Логопедическая диагностика
консультация
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
АКТУАЛЬНОСТЬ
В последние годы наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общего и речевого развития. Многие речевые аномалии, если их своевременно не исправить, могут стать причиной формирования отрицательных черт личности, так и неуспеваемости ребенка в школе. Как известно, дети с нормальной речью на протяжении дошкольного возраста усваивают необходимый для учения в школе словарный запас и языковые грамматические формы, подготавливаются к овладению звуковым и морфологическим анализом слов. Однако у детей с различными формами речевой патологии эти процессы замедляются. Поэтому дети с различными нарушениями речи в условиях массовой школы обычно оказываются не в состоянии овладеть навыками письма и чтения в полном объеме. Многие дефекты речи препятствуют также успешному обучению детей и по ряду других учебных дисциплин. В связи с этим особую важность приобретают проблемы своевременного выявления детей, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии, коррекции этих нарушений т тем самым выравнивания психического развития основной массы логопатов до возрастной нормы.
Важное место в логопедической работе имеет диагностика речевых нарушений.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Логопедическое обследование предполагает, прежде всего, определение собственно речевых расстройств, которые могут выступать избирательно на фоне нормального интеллекта и сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной). В этих случаях наиболее распространенным нарушением является недоразвитие фонетико-фонематического уровня речевой функции, недоразвитие лексико-грамматических категорий либо сочетание этих нарушений. Губительное нарушение произносительной стороны речи может проявиться в различной степени: единичные нарушения звукопроизношения (дислалия), массивные нарушения артикуляции (в виде дизартрии), менее грубые, но стойкие речевые искажения (стертая дизартрия). Отдельным речевым диагнозом выступает открытая ринолалия, при которой дефекты артикуляции и резкий носовой оттенок речи обусловлены анатомическими дефектами твердого и мягкого неба. Все эти нарушения артикуляции, как правило, сопровождаются дефектами фонематических процессов (восприятие близких по акустико-артикуляторным признакам звуков, фонематического анализа и синтеза). Нарушения лексико-грамматического строя проявляются в виде бедности словаря, аграмматизмов, трудностей словообразования связной повествовательной речи (образование текста). Лексико-грамматические расстройства могут быть относительно самостоятельными либо сочетаться с нарушениями фонематического строя речи [3].
Задача логопеда – определить степень речевых расстройств и поставить заключительный диагноз.
ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Диагностика включает в себя три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
Подготовительный этап предполагает отобрать диагностический материал, игры, подготовить комплексную карту, бланки для заполнения полученных результатов логопедического обследования. От степени речевого дефекта зависит отбор методик, технологий, которые использует логопед в период обследования. Продолжительность подготовительного периода – 1 – 2 дня.
Основной этап.
Сроки: 16 – 17 дней.
Цель: Получить информацию о знаниях, умениях, навыках в соответствии с задачами общеобразовательной программы; уточнить логопедический диагноз.
Условие. Доброжелательное отношение к ребенку. Логопед учитывает особенности поведения ребенка в момент обследования, учитывает сформированность психических процессов: памяти, внимания, мышления. Все задания предлагаются в занимательной игровой форме, независимо от результата. Тактика общения с ребенком – сотрудничество.
Схема обследования (проводит логопед):
- Ознакомление с документацией. Медицинские справки.
- Выяснение акушерского анамнеза и анализа развития ребенка: моторного, речевого, психического.
Особое внимание обращают на следующее: предречевые вокализации (гуканье, гуление); появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз; качество первых слов, фраз (наличие нарушений слоговой структуры, аграмматизмы, неправильное звукопроизношение).
- Объективное исследование ребенка.
Установление эмоционального контакта с ребенком, создание правильного отношения к обследованию; выявление интересов ребенка, его любимых занятий, игр, особенностей представления об окружающем.
Исследование невербальных функций: изучение психомоторики, тесты Озерецкого (пересчет пальцев, проба на пальцевой гнозис по подражанию, по словесной инструкции): ладонь – ребро – кулак.
Отмечается наличие персевераций (стереотипное повторение действия), застревания, соскальзывания, выраженной замедленности.
Исследование предметного гнозиса (знание, узнавание):
а) по контуру;
б) по пунктированию;
в) по наложению одного прндмета на другой;
г) предметы с недостающими элементами.
3.4. Исследование мышления.
Расклад серии картин с учетом развития сюжета.
Выяснение причинно-следственных связей. Например: Почему весной из почек появляются на деревьях листочки?
Классификация, обобщения, выделение лишнего предмета из группы однородных.
Определение уровня смысловой целостности рассказа.
- Исследование импрессивной речи.
Понимание связной речи.
Понимание предложений.
Понимание различных грамматических форм (предложно-падежных конструкций, дифференциация единственного и множественного числа существительных, глаголов с различными приставками (пришел – ушел; вошел – вышел) и т. п.
Понимание слов (противоположных по значению, близких по значению).
- Исследование фонематических процессов.
- Фонематический анализ:
- выделение звука на фоне слова;
- выделение звука из слова;
- определение места звука в слове по отношению к другим звукам;
- определение количества звуков в слове;
- дифференциация звуков по противопоставлениям (звонкие – глухие, мягкие – твердые, свистящие – шипящие и т.п.).
- Фонематический синтез.
Составление слов из последовательно названных звуков (М, А, К – мак).
Составление слов из звуков, названных в нарушенной последовательности (М, К, А – мак).
- Исследование экспрессивной речи.
3.7.1. Строение и подвижность артикуляционного аппарата, исследование орального праксиса. Отметить параметры движений: тонус; активность; объем движения; точность выполнения; длительность; замена одного движения другим; добавочные и лишние движения (наличие синкинезии).
3.7.2. Состояние звукопроизношения:
изолированно;
в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных): са, ас, ста;
в словах;
в речи;
произношение слов различной слоговой структуры.
Отмечается сокращение числа слогов, упрощение слогов, уподобление слогов, перестановка слогов.
- Исследование словарного состава языка.
Самостоятельное дополнение ребенком тематического ряда:
солнышко какое? – теплое, яркое…
какие овощи растут на грядке? – огурцы…
подбор синонимов, антонимов, родственных слов;
выявление общих категориальных названий. Например: машина, автобус, трамвай – это? (транспорт).
Отметить:
- соответствие словаря возрастной норме;
- наличие в словаре глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных;
- точность употребления слов.
При моторной алалии отметить разницу между активным и пассивным словарем.
- Обследование грамматического строя речи.
а) Состояние функции словоизменения:
- преобразование единственного числа существительных во множественное в именительном падеже;
- образование формы родительного падежа существительных в единственном и множественном числе;
- согласование с числительными (2 и 5).
б) Состояние функции словообразования:
- образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- образование прилагательных (относительных, качественных, притяжательных);
- образование названий детенышей животных;
- образование глаголов с помощью приставок [3].
- Состояние связной речи.
Воспроизведение знакомой сказки:
а) по памяти;
б) по серии картинок.
Сказки: «Колобок», «Курочка ряба», «Теремок».
Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Отметить:
- логическую последовательность в изложении событий;
- характер аграмматизма;
- особенности словаря.
3.7.6. Исследование динамических характеристик речи (тип, интонация, выразительность, наличие скандированной речи, запинки, заикание).
3.7.7. Особенности голоса: громкий, тихий, слабый, сиплый, хриплый [2].
4. Логопедическое заключение.
Речевой диагноз: степень и характер нарушения устной речи. Результаты обследования отмечаются не только при заполнении речевой карты, но и заносятся в комплексную диагностическую карту [1].
Основной этап – самый важный период в диагностике детей. Логопед планирует работу по обследованию речевого развития ребенка, определяет способы получения информации, готовит дидактический материал. При обследовании используются как традиционные, так и нетрадиционные методы и приемы сбора анамнеза, исследования неречевых и речевых функций ребенка. Методы обследования: анкетирование, наблюдение, тестирование, беседа. В период обследования логопед определяет характер общеучебных знаний и умений, навыки общения ребенка со взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая итоговая диагностика по развития речи
Логопедическая итоговая диагностика по развития речи(1 классы)Фамилия имя ребенкаКоличество балловуровень Богатство словаря А. Словарь существительныхРебенку предлагается с...
Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: « Диагностика импрессивной стороны речи, артикуляционной моторики, зрительного гнозиса и праксиса »
Предлагаю вашему вниманию конспект индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: «Диагностика импрессивной стороны речи, артикуляционной моторики, зрительного гнозиса и ...
Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: « Диагностика состояния звуковой стороны речи и навыков счета»
Предлагаю вашему вниманию сценарную разработку индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: «Диагностика состояния звуковой стороны речи и навыков счета». Данное занятие является в...
Логопедическая диагностика по Фотековой
Вашему вниманию представлен материал экспресс-диагностики устной речи по Фотековой....
Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: « Диагностика состояния грамматического строя речи».
Предлагаю вашему вниманию конспект индивидуального занятия в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Диагностика состояния грамматического строя речи». Данное занятие является третим э...
Деловая игра. Тема: Дифференциация клинической логопедической диагностики.
Данная игра может быть проведена на методическом объединении логопедов или на практическом занятии со студентами....
Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Логопедическая диагностика в школе с овз
Логопедическая диагностика в школе с овз...