Конспект урока по чтению в 7 классе.
план-конспект урока (7 класс)

Прокофьева Елена Витальевна

 

Тема урока: К.Я. Ваншенкин «Мальчишка»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malchishka.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: К.Я. Ваншенкин «Мальчишка»

Цель урока: Познакомить с произведением К.Я.Ваншенкина «Мальчишка»

Задачи:1) Образовательные: отрабатывать навыки чтения (беглость, правильность, осознанность, выразительность);учить правильному, последовательному заучиванию с опорой на картинно-графический план;

 2) Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к урокам чтения;

 3) Коррекционно-развивающие: Развивать связную речь учащихся через ответы на вопросы; обогащать словарный запас, расширять кругозор учащихся; коррегировать и развивать произвольное внимание и логическое мышление через использование мобилизирующего этапа урока; развивать психические процессы (зрительную память, логическое мышление,  произвольное внимание) через использование дидактических заданий.

Ход урока

Орг.часть

1 слайд (ДЕТИ.МУЗЫКА)

1.Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера!
(Н. Красильников
Учитель: Какое это стихотворение?
Ученики: Доброе.
Учитель: Почему оно показалось вам добрым?
Какие добрые слова в нем звучат?

Кому эти слова были сказаны?
Когда эти слова нужно говорить?
Скажем, ребята, друг другу хором: доброе утро!

-Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Они хотят посмотреть, чему мы научились на уроках чтения, поэтому соберемся и будем активно и внимательно работать на уроке. Вы все знаете и все умеете, у нас все получится.

2-Ребята, а как вы думаете, что еще способствует

 доброму хорошему настроению? Хорошему, бодрому настрою на урок способствует

 еще и яркое , солнечное утро, весеннее настроение. Ведь весна –это пробуждение после зимнего сна и,конечно,весна настраивает людей на добрые поступки, на новые чувства. Согласны?

2 слайд (КАРТИНКА ВЕСНЫ)

Прочитайте строки Т.Дмитриева

Весна пришла http://zanimatika.narod.ru/Listik_ber.gif


По весне набухли почки
И проклюнулись листочки.
Посмотри на ветки клена –
Сколько носиков зеленых!
(Т. Дмитриев)

-Прочитайте .

-Что означает «тире» ?

-Какой знак стоит в конце четверостишия? Прочитайте соблюдая интонацию, паузы, знаки препинания.

_Выучите стихотворение наизусть. Для быстрого запоминания я вам предлагаю схемы-рисунки для  каждой строки.

2 Проверка домашнего задания.

А)Пересказ биографии К.Я.Ваншенкина

-Давайте вспомним, с каким писателем мы познакомились на прошлом уроке?

-Что вам было задано на дом?

-Что вас заинтересовало в биографии и творчестве К.Я.

-Кто желает рассказать о жизни

Б) Блиц-тест

-Чтобы проверить, насколько внимательно остальные читали биографию писателя, я приготовила вам тест на карточках. Всего 6 вопросов.

1.В каком году родился К.Я.Ваншенкин?

-1915;

-1925;

-1935;

2. В семье Ваншенкиных любили:

-поэзию;

-праздники;

-ходить в театр;

3.Константин ушел на войну в возрасте:

-15 лет;

-16 лет;

-17 лет;

4. к.я окончил:

-литературный институт;

-инженерный институт;

-консерваторию;

5.Какая известная песня написана на слова К.Я.Ваншенкина?

-Я люблю тебя, мама!

- Я люблю тебя, Жизнь!

- Я люблю тебя, Москва!

6.В каком году умер К.Я.Ваншенкин?

-2000году;

-2008 году;

-2012 году.

 3 слайд (самопроверка)

-У кого 3 ош., 2ош,1 ош.

3.Собщение темы, цели урока.

К уроку чтения ученицам 7 класса Вере, Оле и Кате было задано прочитать стихи (названия на доске): Никол.Алексеев Некрасова «Несжатая полоса», Мих.Вас. Исаковского «Детство», Конст.Яковл.Ваншенкина «Мальчишка», Ник.Ив.Рыленкова «Все в тающей дымке». Вера прочитала стихотворение М.В.Исаковского «Детство» и Н.А.Некрасова «Несжатая полоса»; Оля не читала стихотворение К.Я.Ваншенкина «Мальчишка»,а Катя прочитала стихотворение Н.И.Рыленкова и М.В.Исаковского. Внимание! Вопрос: «Какое стихотворение не читали все три девочки?».

4 слайд (фото автора)

-Сегодня на уроке мы познакомимся с замечательным стихотворением К.Я.Ваншенкина «Мальчишка», будем учиться анализировать,  учиться выразительному чтению.

4. Изучение нового.

Беседа учителя

    Константин Ваншенкин не относится к числу тех поэтов, которые развиваются скачками, озаряя свой путь вспышками. Но он умеет пристально всматриваться в окружающую жизнь, умеет находить поэзию в самых будничных вещах.

    Этот поэт с семнадцати лет в армии, воевал на втором и третьем Украинских фронтах. Поэтому он создает очень много стихотворений на военную тематику. Но после возвращения с победой Ваншенкин начинает писать обо всем, что его окружает: о людях, о природе, о жизни... Список можно продолжить.

    Очень многие стихотворения Ваншенкина положены на музыку и являются популярными даже в наши дни. Одной из самых известных стихов-песен Константина Ваншенкина является «Я люблю тебя, жизнь…».

    Все основные темы творчества поэта собраны именно в этом стихотворении. Оно очень глубоко по смыслу. В своих стихах Ваншенкин затрагивает такие общечеловеческие понятия, как дружба, любовь, дети, семья, жизнь. Он пишет о том, что тревожит и волнует каждого человека. Потому, на мой взгляд, стихи   столь популярны.Но стих-е «Мальчишка»  является одним из первых  его сти—х-ий, которое получило весьма широкое распространение и известность.
а) первичное восприятие

-Открыли учебники на стр. Я читаю, а вы внимательно слушаете. Обратите на мою интонацию и темп речи. На ударение в словах и паузы.

-Опишите впечатление, которое произвело на вас стихотворение.

- Какие в вашем воображении возникли картины?

-Назовите главных героев произведения.

-А кто представил себя на месте этого мальчика?

Физминутка

Б)Вторичное восприятие

-Прочитайте сам-но, найдите непонятные слова, выражения.

Словарная работа

Окрестная

Пристрастие

Ватага

Чтение стихотворения  «вслух» детьми.

Закрепление . Работа с текстом.

-Каким настроением проникнуто данное произведение?

-Какие картины рисуются при чтении этого стихотворения. Сколько: одна,  две, несколько. Опишите.

-На сколько частей можно разделить стихотворение?

-Каким вы представляете себе  героя?

-За какие качества любила своего командира окрестная детвора?

-С кем или с чем сравнивает автор героя? Найдите  в тексте сравнения. Прочитайте.

-Какое чувство он у вас вызывает?

-Почему мальчишка был изумлен поведением незнакомой девочки?

-Что в этом поведении покорило его?

-Чего ждала от своего командира босоногая ватага?

-Почему она не поняла поведения мальчишки?

-Меняются ли чувства автора на протяжении стих-ия, если да- то благодаря каким словам?

-Прочитайте первые две строки стих-ия. Какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо?

-Роль последних строк. На каком эмоциональном уровне, по сравнению с началом, заканчивает поэт стих-е?

-К какому времени относится стихотворение (прошлому, настоящему, будущему)?

-Объясните, что хотел сказать автор словами: «... это он из детства уходил».

-Давайте попытаемся определить тему стихотворения. На доске записаны слова, которые помогут вам определить (дружба, природа, любовь, родина, народ, судьба поколения).

-Это стих-ие  относится к любовной лирике и посвящает к.я  его своей жене Инне Гофф ,с которой связал свою жизнь во время учебы в институте, прожил с ней более 40 лет .

Итог урока

-Широкому кругу людей он известен как автор многих популярных песен: «Как провожают пароходы», «Алеша», «За окошком свету мало».

5 слайд (перечень произведений)

-Поэзия Ваншенкина простая и незамысловатая , ясная и близкая по содержанию, поэтому его произведения читаются легко, вызывают интерес у людей разных поколений, именно поэтому мы посвящаем урок внеклассного чтения этому автору, а сейчас я вам предлагаю посмотреть и послушать как правильно читать стих и. Это сти-ие читает ваша ровесница с большой сцены.

Работа с интернетом

-Как на вас повлияло это стихотворение? Выразите свое отношение, написав на листочках, которые лежат у вас на столах.

Оценки

Домашнее задание

Настрой,готовность, внешний вид

Ответы детей

Развитие связной речи

Отработка навыков чтения

Упражнение на развитие памяти с опорой на картинно-графический план

1 уч-ся пересказывает с опорой на план или самостоятельно

 

самопроверка

Ответы детей

Логическое упражнение

Читает учитель

Чтение детьми «про себя»

Работа над лексическим значением слов

1 «уч-ся читает «вслух»

Развитие связной речи

Просмотр видеоролика

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению 3 класс II отделение

Конспект открытого урока по чтению для детей, обучающихся в 3 классе школы - интерната 2 вида II отделения....

Конспект урока по чтению 7 класс И.А. Крылов "Кукушка и Петух"

Урок поможет создавать на уроке благоприятный психологический микроклимат, способствующий раскрытию личностных качеств каждого учащегося;познакомить учащихся с басней И. А. Крылова; вспомнить другие, ...

Конспект урока по чтению в 3 классе на тему :Урок обобщение «Настали дни весенние!»

Цели: совершенствование навыков осознанного чтения, умения отвечать на вопросы по содержанию прочитанных произведений, выстраивать логическую последовательность описываемых событий, навыков выразитель...

Конспект урока по чтению в 9 классе. Тема урока: Э. Сетон- Томпсон «Снап» .

Конспект урока по чтению в 9 классе . Тема урока : Э. Сетон - Томпсон "Снап"...

Конспект урока по чтению 9 класс. Тема: Максим Горький. «Песня о Соколе» .

Конспект урока по чтению 9 класс. Тема : Максим Горький. "Песня о Соколе"....

Конспект урока по чтению 3 класс II отделение "Мамины руки" М.Родина

Конспект урока, разбор стихотворения М.Родина "Мамины руки"...

План-конспект урока внеклассного чтения в 5 классе УРОК-ИГРА «Вспоминая сказки Андерсена»

Данныйурок  внеклассногочтения  расширитяет знания детей о сказках Г.Х. Андерсена, развивает  интерес к его творчеству; воспитывает у учащихся чувство коллективизма, сплоченности, умени...