Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: « Диагностика состояния грамматического строя речи».
план-конспект на тему
Предлагаю вашему вниманию конспект индивидуального занятия в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Диагностика состояния грамматического строя речи». Данное занятие является третим этапом в обследовании речевого развития детей и направлено на изучение грамматического строя речи (навыков словообразования и словоизменения). На данном этапе обследования дошкольник помогает Звездочету найти солнечные лучи и прикрепить их к солнцу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenarnaya_razrabotka_individualnogo_zanyatiya_v_starshey_logopedicheskoy_gruppe.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: « Диагностика состояния грамматического строя речи».
Цель: исследовать состояние грамматического строя речи.
Задачи: 1) определить состояние словоизменения:
• изменение существительных по падежам;
• образование существительных множественного числа в именительном и
родительном падеже;
• согласование прилагательных с существительными единственного числа;
• употребление предложно – падежных конструкций;
• согласование числительных 2 и 5 с существительными;
2) определить состояние словообразования:
• образование существительных с уменьшительно – ласкательными
суффиксами;
• образование названий детенышей животных.
Ход занятия
- Организационный момент (приветствие).
- Введение в игровую ситуацию
Звездочет сообщает ребенку, что солнышко потеряло свои лучики. Они упали на Землю и их нужно найти, а затем прикрепить к солнышку.
- Ход игры
Звездочет и ребенок отправляются в путь. По дороге они встречают лесных зверей, которые отдают им солнечные лучики только в том случае, если путешественники выполнят их просьбы.
Первым на пути встречается ежик. Он предлагает сыграть в игру.
Игра «Магазин»
Цель – исследовать особенности образования существительных множественного числа в именительном и родительном падеже; согласования прилагательных с существительными единственного числа; согласования числительных 2 и 5 с существительными. Оборудование – игрушечный магазин с овощами, фруктами, ягодами (5 ягод, 5 лимонов,5 яблок, 5 луковиц, 5 помидоров, 5 перцев).
Описание игры
Ребенок выступает в роли покупателя, а ежик и Звездочет в роли продавцов. Звездочет берет в руки какой-либо овощ, фрукт и задает вопрос: «Что это? » (лимон). Затем берет много лимонов: «А теперь у меня что?» (лимоны) и так далее. Затем Звездочет берет перец и говорит: «У меня в руках что?» (перец). Затем берет 2 перца и говорит с интонацией незаконченности: « А теперь у меня два…» (перца). Затем берет 5 перцев и говорит: « А теперь у меня пять…» (перцев) и так далее. Звездочет берет клубнику и говорит: «Ягода красная, а яблоко какое? (зеленое), а лимон? (желтый)» и т. д. Затем ребенок «покупает» овощи, фрукты, ягоды, кладет их в корзину и отвечает на вопросы: «У тебя в корзине много чего?» (ягод, лимонов, яблок, луковиц, помидоров, перцев).
По окончании игры еж благодарит ребенка за покупку его товаров и отдает ему два солнечных луча. Звездочет и ребенок идут дальше и встречают зайца.
Игра «Найди морковки для зайчат»
Цель – исследовать особенности употребления предложно – падежных конструкций. Оборудование – стол, 6 морковок, корзина.
Описание игры
Ребенок находит морковки, говорит, где они лежат: на столе, под столом, около стола, перед столом, за столом, в столе; а затем кладет их в корзину.
По окончании игры заяц благодарит ребенка за найденные морковки и отдает ему два солнечных луча. Звездочет и ребенок идут дальше и встречают медведя, проходят к нему в берлогу.
.
Игра «Посели детенышей к мамам»
Цель – изучить особенности образования названий детенышей животных.
Оборудование – картинки животных и их детенышей.
Описание игры
Ребенок должен назвать детенышей животных и «поселить» их к мамам.
Медведь отдает ребенку солнечный луч.
В берлогу забегают медвежата и предлагают сыграть в игру.
Игра «Сыграй в мяч»
Цель– изучить особенности образования существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, особенности изменения существительных по падежам, особенности образования множественного числа существительных именительного падежа.
Оборудование – мяч
Описание игры
Медвежата предлагают ребенку перекидывать мяч и называть ласково предметы (дом, стул, кровать, окно, елка, гриб, забор, сапог), имена (Женя, Костя), затем называть множество предметов (река, ухо, кольцо, ведро, гнездо). Потом медвежонок показывает мяч и говорит: «У меня в руках мяч. Это…(мяч). У меня нет…(мяча). Я протягиваю руку к…(мячу). Я бросаю…(мяч). Я играю с…(мячом). Я мечтаю о красивом… (мяче)».
По окончании игры медвежата отдают солнечный луч.
4.Подведение итога
Игра «Солнечные лучи»
Цель – изучить особенности согласования числительных с существительными.
Оборудование – изображения солнца и лучей.
Описание игры
Звездочет и ребенок прикрепляют лучи к изображению солнца, а затем считают их (1 луч, 2 луча, 3 луча и т. д.).
Звездочет хвалит ребенка и благодарит его за помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к занятию в старшей логопедической группе по теме "Транспорт"
Презентация к занятию в старшей логопедической группе на тему: "Транспорт"...
Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему "Космическое путешествие"
Занятие по закреплению лексика-граммматических категорий и фонематических навыков у детей старшего возраста, посещающих логопедическую группу....
Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: « Диагностика импрессивной стороны речи, артикуляционной моторики, зрительного гнозиса и праксиса »
Предлагаю вашему вниманию конспект индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: «Диагностика импрессивной стороны речи, артикуляционной моторики, зрительного гнозиса и ...
Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: « Диагностика состояния звуковой стороны речи и навыков счета»
Предлагаю вашему вниманию сценарную разработку индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: «Диагностика состояния звуковой стороны речи и навыков счета». Данное занятие является в...
Фронтальное лексико-грамматическое занятие в старшей логопедической группе на тему «Обитатели морей и океанов».
Подгрупповое логопедическое занятие в старшей речевой группе, направленное на формирование лексико-грамматической стороны речи. Может быть использовано учителями-логопедами и воспитателями детских сад...
Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: «Диагностика состояния активного словаря и мышления».
Предлагаю вашему вниманию сценарную разработку индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: «Диагностика состояния активного словаря и мышления». Данное занятие является четвёртым ...
Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: « Диагностика состояния связной речи, неречевых психических функций, общей моторики и мелкой моторики пальцев рук»
Предлагаю вашему вниманию сценарную разработку индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: «Диагностика состояния связной речи, неречевых психических функций, общей моторики и...