Конспект открытого индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи Дифференциация звуков З-С, слуховое восприятие текста «Зоопарк», слуховое восприятие неречевых звучаний по теме «На улице, в зоопарке».
план-конспект
Дифференциация звуков З-С, слуховое восприятие текста «Зоопарк», слуховое восприятие неречевых звучаний по теме «На улице, в зоопарке».
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГКОУ СКОШИ №52
Конспект открытого индивидуального занятия
по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи
Дифференциация звуков З-С, слуховое восприятие текста «Зоопарк», слуховое восприятие неречевых звучаний по теме «На улице, в зоопарке».
с обучающейся 3 «А» класса Эвелиной И. (Сенсоневральная тугоухость IV степени, спротезирована биноурально).
Занятие проведено 13февраля 2019 года для администрации, педагогов и дефектологов ГКОУ СКОШИ №65 в рамках проекта «Гостеприимные школы».
Сурдопедагог Гуденко Людмила Владимировна.
Произносительная сторона устной речи.
Тема: дифференциация звуков З-С во всех позициях. Работа над орфоэпией (звук З в конце слова и перед глухими согласными). Работа над ритмом. Работа над слитностью.
Цель:
-дифференциация звуков З-С в различных, наиболее часто употребляемых позициях на материале слогов, слов словосочетаний, предложений в различных видах речевой деятельности (сопряжённое и отражённое проговаривание, называние картинок, чтение, ответы на вопросы, самостоятельная речь);
-закрепление орфоэпических навыков при чтении в нотированном тексте и самостоятельно;
-формирование навыка воспроизведения ритмов;
- слитного произнесения предложений из 2, 3, 4 слов.
Формирование речевого слуха.
Тема: Текст «Зоопарк». Восприятие неречевых звучаний.
Цель:
-восприятие на слух и слухозрительно всего речевого материала по произношению;
-глобальное восприятие текста «Зоопарк» с помощью ИСА;
-восприятие на слух вопросов и фраз из текста в произвольном порядке с помощью ИСА;
-восприятие на слух неречевых звучаний с аудионосителей с помощью ИСА с опорой на картинку.
Задачи.
Образовательные:
- тренировать в умении правильно произносить звуки при чтении и в самостоятельной речи;
-учить подбирать к строчке текста соответствующую строчку ритма и наоборот.
Коррекционно-развивающие:
- тренировать в умении воспроизводить интонацию и темп по подражанию речи учителя и самостоятельно;
- добиваться фонетически правильно оформленной речи, не допускать искажений звукопроизношения (изучаемый звук, допустимые замены);
- развивать навыки самоконтроля за речью;
- тренировать слуховую память и слуховое внимание.
Воспитательные:
- воспитывать культуру речевого общения;
- содействовать к формированию интереса к разнообразию животного мира.
Ход занятия.
Организационный момент.
Учитель | Ученик |
Здравствуй, Эля! Будем заниматься. Как ты слышишь? (За экраном) Послушай. (За экраном- фразы организационного характера). Как тебя зовут? В каком классе ты учишься? Назови зимние месяцы. Какой идёт месяц? Какая сегодня погода? Сегодня суббота? | Здравствуйте, Людмила Владимировна. Я слышу хорошо. Меня зовут Эля. Я учусь во втором классе. Декабрь, январь, февраль. Идёт февраль. Сегодня …, … погода. (Пасмурная-ясная, тёплая- холодная, морозная). Нет, сегодня … . |
Произносительная сторона устной речи.
Учитель | Ученик |
Работа над звуком. Будем учиться правильно говорить звуки З и С. Вспомни, когда мы говорим звуки З и С, как расположены губы? А зубы? Где язык? Чем же отличаются эти звуки? Молодец! Давай скажем эти звуки. Перед зеркалом, с фонетической ритмикой: С______________________ З_______________________ Работа над слогом. Послушай слоги с этими звуками. (За экраном). ЗА-СА-СА, АСА-АЗА-АСА, АСО-АЗО-АЗО. Работа над словом. Послушай слово. Покажи и назови картинку. Положи картинку к изображению буквы С или буквы З. (За экраном - сова, лиса, бизон, слон, носорог, барсук, фазан, заяц, страус, змея, коза). Работа над словосочетанием. Послушай слова, составь с ними словосочетания. (Учитель читает за экраном прилагательные глазастая, осторожная, зелёная, серый, золотой, задиристая, сильный, полосатый злой, а ученик подбирает к ним существительные и проговаривает словосочетание). Работа над ритмом. Послушай. Скажи так же. Подбери словосочетание. Тата Тата татаТА таТа Работа над предложением. Работа над слитностью. Придумай предложение с любым словосочетанием. Послушай предложение. Скажи слитно на одном выдохе. (За экраном). Сегодня суббота. Завтра мы пойдём в зоопарк. Завтра мы пойдём в Московский зоопарк. Работа над текстом. (Самостоятельное чтение). Ты любишь загадывать загадки? Загадай загадки гостям. Помни, как нужно говорить звук З в конце слова и перед глухими согласными. Что ты делала? Молодец! Ты хорошо говорила звуки З и С. | Губы улыбаются. Зубы – заборчиком. Внизу, за нижними зубами. Звук С – глухой, горлышко молчит. Звук З –звонкий, горлышко поёт. С______________________ З_______________________ Повторяет. Называет картинки и кладёт её к изображению той буквы, которая есть в слове. (Сова, лиса, бизон, слон, носорог, барсук, фазан, заяц, страус, змея, коза). Слушает слова, подбирает картинку, проговаривает словосочетание. (Следить за правильным произношением звуков С и З). Глазастая сова, полосатый барсук, осторожная лиса, зелёная змея, серый заяц, золотой фазан, задиристая коза, сильный слон, злой носорог. Подбирает словосочетание с таким же ритмом. (Можно отхлопывать ритм или отстукать ногой). Тата Тата СЕрый ЗАяц татаТА таТа золоТОЙ фаЗАН Придумывает предложение. Слушает, повторяет на одном выдохе. Сегодня суббота. Завтра мы пойдём в зоопарк. Завтра мы пойдём в Московский зоопарк. Самостоятельное чтение. Какой зверь опасный, серый и зубастый? Заберётся в огород И давай над грядкою Забивать капустой рот, Грызть морковь украдкою. Кто это? Летом ходит без дороги Возле сосен и берёз. А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. Кто это? Я загадывала загадки. |
Формирование речевого слуха.
Учитель | Ученик |
Послушай текст «Зоопарк». Зоя и Соня пошли в зоопарк. По дороге мчатся машины, едут автобусы, троллейбусы, звенят трамваи. Девочки знают, что дорогу нужно переходить по переходу, следить за сигналами светофора. В зоопарке Зоя и Соня увидели много зверей. Лиса спала в клетке. В загонах ели сено бизоны. А слоны и носороги зимой живут в здании. Зое и Соне очень понравилось в зоопарке. Что ты услышала? Расскажи. Послушай текст по предложениям. На улице и в зоопарке можно услышать много разных звуков. Как ты думаешь, какие звуки слышали девочки? Посмотри. Послушай. Запомни эти звуки. (Презентация).
Молодец! Слушала хорошо! | Глобальное восприятие текста на слухозрительной основе. (Сенсоневральная тугоухость IV степени). Восприятие текста по предложениям на слухозрительной основе. Ответ в свободной форме. Прослушивает неречевые звуки, запоминает, отвечает, какой звук слышит. |
Итог занятия. Рефлексия.
Учитель | Ученик |
Скажи, какое задание тебе понравилось больше всего? Занятие окончено. До свидания! | Отвечает. До свидания, Людмила Владимировна! |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Звуки улицы. Звенит трамвай. Сирена машины скорой помощи. Сигнал автомобиля. Звук троллейбуса.
Слон трубит. Сова ухает. Змея шипит. Б изон фыркает . Звуки зоопарка.
Какой звук ты слышишь? Звенит трамвай. Слон трубит. Сова ухает. Сирена машины скорой помощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для зрителей телеканала «Москва 24» с целью популяризации возможностей людей со слуховой депривацией
Фрагмент занятия по теме «Дифференциация звуков С-Ц, слуховое восприятие текста «Поход», показан 31 октября 2016 года в передаче «Жизнь в большом городе» (удо...
Открытое индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для зрителей телеканала «ОТР» с целью популяризации возможностей людей со слуховой депривацией.
Конспект открытого индивидуального занятияпо формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речипо теме «Автоматизация звука С, слуховое восприятие текста «Весна»...
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.Тема: Автоматизация звука «к». Постановка звука «л». Сказка «Колобок».
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.Тема: Автоматизация звука «к». Постановка звука «л». Сказка...
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.Тема: Зима. Зимняя одежда. Постановка звука «р».
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи...
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст "Друзья помогли". Восприятие предложений, вопросов и слов текста"
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи составлено для обучающегося 3 класса второго отделения школы для глухих и сла...
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема: «Звуки «С-Ш». Дифференциация. Работа над произношением слов с сочетаниями –тся,-ться. Текст «Летние и зимние виды спорта»
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для обучающейся 5 класса 2 отделения школы для слабослышащих детей....
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст «Город, в котором я живу». Восприятие предложений, вопросов, слов"
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи составлено для обучающегося 5 класса второго отделения школы для глухих и слабослышащих д...