ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБЩЕГО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
учебно-методический материал по физкультуре на тему
В статье описываются игры для различных ворастных групп, сгруппированные по четырём разделам: подвижные игры, игры на местности, эстафеты и упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ ОБЩЕГО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ВВЕДЕНИЕ
По данным официальной статистики, за последние годы не отмечается существенного улучшения в состоянии здоровья и физического развития детей и подростков. Более того, сочетание различных неблагоприятных для здоровья факторов в современном обществе приводит к тому, что абсолютно здоровых детей в школе почти нет.
Уже в первом классе большинство учащихся относится ко второй группе здоровья. Среди младших школьников в крупных городах преобладают заболевания, связанные, прежде всего, с недостаточной двигательной активностью детей – это заболевания сердечнососудистой системы и опорно-двигательного аппарата (в первую очередь, различные нарушения осанки и плоскостопие). В подростковом возрасте эти проблемы только усиливаются.
Поэтому большое значение приобретают методики, направленные на общее физическое развитие детей, стимулирование их двигательной активности, что содействует сохранению и укреплению их физического здоровья.
Не секрет, что занятия физкультурой в школе часто проходит однообразно, используется один и тот же набор упражнений, что ослабляет интерес детей, препятствует формированию у них прочных установок на регулярные занятия. Между тем, введение различных игровых методик и, особенно, использование такого эффективного средства как подвижные игры, включая игры на местности, может значительно повысить мотивацию занимающихся, а в дальнейшем игры могут использоваться детьми и взрослыми на отдыхе, в любых подходящих для этого условиях.
В работе с детьми всегда уделялось большое внимание совершенствованию методик, направленных на всестороннее оздоровление обучающихся, развитие у детей ловкости, выносливости, хорошей координации движений.
Данный материал сгруппирован по четырём разделам: подвижные игры, игры на местности, эстафеты, упражнения.
Представленные здесь формы занятий ОФП рассчитаны, прежде всего, на использование в учреждениях дополнительного образования детей (УДОД) в группах общей физической подготовки, но могут быть полезны и преподавателям физкультуры в общеобразовательных учреждениях.
Кроме того, упражнения и подвижные игры могут применяться и в специализированных физкультурно-спортивных группах УДОД в качестве разминки перед основной частью занятия, включаться в программы физкультурно-спортивных праздников (таких как «Веселые старты»).
Наконец, важной сферой применения всех этих игр и упражнений является летний отдых детей и подростков: большинство упражнений можно использовать в качестве элементов утренней зарядки в оздоровительном лагере, а различные эстафеты и игры на местности позволят вожатым загородных оздоровительных лагерей организовать отдых ребят во время походов или выездов на природу.
Подвижные игры и эстафеты обладают также и определенным воспитательным потенциалом, способствуя развитию ценных личностных качеств – взаимопомощи, коллективизма и общительности.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Ничто не привлекает детей так, как игра. Ребенок познает мир прежде всего и легче всего в игре. В ходе игр у детей легко вырабатываются ценные физические, морально-волевые и организаторские навыки. Воспитательная, оздоровительная и образовательная ценность игры зависит от грамотного руководства ею. Всестороннее физическое развитие ребенка с помощью игр и других видов физических упражнений возможно только при целенаправленном и регулярном педагогическом руководстве.
Перед началом игры следует построить детей, назвать игру, кратко объяснить её ход, познакомить с правилами. Детям 7-8 лет нужно будет показать, как правильно выполнять те или иные действия. Если для игры необходимо поделить группу на команды, то в командах должно быть равное количество игроков. Каждая игра длится 5-10 минут. Не следует на каждом занятии предлагать детям новые игры, особенно младшим школьникам. Необходимо подождать до того момента, когда правила предыдущих игр будут прочно усвоены. Полюбившиеся детям игры можно проводить на занятиях регулярно.
Эффективность игры во многом зависит от того, насколько она нравится детям, поэтому их мнение следует учитывать при выборе и проведении игр.
Достоинство представленных здесь подвижных игр в том, что их можно проводить как в зале, так и на открытом воздухе. Поэтому они, в известной мере, универсальны: могут быть использованы вожатыми летних оздоровительных лагерей, педагогами дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, педагогами-организаторами спортивных праздников, учителями физкультуры в общеобразовательных учреждениях. Более того, многие игры настолько просты, что могут быть изучены и использованы детьми и без помощи взрослых. Это особенно важно, поскольку культура игры современными детьми во многом утрачена.
Игры для детей 7-9 лет
1. «Совушка».
Из группы детей выбирают водящего – «совушку». Все остальные дети становятся «птицами». Когда «совушка» командует: «День!» – дети бегают и прыгают по залу, подражая движениям птиц. По сигналу «ночь» все «птицы» замирают в тех позах, в каких их застала команда. Того, кто пошевелился, «совушка» может осалить (если заметит движение). Осаленный выбывает из игры. Последняя оставшаяся в игре «птица» становится новой «совушкой». «Совушек» может быть и несколько, но тогда команды «день» и «ночь» должен отдавать педагог.
2. «Рыбалка».
Для игры нужна веревка длиной 2-4 метра (в зависимости от количества детей). К одному концу веревки привязывается небольшой (примерно с кулак) мешочек с песком (или с вложенным внутрь теннисным мячом). Играющие – «рыбы» ¬– становятся в круг. Педагог или водящий («рыбак») несильно раскручивает веревку на уровне колен, стараясь задеть мешочком кого-то из детей – «поймать рыбу». Дети подпрыгивают или переступают через веревку. Те, кого задел мешочек, выбывают из игры. Победителем становится самая проворная «рыба», она же может стать следующим «рыбаком».
3. Игра со скакалкой.
Участники игры встают в круг, у каждого в руках скакалка. В середину, на место водящего, становится педагог. Водящий демонстрирует разные способы прыжков, а играющие должны повторять их, не сбиваясь. Ошибившийся игрок выбывает из игры. Побеждает ребенок, не сделавший ни одной ошибки, он же может стать и следующим водящим.
4. «Охотники и зайцы».
Из числа играющих детей выбирается «охотник» и «бездомный заяц». Остальные игроки чертят себе каждый по кругу (кладут на пол обручи, выкладывают круг скакалками) и становятся внутрь него. Это – «логово зайца». По команде педагога «охотник» начинает погоню за «бездомным зайцем», стремясь его осалить. «Бездомный заяц» может спастись от «охотника», забежав в чужое «логово». Хозяин «логова» должен тут же его покинуть, становясь «бездомным зайцем». Если «охотник» осалил «зайца», то «заяц» становится «охотником», а бывший «охотник» – «зайцем».
5. «Волк во рву».
По середине зала (игровой площадки) проводятся (выкладываются скакалками, гимнастическими палками и др.) две параллельные линии, расстояние между которыми должно быть около метра. Это – «ров». Длина линий должна быть такой, чтобы вдоль одной из них могли уместиться все играющие, не мешая друг другу. Из числа играющих выбирают одного или двух «волков». «Волки» находятся во «рву». Все остальные дети – «козы» – размещаются по одну сторону «рва». По сигналу педагога «козы» перемещаются на другую сторону, перепрыгивая через ров (не все одновременно, а за определенный отрезок времени: например, пока педагог медленно считает до десяти). «Волки», не выходя изо «рва», стараются осалить как можно больше «коз». «Козы», которые были осалены «волками», не допрыгнули до другого края «рва» или не успели перепрыгнуть «ров» вовремя, выбывают из игры. «Волки» меняются через 3-4 перебежки (ими могут стать самые ловкие игроки), тогда же выбывшие «козы» снова вступают в игру.
6. «Запрещённое движение».
Играющие встают в круг на расстоянии вытянутой друг от друга руки. Водящий (или педагог) встает в центре круга и выполняет различные движения. Играющие повторяют за ним все движения, кроме того, которое в начале игры объявляется запрещенным. Если кто-то из детей повторил запрещенное движение, он делает шаг назад. После второй ошибки делается еще шаг и т. д. Побеждает самый внимательный игрок, который до конца игры остается на месте. Он же может стать следующим водящим.
7. «К своим флажкам».
Все играющие делятся на несколько команд. Капитаны команд получают по одному флажку (флажки должны быть разных цветов). Каждая команда выстраивается в кружок вокруг своего капитана, держащего флажок. По сигналу педагога (хлопку, свистку и др.) дети (кроме капитанов команд) свободно разбегаются по залу. По следующему сигналу они закрывают глаза. В этот момент капитаны команд перемещаются. Когда прозвучит третий сигнал, играющие должны открыть глаза, найти капитана своей команды и собраться в кружок вокруг него. Побеждает та команда, которая соберется вокруг капитана быстрее.
8. «Пустое место».
Играющие образуют круг. Водящий находится вне круга. Он салит любого из играющих по своему выбору и бежит в любом направлении по окружности за спинами играющих. Осаленный покидает свое место и бежит по окружности в противоположную от водящего сторону. Оба стремятся первыми занять освободившееся («пустое») место. Если первым его занимает игрок, водящий салит другого игрока и стремится первым занять его место. Если водящему удается первым занять «пустое» место, он становится игроком, а новым водящим становится опоздавший занять свое место игрок.
9. «Зайцы в огороде».
В центре зала (площадки) обозначается круг диаметром 8-12 метров. Из числа играющих выбирается водящий – «огородник». Остальные игроки – «зайцы». «Зайцы» бегают вне круга, а также могут запрыгивать в круг и выпрыгивать из него, прыгать внутри круга. «Огородник» может осалить только тех «зайцев», которые находятся в кругу. Осаленный «заяц» становится «огородником», а «огородник» − «зайцем».
Игры для детей 10-13 лет
1. «Защита крепости».
Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга, это – «воины», берущие «крепость». В руках у одного из «воинов» – волейбольный или баскетбольный мяч. В центре круга устанавливается «крепость» из 3-х палок, связанных шалашиком. Выбирается «защитник крепости», который становится в центре круга. Если играющих больше 10-12 человек, «защитников» может быть двое. По сигналу педагога «воины» стараются сбить мячом «крепость». Сходить со своего места «воины» не могут, зато могут перебрасывать мяч друг другу. «Защитник» же должен помешать «воинам» сбить «крепость». Он может ловить мяч, отбивать его руками и ногами, закрывать своим телом, но не может выбивать мяч из рук «воинов» или мешать им перебрасывать мяч друг другу. «Воин», которому удалось сбить мячом «крепость», становится «защитником», а проигравший «защитник» – одним из «воинов».
2. «Попади по мячу».
Посередине зала (площадки) кладется волейбольный мяч. Играющие делятся на две команды и выстраиваются в шеренги в противоположных концах зала (игровой площадки). Желательно, чтобы расстояние между командами было около 20 метров. Для удобства игроков можно провести линию, которая будет делить зал на две половины. Игроки одной из команд (по жребию) получают теннисные мячи (или маленькие мячики сходного размера). По сигналу педагога они стараются, метнув мячики в волейбольный мяч, откатить его в сторону противоположной команды. Затем игроки противоположной команды собирают мячики и стараются с их помощью откатить мяч обратно. Каждая команда совершает одинаковое (и заранее определенное) количество бросков. Проигрывает та команда, на половине которой после установленного количества бросков окажется мяч.
3. «Коршун, наседка и цыплята».
Из числа играющих выбирают водящего – «коршуна». Все остальные дети становятся в колонну по одному и кладут руки на пояс игроку, стоящему перед ними. Ребенок, стоящий в колонне первым – «наседка», остальные – «цыплята». «Коршун» старается поймать последнего в колонне «цыпленка», а «наседка», вытянув руки в стороны, закрывает добычу от «коршуна». При этом все «цыплята» должны двигаться, не размыкая рук. Если цепочка распалась, «коршун» может схватить любого «цыпленка», которого догонит и которого не защищает «наседка». «Цыплята», в свою очередь, стараются восстановить цепочку как можно быстрее. Пойманный «цыпленок» становится «коршуном», «коршун» – «наседкой», а «наседка» – «цыпленком».
4. «Перестрелка».
Посередине зала (площадки) проводят линию, разделяющую его на две равные части (средняя линия). На расстоянии 1-2 метров от каждой из двух противоположных стен зала (краев площадки) проводят еще по одной линии. Это – «линии плена». Игроки делятся на две команды, и каждая команда свободно размещается на своей части поля между средней линией и «линией плена». Игроки одной из команд (по жребию) получают волейбольный мяч. Задача членов каждой команды – осалить мячом игрока другой команды, не переступая средней линии. Игрок считается осаленным, если мяч после прямого попадания в него упал на землю. Игрок может, чтобы не быть осаленным, увернуться от мяча или поймать его на лету. Осаленные идут за «линию плена» осалившей их команды. «Пленный» может быть выручен, если члены его команды сумеют перебросить ему мяч так, чтобы «пленный» поймал его, не выходя за «линию плена». Выигрывает та команда, у которой к концу игры будет больше «пленных».
5. «Караси и щука».
Посередине зала (площадки) проводятся две параллельные линии с расстоянием между ними 2-4 метра. Пространство между линиями – это «омут», в котором живет «щука», выбираемая из числа играющих. Остальные дети («караси») собираются на одной стороне зала (площадки). По сигналу педагога «караси» должны пересечь «омут», где «щука» может «поймать» (осалить) их. «Караси» должны пересечь «омут» за определенный отрезок времени (например, пока педагог медленно считает до десяти). Когда пойманных «карасей» будет не меньше 2-4 (в зависимости от числа играющих), они, взявшись за руки внутри «омута», образуют цепочку «невод», через который будут «проплывать» не пойманные «караси» (пробегать под соединенными руками играющих или перепрыгивать через них). Дети, образующие «невод», могут мешать «карасям», поднимая или опуская руки, но не должны разъединять рук или перемещаться с места на место. Когда число пойманных «карасей» возрастет до 6-9 (в зависимости от числа играющих), они образуют «корзины» становятся в круг по трое и соединяют руки. Теперь оставшиеся «караси» должны будут «проплывать» через «корзины». Игроки, составляющие «корзины», могут также опускать и поднимать руки, но не должны расцеплять рук или перемещаться с места на место. Когда не пойманных «карасей» останется 2-4, остальные игроки становятся в колонну по двое, и каждая пара соединяет руки. Образуется «верша» − коридор, по которому должны пробежать «караси». Игроки, составляющие «вершу», могут опускать и поднимать руки, но не должны расцеплять их или двигаться с места. Самый быстрый и ловкий «карась» (не пойманный или пойманный последним) становится новой «щукой». Если играющих больше 15-ти, в игре могут быть две щуки.
6. «Охотники и утки».
Играющие делятся на две команды – «охотников» и «уток». «Охотники» образуют круг, выстраиваясь примерно на расстоянии вытянутой руки друг от друга. «Утки» располагаются внутри круга в произвольном порядке. «Охотникам» дается волейбольный мяч, которым они пытаются осалить «уток». «Охотники» могут перебрасывать мяч друг другу, но не должны сходить со своего места; если мяч укатился, «охотник» подбирает его, возвращается на свое место и только потом игра продолжается. Осаленная «утка» выбывает из игры. Засчитывается любое попадание мячом в «утку», кроме рикошета (когда мяч, отскочивший от одной «утки», попал в другую). «Утка» также может поймать мяч, тогда она не считается осаленной. «Утка», поймавшая мяч, может вернуть в круг одну осаленную «утку» (на выбор педагога: он должен следить, чтобы выбывшие из игры дети проводили за кругом примерно равное количество времени). По истечении времени, отведенного на игру, «охотники» и «утки» меняются ролями.
7. «Парашютисты».
Из числа играющих выбирается «судья», остальные дети становятся «парашютистами». Для игры необходим гимнастический снаряд – бревно. У одного из концов бревна обозначается круг диаметром 30-40 см. – «место приземления» «парашютистов». Рядом становится «судья». Каждый «парашютист» должен пройти по бревну и спрыгнуть с него, приземлившись точно в круг и не потеряв равновесия. Затем стартует следующий «парашютист». «Судья» следит за соблюдением правил. «Парашютист», допустивший ошибку, становится «судьей», а прежний «судья» − «парашютистом». Для большей безопасности игроков пол в районе «места приземления» покрывают матами.
8. «Зеркало».
Играющие становятся в шеренгу. Из числа играющих выбирается водящий, который становится перед шеренгой. Водящий проделывает несложные движения (повороты, наклоны, прыжки на одной ноге и др.), а играющие должны повторить их «зеркально» − в другую сторону, с другой ноги и др. Ошибившийся игрок выбывает из игры. Следующим водящим может стать самый внимательный игрок, либо нового водящего определяют с помощью жребия через 2-3 минуты игры. Тогда же выбывшие из игры дети вступают в игру снова.
Игры для подростков 14-16 лет
1. Бег командами.
Играющие делятся на несколько команд. Команды выстраиваются в колонны. Каждый игрок обхватывает стоящего впереди члена команды руками за пояс. На расстоянии 15-20 метров от головы каждой колонны ставится флажок. По сигналу педагога команды, не расцепляя рук, бегут к флажкам, огибают их и возвращаются к стартовой линии. Если цепочка распадается, команда должна остановиться, восстановить целостность цепочки и только после этого двигаться дальше. Побеждает команда, последний игрок которой пересечет стартовую линию раньше.
2. «Медведь и охотники».
Играющие – «охотники» – становятся в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Из числа играющих выбирается «медведь», который становится в центр круга. «Охотники» пытаются осалить «медведя» волейбольным мячом. «Медведь», в которого попал мяч, считается осаленным, даже если мяч отскочил от пола (земли) или от одного из «охотников». Ловить мяч нельзя. Игрок, которому удается осалить «медведя», сам становится «медведем», а прежний «медведь» − одним из «охотников». «Охотники» могут перебрасывать мяч друг другу, но не могут сходить со своего места. Если мяч укатился, «охотник» подбирает его, возвращается на свое место в круге, после чего игра продолжается.
3. «Мяч ловцу».
Играющие делятся на две команды, в каждой команде выбирают одного ловца. На расстоянии полутора метров от противоположных стен зала (краев площадки) обозначаются две линии. Между стеной зала и каждой из линий располагается ловец. Вторые линии обозначаются на расстоянии полутора метров от первых. Между первой и второй линией – нейтральная зона, в которую не имеет права входить никто из играющих. Игроки размещаются по площадке парами (по одному человеку из разных команд). В центре зала (площадки) чертится круг, внутрь которого перед началом игры становятся капитаны команд. Педагог, выйдя на середину площадки, бросает мяч между капитанами, каждый из которых старается отбить мяч своим игрокам. Завладев мячом, игроки одной из команд, передавая мяч друг другу, стремятся подвести мяч как можно ближе к своему ловцу и бросить его так, чтобы ловец поймал его на лету. Каждый игрок может сделать не больше двух шагов с мячом; в случае ошибки противники вбрасывают мяч сбоку, напротив того места, где была допущена ошибка. Когда ловец одной из команд поймает мяч, педагог снова подбрасывает его в круге в центре зала. Если один из играющих зайдет в нейтральную зону, мяч вбрасывается сбоку игроком противоположной команды. Запрещается толкать друг друга и вырывать мяч из рук противника. За нарушение этого правила назначается штрафной бросок: пострадавший игрок становится в 6 метрах от своего ловца и бросает ему мяч, который может отбивать только один из членов команды противника. Игра проходит 10-20 минут. Побеждает та команда, ловец которой поймает больше мячей.
4. «Не потеряй равновесия».
Играющие делятся на пары. Дети в каждой паре садятся на корточки лицом друг к другу на расстоянии чуть меньшем, чем длина вытянутой руки. Левую руку заводят за спину, а правой стараются толкнуть противника. Тот, кому удалось вывести соперника из равновесия (противник сдвинулся с места или упал), составляет пару с победителем из другой пары. Проигравшие выбывают из игры.
ИГРЫ НА МЕСТНОСТИ
Игры на открытом воздухе обладают наиболее сильным оздоравливающим и общеукрепляющим эффектом. Особенно полезны такие игры детям из крупных городов, которые проводят много времени в душных помещениях в скованной позе (за партой, за компьютером). Игры на местности развивают у детей быстроту, ловкость и выносливость; формируют умение ориентироваться на местности при помощи плана местности и компаса; способствуют выработке таких качеств, как находчивость, внимательность, коллективизм.
Особенно подходят игры на местности подросткам, так как они создают множество возможностей для проявления личной активности и инициативы, лидерских способностей. Правила многих игр достаточно сложны, и при их использовании для младших школьников потребуется упростить задания, сократить маршрут и др.
Для организации игр на местности педагогу необходимы комплекты цветных флажков и карточек из цветной бумаги, «волчатник» (веревка с привязанными к ней яркими лентами, которой обозначаются границы игровой территории), часы, секундомер, свисток, компас, крупные карты местности. Также педагог должен обладать навыками ориентирования на местности с помощью компаса и карты, умением чертить точный план местности.
Игры на местности можно проводить в летнем оздоровительном лагере, на туристическом слете, во время экскурсии в лес или парк.
1. «По следу».
Играющие делятся на несколько команд. Каждая команда выбирает капитана. Также члены каждой команды выбирают свой знак (крест, стрелка, круг и т.д.), которым капитан будет отмечать свой маршрут. Капитаны получают от педагога листы бумаги, на которых отмечены место старта и финиша, маршрут, количество знаков («следов») и примерное расстояние между ними. По сигналу капитаны уходят по своим маршрутам. Расстояние между маршрутами разных команд должно быть 30-50 м., протяженность каждого маршрута – около километра. Через 15-20 минут по «следам» капитанов отправляются команды. Выигрывает команда, не сбившаяся с пути и пришедшая к финишу раньше других. Если места финиша разных команд находятся далеко друг от друга или вне прямой видимости, на финише каждую команду должен ждать «судья» с часами, чтобы отметить время прибытия. «Судьями» могут быть и капитаны команд.
2. «Найди флажки».
Играющие делятся на несколько команд; команды выбирают капитанов. Капитанам выдается 5-10 флажков (в зависимости от возраста играющих) определенного цвета и лист бумаги с обозначенным на нем замкнутым маршрутом протяженностью до километра. На маршрутном листе указано направление движения, точки установки флажков, количество шагов между флажками, изменения направления движения с указанием угла поворота. Установив флажки, капитаны возвращаются к месту старта и отдают листы педагогу. Затем педагог выдает командам маршрутные листы, на которых обозначен маршрут, но не указаны точки установки флажков. Задача команды – как можно быстрее пройти маршрут и собрать флажки. Капитаны команд не участвуют в поиске флажков. Побеждает команда, отыскавшая все флажки своего цвета и прибывшая к финишу первой.
3. «Погоня за лисицами».
Из числа играющих выбирают 2-4 «лисиц» (в зависимости от общего количества детей). Каждой «лисице» выдается большое количество цветных карточек. Все играющие – «охотники» и «лисицы» – собираются на старте. Обозначаются границы игровой зоны, которая должна представлять собой квадрат со сторонами 1,5-2 км. По сигналу педагога «лисицы» выбегают со старта в одном направлении. Пробежав около 50 метров, «лисицы» начинают оставлять за собой «след» – бросать цветные карточки через каждые 10 шагов. «Лисицы» стараются сбить охотников со следа – петляют, бегут по спирали, зигзагом, перепрыгивают через канавы и т.д. Как следует запутав «охотников», «лисица» прячется на расстоянии примерно 30 шагов от последнего «следа». Через 5-10 минут после старта «лисиц» по сигналу педагога «охотники» начинают поиски, ориентируясь по «следам», оставленным «лисицами».
Поиски продолжаются определенное время (около 30 минут), после чего «охотники» и «лисицы» по сигналу преподавателя (свистку и др.) возвращаются к месту старта. «Охотник», обнаруживший «лисицу» до истечения времени, отведенного на поиски, сам становится «лисицей» в следующей игре.
4. «Найди клад».
Играющие делятся на несколько команд. Педагог обозначает границы игровой территории площадью примерно один квадратный километр (лучше всего подойдет участок леса). На игровой территории педагог прячет несколько (10-20) предметов (или флажков, конвертов с письмами и др.). «Клады» обозначаются точками на плане местности, сделанном в масштабе 1×100 м или 1×50 м. Если играющих 15 человек и больше, их можно разделить на несколько команд. Если детей меньше 15-ти, лучше сделать игру индивидуальной. Играющие собираются на старте, и педагог раздает всем игрокам (или капитанам команд, если игра командная) планы игровой территории, на которых обозначены «клады». По сигналу педагога дети отправляются искать «клады». «Клад» принадлежит тому игроку или членам той команды, которые обнаружили его первыми. Побеждает тот игрок (или команда), который принесет к месту финиша больше «кладов». Можно ввести также ограничение во времени: на поиск «кладов» отводится определенное время и, по его истечении, педагог дает второй сигнал (свисток и др.), услышав который, играющие должны как можно быстрее собраться на финише. Место старта игры может являться одновременно и местом финиша.
5. «Идите прямо».
Игра проводится в густом лесу в 200-300 метрах от опушки. Педагог обозначает место старта (в лесу) и линию финиша (на опушке). Также педагог заранее проходит по азимуту от места старта к линии финиша, каким-либо образом отмечая точку своего выхода к линии финиша (точка находится рядом с приметным деревом или кустом; точка отмечается невысокой палочкой, камнем или другим знаком, понятным и заметным только педагогу). Играющие делятся на несколько команд. Капитану каждой команды дается компас. Также членам каждой команды сообщается один и тот же азимут, по которому дети должны выйти к определенному месту на опушке леса. Команды стартуют по очереди, с промежутком 5-10 минут (в зависимости от возраста детей). Выйдя к линии финиша, каждая команда должна остановиться. Побеждает команда, остановившаяся ближе всех к точке, отмеченной педагогом.
ЭСТАФЕТЫ
Эстафеты, как и все командные соревнования, привлекают детей и особенно подростков. Командные игры и соревнования ценны не только тем, что оказывают оздоравливающее и общеукрепляющее воздействие на организм ребенка, но и тем, что они вырабатывают у обучающихся коллективизм, способность работать в команде. При этом, в отличие от многих других командных игр и соревнований, правила эстафеты достаточно просты и понятны даже для младших школьников. Для проведения эстафеты не требуется специального спортивного инвентаря; ее можно проводить как в спортивном зале, так и на открытом воздухе: на спортивной площадке, в парке и даже на большой лесной поляне.
Приведенные ниже эстафеты могут быть использованы вожатыми летних лагерей, педагогами-организаторами или учителями физкультуры для организации спортивных праздников (отрядных или лагерных, общешкольных и др.). Также эстафета позволит сделать более интересным и динамичным урок физкультуры в школе или занятие по общей физической подготовке в учреждении дополнительного образования детей. Возможно и введение эстафеты в программу детского туристического слета или фестиваля.
В этот раздел включены как привычные всем эстафеты, так и нестандартные, задания которых способны увлечь и заинтересовать обучающихся.
1. Встречная эстафета.
Соревнующиеся делятся на несколько команд. Каждая команда выстраивается в колонну. На расстоянии 15-30 метров (в зависимости от возраста детей) от головы каждой колонны ставится флажок. По команде преподавателя капитаны с эстафетными палочками в руке обегают флажки, возвращаются к своей команде, передают палочку следующему участнику, а сами становятся в конец колонны. Выигрывает та команда, в которой капитан снова получит палочку раньше других.
2. Вокруг команды.
Соревнующиеся делятся на несколько команд. Каждая команда выстраивается в колонну, как и в предыдущем случае. Каждый участник так же должен обежать флажок, расположенный на расстоянии 15-30 метров от головы колонны. Но, возвращаясь, ребенок должен обогнуть колонну сзади и передать палочку левой рукой следующему участнику, который становится у линии старта правее колонны и принимает палочку правой рукой. Передавший эстафету ребенок возвращается в конец колонны. Побеждает та команда, капитан которой снова получит палочку раньше других.
3. Круговая эстафета.
Для этой эстафеты нужны три или четыре команды. Преподаватель расставляет флажки квадратом или треугольником такого размера, чтобы внутри хватило места для всех команд. Команды выстраиваются в колонны таким образом, чтобы капитаны стояли рядом с флажками, а последние в колоннах – ближе всех к центру треугольника (квадрата). По команде капитаны бегут по часовой стрелке мимо всех флажков. Сделав полный круг, капитаны передают эстафетную палочку вторым номерам в команде, а сами становятся в конец колонны. Побеждает та команда, капитан которой первым получит эстафетную палочку.
4. Друг к другу.
Соревнующиеся делятся на несколько команд, а каждая команда – на две подгруппы равной численности. Две подгруппы одной команды строятся в колонны и располагаются напротив друг друга на расстоянии (в зависимости от возраста участников) от 30 до 60 метров. По команде педагога капитан первой подгруппы бежит ко второй подгруппе своей команды и передает эстафетную палочку капитану второй подгруппы, а сам становится в конец колонны второй подгруппы. Выигрывает та команда, в которой подгруппы быстрее поменяются местами.
5. Эстафета с ведением мяча.
Соревнующиеся делятся на несколько команд. Каждая команда выстраиваются в колонну. Капитан каждой команды получает волейбольный (баскетбольный) мяч. На расстоянии 15-30 метров (в зависимости от возраста обучающихся) от головы каждой колонны ставится флажок. Капитан ведет баскетбольный (волейбольный) мяч одной рукой, обводит его вокруг флага, возвращается к команде и передает мяч следующему игроку, а сам становится в конец колонны. Если игрок теряет мяч, то он подбирает его и возвращается в ту точку, где потерял мяч. Выигрывает та команда, капитан которой первым снова получит мяч.
6. Эстафета с метанием мяча.
Соревнующиеся делятся на несколько команд. Каждая команда выстраивается в колонну, как и в предыдущем случае. Капитан каждой команды получает небольшой мяч. Капитан должен с мячом в руках добежать до флажка, расположенного в 15-30 метрах от головы колонны (в зависимости от возраста детей). Остановившись у флажка, он бросает мяч следующему члену команды, который повторяет его действия и, после броска, становится за спиной у капитана. Побеждает та команда, все члены которой раньше выстроятся в колонну у флажка.
7. Эстафета с гимнастической палкой.
Соревнующиеся делятся на несколько команд. Каждая команда выстраивается в колонну. Капитан команды получает гимнастическую палку. На расстоянии 15-30 метров от головы каждой колонны ставится флажок. Капитан, держа в руках гимнастическую палку, бежит к флажку, огибает его и возвращается к своей команде. Свободный конец палки он протягивает следующему игроку, и оба, опустив палку вниз, проносят ее под ногами остальных членов команды в конец колонны так, чтобы каждый ребенок успел перепрыгнуть палку. Капитан становится в конец колонны, а его партнер бежит к флажку и повторяет его действия. Побеждает та команда, капитан которой первым снова получит палку.
8. Эстафета «Передай назад».
Соревнующиеся делятся на несколько команд, как и в предыдущем случае. Каждая команда выстраивается в колонну так, чтобы расстояние между соседними игроками одной команды составляло один шаг. Перед капитаном каждой команды лежит палка длиной в 1 метр. По сигналу педагога капитан берет двумя руками палку, поднимает ее над головой и, не оборачиваясь, подает ее назад, следующему игроку. Последний игрок в колонне, получив палку, бежит с ней в голову колонны, становится перед капитаном и передает палку назад. Побеждает та команда, в которой капитан первым вернется на свое место в голову колонны.
9. Чехарда.
Соревнующиеся делятся на несколько команд. Каждая команда выстраивается в колонну. На расстоянии 10-15 метров от головы каждой колонны ставится флажок. Игроки стартуют парами. Один становится на корточки, другой выполняет прыжок с опорой на спину первого игрока, делает шаг вперед и сам становится на корточки. У флажка пара разворачивается и продолжает чехарду в обратном направлении. Когда первая пара возвращается к голове колонны, стартует следующая, а игроки первой пары обычным шагом идут к концу колонны. Побеждает та команда, последняя пара которой завершит чехарду раньше других.
10. Бег на руках.
Играющие делятся на несколько команд. Каждая команда выстраивается в колонну. На расстоянии 5-10 метров от головы каждой колонны ставится флажок. Игроки каждой команды делятся на пары. Один игрок принимает положение «упор лежа», разведя ноги на ширину плеч. Другой игрок из пары становится сзади и берет первого за лодыжки. По сигналу педагога пара начинает движение: первый игрок – перебирая руками, второй – медленным шагом. Дойдя до флажка, ребята из пары меняются местами: второй принимает положение «упор лежа», а первый берет его за щиколотки. Вернувшись в исходную точку, пара встает в конец колонны. Побеждает та команда, последняя пара которой финиширует раньше.
11. «Посадка картофеля».
Играющие делятся на несколько команд. Команды выстраиваются в колонны. На расстоянии 15-30 метров от головы каждой колонны ставится флажок. Между головой колонны и флажком чертятся 4-7 кругов (кладутся 4-7 обручей) на равном расстоянии друг от друга. У капитанов команд в руке по мешочку, в котором находится 4-7 (по числу кругов) мелких предметов (теннисных мячей, кубиков и др.). По сигналу преподавателя капитаны бегут вперед и выкладывают в каждый круг по предмету – «высаживают картофель». Затем они обегают флажок, возвращаются к колонне, передают мешок следующему игроку и становятся в конец колонны. Второй игрок бежит вперед и собирает разложенные предметы в мешок – «собирает картофель», после чего бежит к команде и передает мешок следующему игроку. Цикл «посадки» и «сбора» картофеля повторяется. Выигрывает команда, в которой мешок быстрее вернется к капитану.
12. «Двигайся боком».
Играющие делятся на несколько команд. Игроки каждой команды распределяются по парам и становятся в колонну по двое спиной друг к другу, сцепив руки сзади в локтях. На расстоянии 15-30 метров от головы каждой колонны ставятся флажки по числу команд. По сигналу педагога первые пары в командах начинают движение вперед, не расцепляя рук (боком по ходу движения). Пары огибают флажки и возвращаются к голове колонны. Передав эстафету, дети из пары расцепляют руки и становятся в конец колонны. Следующая пара начинает движение после того, как вернувшаяся пара передаст им эстафету. Побеждает команда, последняя пара которой передаст эстафету раньше других.
13. Эстафета с гимнастической палкой.
Играющие делятся на несколько команд, каждая команда выстраивается в колонну. Капитан каждой команды получает гимнастическую палку. По сигналу педагога капитаны берут свои палки двумя руками и перешагивают через них. После этого, держа палку в выпрямленных руках за спиной, капитан должен передать ее следующему члену команды, который должен также перешагнуть палку и передать ее назад. Последний игрок в колонне, получив палку, бежит к голове колонны, становится перед капитаном, перешагивает палку и передает ее назад. Выигрывает команда, капитан которой раньше других снова займет место в голове колонны.
УПРАЖНЕНИЯ
В этом разделе собраны, большей частью, нестандартные упражнения, способные привлечь и заинтересовать детей своей необычностью. Не секрет, что многие дети теряют интерес к физической культуре именно из-за однообразных, стереотипных упражнений. А утренняя зарядка, например, и сейчас остается неотъемлемым элементом здорового образа жизни. Чтобы дети не заскучали, следует обогащать комплекс различными новыми упражнениями, позволяющими ребятам проверить и развить свою гибкость, ловкость, выносливость, координацию движений. Приведенные ниже упражнения подойдут для проведения утренней зарядки в детском оздоровительном лагере. Также их могут использовать в качестве разминки перед основной частью занятия педагоги дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности и учителя физкультуры в школах. А многие из этих упражнений могут быть включены детьми в собственный комплекс упражнений для утренней зарядки.
Упражнения без предметов
1. Исходное положение – стоя прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Не сгибая ног в коленях, коснуться пальцами пола.
2. Исходное положение – стоя прямо, ноги шире плеч. Наклоняясь вперед и сгибая ноги в коленях, достать левым локтем носок правой ноги; затем наоборот.
3. Ноги вместе, руки вдоль туловища. Наклоняясь назад, сгибая ноги в коленях, достать пятки пальцами рук.
4. Исходное положение – стоя на коленях, руки на поясе. Медленно встать, не помогая себе руками, и снова опуститься на колени.
5. Исходное положение – стоя на коленях, руки вдоль туловища. Прыжком встать, взмахнув обеими руками и оттолкнувшись от пола ногами.
6. Исходное положение – лежа на животе, руки соединены за спиной. Встать, не расцепляя рук. По-прежнему, не расцепляя рук, вернуться в исходное положение.
7. Исходное положение – лежа на спине, ноги вместе. Одновременно поднять обе ноги вверх и, не сгибая их, коснуться носками пола за головой.
8. Исходное положение – стоя прямо, руки в стороны. Поочередно доставать правым и левым коленом до лба, не теряя равновесия.
9. Исходное положение – лежа на животе, руки вытянуты вперед, ноги вместе. Прогнувшись, перекатываться с левого на правый бок и обратно, не касаясь пола ни ногами, ни руками.
10. Исходное положение – стоя прямо, руки вдоль туловища. Наклониться вперед, затем, не разгибаясь, соединить пальцы правой и левой рук в «замок». Переступать через сцепленные пальцы поочередно то левой, то правой ногой.
11. Прыжки из глубокого приседа на месте или в движении.
Упражнения с мячом
Для детей 7-9 лет
1. Исходное положение – стоя прямо, ноги на ширине плеч, держа мяч обеими руками на уровне груди. Подбросить мяч и поймать его одной рукой.
2. Исходное положение – то же. Подбросить мяч и поймать его двумя руками, сделав один или несколько хлопков в ладоши.
3. Исходное положение – то же. Подбросить мяч и поймать его двумя руками, хлопнув в ладоши за спиной и перед грудью.
4. Исходное положение – то же. Подбросить мяч, сделать поворот на 360 градусов и поймать мяч после удара о землю.
5. Исходное положение – то же. Подбросить мяч, сделать поворот на 360 градусов и поймать мяч до удара о землю.
6. Исходное положение – стоя прямо, ноги на ширине плеч, держа мяч в правой руке. Ударить мячом о землю и поймать левой рукой. Затем наоборот.
7. Исходное положение – то же. Пронести мяч под коленом поднятой правой ноги и взять левой рукой. Затем наоборот.
8. Исходное положение – то же. Ударами ладони заставлять мяч отскакивать от пола и подпрыгивать в ритме отскоков мяча.
Для детей 10-14 лет
1. Исходное положение – стоя прямо, ноги на ширине плеч, держа мяч в правой руке. Подбросить мяч и поймать правой рукой, не сходя с места. Затем то же левой рукой.
2. Исходное положение – то же. Подбросить мяч правой рукой, а поймать – левой. Затем наоборот.
3. Исходное положение – стоя прямо, ноги на ширине плеч, держа мяч двумя руками на уровне груди. Подбросить мяч и поймать его двумя руками, успев коснуться правой рукой пола. Затем то же – левой рукой.
4. Исходное положение – то же. Наклониться вперед и, не сгибая коленей, положить мяч между носками ног. Затем взять мяч.
5. Исходное положение – то же. Наклониться вперед и, не сгибая коленей, левой рукой положить мяч у пятки левой ноги с наружной стороны. Выпрямиться, снова наклониться и взять мяч правой рукой. Затем наоборот.
6. Исходное положение – стоя прямо, ноги на ширине плеч, держа мяч правой рукой на уровне груди. Ударить мячом о землю под поднятой левой ногой и поймать его левой рукой. Затем наоборот.
7. Исходное положение – сидя на полу, ноги вместе, держа мяч в правой руке на уровне груди. Передать мяч из правой руки в левую под поднятой левой ногой. Затем наоборот.
8. Исходное положение – то же. Передать мяч из правой руки в левую под поднятыми ногами, не сгибая их. Затем наоборот.
9. Исходное положение ¬– сидя на полу, ноги вместе, держа мяч двумя руками на уровне груди. Подбросить мяч, встать и успеть поймать его до удара о землю.
10. Исходное положение – лежа на спине, ноги вместе, держа мяч обеими руками на уровне груди. Подбросить мяч, встать и успеть поймать его после первого подскока.
11. Исходное положение – лежа на животе, ноги вместе, держа мяч на вытянутых руках. Подбросить и поймать мяч, не опираясь на локти.
12. Исходное положение – то же. Подбросить и поймать мяч, не опираясь на локти, сделав 1-2 хлопка в ладоши.
13. Исходное положение – стоя прямо, ноги на ширине плеч, держа мяч в правой руке. Завести правую руку с мячом за спину, подбросить мяч и поймать его перед грудью левой рукой. Затем наоборот.
14. Исходное положение – то же. Завести правую руку с мячом за спину, подбросить мяч и поймать его правой рукой перед грудью. Затем левой рукой.
15. Исходное положение – стоя прямо, ноги на ширине плеч, держа мяч обеими руками. Положить мяч перед собой на пол, сделать «ласточку» на правой ноге и взять мяч с пола левой рукой, не теряя равновесия. Затем наоборот.
16. Исходное положение – стоя прямо, мяч зажат между ступнями ног. Подпрыгнуть, подбросив мяч ногами, и поймать его обеими руками.
17. Подбрасывать и ловить мяч во время ходьбы или бега, не давая ему удариться о землю.
18. Бить мячом о землю во время ходьбы или бега.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ЮНОСТЬ» - Открытая социально-педагогическая система с развитой инфраструктурой подростковых клубов по месту жительства
Презентация к областному семинару для директоров дополнительного образования....
Отчет по теме самообразования: «Развитие творческих способностей обучающихся в условиях учреждений дополнительного образования детей»
Рассмотрены теоретические основы социально-педагогической деятельности по развитию творческих способностей в условиях учреждений дополнительного образования детей. Представлены методики, развивающие у...
Образовательная программа стажировочного курса "Группы кратковременного пребывания для неорганизованных детей в учреждении дополнительного образования детей"
Представлена образовательная программа, по которой работало МБОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия) в статусе базового учреждения Федеральной стажировочной площадки АОУ ДПО "ИРОиПК&q...
Статья «Возможности компьютерной графики для развития творческой активности детей в учреждениях дополнительного образования детей», 2015
1. Статья «Возможности компьютерной графики для развития творческой активности детей в учреждениях дополнительного образования детей» в рамках VII Между...
Упражнения в партере для обучающихся младших классов как подготовительный этап к изучению классического танца на уроках хореографии в учреждениях дополнительного образования детей
В данной работе содержатся методические рекомендации, методы работы по учебному предмету «Танец» в части изучения основ классического танца в партере на уроках хореографии в учреждениях до...
Возможности реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в информационной образовательной среде учреждения дополнительного образования детей.
Практика функционирования информационной образовательной среды сектора туризма Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Детско-юношеского центра Петродворцового ра...
СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...