Логопедическая диагностика
консультация

Харламова Светлана Васильевна

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

В последние годы наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общего и речевого развития. Многие речевые аномалии, если их своевременно не исправить, могут стать причиной формирования отрицательных черт личности, так и  неуспеваемости ребенка в школе. Как известно, дети с нормальной речью на протяжении дошкольного возраста усваивают необходимый для учения в школе словарный запас и языковые грамматические формы, подготавливаются к овладению звуковым и морфологическим анализом слов. Однако у детей с различными формами речевой патологии эти процессы замедляются. Поэтому дети с различными нарушениями речи в условиях массовой школы обычно оказываются не в состоянии овладеть навыками письма и чтения в полном объеме. Многие дефекты речи препятствуют также успешному обучению детей и по ряду других учебных дисциплин. В связи с этим особую важность приобретают проблемы своевременного выявления детей, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии, коррекции этих нарушений т тем самым выравнивания психического развития основной массы логопатов до возрастной нормы.

Важное место в логопедической работе имеет диагностика речевых нарушений.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Логопедическое обследование предполагает, прежде всего, определение собственно речевых расстройств, которые могут выступать избирательно на фоне нормального интеллекта и сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной). В этих случаях наиболее распространенным нарушением является недоразвитие фонетико-фонематического уровня речевой функции, недоразвитие лексико-грамматических категорий либо сочетание этих нарушений. Губительное нарушение произносительной стороны речи может проявиться в различной степени: единичные нарушения звукопроизношения (дислалия), массивные нарушения артикуляции (в виде дизартрии), менее грубые, но стойкие речевые искажения (стертая дизартрия). Отдельным речевым диагнозом выступает открытая ринолалия, при которой дефекты артикуляции и резкий носовой оттенок речи обусловлены анатомическими дефектами твердого и мягкого неба. Все эти нарушения артикуляции, как правило, сопровождаются дефектами фонематических процессов (восприятие близких по акустико-артикуляторным признакам звуков, фонематического анализа и синтеза). Нарушения лексико-грамматического строя проявляются в виде бедности словаря, аграмматизмов, трудностей словообразования связной повествовательной речи (образование текста). Лексико-грамматические расстройства могут быть относительно самостоятельными либо сочетаться с нарушениями фонематического строя речи [3].

 Задача логопеда – определить степень речевых расстройств и поставить заключительный диагноз.

ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Диагностика включает в себя три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

Подготовительный этап предполагает отобрать диагностический материал, игры, подготовить комплексную карту, бланки для заполнения полученных результатов логопедического обследования. От степени речевого дефекта зависит отбор методик, технологий, которые использует логопед в период обследования. Продолжительность подготовительного периода – 1 – 2 дня.

Основной этап.

Сроки: 16 – 17 дней.

 Цель: Получить информацию о знаниях, умениях, навыках в соответствии с задачами общеобразовательной программы; уточнить логопедический диагноз.

Условие. Доброжелательное отношение к ребенку. Логопед учитывает особенности поведения ребенка в момент обследования, учитывает сформированность психических процессов: памяти, внимания, мышления. Все задания предлагаются в занимательной игровой форме, независимо от результата. Тактика общения с ребенком – сотрудничество.

Схема обследования (проводит логопед):

  1. Ознакомление с документацией. Медицинские справки.
  2. Выяснение акушерского анамнеза и анализа развития ребенка: моторного, речевого, психического.

Особое внимание обращают на следующее: предречевые вокализации (гуканье, гуление); появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз; качество первых слов, фраз (наличие нарушений слоговой структуры, аграмматизмы, неправильное звукопроизношение).

  1. Объективное исследование ребенка.

 Установление эмоционального контакта с ребенком, создание правильного отношения к обследованию; выявление интересов ребенка, его любимых занятий, игр, особенностей представления об окружающем.

 Исследование невербальных функций: изучение психомоторики, тесты Озерецкого (пересчет пальцев, проба на пальцевой гнозис по подражанию, по словесной инструкции): ладонь – ребро – кулак.

Отмечается наличие персевераций (стереотипное повторение действия), застревания, соскальзывания, выраженной замедленности.

Исследование предметного гнозиса (знание, узнавание):

а) по контуру;

б) по пунктированию;

в) по наложению одного прндмета на другой;

г) предметы с недостающими элементами.

3.4.  Исследование мышления.

Расклад серии картин с учетом развития сюжета.

Выяснение причинно-следственных связей. Например: Почему весной из почек появляются на деревьях листочки?

Классификация, обобщения, выделение лишнего предмета из группы однородных.

Определение уровня смысловой целостности рассказа.

  1.   Исследование импрессивной речи.

Понимание связной речи.

Понимание предложений.

Понимание различных грамматических форм (предложно-падежных конструкций, дифференциация единственного и множественного числа существительных, глаголов с различными приставками (пришел – ушел; вошел – вышел) и т. п.

Понимание слов (противоположных по значению, близких по значению).

  1.   Исследование фонематических процессов.
    1. Фонематический анализ:
  • выделение звука на фоне слова;
  • выделение звука из слова;
  • определение места звука в слове по отношению к другим звукам;
  • определение количества звуков в слове;
  • дифференциация звуков по противопоставлениям (звонкие – глухие, мягкие – твердые, свистящие – шипящие и т.п.).
    1.  Фонематический синтез.

Составление слов из последовательно названных звуков (М, А, К – мак).

Составление слов из звуков, названных в нарушенной последовательности (М, К, А – мак).

  1.   Исследование экспрессивной речи.

      3.7.1. Строение и подвижность артикуляционного аппарата, исследование орального праксиса. Отметить параметры движений: тонус; активность; объем движения; точность выполнения; длительность; замена одного движения другим; добавочные и лишние движения (наличие синкинезии).

      3.7.2.    Состояние звукопроизношения:

изолированно;

в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных): са, ас, ста;

в словах;

в речи;

произношение слов различной слоговой структуры.

Отмечается сокращение числа слогов, упрощение слогов, уподобление слогов, перестановка слогов.

  1.  Исследование словарного состава языка.

Самостоятельное дополнение ребенком тематического ряда:

солнышко какое? – теплое, яркое…

какие овощи растут на грядке? – огурцы…

подбор синонимов, антонимов, родственных слов;

выявление общих категориальных названий. Например: машина, автобус, трамвай – это? (транспорт).

Отметить:

  • соответствие словаря возрастной норме;
  • наличие в словаре глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных;
  • точность употребления слов.

При моторной алалии отметить разницу между активным и пассивным словарем.

  1. Обследование грамматического строя речи.

а) Состояние функции словоизменения:

  • преобразование единственного числа существительных во множественное в именительном падеже;
  • образование формы родительного падежа существительных в единственном и множественном числе;
  • согласование с числительными (2 и 5).

б) Состояние функции словообразования:

  • образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  • образование прилагательных (относительных, качественных, притяжательных);
  • образование названий детенышей животных;
  • образование глаголов с помощью приставок [3].
    1. Состояние связной речи.

Воспроизведение знакомой сказки:

а) по памяти;

б) по серии картинок.

Сказки: «Колобок», «Курочка ряба», «Теремок».

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Отметить:

  • логическую последовательность в изложении событий;
  • характер аграмматизма;
  • особенности словаря.

            3.7.6. Исследование динамических характеристик речи (тип, интонация, выразительность, наличие скандированной речи, запинки, заикание).

            3.7.7.     Особенности голоса: громкий, тихий, слабый, сиплый, хриплый [2].

      4.  Логопедическое заключение.

Речевой диагноз: степень и характер нарушения устной речи. Результаты обследования отмечаются не только при заполнении речевой карты, но и заносятся в комплексную диагностическую карту [1]. 

      Основной этап – самый важный период в диагностике детей. Логопед планирует работу по обследованию речевого развития ребенка, определяет способы получения информации, готовит дидактический материал. При обследовании используются как традиционные, так и нетрадиционные методы и приемы сбора анамнеза, исследования неречевых и речевых функций ребенка. Методы обследования: анкетирование, наблюдение, тестирование, беседа. В период обследования логопед определяет характер общеучебных знаний и умений, навыки общения ребенка со взрослыми.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая итоговая диагностика по развития речи

Логопедическая итоговая диагностика  по развития речи(1 классы)Фамилия имя ребенкаКоличество балловуровень   Богатство словаря А. Словарь существительныхРебенку предлагается с...

Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: « Диагностика импрессивной стороны речи, артикуляционной моторики, зрительного гнозиса и праксиса »

Предлагаю вашему вниманию конспект индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: «Диагностика импрессивной стороны речи,  артикуляционной  моторики, зрительного гнозиса и ...

Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: « Диагностика состояния звуковой стороны речи и навыков счета»

Предлагаю вашему вниманию сценарную разработку индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: «Диагностика состояния звуковой стороны речи и навыков счета». Данное занятие является в...

Логопедическая диагностика по Фотековой

Вашему вниманию представлен материал экспресс-диагностики устной речи по Фотековой....

Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: « Диагностика состояния грамматического строя речи».

Предлагаю вашему вниманию конспект индивидуального занятия в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Диагностика состояния грамматического строя речи». Данное занятие является третим э...

Деловая игра. Тема: Дифференциация клинической логопедической диагностики.

Данная игра может быть проведена на методическом объединении логопедов или на практическом занятии со студентами....