Тьюторское сопровождение ребенка с расстройствами аутистического спектра. Личный опыт.
методическая разработка

Щербинина Марина Отариевна

Тьюторское сопровождение ребенка с расстройствами аутистического спектра. Личный опыт.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_scherbinina_1.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

        Щербинина М. О.

Ресурсный класс для учащихся с расстройством аутистического спектра как специальная образовательная модель.

Согласно статистике, расстройства аутистического спектра на сегодняшний день являются наиболее распространенным нарушением развития. Этот диагноз по всему миру имеют 1-2 % детей. Аутизм по-разному проявляется у каждого человека, но наиболее общие его характеристики – это выраженные трудности в коммуникации и социальном взаимодействии, специфическая обработка сенсорной информации, повторяющееся поведение. Так как аутизм, прежде всего, связан с коммуникативной и социальной сферами, становится очевидным, что ребенка с таким диагнозом нельзя лишать возможность общения и взаимодействия с другими детьми, переводя, например, на домашнее обучение. И именно ресурсные классы становятся той моделью, которая наиболее благоприятна для ребенка с диагнозом «расстройство аутистического спектра».

Ресурсные классы открываются в общеобразовательных школах для реализации идей инклюзивного образования, которое  обеспечивает всем детям, независимо от их особенностей, равные возможности для саморазвития и предполагает  адаптацию образовательного пространства к потребностям особого ребёнка. Ресурсный класс позволяет организовать обучение каждого ученика в наиболее благоприятной для него среде в соответствии с его особыми образовательными потребностями и возможностями. В таких классах могут обучаться дети с расстройствами аутистического спектра или другими ментальными нарушениями.

Дети с аутизмом могут успешно учиться в обычной школе и чувствовать себя комфортно, если взрослые позаботились о создании специальных образовательных условий для этих детей. В специальные образовательные условия входят не только тьютор и ресурсный класс как отдельное помещение в школе, а в первую очередь внедрение специальных технологий и методов обучения.

Ресурсный класс предполагает, что основное обучение ребенка происходит в общеобразовательном классе, а в ресурсном ребенок отрабатывает отдельные темы и навыки. При данной форме обучения ученик проводит в общеобразовательном классе более 50% от общего школьного времени. Дети, посещающие школы с ресурсными классами, обучаются по индивидуальной образовательной программе, составленной в соответствии с рекомендациями ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), а также потребностями и дефицитами ребенка, выявленными в ходе тестирования.

В зависимости от потребностей ребенка, он может находиться в ресурсном классе как небольшую часть времени после занятий в общеобразовательном классе, восполняя свои дефициты, так и большую часть учебного времени, посещая свой общеобразовательный класс по индивидуальному плану. Занятия в ресурсном классе могут проходить один на один с тьютором или в небольших группах. Групповые занятия проводит учитель ресурсного класса.  Такие занятия направлены прежде всего на формирование общеучебных навыков: смотреть на доску, поднимать руку, выполнять инструкции, отвечать на вопросы и др. Кроме того, на групповых занятиях дети обобщали и закрепляли навыки чтения, письма и счета, которые формировались на индивидуальных занятиях с тьюторами.

Некоторые школьные предметы могут быть сложны ученику с РАС для освоения в условиях общеобразовательного класса. Ему может понадобиться больше времени для проработки какой-то темы. Поэтому ученик на некоторые уроки может переходить в ресурсный класс и изучать те же темы, что и его одноклассники в это же время, но в режиме «один на один» со своим тьютором. Например, ученик изучает чтение и окружающий мир в общеобразовательном классе, а на уроке математики переходит в ресурсный класс, после чего возвращается в общеобразовательный на физкультуру.  Предметы, которые ребенок посещает с общеобразовательным классом и которые он изучает в ресурсном классе, также прописываются в индивидуальной программе ребенка. Этот перечень может меняться в течение года.

Когда у ученика с РАС присутствует поведение, которое мешает его адаптации в школе, в этом случае для него прописывается отдельная программа по работе с данным поведением. В рамках этой работы выясняются причины дезадаптивного поведения, вызывающие его факторы, признаки, по которым можно спрогнозировать появление этого поведения.

Несмотря на то, что все основные условия, необходимые для детей с РАС, определены образовательной организацией в АООП НОО, каждому конкретному ребенку требуется определение специфических индивидуальных условий. Именно это обосновывает необходимость создания адаптированной образовательной программы (АОП), в которой будут определены все специфические условия обучения и индивидуальные планируемые результаты, необходимые для конкретного ученика с РАС. Наличие АОП позволяет:

— на основе комплексной диагностики определить специальные условия, специфичные для конкретного ребенка с РАС;

— структурировать и систематизировать процесс обучения;

— обозначить основные проблемы в освоении предметных областей и определить индивидуальные планируемые результаты;

— определить основные проблемы в области формирования универсальных учебных действий (для вариантов 8.3, 8.4 базовых учебных действий) и индивидуальные планируемые результаты;

— определить основные направления коррекционной работы и индивидуальные планируемые результаты;

— сфокусироваться на актуальных проблемах,  которые являются приоритетными для обучения и развития ребенка в определяемый период времени;

— определить ресурсы обучающегося с РАС.

Наличие данного документа, хорошо проработанного командой специалистов, придает процессу обучения учащегося с РАС четкий и рациональный характер, при котором можно формулировать конкретные цели, определять стратегии их достижения и отслеживать результаты обучения и воспитания.

Эмоциональное развитие детей с РАС, особенности произвольного внимания, специфика речевых трудностей и другие особенности создают необходимость четкого понимания их особых потребностей. Эти потребности можно описать в следующих тезисах:

• необходимость плавного введения в ситуацию обучения в классе;

• обеспечение сенсорного комфорта;

• дозирование учебной нагрузки с учетом темпа и работоспособности;

• упорядоченность пространственно-временной структуры образовательной среды, в которой находится ребенок;

• учет специфики усвоения информации;

• индивидуальный подход к оценке достижений ребенка.

Важнейшее условие адаптации ребенка с аутизмом к школе и его комфортного пребывания в регулярном классе – это конструктивное взаимодействие всех педагогов и специалистов, работающих с таким учеником. Тьюторы сопровождали детей во всех бытовых моментах, работали с нежелательным поведением, помогали выстраивать коммуникацию с одноклассниками, при необходимости адаптировали учебный материал, оказывали помощь учителям общеобразовательных классов в организации взаимодействия с особыми учениками. Учитель ресурсного класса вместе с другими педагогами составлял и реализовывал индивидуальные адаптированные образовательные программы для каждого учащегося ресурсного класса, совместно с учителем регулярного класса определял график посещения уроков, разрабатывал систему оценивания. Учителя проводили в своих классах работу по созданию благоприятной, дружеской, психологически безопасной атмосферы. В дружном и толерантном классе комфортно не только особому ребенку, но и всем детям, а значит, процессы обучения и развития идут более результативно.

        

        Литература:

  1. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования [http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/index.php?1126]
  2. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехина // Под общ. ред. Н.Я. Семаго. — М.: МГППУ, 2019. — 80 с. [Источник: http://psychlib.ru/resource.php/pdf/documents/ODs-2012.pdf]
  3. Сунцова А.С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. − Ижевск, 2018. − 110 с.
  4. Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе. Практическое пособие / рук. авторского коллектива: Козорез А.И.—М.: АНО Ресурсный класс, 2016.— 360 с.
  5. Формирование инклюзивной среды в образовательной организации. «Уроки доброты» – методика, технологии и реализация: метод. пособие / под ред. В.Д. Парубиной – Казань: ИД «МеДДоК», 2018. – 160 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о конференции I Всероссийская научно-практическая конференция "Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)"

Данная презентация представляет собой Отчет о посещении мной I Всероссийской научно-практическаойконференции "Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)",которая про...

Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в образовательной среде.

Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра  в образовательной среде. Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми. Семинар ЦППРиК "Строгино" «Коррекционно-...

Статья. Деятельность учителя – дефектолога в сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра.

Коррекционная работа дефектолога с обучающимися с расстройствами аутистического спектра имеет свои отличительные особенности....

Методическая разработка - Особенности сопровождения детей с расстройством аутистического спектра

Расстройство аутистического спектра (РАС) - это сложное неврологическое расстройство, которое выражается в первую очередь в нарушениях коммуникации (в том числе — проблемах с...

Тьюторское сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

В разработке представлены основные направления работы тьютора с учащимися , имеющими РАС....

Тьюторское сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Статья посвящена  теме тьторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра.  Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики заключается в о...