Методическая разработка "Повышения мотивации на занятиях дополнительного образования в области изобразительного искусства"
методическая разработка

Кирланова Лиана Георгиевна
                                                                                                
                                  Методическая разработка "Повышения мотивации на занятиях дополнительного образования в области изобразительного искусства"
   
     Известно, что проблема мотивации обучения десятилетиями сохраняет свою актуальность. Успехи в учёбе, как и в другой деятельности,во многом определяет наличие мотива достижений - стремления добится положительных результатов и улучшить прежние. Стремление к высоким достижениям в учёбе может послужить хорошей основой для формирования направленности личности на различные достижения в дальнейшей жизни и деятельности человека. Проблему формирования мотивации учения у обучающихся на занятиях дополнительного образования в области изобразительного искусства, можно считать одной из самых актуальных в образовательном процессе т.к. художественная культура, является основой духовной культуры. Проблема формирования мотивации обучения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания педагога оказывается не только осуществляемое обучение, но и развитие личности ребёнка. Проанализировав пути и средства формирования  повышения учебной мотивации обучающихся , на занятиях дополнительного образования в области изобразительного искусства, можно прийти к выводу, что, какую бы деятельность ни осуществляли дети, они должны иметь полную психологическую структуру - от постановки целей и задач через выполнение действий, приёмов и способов.
   Вот почему очень важно, чтобы ученик увствовал себя успешным и цель педагога - создать все условая для успешной деятельности.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Повышение мотивации на занятиях дополнительного образования в области изобразительного искусства»

                                                     

Цель занятия дополнительного образования в области изобразительного искусства» – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. Занятия искусством в силу своей специфики имеет благоприятную почву для того, чтобы ребенок мог почувствовать себя успешным, что способствует в свою очередь повышению мотивации к познавательной деятельности в целом. К. Д. Ушинский писал, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. На мой взгляд, эта тема сегодня актуальна, так как мотивация к учебной деятельности, в том числе и к изобразительной, у школьников за последнее время заметно снизилась. Особенно это видно среди учащихся среднего звена. Почему так происходит? Ученики в этом возрасте сравнивают более развитые формы изображения со своими рисунками. Их не всегда устраивает конечный результат – хочется лучше, а лучше не получается. Неудовлетворенность своими работами приводит некоторых ребят к наиболее легкому пути – отказу от изобразительной деятельности.

Вот почему очень важно, чтобы ученик чувствовал себя успешным и цель педагога – создать все условия для успешной деятельности.

Для повышения  мотивации к творческой  деятельности  школьников дополнительные занятия по изобразительному искусству следует организовывать таким образом, чтобы дети, с одной стороны, имели возможность многое делать своими руками, с другой стороны – могли самостоятельно логически выстраивать свою мысль (в слове, изображении, звуке), быть раскованными в творчестве, не бояться нового, неожиданного.

    Что дает высокая мотивация учения ребенку:

         ·Чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;

         ·Повышение собственной значимости;

        ·Признание учителей и сверстников;

        ·Развитие творческих способностей;

       ·Гордость собой и своими успехами;

       ·Статус успешного человека.

Как оживить занятие? Как поддержать интерес к предмету и желание изучать то, что кажется хорошо знакомым или наоборот бесполезным в реальной жизни?

       Занятие по изобразительному искусству должны быть наиболее разнообразными и современно-технологичными, а не представлять собой стандартный школьный урок. Большое значение для проведения современного познавательного занятия имеет его жанр. Жанр в изобразительном искусстве является органичной частью художественной педагогики. Занятие искусством может быть представлен в жанре урока - путешествия, урока - прогулки, урока – спектакля, урока – викторины, урока - импровизации, деловой или ролевой игры, репортаж из музея, с выставки, панорамы. На занятиях  вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

          Примеры проведения уроков:

 Занятие – виртуальная прогулка/путешествие. 

Данное занятие можно провести по знаменитым местам, рассматривая архитектуру, скульптуру, парковые зоны с их ландшафтами. На таком занятие учащиеся знакомятся с культурным наследием своего города, страны, других стран, через архитектуру и скульптуру они узнают новые имена архитекторов и скульпторов. Занятие надо проводить по темам «Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре»,  «Эрмитаж – сокровищница мировой культуры», «Кижи – деревянная сказка» .На занятиях связанных с этой темой мы с ребятами изучаем и выполняем эскизы архитектурных деталей памятников народного зодчества, проводится беседа, в ходе которой рассматриваются характерные детали и фрагменты построек. Здесь же проводится словарная работа.

Занятие – репортаж с выставки.

 Учащиеся подготавливают репортаж в форме сообщения или презентации по теме о выставке, музее, дополняя свой рассказ рисунками, фотографиями, репродукциями, подбирают музыку, стихи.

Занятие– панорама. 

Этот занятие может проходить так же после предварительного домашнего задания или вместе с детьми на уроке, по заготовленным учителем репродукциям картин на определенную тему, предметов декоративно-прикладного искусства или работ учащихся. Ярким примером такого занятия может быть тема «Пейзаж – настроение. Природа и художник» , на котором можно раскрыть образный и содержательный смысл понятия «Пейзажная живопись»

Занятие– викторина. 

На таком занятии учащиеся разбиваются на команды или работают индивидуально, проявляют свои знания в области жанров, видов, стилей изобразительного искусства, знание художников и их картин, показывают свои умения и знания в изобразительном искусстве, музыки, литературы. Ребята отвечают на вопросы подготовленные учителем, выполняют определенные задания, а для командных викторин самостоятельно заготавливают вопросы. Одно из таких занятий можно провести в 5 классе как итоговое занятие «Народные промыслы».

 Занятие - игра. Здесь учащиеся становятся дизайнерами, художниками - оформителями при изучении нового материала. Очень интересное занятие было в 5 классе «Русский костюм и современная мода». Учащиеся с удовольствием разрабатывали модели одежд для кукол.

 Занятие - познания: учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.

 Занятие - знакомства с различными техниками рисования (в том числе нетрадиционными): монотиия, восковые карандаши + акварель, рисование пальчиками, набрызг, кляксография, рисование нитками, рисование солью и прочее, позволяет учащимся почувствовать материал, создать свое, проявляя фантазию. Одна из главных задач таких занятий рисованием – помочь детям познавать окружающую действительность, развивать наблюдательность, научить правильно видеть, развивать мышление, воображение и творческие возможности ребенка.

        Одна из форм поощрения, которую я часто использую – это участие в школьной выставке. Выставки проводятся регулярно, для школьников, для родителей, на праздники и т.д.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на занятиях творческие работы, могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяются в оформлении школы и становятся прекрасным ее украшением.

 

На занятиях ИЗО происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски, гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон).  В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры.   Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ. От занятия к занятию происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.  

Каждое занятие стремлюсь сделать для ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый занятие. Оно должено быть каждый раз новым, непохожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Я создаю её при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций, использования компьютерных программ.

Стараюсь творчески подойти к методике проведения занятия, организовывать индивидуальные, групповые, коллективные, игровые формы работы, чтобы учащиеся могли оригинально мыслить, многое делать своими руками, предлагать нестандартные решения, быть раскованными в своём творчестве, не бояться нового и неожиданного.

Интересна и, на мой взгляд актуальна, такая проблема как развитие познавательной активности на занятиях ИЗО с применением информационно – коммуникационных технологий. Процесс обучения изобразительному искусству школьников может быть эффективным, познавательным и интересным если при объяснении определенных тем будет использован компьютер. За годы работы у меня накопилось много презентаций по различным темам, которые я создала сама или мои ученики. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, являются дополнительным стимулом повышения мотивации к занятию творчеством обучающихся.

              Альберт Эйнштейн отмечал:

 «Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать». Мы учителя, постоянно должны помнить о том, человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, на страхе перед низкой оценкой. Формирование мотивации - это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по дисциплине «Изобразительное искусство»

Декоративное искусство неотрывно связано с художественной промышленностью и дизайном. Оно вместе с архитектурой и дизайном формирует материальную предметно-пространственную среду, внося в неё эстетиче...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «МИР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувст...

Роль современного педагога дополнительного образования в области хореографического искусства

В данной статье рассматривается роль современного педагога дополнительного образования в области хореографического искусства....

Методическая разработка "Формирование мотивации на занятиях дополнительного образования"

В  данной работе рассмотрены  вопросы  мотивации  и разработаны рекомендации, направленные на развитие мотивации на занятиях системы дополнительного образования....

Программа дополнительного образования в области хореографического искусства для дошкольников

Данная программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального образования. Программа разработана для физического и эмоционального развития обучающихся дошкольников, ...