Мир возможностей двигательной активности детей с ТМНР на коррекционно-развивающих занятиях (уроках).
статья на тему

Щемелева Надежда Михайловна

В данной работе раскрыты основные этапы работы по стимуляции двигательной вктивности детей с  ТМНР на коррекционно-развивающих занятиях(уроках)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o._i_n.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Мир возможностей двигательной активности детей с ТМНР на коррекционно-развивающих занятиях (уроках).

Движение - это жизнь!

Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не могут заменить физические упражнения.

Ж. Тиссо. Знаменитый французский врач XVIII века

         

Умственная отсталость – стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга. «Психическое недоразвитие» полнее отражает суть понятия «умственная отсталость», так как помимо нарушения интеллекта страдают и другие психические функции (С.Я. Рубинштейн).

Множественные физические и психические нарушения – это два и более нарушения.

Тяжелые и множественные нарушения развития у обучающихся определяются как специфическое состояние психофизического развития человека вследствие органического поражения ЦНС, при котором совокупность в высокой степени выраженных нарушений интеллекта, поведения, коммуникации, движения, сенсорных функций в значительной мере препятствует его самостоятельной его жизнедеятельности в обществе и вызывает потребность в интенсивной помощи, гораздо большей, чем поддержка, оказываемая при каком – то определенном нарушении. (А.М. Царев).

Моторика этих детей также имеет свои особенности. Координация, точность и темп произвольных движений у них нарушены. Все действия детей замедленны, неуклюжи.

Обучение строится с учетом специфики развития каждого ребенка, а также в соответствии с особенностями развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями.

В связи с тем, что дети ограничены в движении и положение тела самостоятельно изменить не могут, требует значительной помощи. Наши игры и упражнения направлены на двигательную стимуляцию учащихся.

Цель: стимулирование двигательной активности детей с ТМНР.

Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов).

Задача: Совершенствование путей стимулирования двигательной активности, создание условий для снижения бронходренажного напряжения, укрепление общего состояния (самочувствия) детей.

В работе с детьми с ТМНР используем следующие направления:

  1. Образовательные:

-стимулировать общее физическое развитие

-формировать у детей элементарные ощущения собственного тела

-учить брать предметы различными захватами (всей ладонью, пинцетным, щипцовым захватом)

 -стимуляция появления новых движений

- обучение переходу из одной позы в другую

      2. Коррекционно – развивающие:

- подержание жизненно важных функций организма (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы, мышечной и других физиологических систем)

-повороты головы в разные стороны, лежа на животе

-поднимание и удерживание головы при присаживании

-опора на вытянутые руки в положении лежа на животе, приподнимая туловище

3. Воспитательные

- воспитание положительного отношения к занятиям по стимуляции двигательной активности

-вызывать чувство удовольствия от выполняемых движений

-вызывать положительные эмоции от игры и общения со взрослыми.

В работе можно использовать ряд игр и упражнений, которые при ежедневном использовании на занятиях дают положительный результат и положительную динамику.

Сложность и многообразие нарушений моторных функций в сочетании с тяжелыми формами психического недоразвития выдвигают определенные требования к организации учебного процесса.

Основные методы проведения упражнений:

1. Игровая форма работы (использование картинок и игрушек)

2. Релаксация (использование «водной кровати» для создания эффекта волны – расслабление; перекатывание ребенка со спины на живот и обратно; покачивание ребенка на руках)

Данные упражнения проводятся в определенном помещении, в зависимости от состояния и настроения детей. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский П.И., Рахманинов С.В.), звуки природы.

3.Дренажная гимнастика.

Целью дренажной гимнастики является выведение мокроты из органов дыхания, для чего и разработан комплекс упражнений для различных групп мышц с частой сменой исходных положений,  но исключительно лежа.

Проводя этот вид работы мы убедились в том, что выполнение многих упражнений требует от детей больших усилий, часто дети затрудняются сделать то или иное упражнение.

Некоторые упражнения можно и нужно выполнять в пассивной форме, т.е. взрослый сам выполняет различные движения руками и ногами ребенка и совершает другие энергичные движения. Главное, чтобы занятия приносили только положительные эмоции.

Вывод: Систематическое выполнение представленных упражнений с использованием ТСР позволяет в полной мере стимулировать двигательную активность детей с ТМНР. А так же способствует укреплению и сохранению здоровья детей и формированию положительных эмоций от игры и общения со взрослыми.

Правильно выстроенная работа по стимуляции двигательной  активности  повышает и улучшает жизнедеятельность всего организма, как единого  целого.

Используемая литература:

Сборник программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью / Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Кайкина, Л.В. Капустянская и др.; Под ред. Н.Н. Яковлевой,  2015-54с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути и средства коррекционно - развивающей работы на уроках трудового обучения с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Основная задача обучения швейному делу, дать обучающимся основы профессиональной подготовки по изучаемому предмету....

Особенности организации двигательной активности детей группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи

Детям группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи, наряду с общей соматической  ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций  присуще ...

Обобщенный опыт работы "Повышение двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством обучения плаванию."

Обучать детей с ОВЗ необходимым навыкам, адаптируя их к социальной среде, проводить учебно-спортивные мероприятия, обуччать плаванию и общефизической подготовке основные задачи обьединения "Путь ...

Позиционирование как важная составляющая поддержания двигательной активности ребёнка с ТМНР

Работая в специализированном учреждении пришло понимание того, что максимально возможный уровень двигательной активности ребёнка с ТМНР в течение дня зависит от правильного положения тела, то есть от ...

Развитие двигательной активности обучающихся с ТМНР

Система работы по развитию двигательной способности детей с ТМНР...