Современные способы визуализации учебного материала. Скрайбинг и скетчинг.
материал

Вера Зуева

В проекте рассматривается прием технологии визуализации скрайбинг и скетчинг, как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся по учебным программам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon skraybing_i_sketching.zip21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Современные способы визуализации

учебного материала

Учитель Зуева Вера Серафимовна

Йошкар-Ола, 2021

Актуальность

В проекте рассматривается прием технологии визуализации скрайбинг и скетчинг, как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся по учебным программам.

Следовательно, объектом этого исследования является повышение коммуникативной компетенции, а предметом повышение коммуникативной компетенции обучащихся при помощи приема визуализации техники скрайбинг и скетчинг.

Целью является доказать, что использование приема скрайбинг и скетчинг является одним из средств повышения коммуникативной компетенции учащихся на занятии учебных программ а также способом активизировать познавательную деятельность обучающихся при изучении специальной дисциплины.

Проект поможет познакомиться с приемом скрайбинг, скетчинг новым и перспективным направлением в работе по визуализации информации.

В ходе проекта поднимается вопрос, как можно использовать технологии скрайбинга в учебной деятельности, а также перечисляются преимущества скрайбинга, скетчинга как приема, который позволяет повысить познавательный интерес учащихся.

Также стоит отметить, что результаты данного исследования могут быть использованы преподавателями в различных учебных заведениях.

Введение

Обоснование необходимости проекта

В связи с модернизацией Российской системы образования и переходом на Федеральные Государственные стандарты (ФГОС) происходит переориентация преподавателя на личностно-развивающий, компетентностный и деятельностный подход.

Актуальным становится использование компетентностного подхода, проектной и исследовательской деятельности, коммуникационных технологий (ИКТ) и мультимедиа в частности, интерактивным методов и активных форм обучения.

Главная идея компетентностного подхода — формирование профессиональной компетентности специалиста, о которой можно судить по тем умениям и навыкам, которые специалист применяет для решения сложных профессиональных и жизненных ситуаций. Отсюда одной из наиболее важных задач современной системы образования является формирование ключевых компетенций учащихся. Появляется потребность в формировании таких качеств личности, как способность человека воспринимать новое, быстро менять различные виды деятельности, умение работать творчески, адаптироваться в современном обществе.

Компетентностно-ориентированный подход – один из новых концептуальных ориентиров направлений развития содержания образования.

Появление компетентностного образования – это ответ на вызовы общества, его главная идея – это обеспечение органичной связи образовательного учреждения с жизнью, обучение обучающихся способности эффективно действовать за пределами учебных ситуаций и сюжетов.

По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

Под понятием «компетентностный подход» имеют в виду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и предметных компетентностей личности. Результатом этого процесса будет формирование общей компетентности человека, что является совокупностью ключевых компетентностей, интегрированной характеристикой личности. Такая характеристика должна сформироваться в процессе обучение и содержать знание, навыки, опыт отношений, опыт деятельности.

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности обучающегося и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным студентом определенного комплекса действий.

Скрайбинг - новейшая техника презентации (от английского "scribe" - набрасывать эскизы или рисунки); речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги); получается как бы "эффект параллельного следования", когда мы и слышим и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда. Преподавателю, кроме него самого, необходимы лиш поверхность, на которой можно делать зарисовки, и инструмент, которым их можно делать. Настоящий скрайб-рисунок - это рисунок в стиле "минимализм", совсем не закрашенный, без явной прорисовки деталей, то есть достаточно схематический. Необходимо помнить, что аргументы должны следовать друг за другом, а аудиторию надо постоянно вовлекать в процесс.

Цели и задачи проекта

Скрайбинг – это создание небольших понятных рисунков, которые делают смысл занятия или презентации болем понятным.

Скетч, скетчинг – это способ зафиксировать свою идею или мысль на бумаге, он не является законченным или художественным произведением и носит меняющийся характер.

Целью работы является анализ методических основ использования возможностей мультимедийных средств в обучения дисциплины ОП 02 Ботаника и выявление наиболее эффективных способов организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся средствами мультимедиа.

Цель работы определила ее задачи:

  • определить сущность понятия «мультимедиа», «скрайбинг» и «скетчинг»
  • обобщить основные теоретические и методологические подходы к использованию мультимедиа технологий в организации учебного процесса и проектной деятельности при обучении специальных дисциплин.
  • Изучить специфику технологии скрайбинг и ее возможности в организации учебного процесса и разработке проектов.
  • описать пошаговые рекомендации и аспекты использования мультимедийных средств для создания скрайб-презентаций.
  • Проанализировать результаты, полученные в ходе апробации.

Материалом для исследования послужили психолого – педагогическая и методическая литература, образовательные сайты по спец дисциплинам, программы для создания скрайб –презентаций PowToon и VideoScribe, а так же образовательные приложения Easy Ten, With Words, LinguaLeo, Duolingo, Busuu и др.

Научная новизна:

Информация и информационные процессы стали важнейшей составляющей жизнедеятельности человека. Новое время диктует новые требования.

Появились новые виды современных средств визуализации с информационными технологиями в системе образования: такие как, инфографика, скрайбинг, скетчинг, скетч-ноутинг.

Так как в этой работе исследуется формирование познавательного интереса учащихся при помощи приема скрайбинг, считаю целесообразным дать определение этому приему.


1. Теоретическая часть

Скрайбинг имеет ряд преимуществ (Приложение 1), что позволяет использовать его на любом занятии и по любой теме для объяснения нового материала и проверки усвоенного материала:

  • проверка домашнего задания (с помощью скрайбинга рассказать о материале прошлого занятия, функция опорной образной схемы);
  • формулировка темы занятия, постановка цели занятия (найдите связь между изображениями и определите тему занятия; определите, что мы будем делать);
  • раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы;
  • обобщение материала, закрепление (скрайбинг состоит из изображений, которые появлялись в ходе занятия на разных этапах, учащиеся по ним обобщают материал и делают вывод);
  • организация групповой работы (составление скрайбинга на заданную тему из предложенных изображений, сравнение рисунков групп);
  • творческое домашнее задание (составление рисунка в печатном или электронном виде на заданную тему);
  • построение структуры урока (скрайбинг может содержать в себе последовательное отражение структуры занятия с именем, целью или проблемой).

Виды скрайбинг технологии

Для того чтобы создать скрайбинг не требуется много затрат. Скрайбинг бывает «ручной» и «компьютерный»

Ручной скрайбинг - классический: голос за кадром рассказывает о чем-либо, рука в кадре рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ.

Компьютерный скрайбинг намного проще. Не нужно вооружаться видеокамерой, штативом, осваивать ремесло монтажера и диктора. Скрайбинг (Графическая фасилитация) раскрывает основы восприятия информации, визуализации и преподнесения информации на флипчарте, доске или в презентации.

Таким образом, практически любое творческое задание может быть представлено в виде скрайбинга: начиная с поздравительной открыткой и заканчивая мультфильмом.

Задача скрайб-презентации - донести информацию, сделать ее привлекательной для слушателя и зрителя, помочь лучше ее запомнить и усвоить.

Для этой цели я использую различные типы изображений: рисунки, пиктограммы, символы, отдельные ключевые слова (надписи, лозунги), схемы и диаграммы.

Скрайбинг может умещаться как на одном листе бумаги, так и на нескольких. В идеале, глядя на скрайб-рисунки, слушатель должен воссоздать в памяти услышанный рассказ и воспроизвести его, хотя бы в общих чертах. Четкость, краткость, понятность - секрет успеха любой скрайб-презентации.

В своей практике на занятиях спец дисциплин я использую следующие техники скрайбинга:

Скрайбинг «Рисовательный».

Классический вариант скрайбинга. Рука скрайбера рисует в кадре картинки, пиктограммы, схемы, диаграммы, записывает ключевые слова параллельно с текстом, звучащим за кадром. Чтобы озвучка и рисование идеально совпали по времени, при создании видео процесс рисования ускоряют в 2-4 раза, добавляют титры, делают монтаж.

На занятиях ботаники на 1 курсе учащиеся смотрят видео и делают скрабы - рисунки на тему: “English is the international language. Why should we learn English.”(Приложения 4-7). В 11 классе учащиеся рассуждали и делали рисунки на тему: «Solving the food crisis”(Приложения 8-9).

Скрайбинг «Аппликационный».

На лист бумаги или любой другой фон в кадре выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.

Этот вид скрайбинга требует минимальных затрат. На занятии нужно иметь только листы бумаги или любой другой фон, набор картинок – аппликаций

видеокамера или фотоаппарат с режимом видеосъемки, микрофон для записи «озвучки», компьютерные программы для записи аудио и редактирования видео.

Скрайбинг «Компьютерный».

При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн сервисы. Самый простой скрайбинг можно создать даже с помощью программы PowerPoint: в такой анимированной презентации изображения на слайдах появляются постепенно, в соответствии с рассказом «за кадром». В данном случае соблюдается основной принцип скрайбинга – «эффект паралельного следования».

Скрайбинг «магнитный»

Используется не лист бумаги, как это было в предыдущих видах, а магнитная или маркерная доска. В этом случае изображения прикрепляют и перемещают по поверхности доски с помощью магнита.

Единственное отличие магнитного скрайбинга от аппликационного - готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.

Прием «скрайбинг» основывается на ассоциациях понятий, событий, явлений и процессов с образами. Этот метод позволяет организовать работу с текстом, рисунками, символами, географическими картами, диаграммами.

Задача скрайб-презентации - донести информацию, сделать ее привлекательной для слушателя и зрителя, помочь лучше ее запомнить и усвоить. Для этого используются различные ресурсы (интеллектуальные, информационные, материально-технические и т.д.).

Для того, чтобы создать скрайб, необходимы лишь поверхность (доска или лист бумаги) и цветные маркеры. Чтобы заснять, озвучить, смонтировать и выложить в интернет видео, необходимы: компьютер, монитор, колонки, микрофон, экран, камера (допускается использование других гаджетов). Существуют различные техники скрайбинга и для каждой требуюся различные инструменты и материалы.

Необходимые инструменты и материалы для рисовательного и аппликационного скрайбинга:

  • Листы бумаги или любой другой фон;
  • Набор картинок-аппликаций;
  • Видеокамера или фотоаппарат с режимом видеосъемки;
  • Микрофон для записи "озвучки";
  • Компьютерные программы для записи аудио и редактирования видео.

Компьютерный скрайбинг можно создать с помощью сервиса PowToon и программы VideoScribe или же с помощью программы Power Point.

В целом, прием скрайбинг требует минимальных ресурсов и затрат, но очень эффективен для повышения навыков коммуникативной компетенции и формирования познавательного интереса учащихся.

Целевая аудитория

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — вот девиз скрайбинга. Как известно, около 80% информации мы получаем через зрение. Две трети человечества — визуалы, для них зрительные впечатления — самые сильные и важные. Поэтому чем разнообразнее, интереснее и «визуальнее» вы будете преподносить информацию, тем больше шансов, что целевая аудитория воспримет ее быстро и правильно, поймет и примет.

Чтобы научиться скрайбингу, не нужно быть художником, умение рисовать здесь не важно. Важно не то, как вы умеете рисовать, а что рисуете. Кроме того, в скрайбинге вместо рисунков иногда используют аппликации или, например, магнитики — тут вообще не понадобится умения вычерчивать линий. Поэтому заниматься скрайбингом могут как маленькие дети так и взрослые. Если мы говорим о применении приема скрайбинг на уроках английского в школе, то его можно использовать как в первом, так и в одиннадцатом классе. Количество участников не ограничено (это могут быть как маленькие группы, так и большие коллективы), так как этот прием требует минимальных материально-технических затрат.

Ожидаемые результаты и социальный эффект

Работа со скрайбингом отражает глубину понимания учащимися изучаемой темы. Его применение на уроках способствует:

  • Развитию логического, образного и ассоциативного мышления, воображения;
  • проявлению нестандартного мышления и креативности;
  • развитию коммуникативных и регулятивныхумений;
  • формированию навыков работы с информацией;
  • повышению любознательности и мотивации к изучаемому предмету.

Таким образом, скрайбинг – методический прием, позволяющий на практике воплотить в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями системы современного образования – не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика.

Уникальность скрайбинга еще и в том, что в итоге, учитель получает уникальный видеоролик, который разрабатывался всем классом. Учитель вовлекает учеников в процесс разработки, повышая их интерес к уроку, и получает продукт продвижения, который поможет Вам ярко рассказать об учебном материале, заинтересовать учеников. В ходе работы ученики делятся своими мыслями, идеями, «погружаются» в изучение материала и тем самым лучше начинают работать с ним в дальнейшем.

В дальнейшем создается целый ряд видеороликов или рисунков, которые пополняют копилку учителя. Чтобы повысить заинтересованность учащихся в изучении английского языка, самые лучшие работы могут быть выложены на различных сайтах или же можно провести школьный конкурс на лучший видеоролик или рисунок, сделанный с помощью приема скрайбинг.

Применение приема скрайбинг, а также других методов и приемов, которые способствуют формированию познавательного интереса у учащихся, оказывает положительное влияние на учебный процесс. Например, мною было проведено исследование, в результате которого было выявлено, что оценки по говорению после внедрения методов и приемов интерактивного обучения ( в том числе и скрайбинг) повысились от 4 % до 8%, что не может не говорить об эффективности таких приемов как скрайбинг для повышения коммуникативной компетенции у учащихся

(Приложение 3).

Проведенное исследование показало, что применение на занятиях помогает повышать мотивацию к изучению предмета, делать обучение интересными и разнообразными. Невозможно достижение качества обучения дисциплин без обратной связи, что даёт возможность не только анализировать результат деятельности учителя и учащихся, а также планировать дальнейшую деятельность. Такие задания помогают развивать мышление и креативность обучащихся, умение работать в команде, снимать психологический барьер.

Заключение

Под мультимедиа понимается интерактивная технология, предполагающая применение различных средств воспроизводства, хранения и передачи информации, представленной в виде изображений, анимации, текста звуковых и аудио дорожек с целью наиболее продуктивного воздействия на пользователя. Мы выделили этапы развития мультимедийных технологий и определили их роль в образовательном процессе.

Затем мы выделили основные способы подачи информации, включающие текст, неподвижные изображения, движущиеся изображения, звук и на их основе рассмотрели виды мультимедиа средств. Нами были представлены понятия линейных и нелинейных мультимедиа, что позволило классифицировать данные средства на две группы по уровню воздействия пользователя на ММ и выделить представителей каждой из них.

Проанализировав возможности мультимедиа технологий, мы вывели некоторые особенности мультимедиа, определяющие использование данных технологий в образовательном процессе: поисковые и навигационные возможности, использования функции детализирования изображений и их просмотра благодаря «слайд-шоу», многократное проигрывание аудио и видео файлов с функцией «пролистывания» и «стоп-кадр», возможность выхода в сеть Интернет, высокий уровень наглядности и информативности, представление различных типов информации при использовании ММ, возможность погружения в искусственно созданную компьютерную среду.

Мы проанализировали цели и формы использования мультимедиа в процессе обучения английскому языку и выделили преимущества применения мультимедиа средств в организации учебного процесса, среди которых: влияние на повышение объема усвоения информации, положительное воздействие на развитие предметных и метапредметных навыков.

Затем мы рассмотрели формы использования ММ на уроках английского языка разных типов и отметили роль использования ММ средств в проектной деятельности для развития знаний и умений учащихся.

Мы также описали возможности мультимедийных средств, дали краткую характеристику каждому из них и представили ключевые моменты работы с каждым из представленных ресурсов. На основе анализа возможностей и особенностей мультимедиа ресурсов, мы вывели, что для повышения эффективности обучения необходимо применение данных средств в учебном процессе и выделили следующие причины: повышение уровня мотивации, положительное влияние мультимедийных средств на эмоциональный фон учащихся, возможность объективной оценки своей работы, преодоление языковых барьеров, страхов при ответе, развитие творческого потенциала учащихся, создание благоприятной атмосферы в классе, развитие предметных и матапредметных знаний, умений и навыков.

Особенно подробно мы остановились на технологии скрайбинг, как одной из разновидностей создания мультимедийных презентаций. Мы дали понятие скрайбинга и выделили виды скрайб-презентаций по способу их создания и манере использования, а также представили алгоритм работы с данной технологией.

Затем, мы проанализировали опыт апробации технологии скрайбинга на уроках английского языка для организации проектной деятельности и выполнения заданий listening и writing в классе, что позволило выделить преимущества использования учебных мультимедийных технологий, в частности скрайбинг, в учебном процессе: повышение мотивации и интереса к учебной деятельности, развитие навыков работы в группе, формирование навыков учебно-исследовательской и творческой деятельности, формирование коммуникативной компетенции.

По результатам исследования следует отметить большое количество методически-положительных моментов в работе с применением ММ и техники скрайбинг в частности, среди них: развитие навыков самостоятельной работы и способности к проведению самокоррекции и объективной оценки товарищей; формирования коммуникативных навыков и навыков доброжелательного сотрудничества и взаимопомощи; развитие межпредметных связей; расширение кругозора ввиду высокого уровня информативности и содержательности презентации, выполненной в технике скрайб. Главным же по нашему мнению является соответствие данных технологий требованиям современного мира, их ориентированность на создание реальных жизненных ситуаций.


Использованные информационные ресурсы

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Вопросы организации учебного процесса с использованием электронных образовательных ресурсов нового поколения // Открытое и дистанционное образование. 2012 . №4(48). С. 72-80.
  2. Китайгородская Г.А Методические основы интенсивного обучения

иностранным языкам // ИЯШ №6, 1988. – С.42

  1. Китайгородская Г.А Методика интенсивного обучения иностранным языкам. – М., 1986. – 51с.
  2. Кунанбаева С.С Современное иноязычное образование:методология и теория. –

Алматы, 2005. – 36с.

  1. Лапшева Е.Е., Храмова М.В. Развитие визуальной грамотности обучаемых средствами информационно–коммуникационных технологий // Психолого–педагогический журнал Гаудеамус. 2011. Т.2. №18. С.53-56
  2. Литвинова О. А., Храмова М.В., Барышева А.Д., Чабан М.А. Возможности использования технологии скрайбинг в образовательном процессе. // Информационные технологии в образовании : Материалы VI Всерос. научно-практ. конф. – Саратов : ООО « Издательский центр « Наука» « , 2014. –С. 115-118.
  3. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. – 42-44с.
  4. Христочевский С.А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии // Информатика и образование. 2000, №2.
  5. Концепция модернизации Российского образования [Электронный ресурс]. URL:
  6. Скрайбинг [Электронный ресурс]. URL:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация уроков русского языка для обучающихся с ОВЗ через визуализацию учебного материала

Учебно-методический материал по теме "Оптимизация уроков русского языка для обучающихся с ОВЗ через визуализацию учебного материала" (из опыта работы)...

Современные приемы визуализации учебного материала на уроках

Мастер -класс по  применению принципа наглядности  на уроках....

Современные приемы визуализации учебного материала на уроках

Разработка мастер-класса по  визуализации учебного материала на уроках....

«Цифровая визуализация учебного материала на уроках иностранного языка». Из опыта работы.

Представленный методический материал ориентирован на педагогов, осуществляющих педагогическую деятельность в образовательных организациях. При знакомстве с этой методической разработкой педагоги смогу...

Технология визуализации учебного материала на уроках музыки.

Практический опыт использования технологии визуализации....

Методы и приемы визуализации учебного материала на уроках русского языка и литературы.

Актуальность темы исследования определяется применением на практике визуальных форм усвоения учебной информации, которые позволяют изменить характер обучения: ускорить восприятие, осмысление и обобщен...