Методические рекомендации к проведению фонетической зарядки
статья

Серебренникова Татьяна Николаевна

Формирование устной речи у детей с нарушенным слухом — это одна из основных, сложных и важных задач их обучения и воспитания. Объясняется это той исключительной ролью, которую она играет в жизни каждого человека.  Устная речь есть способ общения, основа владения языком и инструментом мышления. При этом задача формирования произносительной стороны речи детей с нарушением слуха является наиболее специальной, потому что реализуется в условиях нарушения единства слуха и речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к проведению фонетической зарядки

Формирование устной речи у детей с нарушенным слухом — это одна из основных, сложных и  важных задач их обучения и воспитания. Объясняется это той исключительной ролью, которую она играет в жизни каждого человека.  Устная речь есть способ общения, основа владения языком и инструментом мышления. При этом задача формирования произносительной стороны речи детей с нарушением слуха является наиболее специальной, потому что реализуется в условиях нарушения единства слуха и речи.

Дети с нарушением слуха овладевают устной речью в процессе специального обучения и в ходе подражания речи педагога. Успех в существенной мере зависит от усвоения словаря, грамматического строя языка, навыков восприятия устной речи и произношения, а также навыков общения с окружающими посредством устного слова.

Сложность работы усугубляется тем обстоятельством, что состав детей, обучающихся в каждом классе, далеко не однороден как в отношении степени потери слуха, так и потенциальных возможностей усвоения произносительной стороны речи. Перечисленные особенности необходимо учитывать, как во всей системе работы по формированию произносительной стороны речи, так в частности при проведении речевых зарядок.

Как известно, работа над устной речью (в том числе и над произношением) должна вестись в ходе всего учебно-воспитательного процесса: на уроках и воспитательных занятиях, на специальных индивидуальных или групповых занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению, в ходе повседневного общения в школе, вне ее, дома.

Речь педагога должна быть естественной, с соблюдением правил орфоэпии, с правильным делением фразы на синтагмы, с соблюдением логического ударения.

Речь должна быть интонированной, эмоционально окрашенной, спокойной.

На первых этапах работы речь должна быть чуть замедленной.

Произношение педагога – без утрирования артикуляции.

Голос – разговорной громкости.

1. Речевая зарядка (фонетическая зарядка) — это одна из форм организации работы над произношением. Основной задачей ее является закрепление в устной речи обучающихся вновь сформированных произносительных навыков и на удержание уже имеющихся.

Она проводится, как правило, в начале каждого занятия в течение 3—5 минут. Содержание фонетической зарядки определяется прежде всего состоянием произносительных навыков обучающихся класса. В нее могут быть включены автоматизация и дифференциация тех или иных групп звуков, требующих наиболее пристального внимания педагога (свистящие, шипящие, аффрикаты), которые есть у большинства детей.

Содержанием речевой зарядки может быть любая сторона устной речи:

  • работа над звуками,
  • голосом,
  • речевым дыханием,
  • словесным и логическим ударением,
  • нормами орфоэпии,
  • темпом речи,
  • интонацией.

В содержание фонетических зарядок целесообразно включить дыхательно-голосовые упражнения, которые способствуют формированию навыков воспроизведения словесного и логического ударения, делению фразы на синтагмы, интонационной выразительности речи с использованием приемов фонетической ритмики.

Планирование содержания фонетических зарядок в каждом конкретном классе (по тематике, по фонетическим позициям звука) воспитатель проводит в тесном контакте с педагогом, ведущим индивидуальные занятия по развитию слуха и обучению произношению, и учителем класса.

Материалом фонетических зарядок служат:

  • слоги,
  • слова,
  • словосочетания,
  • фразы.

Преимущество при этом отдается целым словам и фразам, используемым обучающимися в их активной речевой практике. При необходимости работы над целым словом и его элементами учитель проводит фонетическую зарядку в соответствии с требованиями аналитико-синтетического метода.

Воспитатель проводит фонетическую зарядку в течение трех-четырех минут в начале занятия.

В состав зарядки он включает как материал учебной программы, так и речевой материал, специфичный для данного занятия, а также материал, необходимый для общения в речевой практике школьников.

Речевой материал, используемый в фонетической зарядке, должен быть небольшим по объему. На одном занятии предусматривается, не более двух видов речевой деятельности. На зарядках обычно используется подражание на основе слухового восприятия, чтение слогов, слов, словосочетаний и фраз; называние картинок, составление предложений по картинкам, ответы на вопросы, решение примеров.

Виды речевой деятельности подбираются учителем (воспитателем) с учетом возрастных особенностей учащихся, их речевого развития, произношения, которое указано в профилях произношения.

В записанном на доске или в предъявляемом на табличках речевом материале необходимо проставить ударение, надстрочные знаки, указать слитность и паузы. 

Вначале детям дается установка «Послушай(-те) и повтори(-те) правильно», «Прочитай(-те) и скажи(-те) правильно»

На речевых зарядках могут быть использованы следующие виды работ:

1. Восприятие на слух слогов, слов, написанных на доске, и их воспроизведение:

са са са — сарай (самолёт, ...)

со со со — сок (40, ...)

су су су — сумка (сутки, ...)

2. Восприятие на слухо-зрительной или слуховой основе слов, словосочетаний и фраз с опорой на картинки (запись на доске) и их воспроизведение:

урожай

богатый урожай

На полях собран богатый урожай.

3. Чтение слов и предложений с последующим восприятием на слух

Здра(в)ствуйте.

Добрый день. Доброе утро.

Завтра будет вторник.

4. Чтение предложений с наращиванием, например:

Будем писать.

Будем писать рассказ.

Будем писать большой рассказ.

5. Чтение словосочетаний с последующим составлением предложения, например:

В садах, в полях, в лесах (поспели ягоды, поют птицы, лежит снег...).

Представляем Вашему вниманию фрагменты уроков развития речи и математики. Работу на фонетической зарядке над звуком и слогами, труднопроизносимыми словами.

При планировании и проведении речевой зарядки важно следить за тем, чтобы была обеспечена смена видов речевой деятельности: от менее самостоятельных к более самостоятельным (подражание при сопряженном с педагогом воспроизведении речевого материала и при отраженном его повторении — чтение — рядовая речь (постоянные ряды слов, например: название числительных, дней недели, считалки, т.п.), самостоятельное называние — ответы на вопросы и выполнение заданий).

Материал фонетической зарядки произносится учащимися хором и индивидуально. При этом используется отраженное и сопряженное проговаривание. 

Детям помогает лучше проговаривать звуки фонетическая ритмика. В свое время югославскими учеными была разработана система двигательных упражнений (где работают руки, ноги, голова и тело), призванных помогать в формировании правильного произношения. Дело в том, что микродвижения нашего речевого аппарата, которые мы совершаем, произнося определенный звук, соответствуют определенным микродвижениям нашего тела.

 Движения тела помогают отрабатывать сложнейшие движения речевого аппарата и улучшать произношение, а для детей такие занятия оказываются очень увлекательными и веселыми. 

Использование приемов фонетической ритмики возможно, как в ходе фонетической зарядки, на режимных моментах, занятиях, и. т.д. (особенно в младших классах) для закрепления навыков правильного проговаривания слова и фразы. По мере необходимости в процессе проведения зарядки используются тактильно-вибрационные ощущения. (пособие «Фонетическая ритмика» Т. М. Власовой, А. Н. Пфафенродт (М., 1989).

        Работа по накоплению словарного запаса. Работа по накоплению словаря детьми с нарушением слуха проводится не только на занятиях и во время самоподготовки, но и на режимных моментах (в столовой, в спальне, в умывальной комнате, на прогулке и т.д.). Педагог использует в работе «словари» (тематические гармошки, альбомы, блокноты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Методические рекомендации по проведению Мастер - класса,с элементами практического показа "

В предложенном файле Вы можете ознакомиться с организацией и проведением Мастер - класса ; с основными особенностями,алгоритмом проведения Мастер - класса,важнейшими элементами технологии....

Методические рекомендации к проведению КСР по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

Методические рекомендации к проведению контролируемой самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по профессиональному модулю 03.Классное руководство МДК 03.01. Теоретические и метод...

Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных организациях Урока мужества, посвященного лауреатам Всероссийской общественногосударственной инициативы «Горячее сердце», в день проведения Торжественной церемонии награждения и чествования лау

В обращениях к педагогам и обучающимся руководство Министерствапросвещения Российской Федерации не раз обращало внимание на воспитаниепатриотизма и ответственной гражданской позиции. Воспитание на при...

Методические рекомендации по проведению фонетической зарядки, развитию слухового восприятия и коррекции произносительных навыков на уроках и занятиях внеурочной деятельности.

Рекомендации для учителей и воспитателей ГПД по проведению фонетических зарядок с неслышащими обучающимися на уроках и внеурочной деятельности. Комплексы упражнений (примеры) на каждый день со звуками...

Методическая разработка «Методические рекомендации по проведению практически х занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Автомоделирование»

Методическая разработка«Методические рекомендации по проведению практических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Автомоделирование»...

Методические рекомендации по проведению утренней физической зарядки в кадетской школе.

Утренняя зарядка улучшает метаболизм, поможет зарядить энергией. Организм привыкнет к умеренной физической нагрузке и человек будет бодрым и активным весь день....

Методические рекомендации к проведению фонетической зарядки

Формирование устной речи у детей с нарушенным слухом — это одна из основных, сложных и важных задач их обучения и воспитания. Объясняется это той исключительной ролью, которую она играет в жизни...