Конспект открытого индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи Дифференциация звуков З-С, слуховое восприятие текста «Зоопарк», слуховое восприятие неречевых звучаний по теме «На улице, в зоопарке».
план-конспект

Дифференциация звуков З-С, слуховое  восприятие текста «Зоопарк», слуховое восприятие неречевых звучаний по теме «На улице, в зоопарке».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ СКОШИ №52

Конспект открытого индивидуального занятия

по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи 

Дифференциация звуков З-С, слуховое  восприятие текста «Зоопарк», слуховое восприятие неречевых звучаний по теме «На улице, в зоопарке».

с обучающейся 3 «А» класса Эвелиной И. (Сенсоневральная тугоухость IV степени, спротезирована биноурально). 

Занятие проведено  13февраля 2019 года для администрации, педагогов и дефектологов ГКОУ СКОШИ №65 в рамках проекта «Гостеприимные школы».

Сурдопедагог Гуденко Людмила Владимировна.

Произносительная сторона устной речи.

Тема: дифференциация звуков З-С во всех позициях. Работа над орфоэпией (звук З в конце слова и перед глухими согласными). Работа над ритмом. Работа над слитностью.

Цель:

-дифференциация звуков З-С в различных, наиболее часто употребляемых позициях на материале слогов, слов словосочетаний, предложений в различных видах речевой деятельности (сопряжённое и отражённое проговаривание, называние картинок, чтение, ответы на вопросы, самостоятельная речь);

-закрепление орфоэпических навыков при чтении в нотированном тексте и самостоятельно;

-формирование навыка воспроизведения ритмов;

- слитного произнесения предложений из 2, 3, 4 слов.

Формирование речевого слуха.

Тема: Текст «Зоопарк». Восприятие неречевых звучаний.

Цель:

 -восприятие на слух и слухозрительно всего речевого материала по произношению;

-глобальное восприятие текста «Зоопарк» с помощью ИСА;

-восприятие на слух вопросов и фраз из текста в произвольном порядке с помощью ИСА;

-восприятие на слух неречевых звучаний с аудионосителей с помощью ИСА с опорой на картинку.

Задачи.

Образовательные:

- тренировать в умении правильно произносить звуки при чтении и в самостоятельной речи;

-учить подбирать к строчке текста соответствующую строчку ритма и наоборот.

Коррекционно-развивающие:

- тренировать в умении воспроизводить интонацию и темп по подражанию речи учителя и самостоятельно;

- добиваться фонетически правильно оформленной речи, не допускать искажений звукопроизношения (изучаемый звук, допустимые замены);

- развивать навыки самоконтроля за речью;

- тренировать слуховую память и слуховое внимание.

Воспитательные:

- воспитывать культуру речевого общения;

- содействовать к формированию интереса к разнообразию животного мира.

Ход занятия.

Организационный момент.

Учитель

Ученик

Здравствуй, Эля!

Будем заниматься.

Как ты слышишь? (За экраном)

Послушай. (За экраном- фразы организационного характера).

Как тебя зовут?

В каком классе ты учишься?

Назови зимние месяцы.

Какой идёт месяц?

Какая сегодня погода?

Сегодня суббота?

Здравствуйте, Людмила Владимировна.

Я слышу хорошо.

Меня зовут Эля.

Я учусь во втором классе.

Декабрь, январь, февраль.

Идёт февраль.

Сегодня …, …  погода. (Пасмурная-ясная, тёплая- холодная, морозная).

Нет, сегодня … .

Произносительная сторона устной речи.

Учитель

Ученик

Работа над звуком.

Будем учиться правильно говорить звуки З и С.

Вспомни, когда мы говорим звуки З и С, как расположены губы?

А зубы?

Где язык?

Чем же отличаются эти звуки?

Молодец! Давай скажем эти звуки.

Перед зеркалом, с фонетической ритмикой:

С______________________

З_______________________

Работа над слогом.

 Послушай слоги с этими звуками. (За экраном).

ЗА-СА-СА, АСА-АЗА-АСА, АСО-АЗО-АЗО.

Работа над словом.

Послушай слово. Покажи и назови картинку. Положи картинку к изображению буквы С или буквы З.

(За экраном - сова, лиса, бизон, слон, носорог, барсук, фазан, заяц, страус, змея, коза).

Работа над словосочетанием.

Послушай слова, составь с ними словосочетания. (Учитель читает за экраном прилагательные глазастая, осторожная, зелёная, серый, золотой, задиристая, сильный, полосатый злой, а ученик подбирает к ним существительные и проговаривает словосочетание).

Работа над ритмом.

Послушай. Скажи так же. Подбери словосочетание.

Тата Тата

татаТА таТа

Работа над предложением. Работа над слитностью.

Придумай предложение с любым словосочетанием.

Послушай предложение. Скажи слитно на одном выдохе. (За экраном).

Сегодня суббота.

Завтра мы пойдём в зоопарк.

Завтра мы пойдём в Московский зоопарк.

Работа над текстом. (Самостоятельное чтение).

Ты любишь загадывать загадки?

Загадай загадки гостям.

Помни, как нужно говорить звук З в конце слова и перед глухими согласными.

Что ты делала?

Молодец! Ты хорошо говорила звуки З и С.

Губы улыбаются.

Зубы – заборчиком.

Внизу, за нижними зубами.

Звук С – глухой, горлышко молчит.

Звук З –звонкий, горлышко поёт.

С______________________

З_______________________

Повторяет.

Называет картинки и кладёт её к изображению той буквы, которая есть в слове.

(Сова, лиса, бизон, слон, носорог, барсук, фазан, заяц, страус, змея, коза).

Слушает слова, подбирает картинку, проговаривает словосочетание. (Следить за правильным произношением звуков С и З).

Глазастая сова, полосатый барсук, осторожная лиса, зелёная змея, серый заяц, золотой фазан, задиристая коза, сильный слон, злой носорог.

Подбирает словосочетание с таким же ритмом. (Можно отхлопывать ритм или отстукать ногой).

Тата Тата    СЕрый ЗАяц

татаТА таТа     золоТОЙ фаЗАН

Придумывает предложение.

Слушает, повторяет на одном выдохе.  

Сегодня суббота.

Завтра мы пойдём в зоопарк.

Завтра мы пойдём в Московский зоопарк.

Самостоятельное чтение.

Какой зверь опасный, серый и зубастый?

Заберётся в огород

И давай над грядкою

Забивать капустой рот,

Грызть морковь украдкою.

Кто это?

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

Кто это?

Я загадывала загадки.

Формирование речевого слуха.

Учитель

Ученик

Послушай текст «Зоопарк».

  Зоя и Соня пошли в зоопарк. По дороге мчатся машины, едут автобусы, троллейбусы, звенят трамваи.

  Девочки знают, что дорогу нужно переходить по переходу, следить за сигналами светофора.

   В зоопарке Зоя и Соня увидели много зверей. Лиса спала в клетке. В загонах ели сено бизоны. А слоны и носороги зимой живут в здании.

    Зое и Соне очень понравилось в зоопарке.

Что ты услышала? Расскажи.

Послушай текст по предложениям.

На улице и в зоопарке можно услышать много разных звуков.

Как ты думаешь, какие звуки слышали девочки?

Посмотри. Послушай. Запомни эти звуки.

(Презентация).

  

Молодец! Слушала хорошо!

Глобальное восприятие текста на слухозрительной основе. (Сенсоневральная тугоухость IV степени).

Восприятие текста по предложениям на слухозрительной основе.

Ответ в свободной форме.

Прослушивает неречевые звуки, запоминает, отвечает, какой звук слышит.

Итог занятия. Рефлексия.

Учитель

Ученик

Скажи, какое задание тебе понравилось больше всего?

Занятие окончено.

До свидания!

Отвечает.

До свидания, Людмила Владимировна!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к открытому индивидуальному занятию по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. «Дифференциация звуков З-С, слуховое восприятие текста «Зоопарк», слуховое восприятие неречевых звучаний по теме «На улице, в зоопарке». Автор: учитель-дефектолог ГБОУ СКОШИ №52 г. Москвы Гуденко Людмила Владимировна.

Слайд 2

Звуки улицы. Звенит трамвай. Сирена машины скорой помощи. Сигнал автомобиля. Звук троллейбуса.

Слайд 3

Слон трубит. Сова ухает. Змея шипит. Б изон фыркает . Звуки зоопарка.

Слайд 4

Какой звук ты слышишь? Звенит трамвай. Слон трубит. Сова ухает. Сирена машины скорой помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для зрителей телеканала «Москва 24» с целью популяризации возможностей людей со слуховой депривацией

Фрагмент занятия по теме «Дифференциация звуков С-Ц, слуховое  восприятие текста «Поход», показан 31 октября  2016 года в передаче «Жизнь в большом городе» (удо...

Открытое индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для зрителей телеканала «ОТР» с целью популяризации возможностей людей со слуховой депривацией.

Конспект открытого индивидуального занятияпо формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речипо теме «Автоматизация звука С, слуховое  восприятие текста «Весна»...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.Тема: Автоматизация звука «к». Постановка звука «л». Сказка «Колобок».

Индивидуальное занятие  по формированию речевого слуха и произносительной  стороны устной речи.Тема: Автоматизация звука «к».  Постановка звука «л».  Сказка...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.Тема: Зима. Зимняя одежда. Постановка звука «р».

Индивидуальное занятие  по формированию речевого слуха и произносительной  стороны устной речи...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст "Друзья помогли". Восприятие предложений, вопросов и слов текста"

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной  речи составлено  для обучающегося  3  класса  второго отделения школы для глухих и сла...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема: «Звуки «С-Ш». Дифференциация. Работа над произношением слов с сочетаниями –тся,-ться. Текст «Летние и зимние виды спорта»

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной  речи для обучающейся  5 класса 2 отделения школы для слабослышащих детей....

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема "Звук «Р». Автоматизация. Работа над произношением удвоенных согласных в словах. Текст «Город, в котором я живу». Восприятие предложений, вопросов, слов"

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной  речи составлено для обучающегося 5  класса второго отделения школы для глухих и слабослышащих д...