Развитие двигательной активности обучающихся с ТМНР
статья
Система работы по развитию двигательной способности детей с ТМНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_dvigatelnoy_aktivnosti_u_uchashchihsya_s_tmnr.docx | 16.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие двигательной активности обучающихся с ТМНР
Бектемирова И.Р.
Бектемиров М.Р.
Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) представляют собой полиморфную группу, в которую входят лица с различными сочетаниями с разной степенью выраженности сенсорных, двигательных, интеллектуальных нарушений (И.Ю. Левченко, М.В. Жигорева). Моторное развитие таких детей имеет свои особенности: координация, переключение, планирование движений нарушены, темп замедленный, все действия неуклюжи, малоподвижны, а в некоторых случаях дети не способны самостоятельно удерживать свое тело в разных положениях и выполнять произвольные действия. Детям с ТМНР требуется помощь в познании новых движений и стимуляции двигательной активности. Для поддержания здоровья и психического развития ребенка необходима базовая физическая нагрузка, которая включает в себя:
- правильное позиционирование;
- посильное участие в уходе и передвижении, отработка движений и стимуляция моторной активности ребенка в простых бытовых ситуациях;
- игра;
- спонтанная двигательная активность;
- структурированная двигательная активность: занятия по адаптивной физкультуре, двигательному развитию.
Во время проведения уроков, коррекционно-развивающих занятий и внеурочной деятельности педагогам необходимо обеспечивать возможность ребенку с двигательными нарушениями находиться в правильных положениях (на спине, на боку, на животе), сидя и стоя, поддержание стабильной позы, так как сделать это самостоятельно детям крайне сложно. Здесь правильно очень внимательно и профессионально подходить к этому вопросу, если ребенок будет длительное время находиться в паталогических позах и не сможет самостоятельно изменить ее, это грозит появлению вторичных осложнений.
Двигательная активность в повседневной жизни играет важную роль в двигательном развитии ребенка. Большинство возможностей для отработки движений ребенка заложены в простых бытовых ситуациях, например, переодевание, смена позы, принятие пищи, движение в пространстве и т. д. В этих условиях ребенку понятно, для чего он это делает, ему ясна мотивация. В процессе подобных тренировок у него появляются функциональные движения, которые он может использовать в своей жизни.
Также для решении проблемы двигательного развития необходимо включать детей в подвижную игру. Игра является основным видом деятельности любого ребенка. В процессе игры дети готовы выполнять самые разнообразные движения. Педагоги в своей работе используют множество игровых форм: сюжетно-ролевые игры, проигрывание простых сказок, элементы кукольного театра, обыгрывание потешек и др. Интерес является самой мощной мотивацией при развитии движений детей с ТМНР.
Для стимуляции разнообразных движений и моторной активности необходимо создать специальную предметно-развивающую среду для обучающего с ТМНР. Это могут быть спортивное, оздоровительное оборудование и инвентарь, массажные коврики и мячи, разнообразные шнуровки, сухие бассейны, различные полосы препятствий, оздоровительные стенды с комплексами упражнений, игровые и спортивные площадки. Самостоятельная двигательная деятельность детей как формы активизации двигательного режима должна проводиться каждый день во время утреннего приема, прогулок и других режимных моментах.
Учебное пространство должно быть четко структурировано. Здесь у ребенка меньше выбора, меньше свободы. На занятии/уроке задание даёт педагог. Обучение строится с учетом специфики развития каждого, а также в соответствии с особенностями развития обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями. На основе результатов психолого-педагогического обследования, с учетом медицинских заключений и рекомендаций, консилиум совместно с родителями/законными представителями разрабатывает ежедневный режим двигательной активности. Режим может включать: утреннюю гимнастику пробуждения, гимнастику пробуждения после дневного сна, периодичность позиционирования (если ребенок сам не может изменять положение тела), занятия по адаптивной физкультуре/коррекционный курс двигательного развития, подвижные игры, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, креативная гимнастика, ЛФК, массаж, прогулка, физкультурные праздники. Режим двигательной активности, как и индивидуальное расписание, может являться приложением к специальной индивидуальной программе развития (СИПР).
Итак, соблюдение выше приведенных психолого-педагогических условий будет способствовать более эффективному физическому развитию ребенка с ТМНР. Правильно выстроенная работа по стимуляции двигательной активности повышает и улучшает жизнедеятельность всего организма, как единого целого.
Список литературы:
1. Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми и множественными нарушениями развития Научный редактор: А.М. Царёв, г. Псков, 2017
2 .«Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития» под ред. А.Л. Битовой, О.С. Бояршиновой. – М.: Теревинф, 2018
3. Ефименко Н.Н. Физическое развитие ребенка в дошкольном детстве: Методические рекомендации. Театр физического воспитания и оздоровления дошкольников. – М.: Дрофа, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие двигательной активности ребенка, как основа для развития речевых функций
Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Известно также, что формирование движений происходит при участи речи. Она является одним из основ...
Мир возможностей двигательной активности детей с ТМНР на коррекционно-развивающих занятиях (уроках).
В данной работе раскрыты основные этапы работы по стимуляции двигательной вктивности детей с ТМНР на коррекционно-развивающих занятиях(уроках)...
Развитие двигательной активности – важное условие сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Развитие двигательной активности – важное условие сохранения и укрепления здоровья обучающихся....
Организация двигательной активности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
Создание условий для двигательной активности обучающихся с ОВЗ. Двигательная диагностика....
Организация двигательной активности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
Создание условий для двигательной активности обучающихся с ОВЗ. Двигательная диагностика....
Позиционирование как важная составляющая поддержания двигательной активности ребёнка с ТМНР
Работая в специализированном учреждении пришло понимание того, что максимально возможный уровень двигательной активности ребёнка с ТМНР в течение дня зависит от правильного положения тела, то есть от ...
Развитие двигательной активности у обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека. У большинства детей с ТМН...