Логопедическая диагностика по Фотековой
методическая разработка

Караваева Элина Владимировна

Вашему вниманию представлен материал экспресс-диагностики устной речи по Фотековой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zkspresdiagnostika_po_fotekovoy.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

Сокращенный вариант методики для экспресс-диагностики всех сторон устной и письменной речи младших школьников

(составлена по методикам Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В., Мазановой Е.В.)

Стандартизированная методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки применяется для решения следующих задач:

  1. диагностики;
  2. уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля);
  3. построение системы индивидуальной коррекционной работы;
  4. комплектование подгрупп на основе общности структуры нарушений речи;
  5. отслеживание динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия.

В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой и Е.В. Мальцевой. Кроме этого исследуется понимание сложных логико-грамматических отношений с использованием заданий, разработанных А.Р. Лурия.

Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи

1. Проверка состояния фонематического восприятия

Инструкция. «Слушай внимательно и повторяй за мной.

ба-па-па-ба        жа-ша-ша-жа          ла-ра-ра-ла              са-ша-ша-са                ца-са-ца-са

         

1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

0.5 балла – первый член воспроизводиться правильно, второй уподобляется первому;

0.25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

0- отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.

Максимальное количество баллов – 5

2. Исследование артикуляционной моторики.

Инструкция. «Повторяй за мной движения».

  • Губы в улыбке
  • Губы «трубочкой» – округлены и вытянуты вперед;
  • Язык «лопаткой» – широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;
  • «Маятник» - рот открыт, язык выдвинут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;
  • Чередование движений губ: «улыбка» - «трубочка».

Оценка:

1 балл – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

0.5 балла – замедленное и напряженное выполнение;

0.25 – выполнение с ошибками – длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

0 баллов – невыполнение движения.

Максимальное количество – 5 баллов

3. Исследование звукопроизношения.

Инструкция. «Повторяй за мной»

  • Собака-маска-нос
  • Сено-василек-высь
  • Замок-коза
  • Зима-магазин
  • Цапля-овца-палец-
  • Шуба-кошка-камыш
  • Жук-ножи
  • Щука-вещи-лещ
  • Чайка-очки-ночь
  • Рыба-корова-топор
  • Река-варенье-дверь
  • Лампа-молоко-пол
  • Лето-колесо-соль

Оценка:

3балла – безукоризненное произношение всех звуков;

1.5 балла – один или несколько звуков группы изолированно и отраженно произносятся, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е. недостаточно автоматизированы;

1балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы;

0 – искажениям и заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы.

1группа – свистящие (с, сь, з, зь, ц)

2 группа – шипящие (ш, ж, ч, щ)

3 группа – сонорные – л, ль

4 группа – сонорные – р, рь;

5 группа – остальные звуки, дефекты которых встречаются значительно реже (задненебные гь, кь, хь, , й, случаи дефектов озвончения, смягчения и крайне редкие нарушения произношения гласных звуков).

Максимальное количество – 15 баллов.

4. Исследование сформированность звуко-слоговой структуры слова.

Инструкция «Повторяй за мной слова».

 танкист      космонавт      сковорода     аквалангист     термометр

Оценка:

1 балл – правильное и точное воспроизведение;

0.5 балла – замедленное послоговое  воспроизведение;

0.25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуск, перестановки звуков и слогов внутри слова);

0 баллов – невоспроизведение.

Максимальное количество – 5 баллов.

Максимальное количество баллов за серию – 30.

Серия 2. Исследование грамматического строя речи

1. Повторение предложений

Инструкция. «Послушай предложение и постарайся повторить его»

  • Птичка свила гнездо.
  • В саду было много красных яблок.
  • Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
  • Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
  • На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).

Оценка:

1балл – правильное и точное воспроизведение предложения;

05 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;

0.25 – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, предложение не закончено;

0 – невоспроизведение.

Максимальное количество 5 баллов.

2. Верификация предложений.

Инструкция. «Найди в предложениях ошибки и постарайся их исправить»

  • Собака вышла в будку.
  • По морю плывут корабль.
  • Дом нарисован мальчик.
  • Хорошо спится медведь под снегом.
  • Над большим деревом была глубокая яма.

Оценка:

1 балл – выявление и исправление ошибки.

0,5 балла – выявление и исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов);

0.25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена;

0 – ошибка не выявлена.

Максимальное количество – 5 баллов.

3. Составление предложений из слов в начальной форме.

Инструкция. «Постарайся составить из слов предложение».

  • Мальчик, открывать, дверь
  • Сидеть, синичка, на, ветка
  • Груша, бабушка, внучка, давать
  • Витя, косить, трава, кролики, для
  • Петя, купить, шар, красный, мама

Слова предъявляются до первого ответа.

Оценка:

1 балл – предложение составлено верно.

0.5 – нарушен порядок слов;

0.25 – наблюдаются пропуски, привнесения, замены, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности.

0баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

Максимально количество – 5 баллов.

4. Добавление предлогов в предложение.

Инструкция. «Вставь пропущенное слово а предложение»:

  • Лена наливает чай … чашки.
  • Почки распустились …деревьях.
  • Птенец выпал…гнезда.
  • Щенок спрятался …крыльцом.
  • Пес сидит …конуры.

Оценка:

1балл – правильный ответ;

0.5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи («Подумай еще»).

0.25 – правильный ответ после помощи виде вопроса.

0 баллов – неэффектное использование помощи как первого, так и второго вида.

Максимальное количество – 5 баллов.

5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Инструкция. «Назови предметы по образцу»

Образец: один- дом, а если их много, то это дома:

  • Один – стол, а много это…
  • Один – стул, а
  • Одно – окно
  • Одна – звезда
  • Одно – ухо

Образец: один – дом, а много (чего?) – домов.

  • Один- стол, а много (чего?) –
  • Один – стул, а
  • Одно – окно
  • Одна – звезда
  • Одно – ухо

Можно использовать картинки.

Оценка:

1балл – правильный ответ.

0.5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;

0.25 – форма образована неверно;

0 – невыполнение.

Максимальное количество 10 баллов.

Максимальное количество за серию – 30 баллов.

Серия 3. Исследование словаря и навыков словообразования

1. Образование существительных, обозначающих детенышей животных.

Инструкция. «Назови детенышей животных по образцу»

Образец: у кошки – котята

  • У козы –
  • У волка –
  • У утки
  • У лисы
  • У льва
  • У собаки
  • У курицы
  • У свиньи
  • У коровы
  • У овцы

Максимальное количество – 10 баллов.

2. Образование прилагательных от существительных.

А. Относительных

Инструкция. «Назови слова по образцу»

Образец: кукла из бумаги – она бумажная.

  • Шляпка из соломы – она…
  • Горка изо льда
  • Салат из моркови
  • Варенье из вишни
  • Суп из грибов
  • Варенье из яблок
  • Варенье из сливы
  • Варенье из клюквы
  • Лист дуба
  • Лист осины

Максимальное количество – 10 баллов.

Б. Качественных

Образец: если днем жара, то день – жаркий.

  • Если днем мороз, то день –
  • Если днем солнце, то день-
  • Если днем снег
  • Если днем дождь
  • Если днем ветер

В. Притяжательных

Инструкция. «Назови слова по образцу».

Образец: у собаки лапа – собачья

  • У кошки лапа-
  • У медведя
  • У льва
  • У лисы
  • Клюв птицы - … клюв

Оценка:

1 балл – правильный ответ;

0.5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0.25 – неверно образованная форма;

0 баллов невыполнение.

Максимальное количество баллов за серию – 30 баллов.

Серия 4. Исследование связной речи

1. Составление рассказа по серии из 4-5 сюжетных картинок.

Инструкция. «Посмотри на картинки, постарайся разложить их по порядку и составить рассказ».

Оценка:

  1. Критерий смысловой целостности:

5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности.

 2.5 балла – допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев;

1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершен;

0 – отсутствует описание ситуации.

  1. Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств;

2.5 – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;

1 балл – встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;

0 баллов – рассказ не оформлен.

  1. Критерий самостоятельности выполнения задания:

5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;

2.5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;

1 балл – раскладывание картинок и составление рассказ по наводящим вопросам;

0 баллов – невыполнение задания даже при наличии помощи.

2. Пересказ прослушанного текста

Рассказ предъявлять не более 2 раз.

Инструкция. «Сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься его пересказать».

Горошины.

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

Оценка:

  1. Критерий смысловой целостности:

5 баллов- воспроизведены все смысловые звенья; 2.5 – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев;

1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации;

0 баллов – невыполнение.

  1. Критерий лексико-грамматического оформления:

5 баллов – пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;

2.5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;

1балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов;

0 баллов – пересказ не доступен.

  1. Критерий самостоятельности выполнения:

5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления;

2.5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения;

1балл – пересказ по вопросам;

0 баллов – пересказ не доступен даже по вопросам.

Максимальное количество баллов за серию -30 баллов.

Экспресс – вариант включает 77 заданий, не считая проверки звукопроизношения. Наибольшее количество баллов за всю методику равно – 120 баллов (100%).

4 уровень – 100-80%;

3 уровень - 79.9 – 65%;

2 уровень – 64.9 – 45%;

1 уровень – 44.95 – и ниже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов методическое пособие/ Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.

Методика для диагностики речевой патологии у детей сочетает традиционные для логопедической практики приемы с некоторыми нейропсихологическими методами, разработанными Л. С. Цветковой, Т. В. Ахутиной ...

Т.А.Фотекова Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Москва 2000 Аркти

Предлагаемая методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа стру...

Тестовая методика диагностики устной речи дошкольников Т.А. Фотекова

Коррекционная работа в логопедической группе начинается с обследования детей, которое позволяет логопеду судить об уровне развития каждого ребенка, поступающего вновь или продолжающего обучение....

Деловая игра. Тема: Дифференциация клинической логопедической диагностики.

Данная игра может быть проведена на методическом объединении логопедов или на практическом занятии со студентами....

Т. А. Фотекова «Тестовая методика. Диагностика устной речи младших школьников».

Диагностический инструментарий уровня речевого развития обучающихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья...

Логопедическая диагностика

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА АКТУАЛЬНОСТЬВ последние годы наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общего и речевого развития. Многие речевые аномалии, если их своевременно не исправить, мог...