Методическая разработка по педагогике на тему «Методы обучения на занятиях дополнительного образования» учитель ХИМИИ первой категории, педагог дополнительного образования
методическая разработка (10 класс)

Гарибян Джульета Айковна

Методическая разработка по педагогике

 на тему «Методы обучения на занятиях дополнительного образования»

учитель ХИМИИ  первой  категории,

 педагог дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0009ed4b-33690dd5.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по педагогике

 на тему «Методы обучения на занятиях дополнительного образования»

учитель ХИМИИ  первой  категории,

 педагог дополнительного образования

ГБОУ№690 Гарибян Дж.А.

Одной из современных тенденций в деятельности общеобразовательных учреждений разных типов является значительное увеличение объема дополнительного образования детей, которое рассматривается как неотъемлемая составляющая полноценного образовательного процесса.

Это обусловлено целым рядом объективных и субъективных обстоятельств:

  • на развитие воспитания в целом и дополнительного образования детей как одной из составляющих нацеливают организаторов общего образования современные нормативные документы;
  • все больше педагогической наукой и практикой осознаются образовательные, социально-педагогические и воспитательные возможности дополнительного образования детей;
  • активно развивается сама сфера дополнительного образования детей, становясь непреложной составляющей процесса непрерывного образования человека;
  • введение государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ, всероссийских проверочных работ значительно сократило возможности общеобразовательных школ развивать в детях нестандартное и творческое мышление.

В настоящее время к организации и проведению занятий дополнительного образования предъявляются весьма высокие требования. Вовлечь и удержать детей в объединении дополнительного образования творческого направления легче, чем в объединение, связанное с какой-либо предметной областью, а необходимость этого в настоящее время велика. Для этого педагогу дополнительного образования необходимо владеть современными методиками и приемами интересными для ребят, но при этом, соблюдая современные требования, выдерживать все этапы учебного процесса: первичное овладение знаниями, контроль знаний, формирование умений и навыков на основе знаний и развитие творческих способностей. Огромное многообразие традиционных и инновационных методов, существующих в педагогике, заставляет педагога дополнительного образования четко представлять, какие методы и приемы использовать в процессе проведения занятий, чтобы детям было интересно посещать объединение. Чтобы максимально развивать их познавательный интерес, расширять кругозор. Таким образом, цель  данной работы:

  • систематизация методов и приемов, используемых при проведении занятий объединения дополнительного образования социально-педагогического направления.

 Методы и приемы, используемые при изучении нового материала.

        Теоретическая подготовка является одной из важнейших составляющих подготовки детей в определенном виде творческой деятельности. Именно в процессе изучения теории «предмета» учащиеся имеют возможность получить максимум информации, не только расширяющей их общий и специальный кругозор, но и позволяющей на определенном этапе обучения перейти с репродуктивного уровня работы к самостоятельной деятельности, а затем – на продуктивный (творческий) уровень.  Чтобы работа с информационными текстами была интересной, можно использовать следующие методы и приемы:

№ п.п.

название

особенность

1

Кластеры (гроздья)

«Система кластеров охватывает большее количество информации … .Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником…». [1]

С данным приемом легко работают дети разного возраста.

        На занятиях в объединениях дополнительного образования в социально-педагогическом направлении рассматривается материал, который не входит в программу общеобразовательной школы. Это могут быть лингвистические статьи, критические статьи, монографии, университетские лекции – весь этот материал расширяет, углубляет, уточняет те знания, которые дети уже имеют. Поэтому имеется благодатная почва для развития навыка смыслового чтения. Для этого идеально подходит прием Инсерт. «Учащиеся обычно предпочитают устную форму работы, не все любят писать, а иногда им совсем не хочется быть активными в классе. На уроке, где применяется только устная форма работы, можно и отсидеться. Графическая же форма превращает урок в увлекательную игру, …». [2]

        Существует огромное количество видеолекций, которые дети смотрят с удовольствием. Чтобы услышанная информация не прозвучала впустую, до включения видео следует составить таблицу и определить вопросы или положения, на которые при прослушивании лекции следует обратить внимание. Эффективно и интересно будет здесь применить прием «Бортовой журнал».

        Следующий прием, который формирует навык смыслового чтения, делает работу с материалом увлекательной – это «Древо предсказаний». Чтобы придать занятию элемент игры. Можно поделить группу детей на команды, которые будут искать аргументы для одного предсказания. Количество групп будет зависеть от количества предсказаний.

        На этапе изучения нового материала всегда происходит работа с информацией. На занятиях в объединениях дополнительного образования обязательно должны использоваться активные методы обучения и интерактивные. Конечно, развитие интеллектуальных способностей – это важно. Главная же задача дополнительного образования – это оказывать влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание у ребенка коллективизма, социальной ответственности.  

        Желательно, чтобы дети меньше сидели, больше двигались. Метод коллективного творческого дела позволяет максимально включить в ход занятий движения детей по кабинету. Разбив обучающихся на мини-группы, дать задание по теме занятия составить:

  • мозаику (или пазлы)
  • кроссворд
  • панно
  • аппликацию
  • электронную презентацию
  • макет
  • рассказ
  • опорный конспект, схему, таблицу, цепь взаимосвязей.

При этом дети могут использовать любые материалы: ткань, бумагу, краски, пластилин.

        Одним из интересных приемов интерактивного обучения является игра «Жокей и лошадь». Эта игра выполняет еще функцию формирования культуры поведения и взаимодействия.

        Также можно организовать работу в малых группах с выходом на весь коллектив, использовав прием «Корзина идей, понятий, имен, и т.д.». Для придания работе азарта и мотивации к быстроте выполнения задания можно включить элемент состязательности: кто быстрее наполнит корзину. Можно дать разное задание группам для наполнения корзины, чтобы потом суммировать все наработки, если материал по теме объемен.

        Совмещая знакомство с новым материалом с развитием внимательности можно использовать прием «Лови ошибку». Детей можно поделить на группы, выдать текст с неизвестным (для ребят) количеством ошибок, разрешив обучающимся пользоваться любым источником информации: интернет, учебники, журналы. Ошибки можно допустить разные, исходя из темы занятия: фактические, логические, речевые.  

        Если предполагается обработать большой объем информации, то, использовав метод сложной кооперации, определить для каждой мини-группы свою доминанту для поисковой работы.  

Методы и приемы, используемые на этапе контроля знаний.

        На этапе контроля полученных знаний можно использовать тестирование, но желательно это делать в редких случаях, в основном же использовать методы контроля активного обучения:

  • решение ситуационных или компетентностных задач;
  • создание «Ромашки» Блума;
  • прием «Рюкзак» - можно пустить по классу, можно на скорость дать собрать мини-группе, а затем коллективная проверка наполнения рюкзака;
  • составить синквейн или диаманту;
  • рефлексивный прием «Шесть шляп» можно использовать как рефлексия своих знаний или как отношение к изученной теме, ответы даются развернутые с аргументацией;
  • прием из технологии критического мышления «ДО – ПОСЛЕ»,

помимо проверки качества полученных знаний способствует   формированию   умения сравнивать и делать выводы;

Также можно  провести отдельные виды дискуссий.

  • дискуссия в форме дебатов, где одна сторона является сторонниками положительного ответа на поставленный вопрос, другая отрицательного;
  • круглый стол;
  • диспут;
  • ток-шоу (панельная дискуссия);
  • аквариум.

Любой вид перечисленных дискуссий предполагает хорошее владение материалом, а также развитие устной речи, внимательности; формирует нормы поведения в устном общении; дает внутренне осознать участвующему степень своих знаний.

Проекты, презентации, выставки, концерты, аукционы знаний, выпускной ринг, решение кроссвордов, викторина, интеллектуальная игра – данные методы можно смело использовать на этапе контроля.  Они относятся к активным и интерактивным методам, формирующим не только багаж знаний, но и помогают «…получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться социально одобряемыми способами». [3]

Текущий или итоговый контроль строить на сочетании индивидуальных, групповых и фронтальных форм.

Методы и приемы, используемые на этапе формирования умений и навыков на основе знаний и развития творческих способностей.

        В процессе обучения и контроля дети получат необходимый объем теоретических и практических знаний и теперь могут применять их для дальнейшего развития собственных интеллектуальных и творческих способностей.

        Те методы и приемы, которые использовались на первых двух этапах вполне подходят и для данного этапа. Разница состоит в том, что учитель на этапе контроля сам составляет сценарии и вопросы, теперь пришла очередь обучающихся:

  • проведение различного рода дискуссий; разработка сценария, подбор и сортировка материала по заданной тематике – задача группы детей;
  • создание сайта литературного героя, макет памятника писателю или литературному герою;
  • составление  сценария интеллектуальных игр, марафонов и проведение их для детей, не входящих в объединение;
  • создание наглядного материала по определенным темам;
  • разработка сценариев спектаклей, праздников;
  • разработка проектов;
  •  создание фото и видеоматериалов;
  • написание научно-исследовательских работ;
  • создание произведений декоративно-прикладного искусства;
  • участие в олимпиадах;
  • написание и защита рефератов.

        Педагогу дополнительного образования необходимо помнить, что ребенок приходит к нему во вторую половину дня и обычное «сидение» за партой неприемлемо, а также обязательно быть в ситуации успеха. От того на сколько правильно и удачно подберет педагог методы работы зависит само существование объединения.

Таким образом, на этапе изучения нового материала на занятиях дополнительного образования целесообразно использовать частично-поисковые исследовательские методы, а также метод коллективных творческих дел.

На этапе контроля полученных знаний – создание творческих и проектных работ, игровых методов.

На этапе практического применения знаний и умений, развития творческих способностей – включение в социально значимую деятельность.

Обязательное условие отбора методов и приемов, используемых на занятиях, - это использование активных и интерактивных методов обучения, которые направлены на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, комплексного использования педагогических средств. Педагог должен не просто обучить, но и поддержать ребенка в его деятельности. Способствовать его успешности, осознанию своей значимости в этом мире.

Список литературы:

  1. Заир-Бек С. И., Муштавинская И.В.  Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, 223 стр. Москва «Просвещение», 2011. [1] – стр 28, [2] – стр 32.
  2. Каргина З.А. Организация дополнительного образования в школе. Практическое пособие для администратора. Школьная пресса, Москва, 2009.стр. 96. [3] – стр 6.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Игровые методы обучения на уроках иностранного языка»

В наше время современное обучение направлено на поиск различной методики, новых форм и приемов обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личнос...

Методическая разработка занятий по изобразительному искусству По теме «Выполнение набросков и зарисовок» Для педагогов дополнительного образования

Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования отдела ИЗО для оказания помощи в подготовке и проведении занятий по изобразительному искусству....

Применение современных методов обучения в системе дополнительного образования

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены в...

Методические разработки по теме «Интерактивные методы обучения на уроках русского языка».

Сегодня во всем мире идет совершенствование системы образования и поиск новых образовательных моделей, технологий, ориентированных на личность учащегося. Через призму насущных проблем ярко вырисовывае...

Методическая разработка занятия по теме "Путешествие и туризм" в сборнике материалов "Педагогическая теория в практику образования"

Цели урока:- текущий контроль уровня сформированности у учащихся языковых умений и навыков на лексико -грамматическом материале темы- развитие и совершенствование всех видов памяти: слуховой, зр...

Методическая разработка: Учебный план занятий по "Занимательной физике" в дополнительном образовании школьников

Ставится задача сформировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми учащиеся сталкиваются в повседневной жизни.Во внеурочной работе складываются благоприятные условия для прив...

Методическая разработка к уроку для 4 класса по теме: дополнительное образование в школе.

Цель занятия: уточнить и актуализировать представления обучающихся о дополнительном образовании для дальнейшей профориентации.Задачи: 1. Воспитательные:­  формировать представл...