Конспект занятия с обучающимися ТМНР.
план-конспект
Конспект занятия с обучающимися с ТМНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_s_tmnr.uchitel-logoped_smirnova_t.yu_.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по лексической теме «Посуда» в классе ТМНР.
Цели и задачи:
- уточнять и активизировать словарь по теме «Посуда»; систематизировать и обобщать знания детей о посуде, ее назначении, деталях и частях;
- развивать зрительное восприятие и внимание, согласованность речи с выполнением движений; тренировать способность пространственного ориентирования и выделения фигуры из фона;
- совершенствовать артикуляционные навыки; развивать правильное речевое дыхание и умение регулировать силу и интонацию голоса;
- развивать фонематический слух, находить заданный звук среди других.
- формировать навык сотрудничества, взаимодействия в игре и на занятии; воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Материал к занятию: предметные картинки по теме «Посуда»; картинка «Федора», зашумленные картинки «Посуда», незаконченные рисунки, разрезные картинки (3-4 части).
Артикуляционная гимнастика (простые-статич-динам)
«Поиграем!» на дыхание
«Кувшин – графин» (для кувшина губы вытягиваем узкой трубочкой, для графина – широкой).
«Пьем коктейль через трубочку» - вдох через губы, сложенные трубочкой
«Воронка» - выдох
«Дуем на горячий чай» - ладонь перед лицом (держим блюдце), продолжительный выдох.
«Пыхтящий чайник» - («пых-пах-пох!», «пых-пих-пах», «пох-пах-пых»). Начинает кипеть – шепотом, кипит - с шумом.
Ход занятия:
- Посуда – чудесница. ( ребята располагаются за партами).
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо!
Мы бы тотчас из людей
Превратились в дикарей!
Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами!
Пили воду бы в реке
Или в грязном ручейке!
К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На нее еде кладут,
Из нее едят и пьют!
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты!
В ней готовят сотни блюд:
Варят, жарят и пекут!
«Что за горе у Федоры?»– Ох, Федоре тяжко было - всё о посуде она позабыла. На доске вывешивается картина – схема, с помощью которой дети классифицируют посуду по назначению. В какой посуде жарят? В какой посуде варят? Из какой посуды едят? Из какой посуды пьют? В какой посуде кипятят воду? С помощью, какой посуды наливают суп, перемешивают еду во время приготовления? Что едят ложками? Что едят вилками? Что режут ножом? Назовите чайную посуду, столовую, кухонную.
Вот какая помощница наша – посуда! А должны ли люди как-то помогать посуде? (предположения детей). Послушайте небольшой отрывок из сказки и вспомните как она называется. (чтение отрывка из сказки «Федорино горе» К.И.Чуковского). Кто написал ее для ребят? Почему в этой сказке посуда убежала от Федоры? Что вы можете посоветовать Федоре, чтобы посуда от нее больше не убегала? (предположения детей).
2.Активизация словаря по теме «Посуда». К нам в гости пришла бабушка Федора. Назовите сказку, в которой рассказывается о Федоре и о том, что с ней произошло? ( «Федорино горе». Чуковский). Про Федору расскажите и слова назовите: Посуда была у Федоры, посуде с ней было горе: Федора её не любила - пачкала, а не (Мыла),
Теряла, а не (хранила), оставляла мокрой, а не (сушила),
Не ставила, а (бросала)- вот посуда и убежала. Её вы Федоре вернуть помогите, задания Федоры решите.
«Четвертый – лишний». Задание детям: найти лишний предмет в ряду предложенных и объяснить выбор.
Логопед: Ребята, а знаете, что я думаю, если мы научим Федору называть посуду ласково, то она никогда не сбежит от нее.
Ты дружочек не зевай
Да словечком приласкай
Чашка- (Дети: чашечка)
Тарелка- (Дети: тарелочка)
Ложка- (Дети: ложечка)
Чайник- (Дети: чайничик)
Кувшин- (Дети: кувшинчик)
Кастрюля- (Дети: кострюлечка
Логопед: Молодцы, ребята, отлично справились с заданием
. Логопед. Пусть предметов посуды у Федоры осталось не так много, но заботиться о них необходимо. ребята. Помогите помыть
3. Пальчиковая гимнастика:
Мы посуду для Федоры
Вымоем без уговоров:
Моем вилку, чашку, ложку,
Сковородку, поварёшку,
Моем блюдце и стакан,
И закроем крепко кран.
Зрительная гимнастика в стихах.
Раз –налево, два – направо, три — наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим, чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше, тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше, убедитесь вы сейчас!
Динамическая минутка – упражнение «Посуда».
Вот большой стеклянный чайник! Очень важный, как начальник! | Надуть животик; одна рука на поясе - ручка, другая изогнута вверх - носик |
Вот фарфоровые чашки | Присесть, одна рука на поясе |
Вот фарфоровые блюдца | Кружатся, описывая в воздухе круг |
Только стукни – разобьются! | Хлопают в ладоши, топают ногой |
Вот серебряные ложки! Голова на тонкой ножке! | Вытянулись, руки над головой - сомкнутые |
«Кто внимательный?».
Предложить ребятам «зашумленные картинки», на которых нужно найти и назвать как можно больше предметов посуды.
Игра «Хлопки». Деление слов на слоги хлопками. Дети делят слова на слоги по тем же разложенным картинкам. У каждого ребёнка по четыре предметных картинки по теме « Посуда». Когда все слова будут разделены на слоги, картинки логопед убирает со столов.
Игра «Поймай звук»: цепочка из выученных ранее звуков (А, У, О). Хлопать, когда услышал нужный звук.
Физминутка: «Помощники»
Раз, два, три четыре,
Мы посуду перемыли:(Шагать и хлопать по коленям крест на крест)
Кастрюли, (руки на пояс)
Чайник, (одна рука на пояс, другая изображает носик чайника)
Ковшик (руки в кольцо перед собой)
Ложку (кистью руки изобразить движение ложкой)
И большую поварёшку (большой круг руками над головой и вниз)
Моем чашку, моем кружку (трут ладошки друг о друга)
Ставим высоко на сушку (подняться на носочки руки вверх)
Ой! Упала чашка с полки (ладошки к щекам прижать)
Будем собирать осколки (наклоны вперёд)
Федора посуду не берегла, роняла и разбивала посуду она, Забыла Федора, не знает, каких частей не хватает.
Игра « Чего не хватает? (носика у кувшина, ручки у кружки, ручки у кастрюли).
Предметные картинки с недостающими деталями.
Физкультминутка: «Я чайник-ворчун»
Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд (шаги на месте)
Я всем напоказ выставляю живот (руки на поясе, повороты туловища)
Я чай кипячу, клокочу и кричу: (хлопки в ладоши)
— Эй, люди, я с вами чай пить хочу. (прыжки на месте)
«Угадай-ка!». Загадки-добавлялки
Среди ложек я – полковник, а зовут меня - ….(половник)
На плите кастрюль начальник, толстый, длинноносый…..(чайник)
На кухне ей всегда почет, она и жарит и печет,
Не приготовить нам еды на кухне без…(сковороды)
Для нас она необходима, всю пищу из нее едим мы.
Бывает она глубокая и мелкая, зовут ее….(тарелкою)
Как вы думаете, почему от Федоры посуда ушла? (потому что она не мыла посуду, посуда была грязная)
- А какая она должна быть? (чистая).
Развитие связной речи. Дети, скажите, какое настроение у Федоры? Весёлое или грустное? Федора расстроена, ей грустно. Ведь от неё убежала вся посуда. Подарим Федоре чайник. Но прежде, чем подарить Федоре чайник, давайте расскажем, какой он. Логопед вывешивает на доску мнемотаблицу. Дети, ориентируясь на таблицу, рассказывают сказку: «Жил-был чайник. У него была семья - посуда. Чайник был пузатый-препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрёй. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили, и чай из него пили.» Из разрезанных частей дети на доске выкладывают красивый цветной чайник и дарят его Федоре.
Итог занятия. Ритуал прощания, все дети берутся за руки. Улыбнитесь друг другу самой доброй улыбкой и скажите волшебные слова: «добро побеждает зло». Ведь и сказка Чуковского заканчивается тем, что Федора становится доброй и заботливой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для обучающихся 6-7 лет по Изобразительному искусству
Конспект занятия "Новогодние приключения" предназначена для обучающихся 6-7 лет и является итоговвым в первом полугодии по предмету Изобразительное искусство....
Конспект занятия для обучающихся коррекционной школы-интерната VIII вида на тему: "Страна законов"
Занятие разработано для обучающихся 14-15 лет корреционных школ VIII вида. Цель занятия: формирование правовой культуры подрастающего поколения и правовых знаний....
Конспект занятия для обучающихся коррекционной школы-интерната VIII вида на тему: "Страна законов"
Занятие разработано для обучающихся 14-15 лет корреционных школ VIII вида. Цель занятия: формирование правовой культуры подрастающего поколения и правовых знаний....