Коррекционная-развивающая работа для детей с нарушениями слуха на самоподготовке
статья
Подготовка домашнего задания в условиях школы – интерната - это один из наиболее ответственных режимных моментов, в ходе, которой целенаправленно формируется навык самостоятельной учебной работы. Успешное проведение самоподготовки способствует решению одной из главных задач коррекционной работы школы-интерната для детей с нарушением слуха: формирование у воспитанников умения самостоятельно трудиться. С решением этой задачи связаны коррекционно-воспитательные цели и задачи самоподготовки.
Самоподготовка — это продолжение учебного процесса, но значительно отличается от урока методикой организации и проведения. Главная задача воспитателя - закрепление знаний, полученных учащимися на уроках, умение работы в коллективе, самостоятельное и сознательное отношение к выполнению домашних заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_rabota_vo_vneurochnoe_vremya.docx | 17.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная-развивающая работа
для детей с нарушениями слуха на самоподготовке
Подготовка домашнего задания в условиях школы – интерната - это один из наиболее ответственных режимных моментов, в ходе, которой целенаправленно формируется навык самостоятельной учебной работы. Успешное проведение самоподготовки способствует решению одной из главных задач коррекционной работы школы-интерната для детей с нарушением слуха: формирование у воспитанников умения самостоятельно трудиться. С решением этой задачи связаны коррекционно-воспитательные цели и задачи самоподготовки.
Самоподготовка — это продолжение учебного процесса, но значительно отличается от урока методикой организации и проведения. Главная задача воспитателя - закрепление знаний, полученных учащимися на уроках, умение работы в коллективе, самостоятельное и сознательное отношение к выполнению домашних заданий.
Фонетическая зарядка для детей с нарушением слуха проводится перед самоподготовкой домашних заданий. При этом целесообразно осуществлять совместное планирование содержания речевых зарядок для общеобразовательных уроков и внеклассной работы с учетом работы над произношением на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и коррекции произношения. К содержанию и организации фонетической зарядки во внеурочное время предъявляются те же требования, что и в процессе общеобразовательных уроков.
Развитие слухового восприятия во внеурочное время.
Основным способом восприятия устной речи во внеурочное время является слухо-зрительный, однако планируется работа по восприятию речи и на слуховой основе. С этой целью воспитатель использует экран, исключающий возможность считывания с губ. Методический прием использования экрана направлен на активизацию функции слухового анализатора в процессе слухо-зрительного восприятия речи.
В процессе самоподготовки использование экрана рекомендуется на организацию этапов занятия, как оргмомент, подведение итогов занятия, выяснение выполнения заданий и т.д.
При отборе речевого материала для развития слухового восприятия предпочтение отдается:
- материалу разговорно-обиходного характера (Какое сейчас занятие?, какое сегодня число? и т.д.),
- фразам, связанным с организацией самоподготовки (Кто будет выполнять задания самостоятельно?, кто затрудняется?, кому нужна помощь?),
- целевым установкам (Будем работать с дневником),
- материалу, характерному только для данного занятия (По каким предметам задано домашнее задание?).
При подготовке домашних заданий для слуховой тренировки предлагается материал общеобразовательных предметов, поэтому должно быть четкое согласование содержания работы между учителем и воспитателем. В слуховые упражнения включаются специфические выражения, термины, а также наиболее употребительный в рамках каждого предмета материал.
Эффективность работы по развитию слухового восприятия во многом зависит от системности ее организации, единства предъявляемых к учащимся требований со стороны всех специалистов. Основой такого подхода является единство планирования материала для восприятия на слух на уроках, индивидуальных занятиях, во внеклассное время. Учитель и воспитатель) планируют речевой материал, который будет предлагаться учащимся на слух. Часть этого материала будет единой по содержанию для всех форм организации обучения (индивидуальные занятия, общеобразовательные уроки, внеклассные занятия и т.д.). При этом формулировки одной и той же фразы рекомендуется варьировать. Так, если учитель-дефектолог предъявляет фразу: «Какая сегодня погода?», воспитатель может спросить иначе: «Посмотри в окно и скажи, какая сегодня погода».
Вся работа по развитию слухового восприятия на самоподготовке осуществляется с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального назначения. Так, при помощи стационарной звукоусиливающей аппаратуры детьми воспринимается любой речевой материал. Для восприятия с индивидуальными слуховыми аппаратами предлагается материал, знакомый по звучанию.
Одним из главных условий эффективности коррекционно-образовательного процесса для детей с нарушениями слуха является создание речевой среды. Это обусловлено тем, что формирование речевой деятельности, развитие речевой способности, воспитание речевого поведения – важнейшие направления коррекционной работы с детьми с нарушением слуха, обеспечивающие их эффективную социальную адаптацию и интеграцию в общество. В условиях речевой среды устная речь является ведущей формой общения. В связи с этим важно, чтобы развитие слухового восприятия и коррекция произношения осуществлялась в процессе самоподготовки. Проведение самоподготовки в младших и старших классах различно.
В основном глухие дети 3-4 классов домашнее задание выполняют самостоятельно. Однако не у всех воспитан навык самостоятельной проверки своей работы. Поэтому воспитатель формирует и развивает умение навыка самостоятельной работы. И начинать эту работу необходимо в первом классе, когда воспитатель предлагает детям сообщить ему о выполнении каждого раздела в виде отчета.
Например, - Я решил задачу; - Я написал упражнение и т. д.
Такое проговаривание способствует осознанию детьми того, что ими выполнена определённая часть задания или задание в целом, в то же время помогает развитию словесной речи.
Во время подготовки заданий воспитатель учит детей общению. Его собственная речь должна быть служить образцом для подражания (быть эмоциональной, внятной и т. д.). Если ученик не знает, как обратиться к товарищу или воспитателю, ему надо помочь: спросить, кто из детей знает, как нужно сказать правильно.
В процессе подготовки домашних заданий общение воспитателя с учащимися и друг с другом в основном идёт по кругу (обращение к воспитателю или товарищу за помощью, сообщение о выполнении работы или её части, ответы на вопросы, просьба о чём-либо, взаимопомощь и т. п.). Поэтому воспитателю нужно предусмотреть необходимые для этой цели фразы и вписать их на таблички или плакаты, что и окажет учащимся существенную помощь в словесном общении с воспитателем или товарищем.
Особенность речевого общения на самоподготовке в начальных классах состоит в том, что перед каждым видом работы дается целевая установка : -что будем делать? и после каждого вида работы подводится итог: - что сделали?
Важным элементом в понимании речи является сопряжённое проговаривание. По мере усвоения речевых обращений, необходимые плакаты с образцами фраз заменяются новыми, с другими вариантами ответов или фраз. В своей работе воспитателю необходимо использовать не только диалогическую речь, но и монологическую, связную. Например, перед началом занятия ученик отчитывается о готовности класса к занятиям, об отсутствующих детях. В слуховую минутку включаются задания, расскажи о себе, о родителях, о школе, о школьных праздниках, о прогулке и т.д. Завершая занятие, можно рассказать о сделанной работе сегодня. Например: «Мы сегодня учили два урока: математику и развитие речи. По математике мы повторили таблицу умножения на «5», решили примеры, а по развитию речи учили слова, рассказывали текст по плану «Зимний лес». Я занимался хорошо».
В старших классах основной формой выполнения домашнего задания является самостоятельная работа учащихся.
Основной формой общения воспитателя с учениками является словесная речь в различных её видах (устном, дактильном, письменном). Все инструкции, объяснения воспитателя, как и вопросы учащихся, даются в процессе подготовки уроков в словесной форме.
Перед выполнением домашних заданий проводится предварительная беседа, где уточняется, по каким предметам задание, с какого предмета и почему ученик хочет начать выполнение урока, сколько времени ему потребуется для выполнения данного вида работы.
Дети старшего школьного возраста не должны говорить односложно, однообразно. Следует требовать вариантов ответов: и кратких, и развёрнутых. Речевой запас детей достаточно обогащён, поэтому на табличках пишутся лишь те фразы, в которых дети затрудняются в своих высказываниях.
Речь старшеклассников должна быть связной, логически завершённой, состоять из нескольких предложений.
В ходе самоподготовки воспитатель решает задачи по обучению детей умениям самостоятельной работы, формирует у них навыки учебной деятельности, развивает навыки речевого общения с опорой на использование остаточного слуха. Через усвоение необходимой лексики, обеспечивающей во время самоподготовки общение учащихся с воспитателем, а также друг с другом, воспитатель закрепляет знания, учит их практическому применению.
Работа по развитию слухового восприятия включается в процесс внеклассной работы. Здесь создаются условия для отработки речевого и неречевого материала в разных условиях, что способствует более глубокому осмыслению информации учащимися, пониманию возможности использования речевого материала в разных ситуациях. На самоподготовке в старших классах используется для развития слухового восприятия звукоусиливающая аппаратура как индивидуального, так и фронтального применения.
Задачами внеклассной работы по развитию слухового восприятия являются:
- закрепление умений воспринимать на слух речевой материал, отработанный на специальных занятиях, т.е. включение материала слуховых занятий в свободную слуховую и речевую деятельность;
- формирование новых слуховых образов на материале словаря, связанного со спецификой проведения внеклассных мероприятий;
- расширение представлений детей о звуках окружающего мира (неречевых и речевых);
- развитие ориентировки в окружающей звуковой среде.
Элементы слуховой работы включаются во все виды деятельности, которыми руководит воспитатель: режимные моменты, подготовка домашних заданий, игровая деятельность, экскурсии, кружковая работа и т.д. В соответствии с этим материал для развития слухового восприятия во внеклассное время может быть условно разделен на несколько групп:
- материал разговорно-обиходного характера;
- словарь организационного характера;
- материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин (терминологический словарь, связанный с выполнением заданий, характерных для данного предмета);
- лексика игровой деятельности;
- речевой материал экскурсий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением слуха: состояние, проблемы, перспективы.
Главными задачами современного личностно-социально ориентированного образования являются реализация прав лиц с особенностями психофизического развития на получение образования и коррекцион...
Коррекционно-развивающее занятие "Мир эмоций",для детей с нарушением слуха,старший дошкольный возраст.
Цель: - Развитие коммуникативных навыков и социальной активности у детей с нарушением слуха Задачи:Образовательные: - Учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике,...
Урок развития речевого слуха и формирования произносительной стороны устной речи как форма коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха.
В статье описывается структура индивидуальног занятия по ФРС и ПСУР; его задачи и формы работы (диагностика, коррекционно-развивающая работа, мониторинг)....
Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением слуха
Главным в коррекционной работе с неслышащими детьми должно быть обучение устной речи в условиях интенсивного развития нарушений слуховой функции....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха I года обучения 2018-2019 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха I года обучения2018-2019 учебный год...
Годовой план учителя-дефектолога по коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением слуха на 2018\2019г
Годовой план учителя-дефектолога...
Рабочая программа по предмету "Коррекционно-развивающие занятия" для детей с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ»...