Методическая разработка группового логопедического занятия для 6-х классов коррекционной школы VIII вида "Профессии. Анализ и синтез речевых единиц. "
план-конспект урока (6 класс)
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Семеновская школа-интернат»
606653, Нижегородская обл., г.Семенов, ул.Чернышевского, д.2
е-mail: class="c7 c12">
Методическая разработка группового логопедического занятия
для 6-х классов коррекционной школы VIII вида
"Профессии. Анализ и синтез речевых единиц. "
Подготовила:
учитель-логопед Фролова А.В
Семенов, 2023год.
Методическая разработка группового логопедического урока
для 6-х классов коррекционной школы VIII вида
"Профессии. Анализ и синтез речевых единиц".
Цели урока:
- Логопедическая: развитие анализа и синтеза на уровне слова, предложения, текста.
- Лексическая: уточнение и расширение словаря по теме “Профессии”.
- Грамматическая: закрепление понятия “имя существительное”.
- Коррекционно-развивающая: развитие зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, мелкой моторики, процессов анализа, синтеза, запоминания; совершенствование навыка самоконтроля.
Оборудование:
- Иллюстрация “Путаница”.
- Индивидуальные карточки с изображением контура инструментов.
- Индивидуальные карточки с пословицей.
- Индивидуальные карточки с текстом (стихотворение).
- Индивидуальные карточки с филвордом.
- Картинка “Девочка Смешинка”.
- Макеты цветов с двигающимися разноцветными лепестками.
Ход занятия
I. Организационный момент.
1. Беседа (название занятия, какой урок по счёту).
2. Создание положительного настроя на занятие: учитель вывешивает на доску картинку с изображением лица улыбающейся девочки Смешинки, просит определить настроение девочки, поставить перед собой зеркало и улыбнуться так же, как Смешинка, желает сохранять хорошее настроение, а в конце занятия самим определить своё самочувствие и показать его, выбрав лепесток по цвету. А цветок подарить девочке Смешинке.
II. Разминка.
1. Упражнение развивающей кинезиологической программы.
Ухо-нос.
Левой рукой взять кончик носа, правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук “с точностью до наоборот”.
2. Психогимнастическое упражнение.
Считалочка-бормоталочка.
Повторить за логопедом фразу: “Все профессии важны, все профессии нужны” несколько раз. В первый раз произносим вслух всю фразу, кроме последнего слова; последнее слово произносим “про себя”, хлопая при этом один раз в ладоши. Во второй раз произносим вслух фразу, заменяя хлопками два последних слова и т. д.
Все – профессии – важны – все – профессии – нужны.
Все – профессии – важны – все – профессии –хлопок.
Все – профессии – важны – все – хлопок – хлопок.
Все – профессии – важны – хлопок – хлопок – хлопок.
Все – профессии – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок.
Все – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок.
Хлопок – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок.
III. Закрепление лексического материала.
1. Работа с иллюстрацией “Путаница”.
а) Рассмотреть иллюстрацию и сказать, что перепутал художник (какой предмет кому должен принадлежать: ракетка – спортсмену, автомат – солдату, мастерок – строителю, шприц – врачу, мел – учителю).
б) Повторить названия предметов (ракетка, автомат, мастерок, шприц, мел).
в) Беседа.
Рассказать, какие инструменты или орудия труда необходимы для работы: швее, столяру, повару, бухгалтеру и т.д.
2. Упражнение “Отгадай слово”.
Логопед произносит ряд звуков. Учащиеся должны запомнить каждый 2-ой звук, соединить их в слово. (б п а о ф в ы а л р)
3. Задание “Нарисуй по клеткам”.
На листе бумаги в клетку нарисовать точно по клеткам инструменты: пилу, молоток, топор, гаечный ключ по образцу правой рукой. (Приложение №1) выполнить штриховку каждого предмета левой рукой в разном направлении по инструкции учителя.
4. Выяснение обобщающего понятия.
Логопед.
– Так о чём мы будем рассказывать, выполнять задания? (о профессиях)
#1054;пределение логопедической темы.
Логопед.
На занятии мы будем определять место звуков в словах, отгадывать по звукам и буквам слова, составлять предложения.
V. Упражнения для коррекции и развития процессов анализа и синтеза слов; совершенствование техники чтения.
1. Звуки, буквы, слова.
а) Логопед называет слово (название профессии или инструмента). Даёт задание: назвать определённый по счёту звук в слове.
б) Прочитать на доске названия профессий (порядок букв в словах нарушен). (Приложеие №2)
(Доярка, рабочий, повар, строитель, музыкант).
Определить, в каком слове звук [я] предшествует звуку [р]; звук [ы] после звука [з]; звук [в] между звуками [о] и [а].
в)Найти эти слова в филворде (на карточке). (Приложение № 3)
г) Отгадать название инструмента по цифрам и буквам на доске.
Например:
4 8 1 9 2 5 3 7 6
н у т а о и р к б
Логопед называет цифры (3, 8, 6, 9, 4, 2, 7), учащиеся запоминают соответствующие буквы, соединяют устно в слово (рубанок).
VI. Закрепление программного грамматического материала.
1. Логопед.
К какой части речи относятся слова, которые отгадывали в заданиях?
Вспомнить помогут слоги на доске.
тви но су тель щес е
Правильно, это – существительное.
2. Вспомнить определение имени существительного.
3. Выяснить, что в заданиях использовались имена существительные, которые обозначают людей, вещи.
VII. Упражнения для коррекции и развития процессов анализа и синтеза
предложения, текста.
1. Работа с предложением.
а) На карточке в напечатанной фразе вычеркнуть все встречающиеся слова – название материала, из которого изготавливают швейные изделия (платья, блузки, рубашки)?
(шёлк); соединить оставшиеся части в слова, прочитать пословицу о труде. (Приложение №4)
б) Записать пословицу в тетрадь по памяти, проверить написание (открыть на доске).
Дело мастера боится.
в) Найти в пословице и назвать существительные (дело, мастер), их значение.
2. Работа с текстом.
а) Раздать карточки со стихотворением учащимся. (Приложение №5).
Логопед:
“Я прочту стихотворение, а вы запомните, о какой оно профессии, какие инструменты упоминаются”. (О столяре; рубанок, топор, молоток). Логопед медленно читает стихотворение во второй раз; учащиеся карандашом на карточке вставляют в словах все пропущенные гласные буквы (в первом четверостишии), некоторые пропущенные согласные буквы (во втором четверостишии). Затем учащиеся вслух читают стихотворение.
б) Сосчитать количество предложений в тексте; найти и прочитать третье предложение. Прочитать по цепочке каждое слово в предложении; прочитать по цепочке предложение через слово; причитать по цепочке каждое
слово предложения в обратном направлении (от последней буквы к первой; например: столяр – рялотс т. д.)
в) Прочитать это предложение еще раз “про себя”; забрать карточки; записать его в тетрадь по памяти. Раздать карточки, проверить написание.
г) Найти в стихотворении и назвать существительные, определить их значение (люди, вещи), выделить в тексте (сущ.).
Бежит рубанок по доске,
Как будто лодка по реке.
У столяра топор в руке,
Доска подогнана к доске.
Столяр доволен, он поёт
И в руки молоток берёт.
Доска сколочена с доской,
И новый стол уже готов.
VIII. Итог занятия.
#1050;акие задания выполняли со словами предложениями, текстом?
2. О чём были все задания? (о профессиях)
3. Какую часть речи повторили? (существительное)
4. Проанализировать и оценить работу на занятии
каждого ученика.
5. Выбрать по цвету лепесток цветка, соответствующий вашему настроению, поставить цветы в вазу. Подарить букет цветов девочке Смешинке.
Литература:
- Иншакова О.Б. Логопедическое обследование. – М., 1999.
- Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей. – М., 2004 г.
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушения чтения и письма у младших школьников. – СПб., 2001.
- Основы теории и практики логопедии/Под ред. Левиной Р.Е. – М., 1967
- Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. – СПб., 1996.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи // Логопедия. Глава #1055;од ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М., 2003.
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
якодар
йичобар
авроп
теирстоль
тнакызум
Приложение 3
Приложение 4
Дешёлклошёлк масшёлктешёлкрашёлк бошёлкитшёлксяшёлк.
Приложение 5
Б.ж.т р.б.н.к п. д.ск.,
К.к б.дт. л.дк. п. р.к. .
У ст.л.р. т.п.р в р.к.,
Д.ск. п.д.гн.н. к д.ск. .
С.оляр до.олен, он поёт
И в руки .олоток берёт.
До.ка .колочена с дос.ой,
И .овый с.ол уже готов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное логопедическое занятие для учащихся 2 класса коррекционной школы VIII вида "Зимнее путешествие" + презентация
Данное занятие, с презентацией, предназначено для коррекционной школы 8 вида. Оно расширяет словарь детей по лексической теме: "Дикие животные" и знакомит с Олимпийской символикой....
"Полёт на планету Словесность" итоговое логопедическое занятие для детей - логопатов в коррекционной школе VIII вида
Материал для проведения итогового логопедического занятия с презентацией можно использовать в работе школьного логопеда....
Методическая разработка группового логопедического занятия по теме "Знакомство с органами артикуляционного аппарата" (1 класс).
Предложена методическая разработка группового логопедического занятия по теме "Знакомство с органами артикуляционного аппарата". Занятие проводится в 1 классе в начале учебного года....
Календарно-тематическое планирование логопедической работы для учащихся подготовительного класса коррекционной школы VIII вида
Планирование логопедической работы для подготовительного класса коррекционной школы VIII вида расчитано на учащихся, имеющих I-II уровень cистемного недоразвития речи....
Конспект индивидуального коррекционно-логопедического занятия с учащейся 4 класса коррекционной школы 8 вида. ТЕМА: «Знакомство с аппаратно-программным комплексом «Нейрокурс» с БОС»
Конспект занятия по теме "Знакомство с аппаратно-программным комплексом "Нейрокурс" с БОС разработан для учащегося 4 класса специальной коррекционной школы 8 вида.Данное занятие проведено мной н...
Методическая разработка годовой контрольной работы по математике, 5 класс, коррекционная школа VIII вида
Методическая разработка годовой контрольной работы 5 класса коррекционной школы VIII вида включает в всебя 4 варианта, разработанных по типогруппам обучающихся....
Методическая разработка «Игра, как средство активизации познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида».
Основной целью внеклассной работы по математике во вспомогательной школе является развитие у учащихся интереса к предмету, накопление определённого запаса математических фактов и сведений, умений и на...