«Коррекционно-развивающая работа на уроках литературного чтения при работе с детьми имеющих ЗПР»
учебно-методический материал
«Коррекционно-развивающая работа на уроках литературного чтения при работе с детьми имеющих ЗПР»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zritelnye_diktanty_po_metodike_i.t._fedorenko.docx | 51.54 КБ |
vystuplenie_wecompress.com_.docx | 2.98 МБ |
prezentatsiya_slova_blizkie_i_protivopolozhnye_po_znacheniyu_.pptx | 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Зрительные диктанты по методике И.Т. Федоренко
Проведение зрительных диктантов по методике И.Т.Федоренко способствует формированию навыка беглого чтения, развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографической зоркости.
Наиболее эффективным, на мой взгляд, является написание зрительных диктантов уже в первом классе, когда перед учителем актуально стоит задача формирования у учащихся навыка чтения.
Методика проведения зрительных диктантов такова.
Материал для проведения диктантов включает в себя 18 наборов из 6 предложений. Особенность в следующем: если первое предложение содержит всего 2 слова – 8 букв, то последнее предложение 18 –го набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ученик может запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из 8 – 9 слов.
На экране показываю 5 предложений одного из наборов и закрываю остальные. Потом сдвигаю вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ученики в течение определённого времени (оно указано в таблице в секундах) читали про себя, стараясь запомнить это предложение. По истечении времени предложение закрывается, и ученики записывают в специальные тетради для зрительных диктантов.
После записи учащимися первого предложения показываем второе. После указанного времени ученики записывают и его. Затем так же пишут все предложения из набора. На это уходит примерно от пяти до восьми минут времени. Диктанты пишут в тетрадях, так как работа ведётся несколько дней, пока ученики не будут справляться с написанием достаточно легко.
Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если проводить их эпизодически, работа будет бесполезной и целей не достигнет.
Предлагаю вниманию коллег один из текстов для проведения зрительных диктантов по описанной выше методике. Если сравнить предлагаемые тексты с наборами И.Т. Федоренко, то может показаться, что они сложные. Но при постоянном использовании упомянутой выше методики учащиеся с лёгкостью пишут предложения при достаточно небольшом времени экспозиции.
Зрительные диктанты
Диктант 1
№ | Текст | Количество букв | Время экспозиции |
1 | Двор чист. | 8 | 4 |
2 | Маша шила. | 8 | 4 |
3 | Идёт дождь. | 9 | 4 |
4 | Рома пишет. | 9 | 4 |
5 | Я иду в лес. | 8 | 4 |
6 | Мама мыла. | 8 | 4 |
Диктант 2
№ | Текст | Количество букв | Время экспозиции |
1 | Лето жаркое. | 10 | 5 |
2 | Журчат ручьи. | 11 | 5 |
3 | Блестит роса. | 11 | 5 |
4 | Лес зеленеет. | 11 | 5 |
5 | Сено скошено. | 11 | 5 |
6 | Выпала роса. | 10 | 5 |
Диктант 3
№ | Текст | Количество букв | Время экспозиции |
1 | Лиса рыла нору. | 12 | 6 |
2 | Маша была мала. | 12 | 6 |
3 | Мы были в парке. | 12 | 6 |
4 | Там липы и дубы. | 12 | 6 |
5 | Мама мыла раму. | 12 | 6 |
6 | Сова – ночная птица. | 13 | 6 |
Диктант 4
№ | Текст | Количество букв | Время экспозиции |
1 | Солнце светит. | 12 | 6 |
2 | Повеяло весною. | 13 | 6 |
3 | Март – утро года. | 12 | 6 |
4 | Грачи прилетели. | 14 | 6 |
5 | Я пасу козлёнка. | 13 | 6 |
6 | В лесу красиво. | 12 | 6 |
Диктант 5
№ | Текст | Количество букв | Время экспозиции |
1 | Заря деньги даёт. | 14 | 7 |
2 | Лиха беда начало. | 14 | 7 |
3 | По работе и плата. | 14 | 7 |
4 | Мир – золотая гора. | 14 | 7 |
5 | Два одному - рать. | 14 | 7 |
6 | Бой отвагу любит. | 13 | 7 |
Диктант 6
№ | Текст | Количество букв | Время экспозиции |
1 | Один в поле не воин. | 15 | 8 |
2 | Весна днём красна. | 15 | 8 |
3 | Без труда нет плода. | 16 | 8 |
4 | Дело мастера боится. | 17 | 8 |
5 | Без дела слабеет сила. | 18 | 8 |
6 | Делу – время, потехе – час. | 18 | 8 |
Диктант 7
№ | Текст | Количество букв | Время экспозиции |
1 | Вот деревенский луг. | 17 | 6 |
2 | Мы тут любим гулять. | 16 | 6 |
3 | Здесь растут тополя. | 17 | 6 |
4 | Они стройные и высокие. | 19 | 6 |
5 | На тополях гнёзда грачей. | 21 | 6 |
6 | Осенью грачи улетают на юг. | 22 | 6 |
Диктант 8
№ | Текст | Количество букв | Время экспозиции |
1 | Миша с отцом пошли в лес. | 19 | 6 |
2 | Их ждала грибная удача. | 19 | 6 |
3 | Сначала лес был редкий. | 19 | 6 |
4 | Потом сосен стало много. | 20 | 6 |
5 | Они стали собирать грибы. | 21 | 6 |
6 | Мама похвалила грибников. | 22 | 6 |
Диктант 9
№ | Текст | Количество букв | Время экспозиции |
1 | Пчёлы опыляют растения. | 20 | 5 |
2 | Сегодня у пчёл много дел. | 20 | 5 |
3 | Цветы акации богаты мёдом. | 22 | 5 |
4 | Пчёлы торопятся собрать. | 21 | 5 |
5 | Они работают с утра до вечера. | 23 | 5 |
6 | Труд кормит, а лень портит. | 21 | 5 |
Диктант 10
№ | Текст | Количество букв | Время экспозиции |
1 | Жизнь дана на добрые дела. | 21 | 4 |
2 | Срубил дерево – посади два. | 21 | 4 |
3 | Каждому мила своя сторона. | 22 | 4 |
4 | Поспешишь – людей насмешишь. | 23 | 5 |
5 | Белые руки любят чужие труды. | 23 | 5 |
6 | Кто спит весною, плачет зимою. | 24 | 5 |
Диктант 11
№ | Текст | Количество букв | Время экспозиции |
1 | Всякая работа мастера хвалит. | 23 | 5 |
2 | Всякое дело за себя постоит. | 23 | 5 |
3 | Добрый портной с запасом шьет. | 25 | 5 |
4 | Одна книга тысячи людей учит. | 24 | 5 |
5 | Ученье — свет, а неученье — тьма. | 23 | 5 |
6 | Коли в мае дождь – будет и рожь. | 23 | 5 |
Диктант 12
№ | Текст | Количество букв | Время экспозиции |
1 | Глаза страшатся, а руки делают. | 25 | 4 |
2 | Муравей не велик, а горы копает. | 25 | 4 |
3 | За один раз дерева не срубишь. | 24 | 4 |
4 | Москва - столица нашей России. | 24 | 4 |
5 | Пушкин – великий русский поэт. | 24 | 4 |
6 | Гагарин - первый космонавт в мире. | 27 | 7 |
Диктант 13
№ | Текст | Количество букв | Время экспозиции |
1 | Кто в слове скор, тот в деле спор. | 30 | 5 |
2 | Грамоте учиться всегда пригодится. | 30 | 5 |
3 | Ласточки низко летают – дождь обещают. | 31 | 6 |
4 | Не одежда красит человека, а добрые дела. | 33 | 6 |
5 | Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий. | 33 | 6 |
6 | Как в марте зима ни злится, а весне покорится. | 33 | 6 |
Диктант 14
№ | Текст | Количество букв | Время экспозиции |
1 | Полынь – это многолетнее растение. | 28 | 5 |
2 | Серебристый цвет степи придаёт полынь. | 33 | 6 |
3 | В народе говорят: «Горький запах полыни». | 31 | 6 |
4 | На Руси знали о целебных свойствах полыни. | 35 | 6 |
5 | В период цветения полыни собирают листья и корни. | 41 | 7 |
6 | Сухой март, а май мокрый делают хлеб добрый. | 35 | 5 |
Диктант 15
№ | Текст | Количество букв | Время экспозиции |
1 | У постели в колыбели братик маленький лежит. | 37 | 6 |
2 | Он лежит, не кричит, только носиком сопит. | 33 | 5 |
3 | Я его слегка качаю, тихо песню напеваю. | 31 | 5 |
4 | Напеваю «баю-баю» и, бывает, засыпаю. | 27 | 4 |
5 | Входит мама и смеётся: «Кто из вас скорей проснется?» | 41 | 7 |
6 | Крапивницы залетели в сараи и заснули до весны. | 39 | 5 |
Диктант 16
№ | Текст | Количество букв | Время экспозиции |
1 | Золото добывают из земли, а знания из книги. | 35 | 5 |
2 | Чтоб в почёте быть, надо труд свой полюбить. | 35 | 5 |
3 | На чужой сторонушке рад и родной воронушке. | 36 | 5 |
4 | Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой. | 38 | 6 |
5 | Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. | 44 | 6 |
6 | Чужим хлебом да чужим умом долго не проживёшь. | 38 | 6 |
Диктант 17
№ | Текст | Количество букв | Время экспозиции |
1 | Бабочки издавна привлекали внимание человека. | 40 | 6 |
2 | По разнообразию окраски бабочки вне конкурса. | 39 | 6 |
3 | Бабочки олицетворяют собой красоту природы. | 38 | 6 |
4 | Они напоминают нам о том, что жизнь быстротечна. | 39 | 6 |
5 | Живите, радуйтесь и дарите радость другим. | 35 | 5 |
6 | Дневные бабочки активны днём, а ночью они отдыхают. | 42 | 6 |
Диктант 18
№ | Текст | Количество букв | Время экспозиции |
1 | Мы живём на берегу прекрасной русской реки Волги. | 41 | 5 |
2 | На берегах этой реки стоят замечательные города. | 41 | 5 |
3 | Разнообразен животный и растительный мир России. | 42 | 5 |
4 | Волга одна из самых полноводных и красивых рек России. | 45 | 6 |
5 | Очень важно нам беречь и охранять природу родного края. | 46 | 6 |
6 | Изучаем природу нашего родного края на уроках в школе. | 45 | 6 |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слова, близкие по смыслу
Отгадайте загадку, доскажи словечко Все дороги мне знакомы, Я в кабине словно дома. Мне мигает светофор, Знает, он что я .... Четыре колеса, Резиновые шины, Мотор и тормоза И что это?... шофер водитель машина автомобиль
Работа в парах а лфавит огонь опрятный прыгать бросать красный добро зло алый скакать азбука пламя кидать аккуратный А что нам поможет в нахождении пары ?
Слова, противоположные по смыслу
Что ты видишь? чистые (руки) грязные ( грязные )
Что ты видишь? высокий (мальчик) низкий (мальчик)
Что ты видишь? большой (слон) маленький (заяц)
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающего занятия с использованием ИКТ по социально-бытовой ориентировке с детьми среднего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью «Огонь – наш друг или враг»
Закрепить у детей понятие противопожарной безопасности, понимать необходимость соблюдения правил ротивопожарной безопасности...
КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающего занятия с использованием ИКТ по социально-бытовой ориентировке с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Телефоны экстренных служб»
Закрепить знания основных телефонов экстренных служб, познакомить с алгоритмом действий в экстремальных ситуациях...
Урок литературного чтения "Басня Л. Толстого "Два товарища". Работа над содержанием, составление плана прочитанного. 2 класс
Урок литературного чтения во 2 классе учащихся с нарушением слуха....
Мастер – класс «Работа с текстом и информацией на уроках литературного чтения»
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке в начальной школе , способствующими формированию универсальных учебных действий....
Методические рекомендации по теме "Виды работ над текстом на уроках литературного чтения"
Обучение навыку чтения – процесс непростой. Но часто бывает так, что уже первоклассники, только-только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению и урок чтения считают одним из ...
Приемы групповой работы на уроках литературного чтения
Педагоги познакомили коллег с видами группой работы на уроке, с принципами деления класса на группы. На примере фрагмента урока по литературному чтению «Русская народная сказка «Два мороза...