Урок развития речевого слуха и формирования произносительной стороны устной речи как форма коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха.
статья на тему

Успенская Ольга Юрьевна

В статье описывается структура индивидуальног занятия по ФРС и ПСУР;  его задачи и формы работы (диагностика, коррекционно-развивающая работа, мониторинг).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок РСВ и ОП как форма коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха.

При работе с детьми с нарушением слуха обязательной является систематическая специальная помощь – создание условий для удовлетворения особых образовательных потребностей слабослышащего, позднооглохшего и кохлеарно имплантированного обучающегося. В структуру адаптированной  образовательной программы обязательно включается программа коррекционной работы, направленная на коррекцию недостатков в физическом и/или психическом развитии детей и оказании помощи в освоении адаптированной образовательной программы. Ее реализация обеспечивает развитие жизненной компетенции ребенка, положительно сказываясь на результатах образования в целом.

Одной из форм коррекционно-развивающей работы является занятие по развитию слухового восприятия и обучению произношению. На уроке развития слухового восприятия и обучения произношению (РСВ и ОП)  ведется  работа, направленная на развитие речевого слуха учащихся и обучение их произносительной стороне устной речи,  успех которой,   в свою очередь,  является обязательной базой для развития у детей с нарушенным слухом  слухо-зрительного восприятия речи окружающих и  внятной членораздельной собственной речи. Сформированный речевой слух и близкое к норме произношение   станут главными  условиями успешного освоения адаптированной  образовательной программы начального общего образования, общего образования в дальнейшем и последующей  социальной адаптации.

В школе для слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно имплантированных  детей  занятия по РСВ и ОП проводятся в индивидуальной и групповой формах.    С учащимися начальной школы работа ведется индивидуально. По учебному плану на одного учащегося отведено 3 академических  часа в неделю; занятия могут длиться 20 минут (первый, второй классы) и 40 минут (третий, четвертый классы). Индивидуальное занятие состоит из двух частей: развитие слухового восприятия и обучение произносительным навыкам.

Структура индивидуального занятия:

I часть - обучение произношению.

II часть - развитие речевого слуха.

I        часть - Обучение произношению
Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата.
  • Работа над плавным, длительным ротовым выдохом.
  • Формирование умения пользоваться голосом нормальной высоты и силы без грубых отклонений от нормального тембра.
  • Постановка на слухо-зрительной основе по подражанию, с использованием всех сохранных анализаторов, с  механической  помощью; коррекция звука; автоматизация произношения звука в начальной, конечной, интервокальной позициях на материале слогов, слов, предложений, текста; дифференциация звуков.
  • Формирование фонетически внятной, выразительной устной речи учащихся, соблюдение ими словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии.

II        часть - Развитие речевого слуха
Коррекционно-развивающие  задачи:

  • Развитие речевого слуха учащихся (с кохлеарным имплантом и  индивидуальным слуховым аппаратом, с двумя кохлеарными имплантами, индивидуальными аппаратами и без аппаратов) на различном речевом материале (тексты разных жанров и стилей, материал фронтальных уроков, фразы разговорно-обиходного характера, словосочетания и отдельные слова).
  • Развитие фонематического слуха учащихся, воспитание «тонких» слуховых дифференцировок.

•        Закрепление произносительных навыков на речевом материале занятия.

          Занятие может быть структурировано из последовательно идущих друг за другом частей или состоять из видов работы по обучению произношению и упражнений по развитию речевого слуха, плавно сочетающихся друг с другом в разной последовательности.

        На занятии по РСВ и ОП ведутся следующие виды работы.

        Диагностическая работа.

        На момент поступления в школу каждый ребенок проходит комплексное обследование, которое включает в себя обследование словарного запаса, произносительной стороны речи и педагогическое обследование слуха. Результаты обследования заносятся в Индивидуальную карту развития  учащегося, по итогам обследования делаются выводы и планируется коррекционно-развивающая работа.

        Подобное обследование в начале каждого учебного года проходят все учащиеся школы.

        Коррекционно-развивающая  работа.

        Традиционно первый этап занятия это восприятие фраз обиходно-разговорного характера. Они включают в себя речевой материал, необходимый ребенку в его повседневной жизни. Это могут быть и  повествовательные предложения, и вопросы. Например, Сколько сегодня уроков? Какой сейчас месяц? Сначала мы пойдем в столовую, а потом на урок рисования. Эти фразы планируются учителем по РСВ и ОП по триместрам, передаются учителю класса,  другим предметникам, воспитателю  для использования на уроках и во внеурочное время. Таким образом, дети воспринимают на слух этот речевой материал многократно в течение дня, что приводит к формированию прочных слуховых образов в коре головного мозга. На их базе формируется качественное слухо-зрительное восприятие учащимся с нарушенным слухом окружающей их речи.

        На этапе обучения произношению  ведется работа по коррекции, постановке, автоматизации, дифференциации звуков; работа над голосом, темпом, слитностью речи, интонацией, орфоэпическими нормами. Основные условия, обязательные для соблюдения:

  • Весь речевой материал подбирается исходя из коммуникативной направленности образовательного процесса. Речевой материал должен быть доступен по содержанию и актуален по значимости. Каждое слово должно быть введено во фразу, которую ребенок будет использовать в своей повседневной жизни, что в итоге приведет к формированию самостоятельной инициативной речи учащегося с нарушенным слухом.
  • Весь речевой материал напрямую связан с материалом общеобразовательных уроков и режимных моментов, что даст возможность учащемуся членораздельно,  внятно, голосом нормальной силы и высоты, в нормальном темпе, слитно продуцировать речь на остальных уроках и во внеурочное время.
  • Используемые методы и приемы по формированию произношения должны включать в себя как традиционные (постановка звука по подражанию, поэтапная постановка звука, постановка с механической помощью), так и специальные:

- опора на тактильный анализатор;

- использование приемов фонетической ритмики;

- применение  тонких слуховых дифференцировок во время     автоматизации и дифференциации звуков;

- использование специфических приемов коррекции грубых нарушений произношения: сонантности,  рубленнаой послоговой  речи, нозальности, фальцета.

  • Учитель по РСВ и ОП по триместрам  планирует перечень звуков для контроля в речи учащихся на общеобразовательных уроках и во внеурочное время. Этот перечень передается учителю класса, учителям-предметникам и воспитателю. Таким образом,  контроль  звукопроизношения  ведется планомерно и целенаправленно в течение всего дня всеми специалистами, работающими на классе.

На этапе развития слухового восприятия  ведется работа по развитию  речевого слуха на материале текстов, тем общеобразовательных уроков и математической  и грамматической терминологии.  

Работа по восприятию  речевого материала текстов помимо непосредственно развития слухового восприятия  включает в себя разнообразные задания, направленные на обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, обучение пересказу текста.

Работа по восприятию материала общеобразовательных уроков планируется в тесном взаимодействии с учителем класса и учителями-предметниками, позволяет выработать прочные слуховые образы речи, предъявляемой учащимся на уроках, формирует качественное слухо-зрительное восприятие данного материала, таким образом,  улучшает качество  усвоения программы общеобразовательных уроков.

        Мониторинг. По итогам каждого триместра проводятся контрольные работы по развитию слухового восприятия, которые позволяют выявить уровень развития слухового восприятия учащихся. По итогам года проводятся:

- Обследование произносительной стороны речи;

- Обследование внятности речи;

- Педагогическое обследование слуха.

По результатам обследований заполняются Индивидуальные карты развития учащихся, отслеживается динамика развития слухового восприятия и произносительной стороны речи, что дает возможность выявлять проблемы и качественно планировать работу на будущий период.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи

Презентация к уроку по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи на тему:"Дифференциация   звуков “ш-ж” на материале темы  урока: "Работа над рассказом Л.Н.То...

презентация к уроку по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи

Презентация к уроку по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи на тему:"   Дифференциация звуков "Ш-Ж" на материале темы "Работа по картине Саврасова "Грачи прил...

презентация к уроку по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи

Презентация к уроку по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи на тему:" Дифференциация звуков "С-З" на материале темы:"работа по картине И.И. Левитана Золотая осень"...

Развитие познавательной активности на индивидуальных занятиях по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи.

Одним из основных мотивов использования развивающих упражнений является повышение познавательной и творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для учащихся, развитие которы...

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 5 классе на тему: «Перелетные птицы». Рассказ по серии сюжетных картинок. Пауза. Звуки: С – Щ.

Урок на тему «Перелетные птицы» в 5 классе для глухих учащихся с задержкой психического развития включает в себя работу над формированием произносительной стороны речи и развития речевого слуха....

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 9 классе на тему: «Приветствие – это очень важно!». Обращение к человеку. Пауза. Звуки: Щ – Ш, В.

Урок в 9 классе включает в себя работу над формированием произносительной стороны речи и работу над развитием речевого слуха.Учащимся предъявляется речевой материал по теме урока, текст, вопросы к тек...

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха в 9 классе

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9 классе.На тему « Наша Родина»Учитель – дефектолог  Фролова Е.С. Цель за...