Методическая разработка «Методические рекомендации по проведению практически х занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Автомоделирование»
материал (5 класс)

Вырьев Владислав Анатольевич

Методическая разработка

«Методические рекомендации по проведению

практических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Автомоделирование»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_2.docx31.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 «Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленской области

Методическая разработка

«Методические рекомендации по проведению

практических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Автомоделирование»

Разработал:

педагог дополнительного образования

Вырьев В.А.

г.Ярцево

2018 г

Методическая разработка направлена в помощь педагогам дополнительного образования, обучающимся, учителям внеурочной деятельности.

Место хранения методической разработки – методический кабинет.

Практические работы и практические занятия составляют важную часть теоретической подготовки учащихся. Они направлены на подтверждение теоретических положений и формирование учебных умений. Практические работы и практические занятия относятся к основным видам учебных занятий. Выполнение учащимися практических работ и проведение практических занятий направлено на:

  • обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по предмету;
  • формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
  • выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Темы, по которым планируются практические работы и практические занятия и их объемы, определяются учебными планами. При планировании состава и содержания практических работ и практических занятий следует исходить из того, что практические работы и практические занятия имеют разные ведущие дидактические цели.         Ведущей дидактической целью практических работ является подтверждение и проверка существенных теоретических положений.                                                 При планировании практических работ учитывается, что в ходе выполнения заданий у учащихся формируются:

  • практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, оборудованием, аппаратурой, которые составляют часть учебной практической подготовки;
  • исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).

Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений - учебных (выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в учебной деятельности). Состав и содержание практических занятий направлено на реализацию требований Государственных образовательных стандартов.

Содержанием практических занятий является:

  • решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.);
  • выполнение вычислений, расчетов;
  • работа с приборами, оборудованием, аппаратурой;
  • работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками;
  • составление проектной, плановой и другой документации.

На практических занятиях учащиеся овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе практической работы.                                                  Состав заданий для практической работы или практического занятия должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть качественно выполнены большинством учащихся. Количество часов, отводимых на практические работы и практические занятия, фиксируется в общеобразовательной общеразвивающей программе, а так же в рабочей программе.                                                 Практическая работа как вид учебного занятия должна проводиться в специально оборудованном кабинете или лаборатории. Необходимыми структурными элементами практической работы, помимо самостоятельной деятельности учащихся, являются инструктаж, проводимый педагогом и также организация обсуждения итогов выполнения практической работы.                                                                         Практическое занятие должно проводиться в учебном  кабинетах или специально оборудованных помещениях. Необходимыми структурными элементами практического занятия, помимо самостоятельной деятельности учащихся, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также анализ и оценка выполненных работ и степени овладения учащимися запланированными умениями.                                                 Выполнению практических работ и практических занятий предшествует проверка знаний учащихся - их теоретической готовности к выполнению задания.                         Формы организации учащихся на практических занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная. При фронтальной форме организации занятий все учащиеся выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работы выполняется бригадами по 2-5 человек. При индивидуальной форме организации занятий каждый учащийся выполняет индивидуальное задание.

Для повышения эффективности проведения практических работ и практических занятий рекомендуется:

  • разработка сборников задач, заданий и упражнений, сопровождающихся методическими указаниями;
  • разработка заданий для автоматизированного тестового контроля за подготовленностью учащихся к практическим работам или практическим занятиям;
  • подчинение методики проведения практических работ и практических занятий ведущим дидактическим целям, с соответствующими установками для учащихся;
  • использование в практике преподавания поисковых практических работ, построенных на проблемной основе;
  • применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого учащегося за самостоятельное выполнение полного объема работ;
  • проведение практических работ и практических занятий на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором учащимися условий выполнения работы, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования;
  • эффективное использование времени, отводимого на практические работы и практические занятия подбором дополнительных задач и заданий для учащихся, работающих в более быстром темпе.

Методические рекомендации для проведения практических  занятий по темам:

Тема занятия: «Изготовление модели автомобиля из бумаги и дерева» (практическое  занятие с презентационным материалом).                                                 Ключевым моментом данной темы является построение простейшей модели автомобиля из бумаги. В начале занятия следует познакомить учащихся с основной терминологией, историей развития автомоделизма.        Далее педагог приступает к объяснению основ автомоделирования, и начинается подготовка первой схематической модели. Данные модели достаточно просты и выполняются на первом занятии. Прежде всего, изготовляется схематическая модель. Модель эта может быть плоскостной и объемной. У плоскостной модели контур кузова - из фанеры, основание - из дощечки, колеса – от игрушечного автомобиля.                                                                 У объемной модели - кузов чаще всего делают из плотной бумаги или картона.                Другой вид моделей для начинающих - с электродвигателем. Источник питания – батарейки - ставят как на самой модели, так и вне ее. Тогда ток идет по тонким проводам, от центра крута, по которому бегает модель.                                                        Эти модели не входят в Единую спортивную классификацию, по которой производится подсчет очков, заработанных спортсменом, и присваивается спортивный разряд. Теоретический материал (беседа, рассказ - показ, объяснение), как правило, подкрепляется иллюстративным материалом: чертежами, технологическими картами инструкциями, выставочным материалом, фотодокументами, специальной тематической литературой, справочниками, наглядными пособиями, дидактическим материалом.

Тема занятия: «Изготовление модели автомобиля «Фольксваген» из жести» (практическое  занятие с презентационным материалом).                                                  Ключевым моментом общеразвивающей программы «Автомоделирование» является изучение конструкций автомобилей, изготовление чертежей в нужном масштабе, разметочные инструменты и работа с ними. Особое внимание уделяется изучению свойства жести. Учащиеся учатся паять оловом, полимеризации и копирования с использованием компьютерных технологий. На занятиях вырабатываются основные умения и навыки, необходимые для дальнейшего развития личности учащегося.                Для отделки автомобиля, необходимы знания о свойствах резины и полимерных красителей.                                                                                                Знакомство с основами рабочих профессий, компьютерных технологий и подготовка к осознанному выбору сферы деятельности, встречи с представителями профессий, связанных с автоделом помогают учащимся представить основное направление деятельности, с которыми связанна данная профессия.                                Основной упор на занятии выполняется на практическую работу. На занятии рассматривается практическое освоение изготовления, сборки и процессов отделки поверхности модели.

Тема занятия: «Трассовые модели» (практическое  занятие с презентационным материалом).                                                                                         На данном занятии преподаватель объясняет принцип построения модельных двигателей и их применение. Проходит первый этап обучения чтению чертежей, способов работы с готовыми чертежами и принципы их выполнения. Учащиеся знакомятся со способами вычерчивать детали в нужном масштабе.                                                Так же особое место на занятиях занимает изучение свойств, применяемых материалов и способов их обработки, так как от свойств определенных материалов зависит долговечность модели и возможность ее представления на конкурсе.                При обучении учащихся автомоделированию особое место следует уделять истории возникновения автомобилей. История создания самоходных аппаратов, и развитие автомобильного спорта в России и во всем мире.                                Основным направление дополнительного образования является профессиональная ориентация учащихся, по этой причине следует уделять внимание на рассказы о профессиях, связанных с направлением обучения. Основной профессией является изучение конструкции и технологии изготовления трассовых моделей. Изучение безопасных приемов работы со столярным и слесарным инструментом. Оформление журнала по технике безопасности с личной подписью воспитанника и фиксированной датой ознакомления с «инструктажем по технике безопасности»

Работа на сверлильном станке, разметка, долбление, склейка и обработка различных материалов. Постройка трассовых моделей. Регулировочные запуски моделей. Анализ замеченных недостатков и их устранение. Обучение навыкам управления трассовой моделью. Проведение экспериментов по достижению максимальной скорости.                Основным методом проведения занятий по общеобразовательной общеразвивающей программе «Автомоделирование» является практическая работа по решению творческих заданий, изготовлению моделей, макетов и приспособлений. На занятиях по всем темам проводится инструктаж по технике безопасности при работе с различными инструментами и материалами, при использовании станочного оборудования, при работе с моделью в реальных условиях и на соревнованиях.                                На практических занятиях в творческом объединении учащиеся наряду с политехническими знаниями овладевают политехническими умениями: проектировать модель, планировать процесс изготовления модели, оборудовать рабочее место, осуществлять операции разметки, обработки, измерения, сборки, монтажа, отделки, проводить самоконтроль и т.п.                                                                Процесс работы над созданием модели взаимосвязан с формированием познавательного интереса, с преодолением трудностей. В процессе волевого действия формируются определенные качества личности, такие как аккуратность, находчивость, умение самостоятельно принимать технические решения. При проведении практического занятия педагог использует демонстрационные методы для развития мотивации учащихся.

Тема занятия: «Изготовление радиоуправляемой модели класса РЦЕ» (практическое  занятие с презентационным материалом).                                                        На данном практическом  занятии рассматриваются вопросы связанные  с историей становления автомодельного спорта в СССР, рекордсменами Мира и Европы, рассматриваются вопросы современного состояния и перспективы развития выбранного типа моделирования, изучаются технические требования к моделям чемпионатного класса. Обзор и выбор типов моделей, чертежей и предварительная оценка необходимого времени для изготовления, наличие необходимых материалов и покупных изделий.                Педагог совместно с учащимися начинает формирование плана участия в соревнованиях и закрепление за учащимися  отдельных классов моделей.                                Проводится инструктаж по технике безопасности при поведении соревнований. Оформление журнала по технике безопасности с личной подписью воспитанника и фиксированной датой ознакомления с «Инструктажем по технике безопасности».        Изготовление модели выбранного класса и проведение ходовых испытаний. Участие в автомодельных соревнованиях регионального уровня.                        Общеразвивающая программа «Автомоделирование» построена так, что учащиеся, изготавливая модели от простой к более сложной, переходят от одного успеха к другому, в результате чего у них формируется опыт творческого дела, что играет важную роль в развитии личности в процессе технического творчества. Наиболее подготовленные ребята могут участвовать в соревнованиях по автомодельному спорту. Поэтому в процессе занятий следует ознакомить учащихся с техническими требованиями к моделям, представленным на соревнования с условиями проведения соревнований.

Тема занятия:  «Изготовление радиоуправляемой модели класса РЦА» (практическое  занятие с презентационным материалом).                                                Основным методом проведения занятия является практическая работа по решению творческих заданий, изготовлению моделей, макетов и приспособлений. На занятиях по всем темам проводится инструктаж по технике безопасности при работе с различными инструментами и материалами, при использовании станочного оборудования, при работе с моделью в реальных условиях и на соревнованиях. Данная тема раскрывает для учащихся понятие об управлении радиоуправляемая модель, устройство и правила работы с аппаратурой.                                                                                Обязательное условие для успешной работы учащихся является озвучивание правил установки радиоаппаратуры на моделях. Знакомство с техническими требования к автомобилям с радиоуправлением. Изучение технических требований к моделям чемпионатного класса.                                                                                И особый упор уделяется на правила проведения соревнований. Так как модели данного вида уже входят в классы моделей, которые учащиеся представляют на соревнованиях по автомоделированию.                                                                На практических занятиях учащиеся наряду с политехническими знаниями овладевают политехническими умениями: проектировать модель, планировать процесс изготовления модели, оборудовать рабочее место, осуществлять операции разметки, обработки, измерения, сборки, монтажа, отделки, проводить самоконтроль и т.п.                Процесс работы над созданием модели взаимосвязан с формированием познавательного интереса, с преодолением трудностей. В процессе волевого действия формируются определенные качества личности, такие как аккуратность, находчивость, умение самостоятельно принимать технические решения. При проведении занятия педагог использует демонстрационные методы: иллюстрации, чертежи, копии моделей, модели готовых автомобилей для развития мотивации учащихся.

Методические рекомендации по использованию учебно-наглядных пособий и технологических карт на практических занятиях в творческом объединении «Автомоделирование»

Занятия с использованием наглядных пособий и технологических карт активизируют деятельность учащихся  и способствуют более глубокому усвоению знаний. Наличие методических разработок  для учащихся и методических разработок для педагога на практических занятиях является  обязательным условие организации учебно-воспитательного процесса («Изготовление модели автомобиля класса РЦА», «Изготовление модели автомобиля «Татра»,  «Изготовление модели автомобиля «Фаун»,)        Сами учащиеся могут участвовать в  изготовлении стендов и макетов отдельных узлов и приборов моделей автомобилей для демонстрации и проведении экспериментов на дальнейших занятиях.                                                                                 Для успешной работы творческого объединения и проведения соревнований необходимо, чтобы для каждой модели был подготовлен микроэлектродвигатель. Помимо этого следует иметь два - три резервных двигателя.                                                   Необходимое условие практических занятий – наличие технологических карт («Этапы изготовления кузова модели из картона»,  «Этапы изготовления рамы модели», «Изготовление крепежа осей колес»), наличие готовых шаблонов, для изготовления автомобиля из картона или жести, аппаратуру дистанционного управления.                 Особое внимание следует уделить подготовке к соревнованиям. Необходимо иметь пособие «Положение соревнований по автомодельному спорту»

Тема занятия: «Заключительное занятие».

Анализ выполнения общеобразовательной общеразвивающей программы «Автомоделирование».  Анкетирование, диагностирование, показательное вождение, практические задания, оформление выставки моделей.         Составление перспективного плана работ на следующий период.                                                                 Для обеспечения высокой эффективности обучения автомоделированию педагогу следует предусмотреть:

  • Использование обучения для формирования у учащихся системы знаний и умений в области основ автомоделирования, организацию самостоятельных упражнений учащихся, практических работ, внедрение проблемного обучения, привлечение учащихся к выполнению опытов и заданий, требующих творческого мышления;
  • Ознакомление учащихся с тенденциями научно-технического прогресса, прогрессивными формами и методами организации труда;
  • Составление детального календарного плана работ по темам, связанным с непосредственной постройкой моделей автомобилей различного класса;
  • Обучение от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному, создание в учебном процессе условий требующих определенного напряжения умственных и физических сил учащихся;
  • Побуждение учащихся к самостоятельности в приобретении знаний и умений, в выполнении практических работ,  развитие наблюдательности, логического мышления, памяти, внимания, воображения;
  • Сочетание показа изучаемых учащимися технических объектов, технологических процессов, трудовых действий, а так же наглядных пособий, опытов, условно-символических изображений, схем, чертежей и таблиц;
  • Систематическое и всестороннее изучение индивидуальных особенностей учащихся и на этой основе корректирование учебно-воспитательного процесса;
  • Использование информации о дальнейшем жизненном и профессиональном пути выпускников творческого объединения для оценки результатов работы учащимися и внесения корректив в учебно-воспитательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка "Основные певческие понятия, принципы звукообразования и некоторые вопросы практической работы с учеником"

Методическая разработка "Основные певческие понятия, принципы звукообразования и некоторые вопросы практической работы с учеником"...

Методическая разработка внеурочного мероприятия Конкурса-игры по химии в виде практической работы «Свойства металлов и их соединений».

В рамках недели естественных наук в ГБОУ «С-Пб ФМЛ №30» во внеурочное время проводятся командные соревнования учащихся по станциям «Физика», «Химия», «Би...

Методические рекомендации для студентов 1 курса по выполнению практических работ по дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)»

Методические рекомендации по выполнению практических заданий по дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)», разработаны в помощь студентам для самостоятельного выполнения ими ...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...

Методическая разработка «Методические рекомендации по проведению практических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Конструкторы»

Методическая разработка «Методические рекомендации по проведениюпрактических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Конструкторы»...