Конспект занятия с обучающимися 4 специального (коррекционного) класса VII вида по теме "Корень"
план-конспект урока по теме
Предварительный просмотр:
Конспект занятия с обучающимися
4 специального (коррекционного) класса VII вида.
Тема: Корень.
Цели: - практически показать единообразное написание гласной в корне
родственных слов;
- закрепить понятие родственные слова;
- тренировать учащихся в подборе родственных слов, в выделении
главной и значимой части слова;
- закреплять у детей навыки словообразования;
- расширять и активизировать лексический запас;
- развивать и корригировать внимание, память, мышление;
- закрепление учебных навыков;
Оборудование: плакат настроений; плоскостные домики (2 шт.); карточки со словами (горе, горевать, горюшко, пригорюнился; гора, горец, горные, пригорок; рука, домик, грибок, рыбак, настольная, морозный); буквы (а, п, р, е, л, ь); фигурка корня; зеркала; карточки для составления слов, родственных словам лис, лес.
Ход занятия.
I. Организационный момент. Психологический настрой детей на работу.
- Я рада вас видеть. Как вы думаете, какое у меня настроение?
- А какое настроение ещё бывает? (злое, весёлое, сонное, ленивое, грустное …)
Упражнение на развитие мелкой моторики.
(Вывешиваю плакат настроений)
- Каждый человек в течение дня испытывает различное настроение. Кто хочет рассказать о своём настроении?
- С каким настроением вы пришли на занятие?
- На занятии нам понадобится деловой, рабочий настрой, потому что нам предстоит серьёзная, сложная работа.
II. Повторение пройденного.
- Назовите, на какую тему вы подготовили рисунки?
- Кого вы изобразили на своих рисунках? (Ты дедушке кто? Коля твоей маме кто? А тебе?...)
- Как назвать одним словом членов семьи? (Родственники)
- Вы уже знаете, что слова тоже образуют свои семьи. Как называются такие слова?
1. Игра «Найди родственников».
(Выставляю 2 домика).
- В этом домике живёт слово гора. А в этом – горе. (Прикрепляю карточки со словами.)
- Чем похожи слова? (У них одинаковая, общая часть.).
- Объясните значение слова гора (возвышенность), горе (чувство).
- Можно ли назвать эти слова родственными? (Нет, у них разное значение.)
- Найдите родственников этих слов. (Детям раздаются карточки со словами. Они выходят к доске и прикрепляют к соответствующему домику).
- Как определяли родственные слова? (У них общая часть и похожее значение.)
III. Сообщение темы.
- Сегодня мы продолжим учиться подбирать родственные слова, определять в них общую часть, будем наблюдать за написанием общей части родственных слов.
IV. Упражнение на развитие временных представлений.
- Какой сегодня день недели? (пятница)
- Какой день недели по счёту? (пятый)
- Послушайте, как звучат слова: пятый, пятница. Что можно сказать?
- Объясните, почему четверг так назван.
- А вторник?
- А какой идет месяц? (апрель)
V. Профилактика нарушений зрения.
- Глазками, не поворачивая головы, составьте из букв название месяца, задерживая взгляд на каждой букве.
- Перевели взгляд на дату, прочитали про себя, открыли тетради, записали число.
VI. Знакомство с новой темой. Работа над понятием корень.
- Всё на свете из чего-нибудь состоит: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капель. Речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Слова же сделаны из своего «строительного материала», из особых частичек. Самая главная из них – корень. Корень-силач, корень-крепыш берёт на свои плечи смысл не только одного слова, а многих. И эти многие слова с одним корнем оказываются родственными. Корень «носит» шапочку-дугу.
VII. Закрепление материала.
1. Логоритмическая гимнастика.
- Чтобы услышать корень, звуки нужно произносить чётко, ясно, понятно.
а) гимнастика для губ и языка: «улыбка – трубочка», «качели», «часики»;
б) – Внимательно послушайте, чётко и ясно повторите ряды слов:
Ус - усик - усище - усатый; Кто услышал корень? Запишите его, обозначьте дугой.
Сор – сорить – сорняк – соринка;
Гриб – грибок – грибник – грибные;
Лис – лисий - лиса – лисичка
Логопедическая физминутка.
- Покажите хитрую лисоньку; покажите, как лиса подкрадывается к курочке; лисичка услыхала охотника, испугалась; покажите, как лиса ласкает своих лисят.
2. Наблюдение за единообразным написание гласной в корне родственных слов.
(Выставляю карточки со словами: лисий, лиса, лисичка.)
- Запишите слово лисий, обозначьте корень, подчеркните гласную в корне.
(аналогичная работа с остальными словами)
Вывод: гласная в корне родственных слов пишется всегда одинаково.
3. Работа над загадкой.
- Отгадайте загадку.
Весной одевается,
Осенью раздевается. (Лес) (Предъявляется карточка-схема)
- Прочитайте получившиеся слова.
(лес) – ок, (лес) – ной, (лес) – очек, (лес) – ник.
- Напишите полученные слова, обозначьте корень, подчеркните гласную в корне.
4. Составление предложений.
- Что делает лесник?
- Как называется человек, который мастерит стол? (Стол мастерит столяр.)
- Запишите предложение. (1 ученик у доски). Назовите родственные слова. Выделите корень, подчеркните гласную в корне.
- Кто кладёт печи? (Печи кладёт печник.)
VIII. Итог.
- С чем мы сегодня познакомились?
- Как пишется гласная в корне родственных слов?
Рефлексия. Вспомните, как вы работали устно и письменно? Вспомните своё поведение. Что у вас не получилось? Что помешало? Какую оценку себе поставите?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие потенциальных творческих способностей обучающихся специальных (коррекционных) классов VIII вида как средство коррекции недостатков познавательной сферы
Для детей с ограниченными возможностями здоровья, с интеллектуальной недостаточностью в большинстве случаев при их поступлении в школу, характерно отсутствие в потребности в рисовании, лепке, аппликац...
Развитие творческих способностей как средство коррекции недостатков познавательной сферы, на воспитательских занятиях обучающихся специальных (коррекционных) классов VIII вида
Творчество развивает воображение, мелкую моторику пальцев, художественные способности и эстетический вкус. На воспитательских занятиях дети приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремлённо...
Разработка внеклассного занятия по математике для учащихся специального (коррекционного) класса VIII вида «Путешествие в страну математики»
Математика, как учебный предмет , многим детям с нарушением интеллекта даётся с большим трудом. Испытывая определённые трудности, часто бывает так, что у детей пропадает интерес к данному предме...
Доклад по теме : "Формирование учебно-познавательного интереса к изучению русского языка обучающихся специальных коррекционных классов VII вида"
Доклад по теме: "Формирование учебно-познавательного интереса к изучению русского языка обучающихся специальных коррекционных классов VII вида" был представлен в межрегиональной научно-практической ко...
Использование информационных технологий на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов с обучающимися специальной (коррекционной) школы VIII вида
Обучающиеся коррекционных школ требуют особых условий для психического развития и коррекции нарушенных функций. Важным условием полного усвоения знаний обучающимися на занятиях по развитию психомотори...
"В гостях у сказки" дополнительная коррекционно-развивающая программа для обучающихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Программа предназначена для обеспечения эффективного обучения детей с умеренной умственной отсталостью....