Конспект занятия с обучающимися 3 специального (коррекционного) класса VII вида по теме "Дифференциация согласных С-З" (3-е занятие)
план-конспект урока на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия с обучающимися
3 специального (коррекционного) класса VII вида.
Тема: Дифференциация согласных С-З (3-е занятие)
Цели: - закрепить у детей умение различать согласные с-з в устной и письменной речи;
- развитие фонематического слуха;
- развитие навыков языкового анализа и синтеза;
- расширение и активизация словарного запаса;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие временных и пространственных представлений;
- развитие внимания, памяти, мышления;
- коррекция эмоциональной сферы;
- обогащение знаний о культурно-исторических традициях народов нашей страны;
Оборудование: карточки с названиями зимних месяцев; карточки с буквами: р, о, ж, д, е, с, т, в, о; карточки с предложениями; игра «Буквенные узоры»; игра «Слоговая путаница»; «снежки» из бумаги; карточки со склеенными словами; карточки с пословицами; плоскостные фигурки валенок (с подарками); магнитофонная запись (музыка Чайковского).
Ход занятия.
I. Организационный момент. Развитие временных представлений.
- Закончите предложения. (Дети читают карточки)
Если сегодня понедельник, то послезавтра будет … .
Если сегодня четверг, то завтра будет … .
Если сегодня пятница, то послезавтра будет … .
Если сегодня воскресенье, то вчера была … .
- О каком месяце на Руси говорили: перелом зимы, перезимье? (январь)
- Почему так говорили?
лютень, лютый, вьюговей? (февраль);
студень, студный, стужайло? (декабрь)
- Какое время года составляют эти месяцы?
- На это холодное, морозное, неласковое время года приходятся весёлые праздники. Вспомните и назовите их. (Рождество, Новый год, День защитника Отечества, День святого Валентина, Крещение)
II. Повторение пройденного. Игра «Буквенные узоры»
- В народе говорят «На Рождество жди сильные морозы». Их ещё называют рождественскими морозами. Посмотрите на чудесный морозный узор на окне. Покажите и назовите парные согласные.
- Над какой парой согласных мы работали на прошлом занятии?
- Чем похожи эти звуки? (Это согласные, могут быть твердыми и мягкими.)
- А в чём разница? (с – глухой согласный, з – звонкий)
III. Сообщение темы.
- Сегодня продолжим работу над различением парных согласных с, з и поговорим об одном из самых древних, самых ярких, красивых праздников – Рождестве. Составьте это слово из букв.
IV. Выступление детей.
- Что вы знаете об этом празднике? (Дети выходят к доске и рассказывают)
1. Дева Мария и Её муж, Иосиф, пришли в родной город, чтобы участвовать в переписи населения.
2. Они не нашли свободного места в гостинице и остановились в пещере, куда пастухи загоняли скот.
3. В этой пещере и родился младенец – Сын Божий.
4. Первыми узнали о рождении младенца пастухи. Эту весть им принёс ангел Божий.
5. Мать, дева Мария, дала сыну имя Иисус, что означает Спаситель
6. Пришедший на землю Спаситель принёс в мир радость, любовь, доброту.
7. И поэтому люди отмечают этот праздник ярко и красиво.
- Итак, в нашей стране день рождения Иисуса Христа приходится на 7 января. Но в некоторых странах этот праздник отмечают 25 декабря. Накануне праздника в домах украшают любимую с детства лесную красавицу – ёлку, дарят друг другу сувениры в виде ангела или звёздочки.
V. Дифференциация согласных с-з в слогах.
- Какой звук в слове звезда повторяется дважды?
- Послушайте слоги и зашифруйте со звуком з – звёздочкой, со звуком с - снежинкой: зо, са, сы, зу, зи, се.
- Какой звук звучал чаще?
VI. Дифференциация согласных с-з в словах.
Игра «Слоговая путаница»
ба мо роз
За ца за яц
ка ли си ва
ро
- Прочитайте слова, соединив слоги, ориентируясь на линии. (Дети выходят к доске и записывают слова)
Заяц, лисица, мороз ( Как проверим согласную на конце слова?), сорока, забава (Как сказать по-другому?).
Логопедическая физминутка. Игра в «снежки».
- Несколько дней после Рождества дети и взрослые проводили время в играх и веселье: катались с горы, лепили снеговиков, играли в снежки.
2. Игра «Родственники».
- Определите в склеенных словах родственников выделенных слов. Отделите их друг от друга. Какие слова у вас получились?
Снег – снежкиснеговикснегурочкаснегирь.
Зима – зимнийзимушказимовказимник.
Словарь: Снегурочка, зимовка, зимник.
VII. Дифференциация согласных с-з в предложениях.
Работа над пословицами.
- Прочитайте, вставляя пропущенные буквы с, з, составьте из половинок пословицы.
Моро___ не велик да ___тоять не велит.
Береги но___ в большой моро___.
Январь – году начало ___име - ___ередина.
- Объясните значение пословиц.
- Запишите любую пословицу.
VIII. Итог.
- Над какими звуками работали?
- Как будем их различать?
Дети разбирают «валеночки» с подарками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие потенциальных творческих способностей обучающихся специальных (коррекционных) классов VIII вида как средство коррекции недостатков познавательной сферы
Для детей с ограниченными возможностями здоровья, с интеллектуальной недостаточностью в большинстве случаев при их поступлении в школу, характерно отсутствие в потребности в рисовании, лепке, аппликац...
Развитие творческих способностей как средство коррекции недостатков познавательной сферы, на воспитательских занятиях обучающихся специальных (коррекционных) классов VIII вида
Творчество развивает воображение, мелкую моторику пальцев, художественные способности и эстетический вкус. На воспитательских занятиях дети приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремлённо...
Разработка внеклассного занятия по математике для учащихся специального (коррекционного) класса VIII вида «Путешествие в страну математики»
Математика, как учебный предмет , многим детям с нарушением интеллекта даётся с большим трудом. Испытывая определённые трудности, часто бывает так, что у детей пропадает интерес к данному предме...
Доклад по теме : "Формирование учебно-познавательного интереса к изучению русского языка обучающихся специальных коррекционных классов VII вида"
Доклад по теме: "Формирование учебно-познавательного интереса к изучению русского языка обучающихся специальных коррекционных классов VII вида" был представлен в межрегиональной научно-практической ко...
Использование информационных технологий на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов с обучающимися специальной (коррекционной) школы VIII вида
Обучающиеся коррекционных школ требуют особых условий для психического развития и коррекции нарушенных функций. Важным условием полного усвоения знаний обучающимися на занятиях по развитию психомотори...
Логопедическое занятие с группой детей 2 специального (коррекционного) класса VII вида с недоразвитием речи системного характера
В материале представлена технологическая карта с дидактической структурой занятия с группой обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими ЗПР. Занятие проходит с использованием интеракт...