ИГРА КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
учебно-методический материал

Марина Леонидовна Машкина

В современных условиях проблема мотивации приобретает особую значимость, ибо только при условии положительной мотивации создаются оптимальные условия успешности учебной деятельности ребенка. Решение проблемы мотивацией учения имеет большое значение в обучении слабослышащих детей.

Формированию мотивации и интереса к учению способствует также использование возможностей учебного материала. Так, при организации и подаче учебного материала должны учитываться такие факторы, как научность, новизна, практическая значимость, межпредметные связи, разнообразие подачи материала с широким использованием игровых приемов, продуманной занимательности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Машкина Марина Леонидовна,

педагог дополнительного образования Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Белгородский областной детский эколого-биологический центр»

ИГРА КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В современных условиях проблема мотивации приобретает особую значимость, ибо только при условии положительной мотивации создаются оптимальные условия успешности учебной деятельности ребенка. Решение проблемы мотивацией учения имеет большое значение в обучении слабослышащих детей.

Формированию мотивации и интереса к учению способствует также использование возможностей учебного материала. Так, при организации и подаче учебного материала должны учитываться такие факторы, как научность, новизна, практическая значимость, межпредметные связи, разнообразие подачи материала с широким использованием игровых приемов, продуманной занимательности.

Огромную роль в развитии, воспитании и обучении ребёнка отводят игре – важнейшему виду детской деятельности. Современные отечественные и зарубежные исследователи указывают на значение игры для развития ребёнка когнитных, аффектных и социальных сфер. В своих работах Д.Б.Эльконин останавливается на значении игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребёнка; Л.С.Выготский, А.В.Запорожец указывают на развитие воображения, образного мышления в процессе игры; особенности влияния игры на умственное развитие детей рассматриваются в исследованиях М.А.Джапаридзе и Е.С.Махлах.

Игра единодушно признаётся уникальным средством всестороннего развития личности ребёнка, источником усвоение самых разнообразных знаний и умений.

По мнению С. Т. Шацкого, игра это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни.

Суть игры состоит в деятельности по ориентации в смыслах самой человеческой деятельности.

Игра является эффективным средством формирования личности детей, их морально-волевых качеств. В игре реализуются потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что игра имеет огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Именно она зажигает огонёк пытливости и любознательности.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей деятельности.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности.

Игровая деятельность включает в себя достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличии от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим её педагогическим результатом.

Игровая форма занятия создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают, как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций занятий происходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве её средства.

В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Важными условиями успешной организации и проведения игр является:

- тщательная подготовка педагога к проведению игры;

- наличие и доступность дидактического материалов;

- создание детям условий для обогащения слухового впечатления (на экскурсиях);

- создание речевой среды в процессе игры и активизация общения между играющими;

- поддержание собственно игровых интересов детей и создание возможности свободных эмоциональных проявлений.

Игра должна строиться так, чтобы каждый ребёнок был активен, выполнял посильные игровые действия, не стеснялся того, что он не услышит; умел попросить, чтобы педагог повторил сказанное. При организации игр нужно ориентироваться на слуховые возможности большинства учащихся.

Речевой материал, используемый в играх, должен быть обязательно связан с содержанием различных занятий и внешкольной деятельности детей. Правильное использование дидактического материала способствует активному восприятию речи, участию в диалогах и помогает более рационально и интересно организовывать игровые упражнения по развитию слухового восприятия у обучающихся с нарушениями слуха.

Предлагаемые игры могут варьироваться в зависимости от этапа работы, коррекционных задач, контингента и возраста учащихся и проводятся по следующим направлениям:

- расширение объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти и др.);

- уточнение значений терминов и слов;

- активизация словаря, перевод слова из пассивного в активный словарь;

Игра «Лишнее слово»

Учащимся предлагаются три слова.

Задание: из предложенных трёх слов надо оставить только те два, которые имеют в чем-то сходные свойства, а одно слово – «лишнее», оно не обладает этим общим признаком, поэтому его следует исключить.

Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – как можно больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не свойственных исключенному лишнему слову. Варианты ответов могут быть самыми разнообразными.

При индивидуальной работе желательно совместное выполнение задания, а затем обсуждение.

При групповой работе желательно заслушать ответы всех ребят, так как варианты могут быть самые разные: от стандартных до очень метких и оригинальных.

Эта игра развивает способности описывать свойства предметов, сравнивать предметы по определённым параметрам, устанавливать связи между разрознёнными явлениями, а также легко переходить от одних связей к другим. Игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, а поэтому не следует ограничиваться каким-то одним решением. Решений может быть целое множество.

Голубь, воробей, утка…

Енот, бобр, лиса…

Весна, снег, ягода…

Игра «Исправь ошибку»

Можно использовать предложение или небольшой текст, содержащий ошибку. Учащиеся на слух должны найти и исправить.

Эта игра содействует развитию слухового восприятия, слухового внимания, памяти.

Игра «Назови одним словом»

Называются слова, которые объединены общим признаком.

Эта игра содействует развитию умения обобщать на слух признаки предметов, явлений.

Грач, синица, лебедь…

Волк, медведь, енот…

Дождь, град, снег…

Игра «Продолжи предложение»

Эта игра направлена на то, чтобы научить учащихся оперировать терминами, выражать свои мысли.

Игра «Самый внимательный»

Эта игра направлена на то, чтобы научить обучающихся быстро принимать решения.

Задание: у меня рисунки хвойных и лиственных деревьев. Когда я поднимаю карточку с Лиственным деревом, то нужно хлопать. Когда с хвойным – топать.

Липа (хлопают), ель (топают), береза (хлопают)…

Игра « Заглавие к рассказу»

Берётся рассказ.

Задание: надо подобрать к рассказу как можно больше заглавий, отражающих его содержание. Заглавия могут быть строгими, логичными, или формальными, т.е. по существу не схватывающими главное, или образными, яркими.

Игра развивает способность выражать суть текста одной фразой, развивает память, учит логически мыслить.

Большое значение для создания положительной мотивации имеют отношения, складывающиеся в коллективе учащихся, с одной стороны, и между детьми и педагогом — с другой.

Доброжелательное и внимательное отношение к детям, умение видеть достоинства каждого, вовремя одобрить, поддержать, заметив успехи, — все это должно лечь в основу деятельности педагога дополнительного образования. Главный путь воспитания полноценной мотивации — включение обучающихся в реальные виды деятельности на занятиях дополнительного образования, а также создание благоприятной атмосферы учения.

Литература

  1. Вопросы сурдопедагогики: История и современность/ Отв. Ред. Е. Г. Речицкая. – М., 2001.
  2. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка. Основы дефектологии. Собрание сочинений в 6т. Т. 5. – М., 1983.
  3. Степанова О. А., Вайнер М. Э., Чутко Н. Я. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями. – М., 2003.
  4. Степанова О. А. Игровая школа мышления. – М., 2003.
  5. Шматко Н. Д. Дети с отклонениями в развитии. – М., 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБЩЕГО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

В статье описываются игры для различных ворастных групп, сгруппированные по четырём разделам: подвижные игры, игры на местности, эстафеты и упражнения....

Методическая разработка "Формирование мотивации на занятиях дополнительного образования"

В  данной работе рассмотрены  вопросы  мотивации  и разработаны рекомендации, направленные на развитие мотивации на занятиях системы дополнительного образования....

Методическая разработка по педагогике на тему «Методы обучения на занятиях дополнительного образования» учитель ХИМИИ первой категории, педагог дополнительного образования

Методическая разработка по педагогике на тему «Методы обучения на занятиях дополнительного образования»учитель ХИМИИ  первой  категории, педагог дополнительного образов...

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии как средство развития творческих способностей на занятиях дополнительного образования в рамках предмета «Изобразительное искусство»

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение цифровых образовательных ресурсов, возможностей онлайн-досок и документ-камеры позволяет существенно снизить затраты времени...