Организация двигательной активности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
статья по физкультуре
Создание условий для двигательной активности обучающихся с ОВЗ. Двигательная диагностика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обеспечение двигательной активности детей с ОВЗ | 27.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация двигательной активности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
Физическая культура и спорт неотъемлемая часть активного образа жизни человека. Двигательная активность влияет на все системы организма. Современный образ жизни человека наряду с техническим прогрессом, внес ряд неблагоприятных факторов: гиподинамию, нервные и физические перегрузки. Для сохранения психофизического здоровья, человеку в любом возрасте необходимо соблюдать двигательный режим, а у людей с ограниченными возможностями здоровья мотивация к движению снижена.
В школе-интернате №9 обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), которые носят как врождённый, так и приобретённый характер различной степени выраженности. Многие учащиеся передвигаются на колясках, либо с приспособлениями: это ходунки, костыли, трости, что является преградой для активного образа жизни. Все дети с нарушениями ОДА нуждаются в особых условиях жизни и обучения для последующей их интеграции в обществе.
На уроках адаптивной физической культуры (АФК) создаются условия для формирования необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, для повышения мотивации к двигательной активности, формированию личности, развитию интеллекта, осознанию своего собственного «Я» и выбора морально- нравственной позиции в социуме. Для повышения мотивации двигательной активности обучающихся в школе созданы благоприятные условия.
Учителя АФК школы-интерната разработали диагностические тесты для учащихся школы. Мониторинг двигательных возможностей учащихся проводится 2 раза в год. Данное тестирование позволяет обучающимся увидеть рост двигательных достижений, а учителям следить за уровнем физической подготовленности. Оценка нормативных показателей производится индивидуально у каждого учащегося. Исходным показателем является первичное проведение испытаний (тестирования).
Классификация учащихся данной нозологической группы для проведения тестов (испытаний):
Класс «А»: легкая степень двигательных нарушений, дети ходят самостоятельно, уверенно. Они полностью себя обслуживают, достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у них могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки; движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики.
Класс «Б»: средняя (умеренно выраженная) степень двигательных нарушений, дети владеют ходьбой, но ходят неуверенно, часто с помощью специальных приспособлений (костылей, канадских палочек и т. д.), т. е. самостоятельное передвижение детей затруднено. Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивных функций рук.
Класс «В»: тяжелая степень двигательных нарушений, ребенок не владеет навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью, он не может самостоятельно обслуживать себя, передвигается на коляске с помощью.
Тестирование проводится 2 раза в год: сентябрь, май.
Тест №1
Подъем туловища из положения лежа в положение сидя (количество раз).
Учащиеся начальной школы выполняют 1 мин., основной и средней школы - 2 мин.
И.П. – лежа на гимнастическом коврике, фиксация нижних конечностей. Варианты выполнения упражнения: с гимнастической палкой; махом рук; с помощью учителя.
Тест №2
Удержание упора лежа (на время). Учащиеся начальной школы выполняют 1 мин., основной и средней школы - 2 мин.
И.П.- упор лежа. Варианты выполнения упражнения: опора ног на валик; опора на предплечья.
Тест №3
Бросок мяча бочча на точность (см).
Из И.П. – сидя на стуле (коляске) выполняется бросок мяча бочча любым доступным способом к «джек-болу», который лежит на «кресте». От линии броска до креста 5 метров. Измеряется расстояние от «джек-бола» до брошенного мяча.
Тест №4
Бег (ходьба) на время.
Учащиеся начальной школы выполняют бег (ходьбу) 30 м., основной и средней школы - 60м., передвигающиеся на колясках 20 метров. Данное упражнение выполняют учащиеся классов А, Б.
Для положительной динамики ведется непрерывная работа по развитию и совершенствованию двигательных качеств на протяжении всего учебного процесса.
На уроках АФК обучающиеся совместно с учителем ставят задачи, планируют результат. Ученики осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль, что помогает им оценить свою работу и работу одноклассников. Задания на уроках подбираются с учетом индивидуальных возможностей, чтобы ученик на каждом уроке мог почувствовать себя успешным. Создается психологический климат, который способствует развитию мотивов двигательной активности. Работа в команде развивает самостоятельность и личную ответственность за свои действия, что помогает освоению социальной роли. На уроках дети обучаются способам самоконтроля, формам самостоятельной двигательной активности, упражнениям, которые могут выполнять самостоятельно или с родителями. Задача учащихся выбрать самостоятельно или совместно с родителями приемлемые для них упражнения и формы двигательной активности.
Помимо уроков адаптивной физической культуры, включая плавание в бассейне и гидромассаж в ваннах, у обучающихся есть возможность заниматься адаптивным спортом.
В школе-интернате работает отделение дополнительного образования детей (ОДОД), которое осуществляет реализацию программ дополнительного образования по физкультурно-спортивному направлению. Обучающиеся занимаются паралимпийскими и адаптивными видами спорта, которые удовлетворяют потребности личности в самоактуализации, в максимально возможной самореализации своих способностей и сопоставлении их со способностями других людей.
В ОДОД активно развиваются следующие виды спорта, которые ведут учителя АФК школы-интерната.
RaceRunner - вид лёгкой атлетики, бег на 3-колесном велосипеде без педалей, предназначенный для людей с тяжелыми формами двигательных нарушений. В городе Санкт- Петербурге наше учреждение единственное, где развивается данный вид спорта. Бег на велосипеде это больше, чем спорт – он обеспечивает обучающихся с тяжелыми двигательными нарушениями свободой передвижения и независимостью. Упражнения на данных велосипедах улучшают опороспособность и координацию, способствуют развитию кардио-респираторной системы, выносливости, а также дают возможность развивать двигательные качества ребёнка, создавая условия для мотивации к увеличению двигательной активности. На занятиях обучающиеся имеют возможность самостоятельно выбирать маршрут, задавать темп и стиль бега, придумывать препятствия, усложнять трассу для себя и своих сверстников, что делает занятие еще интереснее.
Бочча- это паралимпийский вид спорта. Данным видом спорта занимаются обучающиеся, передвигающиеся на колясках. Цель игры – расположить свои мячи ближе к джекболу, по сравнению с мячами противника. Бочча- развивает зрительный ориентир, ловкость и точность. Занимающиеся взаимодействуют и общаются со сверстниками для достижения общей цели. Анализируют ситуацию и ошибки на поле во время игры. Бочча для обучающихся с тяжелыми нарушениями двигательных функций является средством оздоровления и возможностью к социальной адаптации, а также воспитывает и стимулирует потребность к занятиям физической культурой и спортом, что является неотъемлемой частью жизни для детей, которые испытывают недостаток движения и общения.
Флорбол — это игровой вид спорта, динамичная и увлекательная командная игра в закрытом помещении с клюшками и мячом между двумя командами. Цель обеих команд – забить мяч в ворота соперника. Флорбол развивает мышление, физические качества, двигательные умения и навыки. Занятия в секции имеют огромное воспитательное значение- способствуют укреплению дисциплины, ответственности перед командой, и развитию настойчивости в достижении поставленной цели. В процессе постоянного сознательного преодоления трудностей, на занятиях в секции закаляются - воля, характер, уверенность в себе, способность принимать правильное решение.
Спортивные танцы на колясках – это особый вид адаптивного спорта, включающий в себя интегративные и социальные особенности, которые используются в формировании духовного и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Занимаясь спортивными танцами на колясках, дети с нарушениями опорно – двигательного аппарата приобретают навыки владения своим телом и спортивной коляской, развивают ориентировку в пространстве. Танцы на колясках способствуют развитию музыкальности, ритмичности и согласованности движений.
Пауэрли́фтинг — силовой вид спорта, преодоление сопротивления максимально тяжёлого для спортсмена веса. Для спортсменов с проблемами опорно-двигателного аппарата предусмотрен один вид упражнения — жим штанги лёжа. Упражнение выполняется на специальной скамье, при необходимости спортсмена фиксируют одним или двумя привязными ремнями.
Дартс - это популярная игра в России. Ее простота и доступность позволяют играть в нее людям с разными возможностями, как в помещении, так и на улице, в кругу семьи или с друзьями. Занятия улучшают координацию движений, стабилизируют работу сердечно-сосудистой системы. Игра развивает глазомер и точность движений, а игра на счет и необходимость запоминать варианты игровых комбинаций развивают память и логическое мышление. Дартс помогает в развитии самоконтроля, благоприятно влияет на психо-эмоциональное состояние занимающихся, воспитывает уверенность в себе.
По данным видам спорта разрабатываются и проводятся школьные соревнования, где обучающиеся делятся на группы по двигательным возможностям, чтобы каждый ребенок смог проявить себя в здоровом соперничестве. Приглашаются родители участвовать вместе с детьми в соревнованиях. Совместная работа с родителями дает положительный результат в мотивации к двигательной активности обучающихся. И родители, и дети получают удовольствие от движения и от общения. Такие мероприятия сплачивают семью, родительский и детский коллектив школы, что положительно влияет на психоэмоциональное состояние тех и других.
Школа поддерживает социальное партнерство с другими организациями, которые предоставляют обучающимся возможность заниматься в секциях: баскетбол на колясках, большой и настольный теннис, легкая атлетика, лыжные гонки, спортивное ориентирование.
Занятия адаптивным спортом позволяют обучающимся выступать на соревнованиях разного уровня, занимать призовые места на городских, всероссийских и международных соревнованиях, общаться с другими участниками соревнований, что мотивирует обучающихся к двигательной активности, помогает им сохранить здоровье физическое и психологическое, что помогает успешной социализации.
Список используемой литературы:
1. «Комплексное сопровождение в подготовке участников паралимпийских видов спорта.» Методическое пособие. Т.В.Ветвицкая, Е.А.Гончарова, И.В.Шуляковская. НИЦ АРТ 2015г. – 60с.
2.http://www.racerunning.org/document/
3. www. paralymp.ru/
4. https://ru.wikipedia.org
6. «Современные и инновационные методики и технологии в дополнительном образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья» //Сб. информационно-методических материалов Е.Ю.Сафина, И.А. Евланова, Е.М.Ильева, Г.В.Какунина, Е.К.Берсенева, тех.ред. Е.П.Абрамова Санкт-Петербург. 2018г. - 190с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014Д...
Организация работы леворуких детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата на уроках столярного дела в 5 классе
Данный проект предназначен для проведений занятий по предмету «Технология» в 5 классе. Внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий по техническому творчеств...
Организация двигательной активности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
Создание условий для двигательной активности обучающихся с ОВЗ. Двигательная диагностика....
Методические рекомендации по организации дистанционного обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Методические рекомендации созданы в результате работы по организации образовательного процесса детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в дистанционной форме...
Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности ««Основы коммуникации» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Программа реализуется в рамках коррекционно-развивающего направления организации внеурочной деятельности и предназначена для учащихся 5 – 9 класса. Обеспечивает развитие коммуникативной сферы, ф...
Индивидуальная адаптированная рабочая программа ООО дефектологического сопровождения обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учётом психофизических особенностей обучающегося с задержкой психического развития
Индивидуальная адаптированная рабочая программа ООО дефектологического сопровождения обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учётом психофизических особенностей обучающегося с задер...
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, множественным и нарушениями
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленную на достижение планируе...