Методические рекомендации по проведению фонетической зарядки, развитию слухового восприятия и коррекции произносительных навыков на уроках и занятиях внеурочной деятельности.
консультация
Рекомендации для учителей и воспитателей ГПД по проведению фонетических зарядок с неслышащими обучающимися на уроках и внеурочной деятельности. Комплексы упражнений (примеры) на каждый день со звуками С, З, Ш, Ж.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
foneticheskie_zaryadki_rekomendatsii.docx | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1»
Методические рекомендации
по проведению фонетической зарядки,
развитию слухового восприятия и коррекции произносительных навыков на уроках и занятиях внеурочной деятельности.
Составила: учитель-логопед
высшей квалификационной
категории
Кузнецова Елена Валерьевна
Нижневартовск 2018г.
Фонетическая зарядка – это специальные упражнения, которые проводятся на общеобразовательных предметах и самоподготовке с целью коррекции и закрепления произносительных навыков учащихся и предупреждения их распада.
Фонетическая зарядка является обязательной формой работы над произносительной стороной речи неслышащих обучающихся в коррекционном образовательном учреждении.
В ходе общеобразовательных уроков и внеурочной деятельности с помощью специальных приёмов ученики целенаправленно побуждаются к максимальной реализации произносительных умений, достаточно внятной, естественной и выразительной речи.
- Фонетическая зарядка на уроке занимает не более 5 минут.
- Учащимся даётся определённая установка на последующее учебное и внеклассное время, закрепляются и совершенствуются вновь приобретённые произносительные навыки, предупреждается распад неустойчивых навыков.
- Содержанием фонетической зарядки может быть любая сторона произношения:
- работа над речевым дыханием («Будем говорить на одном выдохе»)
- работа над голосом («Будем говорить тихо (громко, нормально)»)
- работа над звуками в слогах, словах, фразах.
- В процессе проведения упражнений на фонетических зарядках используется речевой материал, необходимый для обогащения словаря на уроке или самоподготовке:
- основной терминологический словарь в соответствии с темой;
-словарь, связанный с организацией деятельности обучающихся на уроке.
- Учитывается фонетический принцип: используется речевой материал, специально насыщенный закрепляемыми в данный период обучения элементами звуковой и ритмико-интонационной структуры речи.
- В настоящее время при проведении фонетической зарядки многими педагогами широко используется фонетическая ритмика, особенно в начальной школе.
- Фонетическая ритмика – это методический приём работы над произношением, базирующийся на взаимодействии речи, развивающегося слухового восприятия и движений тела. Фоноритмика способствует развитию речевого дыхания, слитности речи, способности изменять силу и высоту голося, сохраняя нормальный тембр, произносить речевой материал слитно и в заданном темпе.
Коррекция произносительных навыков неслышащих учащихся в ходе общеобразовательного урока – непременное условие его проведения. От качества фонетического оформления речи неслышащего зависит, в какой степени она доступна пониманию окружающих и станет ли базой владения языком, выполняет роль орудия мышления.
Задачи развития произносительной стороны устной речи у неслышащих школьников включают:
- Формирование фонетически внятного, членораздельного произношения;
- Достаточно естественного звучания речи, приближающего к речи слышащих людей.
В первую очередь уделяется внимание четкому произнесению звука, являющемся «дежурным» в данное время. В то же время не оставляются без внимания и звуки, произнесённые учащимися нечётко или совсем неправильно. Учитель должен обратить внимание учащегося на его ошибку в произношении и попросить повторить слово или фразу в целом. («Я не поняла, скажи правильно»).
Целесообразно при подведении итогов урока и выставлении оценок (или на самоподготовке) акцентировать внимание на речи учащихся ( «Сегодня хорошо говорил Ваня и Анжелика», « Не старались хорошо говорить Саша и Алёша»).
Развитие слухового восприятия на общеобразовательном уроке является обязательным в ходе всего учебного процесса.
Задачей РСВ является:
- Включение слухового восприятия в учебно – воспитательный процесс школы.
- Повышение коммуникативной функции речи в комплексном слухо – зрительном восприятии и продуцировании речи. Весь урок проводится с использованием звукоусиливающей аппаратуры как коллективного, так и индивидуального назначения (ИСА). Причём ЗУА рассматривается не только как средство усиления речи, но и как средство РСВ.
- Упражнения по восприятию речевого материала только на слух в ходе урока носят непродолжительный характер.
- Эти упражнения ограниченно входят в учебный процесс и мотивированны ходом урока.
- РСВ на уроках проводится с использованием ЗУА и экрана на подготовленном материале, (который изучен в ходе урока) и предлагается к восприятию на слух. (Например, «Автор произведения», «Название произведения», «Главные герои», «Неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое» и т. д.).
- К восприятию на слух предлагаются фразы, повторяющиеся из урока в урок («Какой сейчас урок?», «Кого нет в классе?», «Какой был урок?»).
- Организационные фразы («Иди к доске, Саша. Читай задачу. Открой книгу на станице»).
- Сообщение целевых установок ( «Будем читать рассказ, отвечать на вопросы»).
- Приём работы с экраном (т.е. восприятие подготовленного материала на слух) целесообразно также использовать на уроках обобщения, контроля, повторения или закрепления пройденного материала в конце урока.
- На уроке речевой материал за экраном повторяется не более двух раз. Если материал учениками на слух не воспринят, то он предъявляется слухо-зрительно, а затем снова на слух.
Целесообразно использовать при восприятии слова или словосочетания слухо-зрительно опорные таблички или их написание на доске, картинки, разрезной текст.
Речь педагога на уроке должна быть образцом для учащихся:
- она должна быть эмоциональной,
- грамматически правильно оформленной,
- не загромождённой стилистически,
- не утрированной.
В процессе формирования устной речи учащихся и РСВ важная роль принадлежит педагогу, который, побуждая учеников к максимальной реализации слуховых и произносительных возможностей, должен сохранять тактичность, вселять уверенность в учеников в возможность овладения ими слухоречевых навыков, стремится сделать каждое занятие интересным и увлекательным, содействующим личностному развитию каждого неслышащего ребёнка.
Комплексы фонетической гимнастики (звуки С, З, Ш, Ж)
Автоматизация звука С Понедельник С_____а са са-са-сад С_____о со со-со-сок С_____ы сы сы-сы-сын Со-со-со У Сони сок Вторник Ас____а аса-аса-аса- колбаса Ас____о асо-асо-асо- Колесо Ас____у асу-асу-асу- Несу Асу-асу-асу Соня нарисовала осу Среда Ас____ас ас-ас-класс Ос____ос ос-ос-нос Ус____ус ус-ус-ус-автобус Ас-ас-ас У нас погас газ Четверг С____та ста-ста-стакан С____то сто-сто-стол С____ту сту-сту-стул Ста-ста-ста На окне стоит стакан Пятница Са оса ска-ска-ска-скакалка Со ассо спа-спа-спа-спасибо Су асу сту-сту-стук Покажи большой стул У дятла острый нос Автоматизация звука Ш Понедельник Ш___а ша ша-ша-шапка Ш___и ши ши-ши-шина Ш___у шу шу-шу-шуба У Саши шапка Вторник Аш___а аша аша-аша-Маша Аш___и аши аши-аши-аши- машина Аш___а аша аша-аша-наша Аша-Аша Наша Маша маленька Среда Аш___аш аш-аш-ваш Уш___уш уш-уш-душ Ыш___ыш ыш-ыш-малыш Уш-уш-уш А у нас в квартире душ Четверг Ш___та шта шта-шта-штаны Ш___ка шка шка-шка-шкаф Ш___ко шко шко-школа Шки-шки-шки У мишки сосновые шишки Пятница Ша шар Шу шум Ши шипы Шка-бабушка Шка-кашка Шка- мышка Аш-аш-наш Аш-аш-ваш Ыш-ыш-мышь Мышка избушку метёт | Автоматизация звука З Понедельник З____а за за-за-забор З____о зо зо-зо-зонт З____у зу зу-зу-зубы Зоя забыла зонт Вторник Аз___а аза аза-аза-коза Оз___а оза оза-оза-роза Уз___а уза уза-уза-медуза Аза-оза-оза Я показала глаза Среда Аз___аз аз-аз-газ Оз___оз оз-оз-паровоз Уз___уз уз-уз-груз Уз-уз-уз Паровоз везёт груз Четверг З___да зда зда-зда-зда- поезда З___до здо здо-здо-гнездо З___во зво зво-зво-звонок Азу-азу-азу Я разбила вазу Пятница За оза- оза-роза Зо ози-ази-ази- магазин Зу оза-аза-глаза Зда-зда-звезда Зву-зву-звук Здо-здо-гнездо Аза-аза-аза У девочки круглые глаза Я уже здоров Автоматизация звука Ж Понедельник Ж____а жа жа-жа-жаба Ж____у ж ужу-жу-жук Ж____и жи жи-жи-жить Над кустом летает жук Вторник Ож___а ожа ожа-ожа-кожа Уж___и ужи ужи-ужи-ужин Уж___о ужо ужо-ужо-дружок Ежи-ежи-ежи Под кустом сидят ежи Среда Аж___аж аж-аж – этаж Ож___ож ож-ож-нож Уж___уж уж-уж-уж Уж-уж-уж По лесу ползёт уж Четверг Ж___да жда жда-жда-жда- одежда Ж___ди жди жди-жди-жди- Подожди Ж___ки жки жки-жки-жки- сапожки Жду-жду-жду Я тебя подожду Пятница Жа-жар Жи-жир Жу-жук Аж-аж-багаж Ож-ож-похож Ож-ож-ёж Жду-между Жда-каждый Жда-одежда Жда-жда-жда У Жени мокрая одежда |
Используемая литература:
- Сурдопедагогика. Учебник для Вузов. Москва,изд.Владос,2004,стр.528-530,538-550.
- Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями речи. Учебное пособие для Вузов. Москва, изд. Владос, 2001,стр 126-136.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонетическая зарядка как способ поддержания и совершенствования произносительных навыков учащихся
Система работа над произношением учащихся...
Конспект урока по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи в 3 классе (II вид II отделение) «Труд людей осенью. Речевое дыхание. Звуки ф-фь. Звук з».
Индивидуальное занятие по представленному конспекту было проведено с учеником 3 класса, имеющим тугоухость третьей степени. Конспект разработан с учётом личностных, возрастных особенностей ребёнка. За...
Конспект урока по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи в 9 классе (II вид II отделение) «Сезонные изменения в природе. Правила орфоэпии. Звуки: з-ж, ц».
Крнспект урока разработан с учетом применения современных коррекционных технологий...
Конспект урока развития слухового восприятия и формирования произносительной стороны устной речи для учащихся с нарушением слуха, 1 класс по теме "Я и моя семья", дифференциация звуков С-Ш..
Представлен конспект урока в 1 классе для детей с нарушением слуха. Отражены цели и задачи урока,структура урока....
Урок развития слухового восприятия и формирования произносительной стороны устной речи в 1 классе в рамках апробации ФГОС НОО для глухих детей. Тема; "Семья". Автоматизация звука Ш.
Представлен конспект урока развития слухового восприятия и формирования произносительной стороны речи. В конспекте отражены цели и задачи урока. Дана подробная объяснительная записка содержания данног...
Методические рекомендации к проведению фонетической зарядки
Формирование устной речи у детей с нарушенным слухом — это одна из основных, сложных и важных задач их обучения и воспитания. Объясняется это той исключительной ролью, которую она играет в жизни...
Методические рекомендации к проведению фонетической зарядки
Формирование устной речи у детей с нарушенным слухом — это одна из основных, сложных и важных задач их обучения и воспитания. Объясняется это той исключительной ролью, которую она играет в жизни...