имя желаемого игрока, но и обосновать его ценность для команды. Таким образом, вокруг “непопулярных” членов группы тоже возникнет интерес.
4. По определенному признаку
Так, можно, например, разделить обучающихся:
- по первой букве имени (оно начинается на гласную - согласную);
- в соответствии с тем, в какое время года родился ученик (на четыре группы);
- по тому, какого они знака зодиака (знаки воды, огня, воздуха или земли);
- по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые), и т.д.
Причем учитель может сам поделить участников на группы по определенному признаку, не сообщая им его. Задача обучающихся - понять, какой признак объединил их между собой и одновременно отделил от других учеников класса (совместное решение задачи).
Этот способ деления интересен тем, что может объединить людей, которые редко взаимодействуют друг с другом. Но, изначально задавая некоторый общий признак, он создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе.
Однако сложно заранее просчитать количественный состав групп (наверняка, не каждый признак представлен в классе одинаково), открытым остаётся вопрос и о силе групп.
5. По стилю интеллектуальной деятельности (эрудит, критик, скептик, генератор идей, аутсайдер)
Используется на продвинутом этапе обучения. Понятно, что учитель должен хорошо знать индивидуальные особенности обучающихся, чтобы равномерно распределить их по группам и обеспечить достаточно высокий творческий потенциал в каждой подгруппе. Но данный способ формирования групп не всегда соответствует симпатиям - антипатиям обучающихся.
6. Случайным образом
На младшей ступени обучения впечатляет такой способ формирования “случайной” группы, как: жребий (обучающихся просят рассчитаться на первый - второй или распределяют четные номера - в одну группу, нечетные - в другую); предлагают обучаемым вытянуть фигуры разные по форме (квадрат, треугольник, овал, ромб, прямоугольник) или по цвету(желтый, красный, голубой, белый и др). На средней ступени практикуют объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных “фантов” (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент учитель) и т.п.
Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней волей случая могут объединиться обучающиеся, которые вне учебных условий никак не взаимодействуют между собой. Таким образом, работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным партнерам.
Большинство методистов и учителей-практиков рекомендуют чередовать работу в группах постоянного и сменного состава (чтобы обучающиеся не привыкали к одним и тем же партнерам и не боялись вступать в контакт с незнакомыми собеседниками). Число групп (их может быть от 2 до 5) зависит от количества обучающихся конкретного класса и предлагаемого им задания.
методически оправданно:
- включать в одну группу обучающихся с разным уровнем языковой подготовки, чтобы в каждой группе были свои консультанты, способные взять инициативу в речевом взаимодействии и оказать посильную помощь застенчивым или отстающим обучающимся этой группы;
- делать состав групп подвижным, чтобы учитель мог легко поменять местами некоторых учеников;
- назначать разных обучающихся лидерами групп, чтобы не было завышенной / заниженной самооценки у отдельных учеников;
Говоря о приоритетах группового взаимодействия на уроке иностранного языка, следует отметить, что в современных технологиях групповая работа используются как средство интенсификации и оптимизации учебного процесса, при котором ярко выражены межличностные процессы, отсутствующие при индивидуальной работе: общение, высокое доверие, взаимное влияние, поддержка, эффективное использование ресурсов каждого обучающегося, взаимопомощь.
К важным преимуществам групповой работы на уроке ИЯ перед фронтальной и индивидуальной формами можно отнести следующие:
- в условиях групповой работы возникает благоприятная для учения доверительная, эмоционально-положительная атмосфера в классе: исчезает страх перед учебной неудачей (сообща легче найти решение, не знаешь сам – объяснят или помогут одноклассники), возрастает уверенность обучающихся в собственных силах (“Я тоже знаю и могу это сделать”).
- при работе в группах решается проблема стеснительности, скованности некоторых обучающихся, т. к. они чувствуют себя более комфортно в условиях взаимообучения и взаимоконтроля, когда могут посоветоваться или обратиться за помощью к одноклассникам. Такое взаимодействие способствует повышению коммуникативной и познавательной мотивации, появлению желания учиться в целом. Групповое обучение - это модель лечения для тех детей, которые эмоционально подавлены и поведенчески дезорганизованы. Оно помогает обучающемуся разрушить изоляцию, выйти за пределы своего эгоцентризма, преодолеть чувство робости при языковом общении с разными партнерами, предложить сотрудничество другим обучающимся и почувствовать единение, комфорт и безопасность.
- в центре обучения находится не учитель (он перестает быть единственным источником информации для обучаемых, играет роль организатора и помощника речевого взаимодействия), а обучающийся (который является равноправным речевым партнером) - личностно-ориентированный подход. Обучение, основанное на групповом общении, ломает его традиционную схему: инициатива учителя - ответ обучающегося - реакция (оценка) учителя. Работа в группе убеждает обучающихся на практике в том, что изучение ИЯ предполагает не только активное общение с учителем, но и интенсивную самостоятельную работу по накоплению знаний, совершенствованию навыков и умений.
- групповая работа позволяет вовлечь всех обучающихся группы в учебный процесс (увеличивается время пребывания каждого ученика в иноязычной среде), обеспечивает постоянное, непрерывное речевое взаимодействие учеников, что особенно важно на уроках английского языка в рамках достижения коммуникативной цели урока. Как показывает практика, обучающиеся глубже и в большем объеме усваивают материал, тратят меньше времени на формирование умений и навыков, чем при индивидуальном обучении. В классе уменьшаются дисциплинарные трудности (сокращается число учеников, не работающих на уроке), обучающиеся получают больше удовольствия от учения, комфортнее чувствуют себя в классе, снижается их тревожность, возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность.
- групповое обучение способствует развитию когнитивных способностей, которые не присущи индивидуальному обучению, а именно: успешному решению проблемных задач, способности сотрудничать, развитию созидательных способностей, таких, как умение пойти на риск, продуктивный спор, полемику, успешное выполнение своей роли.
- данная форма работы учит самостоятельности – вся совместная деятельность распределяется среди группы учеников. Одни выполняют только планирующую часть работы, другие – решают задачу (возможны полярные мнения), т. е. осуществляют исполнительскую часть деятельности, третьи – контролируют работу первых двух, четвертые – оценивают, т. е. каждый становится ответственным за определенную часть общего задания, которую, кроме него самого, никто уже не сделает. Групповое общение развивает способность к кооперации и сотрудничеству, повышает креативность школьников, способствует развитию у обучающихся критического мышления и адекватной самооценки.
- рационально организованная групповая деятельность обучающихся на уроке не только позволяет решать познавательные задачи, но и способствует сплочению ученического коллектива. От участников группы требуется умение выслушать до конца, поддержать мнение одноклассника или оспорить его, выработать групповое решение, т. е.воспитываются такие важные человеческие качества, как толерантность (терпение), уважение к чужой точке зрения, взаимоотношения между обучюащимися становятся теплее и человечнее.
- в ходе группового взаимодействия у обучающихся развиваются общеучебные умения (умение слушать, соблюдать определенный порядок обсуждения, аргументировать свое согласие и несогласие, делать выводы, обобщать сказанное) и компенсаторные умения (использование лексического парафраза, замена сложных грамматических конструкций на более употребительные, умение обратиться за помощью к справочным материалам);
- упрощается процедура контроля проделанной обучающимися работы со стороны учителя (вместо 10 - 14 письменных работ или устных высказываний отдельных обучающихся ему достаточно выслушать 3 - 4 групповых отчета); более того, представители других групп могут активно участвовать в обсуждении услышанного, дополнять, уточнять, исправлять ответы одноклассников;
Однако к недостаткам группового взаимодействия на уроке можно отнести систему оценивания, которая, как правило, сводится к двум учебным ситуациям:
- в одной группе оказываются разные по силам ученики
Если учитель выставляет одинаковую для всех участников группы отметку, то она не всегда реально отражает вклад каждого ученика, т. е. может быть несправедливой при оценке знаний и речевых умений отдельных обучающихся. Поэтому при организации работы в мини-группах важно донести до сознания обучающихся мысль о том, что они отвечают за обучение любого члена своей группы, что командный успех может быть получен лишь при условии, если все члены группы задействованы в обучении, лидер группы несет ответственность за всех участников его команды, иными словами, успех в обучении - это результат коллективной работы.
- группы в целом оказываются неодинаковыми по силам
Конечно, соблюдая принцип доступности / посильности в обучении, учитель может скорректировать создавшуюся ситуацию, предложив задания разные по степени сложности, но тогда возникает проблема дифференциации оценок, поскольку успешно выполненное задание повышенной сложности должно оцениваться более высоким баллом, чем задание, уступающее ему по степени сложности. Хотя для учителя важно личное продвижение отдельных обучающихся в изучении языка и, может быть, чуть завышенная оценка для обучающихся с недостаточно хорошим уровнем языковой подготовки послужит стимулом для дальнейшей кропотливой работы над языковым материалом, ведь ни для кого не секрет, что успех окрыляет.
Итак, групповое взаимодействие на уроке ИЯ - это:
- реализация принципа активности в обучении, который был и остается основным в дидактике, т. к. групповая работа характеризуется высоким уровнем познавательной и коммуникативной мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью;
- один из факторов развивающего обучения, центрированного на личности, цель которого формирование творческой личности, способной получать новые знания через сотрудничество с другими членами группы;
- интерактивная форма обучения, которая активизирует мыслительную деятельность обучаемых, поддерживает внимание обучающихся на уроке, развивает их речевую инициативу, обеспечивая постоянное речевое взаимодействие обучающихся друг с другом, взаимное обогащение;
Групповая работа помогает учителю ИЯ создать на уроке “языковую среду”, т. е. условия, приближающиеся к тем, в которых люди беседуют на ИЯ в естественной обстановке.
Особое внимание!
· Жесткая регламентация времени на группообразование.
· Нормирование будущей работы.
· Четкость и внятность поставленной задачи.
· Распределение момента начала работы (например, колокольчиком).
· Недопустима группа из одних только слабых учеников.
· Детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать! Но завтра вновь предложить.
· Групповая работа занимает не более 10-15 минут от урока.
· Нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповая форма работы на уроках русского языка и литературы.
В этой статье делюсь опытом организации групповых форм работы на уроках русского языка и летературы...
Статья на тему: "Использование проектных форм работы на уроках немецкого языка"
Использование проектных форм работы на уроках немецкого языка...
Групповая форма работы на уроке иностранного языка
В статье рассматривается определение и история изучения групповой формы работы, её классификация и особенности использование данной формы организации учащихся на уроках иностранного языка....
Групповые формы работы на уроках русского языка и литературы
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в пар...
Из опыта проведения групповых форм работы на уроках русского языка
В настоящее время в учебном процессе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственност...
Выступление на педагогическом форуме "Групповая форма работы на уроках русского языка и литературы"
Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на ур...
Организация групповых форм работы на уроках немецкого языка
Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем иностранного языка в современной школе – обучение иноязычному общению, обеспечение максимальной ак...