Позиционирование как важная составляющая поддержания двигательной активности ребёнка с ТМНР
статья
Работая в специализированном учреждении пришло понимание того, что максимально возможный уровень двигательной активности ребёнка с ТМНР в течение дня зависит от правильного положения тела, то есть от того как мы взрослые выполняем все правила позиционирования наших воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pozitsionirovanie.docx | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Самсонова Е.Н. – воспитатель
ГБУСОН РО «Зверевский ДДИ» для
глубоко умственно отсталых детей с тяжёлыми
множественными нарушениями развития
ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ
как важная составляющая поддержания двигательной активности ребёнка с тяжёлыми множественными нарушениями развития
Движение – физиологическая потребность растущего организма, оно влияет на его полноценное развитие. От двигательной активности ребёнка зависит охрана и укрепление его здоровья.
Для детей с ТМНР (Тяжёлые Множественные Нарушения Развития) характерно снижение уровня двигательной активности и, как следствие, элементарные позы для них, такие как сидя на стуле или лёжа на боку, являются непростой моторной задачей.
Придя работать в детский дом-интернат для ГУО (глубоко умственно отсталых) детей и изучив специализированную литературу, я поняла, что повседневная двигательная активность, базовая физическая нагрузка, необходимая для поддержания здоровья и психического развития таких детей, должна включать следующее:
- правильное позиционирование;
- участие в перемещении и уходе;
- игру;
- спонтанную двигательную активность;
- структурированную двигательную активность, т.е. занятия со специалистом.
Из выше сказанного следует, что одним из важнейших параметров физического развития ребёнка с ТМНР является правильное позиционирование для его активности. В течение дня мы в учреждении следим за тем, чтобы наши воспитанники, неспособные самостоятельно сменить позу длительно, не прибывали в патологических позах, так как это может привести к развитию вторичных осложнений. В целях предотвращения таких осложнений наша задача – помочь ребёнку изменить положение его тела, если он не в состоянии перемещаться и поворачиваться сам.
Ребёнок не должен лежать всё время на боку или на спине. Для этого необходимо составить и соблюдать расписание смены позы в течение дня и во время сна не реже, чем каждые два часа. Причём необходимо следить за равной частотой правосторонних и левосторонних вариантов позиционирования. Частые смены положения тела помогают ребёнку увидеть мир с разных точек зрения и побуждают использовать различные группы мышц, и мне, как воспитателю, важно, чтобы он имел доступ к окружающей его предметной или информационной среде. Во время занятий с воспитанником, важно следить за тем, чтобы положение его тела было безопасным и стабильным (ребёнок не должен сползать, заваливаться на бок или испытывать страх падения). При правильном позиционировании не должно возникать затруднения дыхания ребёнка, необходимо чтобы поза, была комфортной и помогала ему быть активным для свободного наблюдения за происходящим вокруг. Высаживая или укладывая ребёнка в определённую позу, мной и моими коллегами учитываются его физиологические особенности, его желания, а также с какой стороны находится источник информации – телевизор, окно, взрослые или другие дети. Если ребёнок отказывается от контакта, проявляет беспокойство в виде крика или плача – это является сигналом, что он устал находиться в данной позе и ему необходимо помочь сменить её.
Для обеспечения правильного позиционирования воспитанников в нашем доме используются различные мягкие материалы (валики, мягкие модули, укладочные подушки сшитые (в том числе самостоятельно) по индивидуальным размерам).
Так, например, у большинства воспитанников нашего учреждения имеются в наличии сгибательные контрактуры коленных суставов, поэтому при позиционировании таких детей в «положение лёжа» на спине, мы используем валики, а во избежание заваливания ног в стороны фиксируем бедра.
Положение ребёнка «сидя» предназначено для занятий, игры, приёма пищи, но большинство наших воспитанников не сидят самостоятельно, поэтому для позиционирования детей мы используем различные ТСР (кресла, стулья, коляски), а также поддерживающие подушки.
Положение, «лёжа на боку», также позволяет ребёнку следить за происходящим вокруг и для поддержания его в этой позе мы используем поддерживающие валики и подушки, чтобы он не заваливался на живот или спину, при этом необходимо помнить про то, что под голову тоже необходима подушка соответствующей величины.
Работая в специализированном учреждении пришло понимание того, что максимально возможный уровень двигательной активности ребёнка с ТМНР в течение дня зависит от правильного положения тела, то есть от того, как мы взрослые выполняем все правила позиционирования наших воспитанников.
ЛИТЕРАТУРА
Битова А.Л., Бояршинова О.С. Развивающий уход за детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития. – Москва «Теревинф» 2017. – С 33-45.
Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребёнком. – Москва «Теревинф» 2016. – С. 131-135.
Ахтямова Ю.А., Липес Ю.В. Развивающий уход за детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития. – Москва ООО «Буки Веди»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мир возможностей двигательной активности детей с ТМНР на коррекционно-развивающих занятиях (уроках).
В данной работе раскрыты основные этапы работы по стимуляции двигательной вктивности детей с ТМНР на коррекционно-развивающих занятиях(уроках)...
Если у ребёнка повышенная двигательная активность.
Консультация для родителей,детей, которые проявляют двигательную и вербальную активность.Чем могут помочь родители гиперактивному ребёнку....
Развитие двигательной активности – важное условие сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Развитие двигательной активности – важное условие сохранения и укрепления здоровья обучающихся....
Доклад 26.04.2019. Двигательная активность как составляющая здорового образа жизни.
Доклад 26.04.2019. Двигательная активность как составляющая здорового образа жизни....
"Урок- важнейший инструмент двигательной активности младших школьников"
Конспект урока для обучающихся 3 классов с ОВЗ. Раздел"Подвижные игры"...
Развитие двигательной активности обучающихся с ТМНР
Система работы по развитию двигательной способности детей с ТМНР...