Конспект урока по основам социальной жизни "Семья.Семейные отношения."
план-конспект урока (7 класс)

Шахматова Людмила Борисовна

Данный материал предназначен для уроков осж по теие "Семья"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ «Краснобаковская С(К)ШИ»

Конспект урока по основам социальной жизни

для обучающихся 7 класса

                                                           Подготовила: учитель Шахматова Л.Б.

2024

Тема урока: «Семья. Семейные отношения»

Цель урока: 

  1. раскрыть значение понятий семья;
  2. дать представление о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека;
  3. объяснить, зачем люди создают семьи;
  4. дать представление об обязанностях каждого члена семьи

Задачи урока:

-формировать стремление достигать взаимного согласия и мира в семье;

-определит круг обязанностей в семье; 

- развивать стремление проявлять заботу о родных и близких людях:

- воспитывать уважительное отношение к близким людям, друзьям и родному дому.

Оборудование: тематические картинки, раздаточный материал, магнитная доска.


Методы: объяснительно-иллюстративные (рассказ, описание, упражнение, беседа, анализ работы, схемы, практическая работа); проблемно-сообщающие (объяснение с опорой на наглядность, объяснение причин различия в фактах).

Формы работы: индивидуальная и групповая работа.

Ход урока

I Организация начала урока

Приветствие. Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в хорошем настроении. Вы готовы к новым знаниям?

Психологический настрой учащихся. Сегодня вам предстоит узнать много нового материала, поэтому будьте внимательны и собраны.

Давайте возьмёмся за руки все сразу, одновременно! Вот как здорово получилось! Почувствуйте ладошки друг друга. Какие они?

А теперь поднимите руки выше, не размыкая их. Что получилось? (домики, крыши домиков). И это вовсе не случайно. Мы с вами сейчас об этом поговорим, но для этого я приглашаю вас занять свои места и сесть удобно.


ІІ Введение в тему урока

Ребята, посмотрите на доску. Перед вами красивый, большой, кирпичный дом. На каждом кирпичике написано слово. Сейчас вы будете по очереди  читать слова.  (Слова на кирпичиках: любовь, дети, очаг, брак, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, родственники, дом, поддержка, забота, обеспечение, уважение)

Итак, как мы можем  обобщить все сказанное? К  какому определению подходят эти слова? (Семья)

Тема нашего сегодняшнего урока: Семья и семейные отношения.

Мы будем говорить об отношениях, которые складываются между родными и близкими людьми.

 

ІІІ Работа по теме урока

1.Отгадывание загадок о членах семьи.

А кто же такие эти люди - близкие и родные для нас?

Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой —

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Непременно вам друзья,

Вместе вы — одна СЕМЬЯ!

  

Днем работает она,

Вечером она — жена,

Если праздник, она — дама,

Кто же это? — Моя... (мама)

 

Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, —

Это наш любимый... (папа)

 

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

 

Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш... (дед)

 

Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой... (братишка)

 

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая... (сестренка)

(Картинки с изображением всех членов семьи размещены на доске)

Ребята, в  Словаре Д.Н. Ушакова дано определение семьи: « Семья - группа людей, состоящих из родителей, детей, внуков и ближайших родственников, живущих вместе».

         В Толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дано следующее определение семьи: «Семья – это группа живущих вместе близких родственников».

Значимость понятия «семья» очень велико. Семья для каждого из нас – самое главное в жизни, самое нужное. Но иногда случается так, что есть общая крыша над головой, но нахватает «кирпичиков» (дом на доске) и такая семья может разрушиться.

По этому люди, живущие вместе должны уважать, помогать, оберегать, заботиться, поддерживать друг друга.

У членов семьи, которые живут в одном доме, ведут общее хозяйство, как принято, есть свои обязанности - как у взрослых членов семьи, так и у детей.

Ребята, послушайте внимательно притчу «Распределение обязанностей в семье»

Как-то жена жаловалась мужу: «Я не могу больше так жить! Мои обязанности – огромные горы, которые я не могу сдвинуть с места. Утром мне надо тебя будить, давать распоряжения по хозяйству, смотреть за детьми, чистить ковры, ходить на рынок за покупками, вечером готовить тебе любимый ужин».

Но в ответ муж только и сказал: «А что тут такого необычного? Все женщины выполняют то же самое, что и ты. На что тебе жаловаться. В то время, как я работаю, ты сидишь дома».

«Ах, – продолжала жаловаться жена, – если бы ты хоть немножко начал помогать мне».

Сжалившись, муж наконец-то согласился на следующее: супруга будет ответственна за все то, что будет происходить в их доме, а он – за все, что вне дома. Таким образом, распределив свои обязанности, муж и жена жили какое-то время мирно и без ссор. Как-то муж с друзьями сидел после удачно сделанной покупки. Внезапно туда ворвался сосед и взволновано крикнул: «Скорее беги, там горит твой дом». Муж сидел невозмутимо и с видимым хладнокровием спросил: «А как именно горит дом, снаружи или изнутри?»

«Изнутри», – ответил сосед.

«Ну, в таком случае это уже не мое дело, я отвечаю только за то, что происходит снаружи.

- Правильно, ли муж с женой распределили обязанности?

- Что получилось  в результате? Можно такую семью назвать крепкой?

- Давайте попробуем  правильно разделить всю домашнюю работу между членами семьи.

-Расскажите, чем дома занимается ваша мама? (рассказ учащихся)

-А какую работу по дому выполняет папа? (высказывания учащихся)

-А что делают ваши бабушки и дедушки? (рассказ учащихся, которые живут вместе с бабушкой и дедушкой)

-А что же тогда делаете вы, если почти всю работу в доме выполняют взрослые члены вашей семьи? (ответы учащихся).

        Очень важно, чтобы каждый ответственно выполнял свои обязанности, тогда семья будет крепкой. И мы в своей семье будем очень счастливы. 

Народная мудрость гласит: «Где любовь да совет, там горя нет».

ІV Физкультминутка

Семейная зарядка

Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.

Дети выполняют соответствующие движения.

V Закрекпление материала

Ребята, давайте попробуем  правильно разделить всю домашнюю работу между членами семьи. Перед вами таблица, прочитайте обязанности и постарайтесь их распределить между членами семьи.

Моет посуду

Моет полы

Моет обувь

Вытирает пыль

Стирает

Оплачивает счета.

Приготовление обеда.

Организует досуг.

Готовит в выходные дни

Ухаживает за животными

Пылесосит в доме

Поливает комнатные растения

Заниматься с младшими детьми

Выносит мусор

Покупка продуктов.

Мелкий ремонт по дому (забить гвоздь, починить кран)

Чинит одежду

Ремонт мебели

Печет пироги

Вяжет носки, варежки

Покупает подарки друзьям и родственникам.

А теперь давайте разберем и проанализируем семейные ситуации.

Пример№1. Дети пришли из школы. Они играют, читают книги, ждут, когда родители придут с работы. Ждут, когда мама разогреет пищу, накроет на стол.

Пример№2.Дети пришли со школы. Отдохнули, сделали уроки, навели порядок в квартире. К приходу родителей накрыли на стол, разогрели еду.

Вопрос: В каком из этих примеров дети поступили правильно? Объясните почему?

Вопрос: В каком случае дети являются потребителями? Объясните почему?

VI Домашнее задание

1.Подобрать пословицы о семье.

2.Написать небольшой рассказ о своей семье.

VII Рефлексия

И в заключении давайте, послушаем стихотворение. Называется оно «СЕМЬЯ!!!»

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей,

первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая эта семья!

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

ГКОУ «Краснобаковская С(К)ШИ»

Конспект урока по основам социальной жизни

для обучающихся 7 класса

                                                           Подготовила: учитель Шахматова Л.Б.

2024

Тема урока: «Семья. Семейные отношения»

Цель урока: 

  1. раскрыть значение понятий семья;
  2. дать представление о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека;
  3. объяснить, зачем люди создают семьи;
  4. дать представление об обязанностях каждого члена семьи

Задачи урока:

-формировать стремление достигать взаимного согласия и мира в семье;

-определит круг обязанностей в семье; 

- развивать стремление проявлять заботу о родных и близких людях:

- воспитывать уважительное отношение к близким людям, друзьям и родному дому.

Оборудование: тематические картинки, раздаточный материал, магнитная доска.


Методы: объяснительно-иллюстративные (рассказ, описание, упражнение, беседа, анализ работы, схемы, практическая работа); проблемно-сообщающие (объяснение с опорой на наглядность, объяснение причин различия в фактах).

Формы работы: индивидуальная и групповая работа.

Ход урока

I Организация начала урока

Приветствие. Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в хорошем настроении. Вы готовы к новым знаниям?

Психологический настрой учащихся. Сегодня вам предстоит узнать много нового материала, поэтому будьте внимательны и собраны.

Давайте возьмёмся за руки все сразу, одновременно! Вот как здорово получилось! Почувствуйте ладошки друг друга. Какие они?

А теперь поднимите руки выше, не размыкая их. Что получилось? (домики, крыши домиков). И это вовсе не случайно. Мы с вами сейчас об этом поговорим, но для этого я приглашаю вас занять свои места и сесть удобно.


ІІ Введение в тему урока

Ребята, посмотрите на доску. Перед вами красивый, большой, кирпичный дом. На каждом кирпичике написано слово. Сейчас вы будете по очереди  читать слова.  (Слова на кирпичиках: любовь, дети, очаг, брак, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, родственники, дом, поддержка, забота, обеспечение, уважение)

Итак, как мы можем  обобщить все сказанное? К  какому определению подходят эти слова? (Семья)

Тема нашего сегодняшнего урока: Семья и семейные отношения.

Мы будем говорить об отношениях, которые складываются между родными и близкими людьми.

 

ІІІ Работа по теме урока

1.Отгадывание загадок о членах семьи.

А кто же такие эти люди - близкие и родные для нас?

Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой —

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Непременно вам друзья,

Вместе вы — одна СЕМЬЯ!

  

Днем работает она,

Вечером она — жена,

Если праздник, она — дама,

Кто же это? — Моя... (мама)

 

Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, —

Это наш любимый... (папа)

 

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

 

Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш... (дед)

 

Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой... (братишка)

 

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая... (сестренка)

(Картинки с изображением всех членов семьи размещены на доске)

Ребята, в  Словаре Д.Н. Ушакова дано определение семьи: « Семья - группа людей, состоящих из родителей, детей, внуков и ближайших родственников, живущих вместе».

         В Толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дано следующее определение семьи: «Семья – это группа живущих вместе близких родственников».

Значимость понятия «семья» очень велико. Семья для каждого из нас – самое главное в жизни, самое нужное. Но иногда случается так, что есть общая крыша над головой, но нахватает «кирпичиков» (дом на доске) и такая семья может разрушиться.

По этому люди, живущие вместе должны уважать, помогать, оберегать, заботиться, поддерживать друг друга.

У членов семьи, которые живут в одном доме, ведут общее хозяйство, как принято, есть свои обязанности - как у взрослых членов семьи, так и у детей.

Ребята, послушайте внимательно притчу «Распределение обязанностей в семье»

Как-то жена жаловалась мужу: «Я не могу больше так жить! Мои обязанности – огромные горы, которые я не могу сдвинуть с места. Утром мне надо тебя будить, давать распоряжения по хозяйству, смотреть за детьми, чистить ковры, ходить на рынок за покупками, вечером готовить тебе любимый ужин».

Но в ответ муж только и сказал: «А что тут такого необычного? Все женщины выполняют то же самое, что и ты. На что тебе жаловаться. В то время, как я работаю, ты сидишь дома».

«Ах, – продолжала жаловаться жена, – если бы ты хоть немножко начал помогать мне».

Сжалившись, муж наконец-то согласился на следующее: супруга будет ответственна за все то, что будет происходить в их доме, а он – за все, что вне дома. Таким образом, распределив свои обязанности, муж и жена жили какое-то время мирно и без ссор. Как-то муж с друзьями сидел после удачно сделанной покупки. Внезапно туда ворвался сосед и взволновано крикнул: «Скорее беги, там горит твой дом». Муж сидел невозмутимо и с видимым хладнокровием спросил: «А как именно горит дом, снаружи или изнутри?»

«Изнутри», – ответил сосед.

«Ну, в таком случае это уже не мое дело, я отвечаю только за то, что происходит снаружи.

- Правильно, ли муж с женой распределили обязанности?

- Что получилось  в результате? Можно такую семью назвать крепкой?

- Давайте попробуем  правильно разделить всю домашнюю работу между членами семьи.

-Расскажите, чем дома занимается ваша мама? (рассказ учащихся)

-А какую работу по дому выполняет папа? (высказывания учащихся)

-А что делают ваши бабушки и дедушки? (рассказ учащихся, которые живут вместе с бабушкой и дедушкой)

-А что же тогда делаете вы, если почти всю работу в доме выполняют взрослые члены вашей семьи? (ответы учащихся).

        Очень важно, чтобы каждый ответственно выполнял свои обязанности, тогда семья будет крепкой. И мы в своей семье будем очень счастливы. 

Народная мудрость гласит: «Где любовь да совет, там горя нет».

ІV Физкультминутка

Семейная зарядка

Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.

Дети выполняют соответствующие движения.

V Закрекпление материала

Ребята, давайте попробуем  правильно разделить всю домашнюю работу между членами семьи. Перед вами таблица, прочитайте обязанности и постарайтесь их распределить между членами семьи.

Моет посуду

Моет полы

Моет обувь

Вытирает пыль

Стирает

Оплачивает счета.

Приготовление обеда.

Организует досуг.

Готовит в выходные дни

Ухаживает за животными

Пылесосит в доме

Поливает комнатные растения

Заниматься с младшими детьми

Выносит мусор

Покупка продуктов.

Мелкий ремонт по дому (забить гвоздь, починить кран)

Чинит одежду

Ремонт мебели

Печет пироги

Вяжет носки, варежки

Покупает подарки друзьям и родственникам.

А теперь давайте разберем и проанализируем семейные ситуации.

Пример№1. Дети пришли из школы. Они играют, читают книги, ждут, когда родители придут с работы. Ждут, когда мама разогреет пищу, накроет на стол.

Пример№2.Дети пришли со школы. Отдохнули, сделали уроки, навели порядок в квартире. К приходу родителей накрыли на стол, разогрели еду.

Вопрос: В каком из этих примеров дети поступили правильно? Объясните почему?

Вопрос: В каком случае дети являются потребителями? Объясните почему?

VI Домашнее задание

1.Подобрать пословицы о семье.

2.Написать небольшой рассказ о своей семье.

VII Рефлексия

И в заключении давайте, послушаем стихотворение. Называется оно «СЕМЬЯ!!!»

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей,

первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая эта семья!

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока. Тенденция развития социальных отношений в России.

Цели: - раскрыть некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знания: социальная группа, социальная мобильность, социальная дифференциация, связь социальной сферы соврем...

Обобщающий урок по основам социальной жизни в 5 классе "Об одежде и в шутку и всерьёз!"

Данный урок может быть использован как урок-обобщение по разделу "Одежда и обувь" в 5 классе....

Конспект урока по основам социальной жизни в 5 классе: Транспорт. Виды транспорта по способу передвижения.

Формирование у детей представления о видах транспорта по способу передвижения....

Презентация к уроку по основам социальной жизни "Химчистка", 8 класс

Материалы презентации можно использовать на уроке по теме "Химчистка" при реализации АООП О УО вариант 1....

Конспект урока по основам социальной жизни "Приготовление завтрака. Виды бутербродов", 5 класс

Конспект урока по основам социальной жизни для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 5 класс...

Системный подход в преподавании. Конспекты уроков ОБЖ в 6 классе Конспекты уроков по основам безопасности жизнедеятельности в 6 классе

Системный подход в преподавании. Конспекты уроков ОБЖ в 6 классе Конспекты уроков по основам безопасности жизнедеятельности в 6 классе...

Конспект урока по основам социальной жизни для 5 класса на тему "Одежда. Виды одежды."

Конспект урока по основам социальной жизни для 5 класса на тему "Одежда. Виды одежды."...