Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: « Диагностика состояния грамматического строя речи».
план-конспект на тему

Ганькина Марина Евгеньевна

Предлагаю вашему вниманию конспект индивидуального занятия в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Диагностика состояния грамматического строя речи». Данное занятие является третим этапом в обследовании речевого развития детей и направлено на изучение грамматического строя речи (навыков словообразования и словоизменения).  На данном этапе обследования дошкольник помогает Звездочету найти  солнечные лучи и прикрепить их к солнцу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: « Диагностика состояния грамматического строя речи».

Цель: исследовать состояние грамматического строя речи.

Задачи: 1) определить состояние словоизменения:

               • изменение существительных по падежам;

               • образование существительных множественного числа в именительном и          

               родительном падеже;

               • согласование прилагательных с существительными единственного числа;

               • употребление предложно – падежных конструкций;

               • согласование числительных 2 и 5 с существительными;

               2) определить состояние словообразования:

         • образование существительных с уменьшительно – ласкательными          

         суффиксами;

               • образование названий детенышей животных.

Ход занятия

  1. Организационный момент (приветствие).
  2. Введение в игровую ситуацию

Звездочет сообщает ребенку, что солнышко потеряло свои лучики. Они упали на Землю и их нужно найти, а затем прикрепить к солнышку.

  1. Ход игры

Звездочет и ребенок отправляются в путь. По дороге они встречают лесных зверей, которые отдают им солнечные лучики только в том случае, если путешественники выполнят их просьбы.

Первым на пути встречается ежик. Он предлагает сыграть в игру.

                        Игра «Магазин»

Цель – исследовать особенности образования существительных множественного числа в именительном и родительном падеже; согласования прилагательных с существительными единственного числа; согласования числительных 2 и 5 с существительными.  Оборудование – игрушечный магазин с овощами, фруктами, ягодами (5 ягод, 5 лимонов,5 яблок, 5 луковиц, 5 помидоров, 5 перцев).

                                                                  Описание игры

 Ребенок выступает в роли покупателя, а ежик и Звездочет в роли продавцов. Звездочет берет в руки какой-либо овощ, фрукт и задает вопрос: «Что это? » (лимон). Затем берет много лимонов: «А теперь у меня что?» (лимоны) и так далее. Затем Звездочет берет перец и говорит: «У меня в руках что?» (перец). Затем берет 2 перца и говорит с интонацией незаконченности: « А теперь у меня два…» (перца). Затем берет 5 перцев и говорит: « А теперь у меня пять…» (перцев) и так далее. Звездочет берет клубнику и говорит: «Ягода красная, а яблоко какое? (зеленое), а лимон? (желтый)» и т. д. Затем ребенок «покупает» овощи, фрукты, ягоды, кладет их в корзину и отвечает на вопросы: «У тебя в корзине много чего?» (ягод, лимонов, яблок, луковиц, помидоров, перцев).

По окончании игры еж благодарит ребенка за покупку его товаров и отдает ему два солнечных луча. Звездочет и ребенок идут дальше и встречают зайца.

Игра «Найди морковки для зайчат»

Цель – исследовать особенности  употребления предложно – падежных конструкций. Оборудование –  стол, 6 морковок, корзина.

Описание игры

Ребенок находит морковки, говорит, где они лежат: на столе, под столом, около стола, перед столом, за столом, в столе; а затем кладет их в корзину.

По окончании игры заяц благодарит ребенка за найденные морковки  и отдает ему два солнечных луча. Звездочет и ребенок идут дальше и встречают медведя, проходят к нему в берлогу.

.                                          

Игра «Посели детенышей к мамам»

Цель – изучить особенности  образования названий детенышей животных.

Оборудование –  картинки животных и их детенышей.

Описание игры

 Ребенок должен назвать детенышей животных и «поселить» их к мамам.

Медведь отдает ребенку солнечный луч.

В берлогу забегают медвежата и предлагают сыграть в игру.

Игра «Сыграй в мяч»

Цель– изучить особенности образования существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, особенности изменения существительных по падежам, особенности образования множественного числа существительных именительного падежа.

Оборудование –  мяч

Описание игры

Медвежата предлагают ребенку перекидывать мяч и называть ласково предметы (дом, стул, кровать, окно, елка, гриб, забор, сапог), имена (Женя, Костя), затем называть множество предметов (река, ухо, кольцо, ведро, гнездо). Потом  медвежонок показывает мяч и говорит: «У меня в руках мяч. Это…(мяч). У меня нет…(мяча). Я протягиваю руку к…(мячу). Я бросаю…(мяч). Я играю с…(мячом). Я мечтаю о красивом… (мяче)».

По окончании игры медвежата отдают солнечный луч.

4.Подведение итога

Игра «Солнечные лучи»

Цель – изучить особенности согласования числительных с существительными.  

Оборудование –  изображения солнца и лучей.

Описание игры

Звездочет и ребенок прикрепляют лучи к изображению солнца, а затем считают их (1 луч, 2 луча, 3 луча и т. д.).

Звездочет хвалит ребенка и благодарит его за помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию в старшей логопедической группе по теме "Транспорт"

Презентация к занятию в старшей логопедической группе на тему: "Транспорт"...

Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему "Космическое путешествие"

Занятие по закреплению лексика-граммматических категорий и фонематических навыков у детей старшего возраста, посещающих логопедическую группу....

Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: « Диагностика импрессивной стороны речи, артикуляционной моторики, зрительного гнозиса и праксиса »

Предлагаю вашему вниманию конспект индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: «Диагностика импрессивной стороны речи,  артикуляционной  моторики, зрительного гнозиса и ...

Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: « Диагностика состояния звуковой стороны речи и навыков счета»

Предлагаю вашему вниманию сценарную разработку индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: «Диагностика состояния звуковой стороны речи и навыков счета». Данное занятие является в...

Фронтальное лексико-грамматическое занятие в старшей логопедической группе на тему «Обитатели морей и океанов».

Подгрупповое логопедическое занятие в старшей речевой группе, направленное на формирование лексико-грамматической стороны речи. Может быть использовано учителями-логопедами и воспитателями детских сад...

Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: «Диагностика состояния активного словаря и мышления».

Предлагаю вашему вниманию сценарную разработку индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: «Диагностика состояния активного словаря и мышления». Данное занятие является четвёртым ...

Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: « Диагностика состояния связной речи, неречевых психических функций, общей моторики и мелкой моторики пальцев рук»

Предлагаю вашему вниманию сценарную разработку индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: «Диагностика состояния связной речи, неречевых психических функций, общей моторики и...