Словарная работа как основной способ обогащения словаря учащихся.
статья по теме

Емельянова Надежда Геннадьевна

Выступление на республиканском семинаре.Современные образовательные технологии в области преподавания русского языка и литературы   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie20na20respublikanskom20seminare1.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на республиканском семинаре

«Современные образовательные технологии в области преподавания

русского языка и литературы»

              «Словарная работа как основной способ обогащения словаря учащихся».

   Работа над словом сложна и многообразна. Я считаю, что необходимо воспитывать у детей внимание к незнакомому и малознакомому слову. С этой целью практикую в своей работе задания, требующие от учащихся указывать такие слова не только в процессе изучения русского языка, но и читая художественные произведения.

Например, те слова, которые вызвали затруднения у ребят, записываются в словари, затем разбираются, даётся их лексическое значение.

   Начиная с 5-го класса, использую различные приёмы ознакомления учащихся с новым словом и его значением:

   1) толковые словари;

   2) подбор синонимов, антонимов;

   3) словообразовательный анализ;

   4) этимологический анализ

(например, слово ЛУКАВЫЙ образовалось от слова лука «изгиб, кривизна», а ЧЕЛОВЕК? – криводушный, неискренний, двуличный, лживый.)

    С 5 по 11 классы мы говорим о нравственности, о человеке, его характере, поступках, отношении к окружающему, говорим  о красоте и безобразии в природе, сравнивая её тоже с человеком. Поэтому и для словарной работы беру слова, связанные с этими темами: решительный – нерешительный, малодушный – несмелый, передовой – прогрессивный, авангардный и многие  другие.

     Таким образом,  идёт систематическая работа (или разговор) о психологии человека, о мотивах его поступков. Ребята чётко различают разные стороны характера и поведения в различных жизненных ситуациях.

     Предметом особого внимания являются « трудные» слова, с каждым годом они прибавляются, их становится всё больше. С такими словами нужно организовать не только письменную, но и устную работу.

При произношении таких трудных слов на уроках мы поём. Это и интересно

( ребятам очень нравится), и я считаю, что и запоминается лучше.

     В учебнике русского языка много упражнений и домашних диктантов с пропущенными буквами. Прежде чем задать такое упражнение на дом, каждое слово разбирается в классе, объясняется и вставляется нужная, правильная буква ( ошибок меньше, текст понят, в классе проверяются те или иные виды разборов).

     Виды проводимых словарных заданий разнообразны:

  1. Ребята сами на определённую тему составляют словарные диктанты и по цепочке диктуют ученику, работающему у доски.
  2. Берётся упражнение в учебнике, к нему подбирается дополнительный лексический материал ( подобрать синоним, антоним, объяснить лексическое значение). В группах или по вариантам.
  3. Составление с такими словами словосочетаний или предложений.
  4. Составление связного текста по опорным словам.

На уроке  в 6 классе «Путешествие в страну Наклонению» давался ряд глаголов на тему «Весна», звучала музыка и ребята составляли четверостишья.

«Весна идёт, весне дорогу»: шумят, люблю, таял бы, греет, белеет, бегут, приходит, журчит.

Вот что получилось:

  1. Идёт весна, а с нею птички

В моём проснулися саду.

И я всё песенки пою,

Как птички у меня в саду.

  1. Природа распускает почки

Свежи рассветы и ясны

Пусть в поднебесье светит солнце

Тай, снег, скорей.

Дай путь весне!

  1. Весна бежит, весна белеет,

Любому сердце она согреет.

Ручей журчит, шумит сосна.

Приходит наконец весна!

  1. Белеет снег блестящий

Бегут ручьи всё веселей.

Грей, ты, солнышко, быстрей.

Таял снег чтоб поскорей.

  1. Весной люблю в лесу я быть.

Там солнце греет землю,

Бегут весенние ручьи,

Щебечут птицы на деревьях.

  1. Ещё в полях белеет снег,

А солнце греет всё теплей.

Бегут ручьи, журчит вода

Приходит снова к нам весна!

  1. Подбор слов на орфографическое правило.

Придумать существительные, прилагательные и глаголы к орфограмме

«Правописание приставок на З-С»

    6)  Словарную работу в 8-9 классах даю блоками, орфограммы повторяются следующим образом: на уроке берётся не больше двух  орфограмм, в конце недели проводится диктант, заранее записываем в тетрадь, какие слова будут в диктанте, ещё раз на них обратить внимание.

    7)  Использую в своей работе самопроверку – развивается орфографическая зоркость.

    8)  Диктант – игра «Исправь учителя». Записывается небольшой по объёму текст. Пишет на доске учитель, ученики выполняют в тетрадях. Учитель пишет с ошибками, а ребята исправляют.

                                               Дед Осенник.

      В тёмном лесу живёт дед Осенник. Он сидит на сухой листве и чётко прислушивается к пению птиц. Как только услышит грустную песню журавлей – курлы – курлы, поднимается и говорит:

  - Пришло моё время. Улетают в тёплый край журавли.

     Выходит из лесу дед Осенник, седой, в сером плаще. Где пройдёт, там листья желтеют и падают на землю. Выходит на опушку, садится, прислоняется к дубу и тихо – тихо что – то поёт. Это не песня, а осенний ветер. Когда он поёт, его борода растёт, развевается по ветру. Вот она уже протянулась на лугу. Стал серым луг.

  - Осенний туман, - говорят люди.

    Им и невдомёк, что это борода деда Осенника.

                                                           

                                                                             В.А. Сухомлинский.

9)  У К. Чуковского есть книга « От двух до пяти». В этой книге собраны увлекательные рассказы и истории о речи маленьких детей.

Даю задание: указать ошибки в образовании слов. Во всех ли случаях это легко выполнить? Вот несколько таких заданий:

    *   - Ты же пил чай.

-  Да не пил я. Я только пивнул капельку.

    *   -  Стрелка на часах ходнула разок.

    *   -  Ой, как больнуло живот!

    *   -  Я только немножко откуснул от пирожка.

    *   -  Пойдём в этот лес заблуждаться. Да что ты от меня всё ухаживаешь?

    *   -  Червячное яблоко.

    *   -   Пугательные сказки.

    *   -   Сверкастенький камушек.

    *   -   Какой песок песучий!

    *   -   Зубовный врач!

    *       Мальчик услышал, как купальщица сказала на пляже:

         -   Я просто с ума сошла. Купаюсь четвёртый раз.

             И спросил у мамы через два часа:

         -   Куда она ушла, сумасошлатая?

   Словарная работа необходима на уроках русского языка. Этот вид деятельности помогает учащимся правильно говорить, писать, выражать свои мысли.

        2009 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ГЛУХИХ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ

статья на тему "обогащение словарного запаса глухих на уроке русского языка и развития речи в средней школе"...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ

Словарная работа в национальной школе в связи с практической ее направленностью имеет свою специфику. Главная цель преподавателей русского языка в национальных школах – научить учащихся практическому ...

Проектная работа на тему "Способы активизации деятельности учащихся на проблемном уроке"

Проектная работа на тему "Способы активизации деятельности учащихся на проблемном уроке"...

Работа с синонимами для обогащения вокабуляра учащихся

1. Методические аспекты работы с синонимамиПри работе с лексикой на начальном этапе обучения языку необходимо помнить, что методика обучения иностранному языку строится как на специфических методическ...

Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся

Мастер-класс  о системном подходе к изучению лексики родного языка в школе...

Приемы работы и основные способы адаптации учебного материала для обучающихся с РАС

Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляют особую категорию детей с ОВЗ. Для них характерны, как правило, сложные сочетанные нарушения в развитии, низкие показатели обучаемости, а...