Мир возможностей двигательной активности детей с ТМНР на коррекционно-развивающих занятиях (уроках).
статья на тему
В данной работе раскрыты основные этапы работы по стимуляции двигательной вктивности детей с ТМНР на коррекционно-развивающих занятиях(уроках)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o._i_n.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Мир возможностей двигательной активности детей с ТМНР на коррекционно-развивающих занятиях (уроках).
Движение - это жизнь!
Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не могут заменить физические упражнения.
Ж. Тиссо. Знаменитый французский врач XVIII века
Умственная отсталость – стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга. «Психическое недоразвитие» полнее отражает суть понятия «умственная отсталость», так как помимо нарушения интеллекта страдают и другие психические функции (С.Я. Рубинштейн).
Множественные физические и психические нарушения – это два и более нарушения.
Тяжелые и множественные нарушения развития у обучающихся определяются как специфическое состояние психофизического развития человека вследствие органического поражения ЦНС, при котором совокупность в высокой степени выраженных нарушений интеллекта, поведения, коммуникации, движения, сенсорных функций в значительной мере препятствует его самостоятельной его жизнедеятельности в обществе и вызывает потребность в интенсивной помощи, гораздо большей, чем поддержка, оказываемая при каком – то определенном нарушении. (А.М. Царев).
Моторика этих детей также имеет свои особенности. Координация, точность и темп произвольных движений у них нарушены. Все действия детей замедленны, неуклюжи.
Обучение строится с учетом специфики развития каждого ребенка, а также в соответствии с особенностями развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями.
В связи с тем, что дети ограничены в движении и положение тела самостоятельно изменить не могут, требует значительной помощи. Наши игры и упражнения направлены на двигательную стимуляцию учащихся.
Цель: стимулирование двигательной активности детей с ТМНР.
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов).
Задача: Совершенствование путей стимулирования двигательной активности, создание условий для снижения бронходренажного напряжения, укрепление общего состояния (самочувствия) детей.
В работе с детьми с ТМНР используем следующие направления:
- Образовательные:
-стимулировать общее физическое развитие
-формировать у детей элементарные ощущения собственного тела
-учить брать предметы различными захватами (всей ладонью, пинцетным, щипцовым захватом)
-стимуляция появления новых движений
- обучение переходу из одной позы в другую
2. Коррекционно – развивающие:
- подержание жизненно важных функций организма (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы, мышечной и других физиологических систем)
-повороты головы в разные стороны, лежа на животе
-поднимание и удерживание головы при присаживании
-опора на вытянутые руки в положении лежа на животе, приподнимая туловище
3. Воспитательные
- воспитание положительного отношения к занятиям по стимуляции двигательной активности
-вызывать чувство удовольствия от выполняемых движений
-вызывать положительные эмоции от игры и общения со взрослыми.
В работе можно использовать ряд игр и упражнений, которые при ежедневном использовании на занятиях дают положительный результат и положительную динамику.
Сложность и многообразие нарушений моторных функций в сочетании с тяжелыми формами психического недоразвития выдвигают определенные требования к организации учебного процесса.
Основные методы проведения упражнений:
1. Игровая форма работы (использование картинок и игрушек)
2. Релаксация (использование «водной кровати» для создания эффекта волны – расслабление; перекатывание ребенка со спины на живот и обратно; покачивание ребенка на руках)
Данные упражнения проводятся в определенном помещении, в зависимости от состояния и настроения детей. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский П.И., Рахманинов С.В.), звуки природы.
3.Дренажная гимнастика.
Целью дренажной гимнастики является выведение мокроты из органов дыхания, для чего и разработан комплекс упражнений для различных групп мышц с частой сменой исходных положений, но исключительно лежа.
Проводя этот вид работы мы убедились в том, что выполнение многих упражнений требует от детей больших усилий, часто дети затрудняются сделать то или иное упражнение.
Некоторые упражнения можно и нужно выполнять в пассивной форме, т.е. взрослый сам выполняет различные движения руками и ногами ребенка и совершает другие энергичные движения. Главное, чтобы занятия приносили только положительные эмоции.
Вывод: Систематическое выполнение представленных упражнений с использованием ТСР позволяет в полной мере стимулировать двигательную активность детей с ТМНР. А так же способствует укреплению и сохранению здоровья детей и формированию положительных эмоций от игры и общения со взрослыми.
Правильно выстроенная работа по стимуляции двигательной активности повышает и улучшает жизнедеятельность всего организма, как единого целого.
Используемая литература:
Сборник программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью / Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Кайкина, Л.В. Капустянская и др.; Под ред. Н.Н. Яковлевой, 2015-54с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающего комплексного занятия с использованием ИКТ для детей среднего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью «Продукты питания. Морепродукты»
сформировать представления о морепродуктах и способах их приготовления...
Пути и средства коррекционно - развивающей работы на уроках трудового обучения с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Основная задача обучения швейному делу, дать обучающимся основы профессиональной подготовки по изучаемому предмету....
Особенности организации двигательной активности детей группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи
Детям группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи, наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще ...
Обобщенный опыт работы "Повышение двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством обучения плаванию."
Обучать детей с ОВЗ необходимым навыкам, адаптируя их к социальной среде, проводить учебно-спортивные мероприятия, обуччать плаванию и общефизической подготовке основные задачи обьединения "Путь ...
Позиционирование как важная составляющая поддержания двигательной активности ребёнка с ТМНР
Работая в специализированном учреждении пришло понимание того, что максимально возможный уровень двигательной активности ребёнка с ТМНР в течение дня зависит от правильного положения тела, то есть от ...
Развитие двигательной активности обучающихся с ТМНР
Система работы по развитию двигательной способности детей с ТМНР...