Тьюторское сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
статья

В разработке представлены основные направления работы тьютора с учащимися , имеющими РАС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tso.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Школа № 131 Красносельского района


Тьюторское сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

                                                                          Автор:  Гринько Елена Львовна  

                                                       Должность : Тьютор  

                         

 Санкт-Петербург

2021г.

Тьюторское сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

 РАС- расстройство аутистического спектра. Это нарушение развития, которое проявляется  у учащегося  через:

1.Выраженные трудности коммуникации;

2.Нарушения эмоционального развития;

3.Специфическую  речь или ее отсутствие;

4.Стереотипные или повторяющиеся движения;

5. Особенности поведения (какие то особые формы поведения, напоминающие ритуал.  Потребность в постоянстве, боязнь нового, перемен,  резких изменений в жизни).

6. Очень ограниченные  интересы.

7.Сенсорная гипо- и гиперчувствительность.

8.Повышенная тревожность. Проявляется через плаксивость или агрессию.

9. Непонимание  социальных связей и отношений. Потребность в уединении. (желание «спрятаться» от проблем ,  скопления людей.) .

Поэтому, задача тьютора-социализировать учащегося, помочь ему адаптироваться к меняющимся условиям в жизни, социализироваться в обществе. В данном случае, в классе, среди учащихся.

Взаимодействие  тьютора с учителем и службой сопровождения.

Роль тьютора-это помощь ребенку. Направить, подсказать. Тьютор, как навигатор,  должен помочь ребенку справиться с поставленной задачей, указать правильный путь, найти решение проблемы.  Не выполнять за него задания, которые дает учитель, а грамотно направлять,  координировать работу учащегося.  Тьютор адаптирует задания учителя для конкретного ребенка.

Тьютор взаимодействует не только с учителем, но и со службой сопровождения, в которую входят психолог, дефектолог, социальный педагог.

Социальный педагог основную  задачу в адаптации ребенка к действительности  отводит социализации тьюторанта.  Большую роль играет взаимодействие ребенка с одноклассниками. Тьтютор  направляет ребенка, развивает его положительные стороны .  Например, тьюторант любит работать с бумагой. (делает кораблики, самолетики). Это занятие привлекает одноклассников, и тьюторант с желанием изготавливает поделки для учащихся.  Таким образом, идет взаимодействие тьюторанта через общее дело с ребятами из класса.

Дефектолог преодолевает трудности в обучении тьюторанта , связанные с ОВЗ. Тьютор опирается на интересы ребенка, учитывает дефект.

Психолог заинтересован в  душевном здоровье  учащегося. А тьютор опирается на сильные стороны ребенка, использует психологические особенности ребенка как ресурс.

В дневнике тьюторского наблюдения фиксируются ежедневно особенности поведения, проблемы, успехи и трудности в обучении тьюторанта. Также отдельная графа в дневнике отводится пожеланиям родителей и специалистам службы сопровождения тьюторанта.

В портфолио учащегося входят следующие разделы:

  1. Индивидуальная адаптированная образовательная программа тьюторского сопровождения .
  2.  Дневник наблюдений за тьюторантом.
  3. Перечень консультаций с родителями(законными представителями тьюторанта).
  4. .Мониторинг предметных достижений тьюторанта.
  5. Мониторинг метапредметных достижений.

Также в портфолио входят карта контроля поведения тьюторанта по четвертям, в которой фиксируются особенности поведения тьюторанта.

Таблица сформированости основных навыков учащегося показывает особенности деятельности  тьюторанта , такие, как

а.Навыки самообслуживания;

б.Коммуникативная деятельность;

в. Учебная деятельность;

г.Этика отношений.

В процессе тьюторского сопровождения используются технологии

1.инклюзивного образования;

2.информационно-коммуникационная технология;

3.Технология критического мышления;

4.Технология проектной деятельности;

5.Технология развивающего обученияч;

6.Здоровьесберегающие технологии;

7.Игровые технологии;

8.Технологии проблемно-диалогового лбучения

9.Тренинговые технологии;

10.монтессори-технологии;

Оценка деятельности тьютора :

1.Положительная динамика в процессе включения ребенка с ОВЗ в класс,школьное сообщество;

2.Согласованное, четкое взаимодействие тьютора с администрацией школы,учителем, специалистами службы сопровождения с целью организации жизненного и образовательного пространства  ребенка с ОВЗ.

3.Регулярное ведение дневника и другой отчетной документации, необходимой для  отслеживания динамики процесса обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о конференции I Всероссийская научно-практическая конференция "Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)"

Данная презентация представляет собой Отчет о посещении мной I Всероссийской научно-практическаойконференции "Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)",которая про...

Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в образовательной среде.

Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра  в образовательной среде. Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми. Семинар ЦППРиК "Строгино" «Коррекционно-...

Адаптированная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, вариант 8.3)

Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образованияВариант 8.3 предполагает, что  обучающийся с РАС, осложненными  легкой умственной отст...

Тьюторское сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Статья посвящена  теме тьторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра.  Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики заключается в о...

Сопровождение в процессе формирования социально- бытовых навыков обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Сопровождение в процессе формирования социально- бытовых навыков обучающихся с расстройствами аутистического спектра...

Тьюторское сопровождение ребенка с расстройствами аутистического спектра. Личный опыт.

Тьюторское сопровождение ребенка с расстройствами аутистического спектра. Личный опыт. ...