Методические рекомендации по проведению фонетической зарядки, развитию слухового восприятия и коррекции произносительных навыков на уроках и занятиях внеурочной деятельности.
консультация

Кузнецова Елена Валерьевна

Рекомендации для учителей и воспитателей ГПД по проведению фонетических зарядок с неслышащими обучающимися на уроках и внеурочной деятельности. Комплексы упражнений (примеры) на каждый день со звуками С, З, Ш, Ж.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл foneticheskie_zaryadki_rekomendatsii.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1»

           

Методические рекомендации

по   проведению фонетической зарядки,

развитию слухового восприятия и коррекции произносительных навыков на уроках и  занятиях внеурочной деятельности.

                                                          Составила: учитель-логопед

                                                       высшей квалификационной

                                                             категории

                                                        Кузнецова Елена Валерьевна

                                                                                                         

                                                                                             

                         

Нижневартовск 2018г.

                                                                           

           Фонетическая зарядка – это специальные упражнения, которые проводятся на общеобразовательных предметах и самоподготовке с целью коррекции и закрепления произносительных навыков учащихся и предупреждения их распада.

           Фонетическая зарядка является обязательной формой работы над произносительной стороной речи неслышащих обучающихся в коррекционном образовательном учреждении.

В ходе общеобразовательных уроков и внеурочной деятельности с помощью специальных приёмов ученики целенаправленно побуждаются к максимальной реализации произносительных умений, достаточно внятной, естественной и выразительной речи.

  • Фонетическая зарядка на уроке  занимает не более 5 минут.
  • Учащимся даётся определённая установка на последующее учебное и внеклассное время, закрепляются и совершенствуются вновь приобретённые произносительные навыки, предупреждается распад неустойчивых навыков.
  • Содержанием фонетической зарядки может быть любая сторона произношения:

- работа над речевым дыханием («Будем говорить на одном выдохе»)

- работа над голосом («Будем говорить тихо (громко, нормально)»)

- работа над звуками в слогах, словах, фразах.

  • В процессе проведения упражнений на фонетических зарядках используется речевой материал, необходимый для обогащения словаря на уроке или самоподготовке:

- основной терминологический словарь в соответствии с темой;

-словарь, связанный с организацией деятельности обучающихся на уроке.

  • Учитывается фонетический принцип: используется речевой материал, специально насыщенный закрепляемыми в данный период обучения элементами звуковой и ритмико-интонационной структуры речи.
  • В настоящее время при проведении фонетической зарядки многими педагогами широко используется фонетическая ритмика, особенно в начальной школе.
  • Фонетическая ритмика – это методический приём работы над произношением, базирующийся на взаимодействии речи, развивающегося слухового восприятия и движений тела. Фоноритмика способствует развитию речевого дыхания, слитности речи, способности изменять силу и высоту голося, сохраняя нормальный тембр, произносить речевой материал слитно и в заданном темпе.

Коррекция произносительных навыков неслышащих учащихся в ходе общеобразовательного урока – непременное условие его проведения. От качества фонетического оформления речи неслышащего зависит, в какой степени она доступна пониманию окружающих и станет ли базой владения языком, выполняет роль орудия мышления.

Задачи развития произносительной стороны устной речи у неслышащих школьников включают:

  • Формирование фонетически внятного, членораздельного произношения;
  • Достаточно естественного звучания речи, приближающего к речи слышащих людей.

В первую очередь уделяется внимание четкому произнесению звука, являющемся «дежурным»  в данное время. В то же время не оставляются без внимания и звуки, произнесённые учащимися нечётко или совсем неправильно. Учитель должен обратить внимание учащегося на его ошибку  в произношении и попросить повторить слово или фразу в целом. («Я не поняла, скажи правильно»).

Целесообразно при подведении итогов урока и выставлении оценок (или на самоподготовке) акцентировать внимание на речи учащихся ( «Сегодня хорошо говорил Ваня и Анжелика», « Не старались хорошо говорить Саша и Алёша»).

Развитие слухового восприятия на общеобразовательном уроке является обязательным в ходе всего учебного процесса.

Задачей РСВ является:

  • Включение слухового восприятия в учебно – воспитательный процесс школы.
  • Повышение коммуникативной функции речи в комплексном слухо – зрительном восприятии и продуцировании речи. Весь урок проводится с использованием звукоусиливающей аппаратуры как коллективного, так и индивидуального назначения (ИСА). Причём ЗУА рассматривается не только как средство усиления речи, но и как средство РСВ.
  • Упражнения по восприятию речевого материала только на слух в ходе урока носят непродолжительный характер.
  • Эти упражнения ограниченно входят в учебный процесс и мотивированны ходом урока.
  • РСВ на уроках проводится с использованием ЗУА и экрана на подготовленном материале, (который изучен в ходе урока) и предлагается к восприятию на слух. (Например, «Автор произведения», «Название произведения», «Главные герои», «Неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое» и т. д.).
  • К восприятию на слух предлагаются фразы, повторяющиеся из урока в урок («Какой сейчас урок?», «Кого нет в классе?», «Какой был урок?»).
  • Организационные фразы («Иди к доске, Саша. Читай задачу. Открой книгу на станице»).
  • Сообщение целевых установок ( «Будем читать рассказ, отвечать на вопросы»).
  • Приём работы с экраном (т.е. восприятие подготовленного материала на слух) целесообразно также использовать на уроках обобщения, контроля, повторения или закрепления пройденного материала в конце урока.
  • На уроке речевой материал за экраном повторяется не более двух раз. Если материал учениками на слух не воспринят, то он предъявляется слухо-зрительно, а затем снова на слух.

Целесообразно использовать при восприятии слова или словосочетания слухо-зрительно опорные таблички или их написание на доске, картинки, разрезной текст.

              Речь педагога на уроке должна быть образцом для учащихся:

- она должна быть эмоциональной,

- грамматически правильно оформленной,

- не загромождённой стилистически,

- не утрированной.

В процессе формирования устной речи учащихся и РСВ важная роль принадлежит педагогу, который, побуждая учеников к максимальной реализации слуховых и произносительных возможностей, должен сохранять тактичность, вселять уверенность в учеников в возможность овладения ими слухоречевых навыков, стремится сделать каждое занятие интересным и увлекательным, содействующим личностному развитию каждого неслышащего ребёнка.

Комплексы фонетической гимнастики (звуки С, З, Ш, Ж)

Автоматизация звука С

Понедельник

С_____а  са  са-са-сад

С_____о со со-со-сок

С_____ы сы сы-сы-сын

Со-со-со

У Сони сок

Вторник

Ас____а аса-аса-аса-

колбаса

Ас____о асо-асо-асо-

Колесо

Ас____у асу-асу-асу-

Несу

Асу-асу-асу

Соня нарисовала осу

Среда

Ас____ас ас-ас-класс

Ос____ос ос-ос-нос

Ус____ус ус-ус-ус-автобус

Ас-ас-ас

У нас погас газ

Четверг

С____та ста-ста-стакан

С____то сто-сто-стол

С____ту сту-сту-стул

Ста-ста-ста

На окне стоит стакан

Пятница

Са оса ска-ска-ска-скакалка

Со ассо спа-спа-спа-спасибо

Су асу сту-сту-стук

Покажи большой стул

У дятла острый нос

Автоматизация звука Ш

Понедельник

Ш___а ша ша-ша-шапка

Ш___и ши ши-ши-шина

Ш___у шу шу-шу-шуба

У Саши шапка

Вторник

Аш___а аша аша-аша-Маша

Аш___и аши аши-аши-аши-

машина

Аш___а аша аша-аша-наша

Аша-Аша

Наша Маша маленька

Среда

Аш___аш аш-аш-ваш

Уш___уш уш-уш-душ

Ыш___ыш ыш-ыш-малыш

Уш-уш-уш

А у нас в квартире душ

Четверг

Ш___та шта шта-шта-штаны

Ш___ка шка шка-шка-шкаф

Ш___ко шко шко-школа

Шки-шки-шки

У мишки сосновые шишки

Пятница

Ша шар

Шу шум

Ши шипы

Шка-бабушка

Шка-кашка

Шка- мышка

Аш-аш-наш

Аш-аш-ваш

Ыш-ыш-мышь

Мышка избушку метёт

Автоматизация звука З

Понедельник

З____а за за-за-забор

З____о зо зо-зо-зонт

З____у зу зу-зу-зубы

Зоя забыла зонт

Вторник

Аз___а аза аза-аза-коза

Оз___а оза оза-оза-роза

Уз___а уза уза-уза-медуза

Аза-оза-оза

Я показала глаза

Среда

Аз___аз аз-аз-газ

Оз___оз оз-оз-паровоз

Уз___уз уз-уз-груз

Уз-уз-уз

Паровоз везёт груз

Четверг

З___да зда зда-зда-зда-

поезда

З___до здо здо-здо-гнездо

З___во зво зво-зво-звонок

Азу-азу-азу

Я разбила вазу

Пятница

За оза- оза-роза

Зо ози-ази-ази- магазин

Зу оза-аза-глаза

Зда-зда-звезда

Зву-зву-звук

Здо-здо-гнездо

Аза-аза-аза

У девочки круглые глаза

Я уже здоров

Автоматизация звука Ж

Понедельник

Ж____а жа жа-жа-жаба

Ж____у ж ужу-жу-жук

Ж____и жи жи-жи-жить

Над кустом летает жук

Вторник

Ож___а ожа ожа-ожа-кожа

Уж___и ужи ужи-ужи-ужин

Уж___о ужо ужо-ужо-дружок

Ежи-ежи-ежи

Под кустом сидят ежи

Среда

Аж___аж аж-аж – этаж

Ож___ож ож-ож-нож

Уж___уж уж-уж-уж

Уж-уж-уж

По лесу ползёт уж

Четверг

Ж___да жда жда-жда-жда-

одежда

Ж___ди жди жди-жди-жди-

Подожди

Ж___ки жки жки-жки-жки-

сапожки

Жду-жду-жду

Я тебя подожду

Пятница

Жа-жар

Жи-жир

Жу-жук

Аж-аж-багаж

Ож-ож-похож

Ож-ож-ёж

Жду-между

Жда-каждый

Жда-одежда        Жда-жда-жда       У Жени мокрая одежда

           Используемая литература:

  1. Сурдопедагогика. Учебник для Вузов. Москва,изд.Владос,2004,стр.528-530,538-550.
  2. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями речи. Учебное пособие для Вузов. Москва, изд. Владос, 2001,стр 126-136.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи в 3 классе (II вид II отделение) «Труд людей осенью. Речевое дыхание. Звуки ф-фь. Звук з».

Индивидуальное занятие по представленному конспекту было проведено с учеником 3 класса, имеющим тугоухость третьей степени. Конспект разработан с учётом личностных, возрастных особенностей ребёнка. За...

Урок развития слухового восприятия и формирования произносительной стороны устной речи в 1 классе в рамках апробации ФГОС НОО для глухих детей. Тема; "Семья". Автоматизация звука Ш.

Представлен конспект урока развития слухового восприятия и формирования произносительной стороны речи. В конспекте отражены цели и задачи урока. Дана подробная объяснительная записка содержания данног...

Методические рекомендации к проведению фонетической зарядки

Формирование устной речи у детей с нарушенным слухом — это одна из основных, сложных и важных задач их обучения и воспитания. Объясняется это той исключительной ролью, которую она играет в жизни...

Методические рекомендации к проведению фонетической зарядки

Формирование устной речи у детей с нарушенным слухом — это одна из основных, сложных и важных задач их обучения и воспитания. Объясняется это той исключительной ролью, которую она играет в жизни...