Социально-психологическая адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве.
статья
В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Существует такое понятие – инклюзия, которое означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты жизни образовательного учреждения, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные ребята.
Создание равных условий и возможностей участия в жизни общества для всех его членов - одна из приоритетных задач, которую призвано решать любое демократическое государство. Особое значение при этом имеет получение среднего специального образования, качественной профессиональной подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Только при таком подходе к обучению студентов с ОВЗ можно рассчитывать, что после окончания техникума они, как профессионалы, могут быть конкурентоспособны на рынке труда.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Социально-психологическая адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве.
Московченко Н. А. преподаватель
Калачеевский аграрный техникум
Калач Воронежская область
Магистральная,1
Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где обучались нормальные дети. Дети с ограничениями в здоровье всегда страдают от дискриминации и отчуждения, в том числе и в образовании. Значительное число их обучается в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной адаптации.
В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Существует такое понятие – инклюзия, которое означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты жизни образовательного учреждения, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные ребята.
Создание равных условий и возможностей участия в жизни общества для всех его членов - одна из приоритетных задач, которую призвано решать любое демократическое государство. Особое значение при этом имеет получение среднего специального образования, качественной профессиональной подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Только при таком подходе к обучению студентов с ОВЗ можно рассчитывать, что после окончания техникума они, как профессионалы, могут быть конкурентоспособны на рынке труда.
Одним из приоритетных направлений деятельности нашего учебного заведения является реализация инклюзивного профессионального образования, предоставляющего равные возможности обучающимся с ОВЗ и инвалидностью в получении качественного образования.
Процесс обучения в нашем техникуме наравне со сверстниками без инвалидности способствует интеграции студентов с ограниченными возможностями в социальную среду, решая при этом несколько задач, среди которых: обогащение социального опыта, расширение круга общения, повышение личностного статуса, создание условий для самореализации. Дистанционная форма обучения не может способствовать решению этих задач и, следовательно, не является оптимальной. Однако она может выступать в качестве дополнительного средства организации образовательного процесса либо использоваться в случае, когда обучение в учебном заведении представляется невозможным. Одним из наиболее важных проблем обучения в техникуме является адаптация организма не только к учебной нагрузке, но и к резкой смене, окружающей социальной и психологической среды студентов. Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса. Особые трудности в этом процессе испытывают лица с ОВЗ.
Все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками. Инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, но и способствует развитию толерантности и социального равенства в обществе. Инклюзия, являясь ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования, не должна подменять собой систему специального обучения в целом. Это лишь одна из форм, которой предстоит существовать не монопольно, а наряду с другими - традиционными и инновационными. Совместное обучение не противопоставляется специальному образованию, а выступает как одна из его форм. Ребенок-инвалид должен иметь возможность реализовывать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь.
Целью работы наших педагогов является обеспечение доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, способствующей их социальной адаптации и социализации.
Очевидно, что включение детей с ОВЗ в обычную образовательную среду требует обеспечения не только технических, но методических и организационных условий для совместного обучения студентов с разными возможностями и образовательными потребностями. Для этого необходима оценка образовательных потребностей обучающегося и разработка индивидуального учебного плана с учетом его возможностей и состояния здоровья.
На примере нашего учебного заведения видно, что это требует реальной адаптации пространства образовательного учреждения к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех обучающихся без исключения, ценить и уважать различия. Распространение инклюзии на ребят с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.
На сегодняшний день получение образования лицами с ОВЗ и их обучение сопряжено с большими трудностями. В первую очередь, отметим, что инклюзия в образовании предъявляет повышенные требования ко всем участникам образовательного процесса. От студентов с ограниченными возможностями здоровья оно требует интеллектуальной и психологической мобилизации, от условно здоровых студентов — толерантности, понимания, готовности оказывать помощь. В то же время возникают барьеры перед преподавателями, работающим в группах, где есть студенты с ОВЗ [3]. Вопросы адаптации студентов к условиям учебного заведения рассматривались рядом отечественных исследователей. Так, А. П. Парахонский предложил выделять в ней психолого-педагогический, социально-психологический, психофизиологический и мотивационно-личностный компоненты. Первый компонент определяется им как приспособление к новой дидактической ситуации, учебному процессу. Психофизиологический связан с изменениями ритма жизни и изменениями функционирования организма. Социально-психологический обусловлен вхождением в новый коллектив, а мотивационно-личностный связан с установками студента на успешность учебного процесса.
Основная цель нашего образовательного учреждения при разворачивании инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования подростков с разными психофизическими особенностями развития, в том числе с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (независимо от места проживания обучающихся)
В учебном заведении инклюзивная группа должна реализовывать разно-уровневые образовательные программы и программы по социализации подростков. Учебные заведения, где есть по 4–5 подростков с ОВЗ, которые по составу не могут открыть инклюзивные группы, могут воспользоваться услугами специалистов Ресурсных центров, ППМС центров, специалистов специализированных учебных учреждений, которые могут обеспечить консультирование по вопросам диагностики и составления образовательных планов для подростков с ОВЗ. Нужно отметить, что в системе СПО необходимо проводить подготовку и повышение квалификации кадров для работы с инвалидами и лицами с ОВС.
Говоря о возможностях получения профессионального образования, большинство родителей (75%) заявляют, что сам ребёнок в силу своего развития не сможет получить профессиональное образование, возможен только уровень получения профессиональных навыков в учреждениях среднего профессионального образования без повышения уровня академических знаний. При этом, у детей таких родителей нет мотивации на дальнейшее получение образования. Многие заявляют, что их взрослые дети имеют группу инвалидности, при которой не нужно работать, или добиваются «нетрудоспособной» группы. Но известны случаи отказа от оформления инвалидности по психическому заболеванию ввиду боязни невозможности получения работы или боязни стигматизации как психически больного. Те, кто хотел бы работать говорят о необходимости получения работы в упрощённых условиях, но заявляют об отсутствии специальных программ по трудоустройству таких граждан. Родители подростков, мотивированных на работу, в 100% случаев указывают на желание детей работать в обычном коллективе, но с упрощёнными условиями труда. Называются примеры трудоустройства таких граждан на работы дворником или поваром. Низкая мотивация родителей на осуществление трудовой деятельности, и на какую - либо профориентацию их детьми в будущем объясняется сложившейся системой выплат пособий, которые родитель, не работая, получает лично и не всегда может потратить на нужды ребёнка. Ребенок с ОВС становится не самостоятельным и сталкивается с неизвестностью жизни, когда родителей уже у взрослого лица не будет. Нужно учитывать все нюансы и проводить дополнительную работу с родителями детей ОВЗ, мотивируя их необходимостью адаптации и социализации детей в обществе.
На сегодняшний день современная концепция образования и воспитания направлена на создание условий развития активной, творческой личности, готовой делать осознанный выбор, принимать самостоятельные решения, нести ответственность за свою судьбу и судьбу своей страны, быть субъектом собственной жизни. Погружение подростков с ОВС в общество – это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые. Таким обучающимся необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. Для многих из них – это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические и профессиональные навыки. В дальнейшем эти навыки могут быть не только досугом, но и делом всей их жизни. Поэтому важным аспектом и целью является “путь социализации” – приобщения к обществу.
Литература
1. Ахметзянова А.И. Организация инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Казанском федеральном университете //Образование и саморазвитие.-№2 (40), 2014.- С.208-212.
2. Твардовская А.А. Инклюзивная стратегия - вектор образования. // Сборник научных трудов VIII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: теория и практика»(10-11 июня 2014г) / Под ред. А.И.Ахметзяновой. - Казань: Отечество, 2014. - Вып. 8. – с.35-37
3. Файзрахманова А.Т. Проблема получения высшего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья// Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования: материалы Второй международной научно-практической конференции, Казань, 20-21 марта 2014 г./ Институт экономики, управления и права (г. Казань).- Казань: Изд-во "Познание" Института экономики, управления и права, 2014. - 628 с
4. Fajzrahmanova A.T. On organization of the inclusive educational environment in higher educational institutions of the Russian Federation. Life Sci J 2014;11(11s):59-62] (ISSN:1097-8135). http://www.lifesciencesite.com. 14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности образования, воспитания и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья
Особенности образования, воспитания и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках плавательного бассейна в системе дополнительного образования...
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии через систему ТРИЗ
Презентация выступленя с обобщением опыта работы...
Социально-психологическое сопровождение семей учащихся с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида № 102 города Москвы ( из опыта
Качество образовательного процесса должно быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сего...
Социально-психологическое сопровождение семей учащихся с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида № 102 города Москвы (из опыта работы)
Качество образовательного процесса должно быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сего...
Инновационный проект: «Инновационное образовательно – воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ».
Паспорт проекта .Инновационное образовательно- воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья....
Публикация в сборнике "Создание специальных условий образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве: результаты, опыт, перспективы"
Статья на тему: "Кукольный театр в школе VIII вида"...
Создание культурно- образовательной среды в образовательной организации для обучения и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование игровых маркеров
Создание культурно- образовательной среды в образовательной организации для обучения и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование игровых маркеров...