Формы и методы работы со слабослышащими детьми в учреждениях дополнительного образования на занятиях декоративно-прикладным творчеством
статья
В тексте описан опыт работы со слабослышащими обучающимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_ovz_pedsovet.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Егорлыкский Центр внешкольной работы
Выступление на тематическом педсовете:
«Формы и методы работы со слабослышащими детьми
в учреждении дополнительного образования
на занятиях декоративно-прикладным творчеством»
подготовила педагог дополнительного образования
Рак Людмила Алексеевна
станица Егорлыкская
Ростовская область
2020 год
Известно, что искусство формирует и развивает человека, разносторонне влияя на его духовный мир. В современное время прикладное художественное творчество не утратило своей первостепенной значимости. Современная школа не может предоставить каждому, даже здоровому ребенку достаточный спектр дополнительных образовательных услуг, чтобы помочь ему развить в полной мере свои способности. Большие возможности для удовлетворения индивидуальных, личностных потребностей, развития творческих способностей, приобретения опыта могут предоставить ребенку учреждения дополнительного образования.
По мнению Н.Г. Филоновой дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть рассмотрено, как предоставление ребёнку права выбора образовательной области, вида, типа и формы деятельности, образовательной программы, объёма учебного материала и темпа его освоения. В своем детском объединении «К Истокам» я стараюсь строить образовательный процесс по адаптированной программе художественно – эстетической направленности (декоративно – прикладное творчество) с учетом психофизического развития, индивидуальных возможностей слабослышащих детей. Однако, хочу отметить, что такие дети посещают смешанные группы.
Занятия декоративно – прикладным творчеством способствуют улучшению эмоционального состояния у слабослышащих детей, развитию фантазии и воображения, композиционного мышления, пробуждению интереса к собственной личности, а главное, подготавливают данную категорию обучающихся к активной общественно полезной деятельности в соответствии с их возможностями, к результативной интеграции в социальную среду. В дальнейшем, для слабослышащих детей декоративно – прикладное творчество может стать основой их будущей профессии или занятием для души.
Следует отметить, что работу с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья необходимо начинать с изучения особенностей группы, с анализа диагностики каждого ребенка . В решении задач развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья особое место занимает выбор методов и форм организации учебно – воспитательного процесса. Поскольку у слабослышащих детей преобладает наглядно – действенное мышление, на занятии целесообразно применять наглядные методы и приемы. В качестве наглядности используются картинки, показ презентаций, демонстрация учебных фильмов, демонстрация действий и создание наглядных ситуаций, запись слов на доске, показ образца выполняемой работы. Для лучшего усвоения знаний показ наглядного материала необходимо сопровождать объяснением и беседой. Так же в помощь обучающимся выдаются технологические карты, в которых расписана последовательность выполнения работы. Особенно важно в работе со слабослышащими обучающимися использовать диалог. Именно в диалоге можно эффективнее организовать словесное общение обучающихся.
«Вопросно – ответная» форма дает возможность педагогу направлять познавательную деятельность обучающихся, при этом он может быть уверен, что дети правильно воспринимают смысл и условия вопроса, верно отвечают.
Основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие: теоретическое, практическое, творческое. Теоретические занятия ориентированы на формирование знаний и представлений у обучающихся о различных техниках работы с тем или иным материалом. Практические занятия направлены на формирование умений и навыков на основе знаний, полученных в результате теоретического обучения. Выполнение практических работ совершенствует общую трудовую подготовку обучающихся, воспитывает трудолюбие, усидчивость, развивает культуру труда: точность, экономное расходование материалов, трудовых усилий, развивает мелкую моторику, координацию движений.
На занятиях со слабослышащими детьми рекомендуется использовать следующие современные методы и технологии:
1. Здоровьесберегающие технологии:
Фонетическая зарядка – тренировочное упражнение для закрепления вновь приобретенных произносительных навыков и предупреждения распада ранее усвоенных, но неустойчивых.
Пальчиковая гимнастика – способствует тренировке пальцев и кистей рук, а так же развитию речевого развития ребенка.
Гимнастика для глаз – способствует расслаблению мышц глаза.
Физкультминутка –способствует снижению утомления.
2. Индивидуальная технология обучения – предполагает создание индивидуальной образовательной траектории (педагог –обучающийся, обучающийся – средства обучения (книга, компьютер и т.п.)
3. Групповые технологии – предполагают:
фронтальную работу.
групповую (одно задание на разные группы),
межгрупповую (группы выполняют разные задания в рамках общей цели),
работу в статичных парах.
4. Технология «консультант» – хорошо подготовленные обучающиеся выступают в роли помощника педагога.
5. Применение ИКТ – использование презентаций, фильмов, видео, материалов, виртуальных экскурсий позволяет сформировать интерес к декоративно – прикладному творчеству, а значит, позволяет более эффективно решать образовательные задачи.
6. Игровые технологии позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся.
7. Технология компенсирующего обучения – педагогической коррекции, поддержки.
Эффективность методов и приемов в работе со слабослышащими детьми на занятии по декоративно – прикладному творчеству отслеживается с помощью мониторинга по методике Н.В. Джумангалиева, Н.Н. Клыко.
Таким образом, занятия декоративно –прикладным творчеством в учреждении дополнительного образования не только способствуют приобщению слабослышащих детей к народной художественной культуре, воспитанию духовного и нравственного потенциала, развитию творческих способностей, но и помогают адаптироваться данной категории обучающихся к условиям жизни в современном обществе.
Литература:
1.Научно- методическое обеспечение и сопровождение инновационной деятельности по реализации модели социализации детей с нарушениями слуха, в том числе с кохлеарными имплантами, в условиях образовательного учреждения: сборник статей по результатам инновационной деятельности МБС(К)ОУ школа-интерната№10 г. Челябинска / Под науч. Ред. Н.И. Буровой. –Челябинск: Изд-во Цицеро, 2014.-95с.
2.Организация и содержание обучения детей со сложной структурой дефекта: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (12-14 марта 2014 г.) / Под ред. Белявского Б.В. (отв.редактор), Зарубиной И.Н., Кутеповой Н.Г., Потапчук С.В., Соловьевой И.Л.- Челябинск, 2014.-400 с
3.Педагогическая реабилитация детей с нарушением слуха: Методическое пособие для учителя-дефектолога / Под редакцией О.А. Красильниковой.- СПб.: КАРО, 2006.-112с. ( Серия « Коррекционная педагогика»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Г. ТАРКО-САЛЕ)
В статье рассмотрен процесс управления в дополнительном образовании на примере ДДТ г.Тарко-Сале....
Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования
В статье раскрывается сущность работы с одаренными детьми, ее цели и проблемы. Дан краткий анализ способов работы с одаренными разными авторами как теоретиками так и практиками, категории одарен...
Особенности организации работы с одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования
Для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для от...
Организация работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования детей
Проблема одаренности детей становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.В современном образовании личностно-ориентированная тенденция связана...
«Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования» (рекомендации для педагогов, работающих с одаренными учащимися»)
laquo;Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования»(рекомендации для педагогов, работающих с одаренными учащимися»)...
Педсовет "Работа с талантливыми детьми в учреждении дополнительного образования"
Выступление на педсовете на тему "Работа с талантливыми детьми в учреждении дополнительного образования"...
Учебное занятие как основная форма в работе с детьми в учреждениях дополнительного образования
Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей, а именно, передача им знаний, умений и навыков по конкретному п...