План-конспект урока. Тенденция развития социальных отношений в России.
методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока. Тенденция развития социальных отношений в России | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока обществознания в 11 классе.
Тенденция развития социальных отношений в России
Цели:
- раскрыть некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знания: социальная группа, социальная мобильность, социальная дифференциация, связь социальной сферы современного российского общества с экономикой;
- выявить влияние экономических факторов на социальные отношения, причины социального неравенства, возможности изменения социального статуса;
- дать учащимся представление о характере, особенностях и тенденциях развития социальных отношений в современном мире и в первую очередь – в нашем обществе;
- помочь школьникам осознать свою собственную социальную позицию и возможные перспективы её изменения;
Ход урока.
I Организационный момент.
II Письменная проверочная работа по изученным темам.
Задание 1: с помощью приёма условно-графической наглядности изобразить социальную структуру:
а) западноевропейских стран (лимон с развитой центральной частью (средние слои), относительно невысокими полюсами высшего класса (элита) и группами беднейших слоёв);
б) латиноамериканских стран (это Эйфелева башня с широким основанием (беднейшие слои), вытянутой средней частью (средние слои) и верхушкой (элита);
в) стран Восточной Европы России (это своеобразная придавленная к земле пирамида, основание которой составляет примерно 80% населения (бедные слои), около 3-5% её вершина; средний же класс, насчитывающий примерно 13% населения, занимает между ними очень тонкую полоску);
Задание 2: Что такое социальные лифты? (перемещение людей и целых групп по вертикали).
Задание 3: Маргинал—это… (человек, находящийся в промежуточном положении, вне какой-либо социальной группы или класса).
III Вступительное слово учителя по теме урока (учащиеся конспектируют в тетрадях).
-- Основными тенденциями развития социальных отношений в России являются:
а) возрастание социальной дифференциации;
б) падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий;
в) появление новых социальных групп;
г) усиление маргинализации общества;
д) противоречивость идущих социальных процессов (например, 20-30% населения России живёт за чертой бедности, но доходы населения в последние годы возрастают).
IV Беседа по следующим вопросам (индуктивный подход рассмотрения проблемы).
- В чём, по-вашему, главное отличие профессионала от непрофессионала?
- Какая из двух тенденций преобладает в нашем обществе: рост профессионализма или усиление некомпетентности? Выводы обоснуйте.
- Какова сегодня роль образования в достижении более высокого статуса? Что можно сказать о престиже преподавательской деятельности?
- Можно ли утверждать, что большинство людей в нынешних условиях работают много и интенсивно? Если «да», то чем это стимулируется?
- Существуют противоположные оценки возможностей людей изменить свой социальный статус в сложившихся условиях. Одни утверждают, что социальная мобильность резко возросла. Другие считают, что попасть в высшие социальные страты сегодня также трудно, как и 10 лет назад. А каково ваше мнение?
- Какие противоположные тенденции социальной структуры нашего общества нам удалось выявить? (ответы учащихся обобщаются).
V Итоги урока. Оценки выставляются в начале следующего занятия на основе активности учащихся в ходе беседы и результатов письменной проверочной работы.
VI Домашнее задание: (на доске записано учителем во время выполнения учащимися проверочной работы).
- Составление таблицы.
Появление новой группы и её укрепление в социальной структуре. | Изменение традиционного положения (постепенное повышение статуса). | Постепенное понижение статуса группы. | Перспектива распада группы и её исчезновения. |
Распределить по графам таблицы следующие группы нашего общества: фермеры, высококвалифицированные рабочие, научно-техническая интеллигенция, колхозное крестьянство, предприниматели, канцелярские служащие, офицеры Вооружённых Сил, церковнослужители, казачество, работники правоохранительных органов, чиновничество, преподаватели высшей и средней школы;
2. Смотрите записи в тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспекта открытого урока по истории России
Тема:" Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762."...
План - конспект к уроку "Климатообразующие факторы". География Природа России. 8 класс.
Данный план - конспект используется мной на уроках географии и обучающимися при дистанционном изучении материала....
План-конспект открытого урока "Есть такой в России городок красивый..."
Урок-экскурсия с фрагментом презентации группового проекта...
План-конспект открытого урока по развитию речи в 7 классе "Неповторимый лик России (Повторение морфологии)"
План-конспект открытого урока "Неповторимый лик России (Повторение морфологии)" в рамках проекта Ассоциированных школ Юнеско "Сохраним всемирное культурное и природное наследие России"...
План конспект на тему:Конфликты в межличностных отношениях.
Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от 2 и более), каждый их которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников собы...
Социальные группы и их классификация: план-конспект открытого урока в 11 классе.
Социальные группы и их классификация: план-конспект открытого урока в 11 классе...
План-конспект открытого урока "Система образования в Англии и России" 7-й класс
План-конспект открытого урока...