Индивидуальная рабочая программа по биологии, 9 класс
рабочая программа (9 класс)
Программа разработана на основе: «Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. №1026; «Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ школы – интерната №7 ст-цы Казанской», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_biologiya_9_kl.docx | 33.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край
Кавказский район станица Казанская
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа - интернат №7
ст-цы Казанской.
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 30.08.2023 года
Председатель педсовета
____________ Д.Н. Агафонов
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По биологии
Уровень образования (класс) основное общее, 9 класс
Количество часов 68
Учитель Рослякова Н.Н.
Программа разработана на основе: «Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. №1026; «Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ школы – интерната №7 ст-цы Казанской», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе нормативных актов:
- Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 « Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. №2 « Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2. 3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Письмо МОН и МП Краснодарского края от 28. 04. 2016г. №47-7098/16-11 «О направлении методических рекомендаций по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов».
- Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) ГБОУ школы-интерната 7 ст-цы Казанской.
Изучение биологического материала в IX классе позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового и полового воспитания обучающихся и подростков.
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий - всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию обучающихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
В разделе "Человек" (IX класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) воспринимать человека как часть живой природы.
За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Обучающиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку) следует уделять больше внимания во внеурочное время.
Цель - формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Основные задачи изучения биологии:
формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;
показать практическое применение биологических знаний: вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских и экологических проблем;
формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому, половому воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни;
развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции;
2. Общая характеристика учебного курса.
Изучение биологического материала в 9 классе позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового и полового воспитания детей и подростков.
Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно воспитывать у обучающихся чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащимся важно понять, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека и человек — часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.
3. Место учебного предмета в учебном плане.
В учебном плане ГБОУ школы-интерната №7 ст-цы Казанской на изучение предмета биология в 9 классе выделяется 2 учебных часа. В индивидуальном учебном плане обучающегося Редька Романа по биологии в 9 классе отводится 1 час в неделю, из расчета 34 учебных недель – 34 часа в год, в данной рабочей программе 1 час в неделю, 34 часа в год.
4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Освоение обучающимися учебного материала по курсу «Биология», предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения программного материала включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
*Осознание необходимости охраны природы;
*Установление взаимосвязи между экологически грамотным поведением в природе и сохранением многообразия мира растений, животных;
*Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни (соблюдать правила выполнения проведения простейших опытов по изучению растений, грибов, бактерий, правила поведения в природе и бережного отношения к растительным и животным организмам).
*Овладение правилами личной и общественной гигиены в повседневной жизни.
*Формирование эстетических потребностей (умение видеть красоту, гармонию окружающей природы).
*Формирование готовности к самостоятельной жизни.
*Формирование эстетических потребностей, ценностей чувств(понятие о здоровье как ценности и обязанности, уход за телом ротовой полостью, волосами, ногтями; чистая и удобная (соответствующая ситуации и деятельности) одежда, обувь; эстетическая подача и потребление пищи; формирование навыка опрятности).
*Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (соблюдение санитарно-гигиенических правил, составление и соблюдение режима дня, отказ от вредных привычек, правильное приготовление и хранение пищи, знание правил места сбора и обработки грибов, самонаблюдение и анализ своего самочувствия, знание правил измерения температуры тела и сбора анализов, знание телефонов экстренных служб и местных учреждений здравоохранения).
*Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности.
Предметные результаты освоения программы по курсу «Биологии» включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для данной предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по «Биологии»:
Минимальный уровень:
представление об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека;
знание особенностей внешнего вида изученных растений и животных, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;
знание общих признаков изученных групп растений и животных, правил поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в объеме программы;
выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных программой;
описание особенностей состояния своего организма;
знание названий специализации врачей;
применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (уход за растениями, животными в доме, измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи).
Достаточный уровень:
представление об объектах неживой и живой природы, организме человека;
осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и человеком, органами и системами органов у человека;
установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);
знание признаков сходства и различия между группами растений и животных; выполнение классификаций на основе выделения общих признаков;
узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
знание названий, элементарных функций и расположения основных органов в организме человека;
знание способов самонаблюдения, описание особенностей своего состояния, самочувствия, знание основных показателей своего организма (группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления);
знание правил здорового образа жизни и безопасного поведения, использование их для объяснения новых ситуаций;
выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагогического работника (измерение температуры тела, оказание доврачебной помощи при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах);
владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях.
5.Содержание курса.
9 класс.
Введение - 2 ч
Введение. Место человека среди млекопитающих.
Общий обзор организма человека - 2 ч
Строение клеток и тканей человека. Органы и системы органов.
Опорно – двигательная система - 9 ч
Скелет человека. Его значение. Основные части скелета. Состав и строение костей. Соединение костей. Череп. Скелет туловища. Скелет верхних и нижних конечностей. Первая помощь, при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов. Основные группы мышц человека. Работа мышц. Физическое утомление. Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие.
Кровь и кровообращение. Сердечно - сосудистая система -5 ч
Значение крови и кровообращения. Состав крови. Сердце и его работа. Сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердечно -сосудистые заболевания и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.
Дыхательная система - 2ч
Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Болезни органов дыхания и их предупреждение.
Пищеварительная система - 5 ч
Значение питания. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Ротовая полость. Зубы. Гигиена
питания. Уход за зубами и ротовой полостью.
Мочевыделительная система - 2 ч
Почки – органы выделения. Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа - 2 ч
Кожа и её роль в жизни человека. Уход за кожей. Уход за волосами и ногтями. Закаливание организма.
Нервная система - 2ч
Головной и спинной мозг. Нервы. Значение нервной системы.
Органы чувств - 1ч
Орган зрения, слуха, обоняния, вкуса.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации - 2 ч
Охрана здоровья человека. Система учреждений здравоохранения в Российской Федерации.
6. Тематическое планирование.
9 класс.
Разделы программы | Темы | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) |
Введение -2часа | Введение. Место человека среди млекопитающих. | Введение. Место человека среди млекопитающих. | Знакомятся с новым понятием что такое анатомия, физиология, гигиена как наука. Сравнивают млекопитающих и человека по ведущим признакам. |
Общий обзор организма человека - 2 ч | Строение клеток и тканей человека. Органы и системы органов. | Строение клеток и тканей человека. Органы и системы органов. | Дают объяснение какую роль в организме человека играют клетки. Вспоминают какие органы человека знают, какую роль они играют в организме человека. Имеют представления о том, что организм человека состоит из клеток. |
Опорно – двигательная система - 9 ч | Скелет человека. Его значение. Основные части скелета. Состав и строение костей. Соединение костей. Череп. Скелет туловища. Скелет верхних конечностей. Скелет нижних конечностей. Первая помощь, при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов. Значение и строение мышц. Основные группы мышц человека. Работа мышц. Физическое утомление. Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие. | Скелет человека. Его значение. Основные части скелета. Состав и строение костей. Соединение костей. Череп. Скелет туловища. Скелет верхних конечностей. Скелет нижних конечностей. Первая помощь, при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов. Значение и строение мышц. Основные группы мышц человека. Работа мышц. Физическое утомление. Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие. | Рассказывают и обсуждают как называются кости, которые образуют позвоночник. Вспоминают какие бывают виды соединения костей. Объясняют что такое перелом, какую помощь следует оказывать при переломах, растяжении связок и вывихах суставов. Имеют представления о строении скелета человека, костей и мышцах. Анализируют взаимосвязь между внешним видом (строением частей скелета, костей, мышц) и выполняемой функцией. Описывают особенности состояния своей опорно-двигательной системы. Знают правила здорового образа жизни и безопасного поведения. Владеют сформированными знаниями и умениями в учебных ситуациях. |
Кровь и кровообращение. Сердечно - сосудистая система -5 ч | Значение крови и кровообращения. Состав крови. Органы кровообращения. Сосуды. Органы кровообращения. Сердце и его работа. Большой и малый круги кровообращения. Сердечно-сосудистые заболевания и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях. | Значение крови и кровообращения. Состав крови. Органы кровообращения. Сосуды. Органы кровообращения. Сердце и его работа. Большой и малый круги кровообращения. Сердечно- сосудистые заболевания и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях. | Знакомятся с новым определением что такое кровь. Каково значение крови для организма. Что называется кровообращением. Что такое эритроциты, тромбоциты, лейкоциты. Знакомятся с новым определением что такое кровеносные сосуды, какую функцию выполняют вены, что такое сердце и где оно расположено, в чём заключается его работа. Имеют представление о крови и кровообращении, о строении кровеносной системы, составе крови, сердечно-сосудистой системе человека, состоящей в основном из сердца и кровеносных сосудов. |
Дыхательная система - 2 ч | Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Болезни органов дыхания и их предупреждение. | Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Болезни органов дыхания и их предупреждение. | Знакомятся с новым определением, что такое дыхание. Изучают органы дыхания. Рассказывают какие болезни органов дыхания бывают. Что нужно делать для их предупреждения. Имеют представления о строении дыхательной системы. Знают названия и значения частей дыхательных путей. Знают правила предупреждения простудных заболеваний органов дыхания, инфекционных заболеваний. |
Пищеварительная система - 5 ч | Значение питания. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Ротовая полость. Зубы. Уход за зубами и ротовой полостью. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Предупреждение инфекционных заболеваний и глистных заражений. | Значение питания. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Ротовая полость. Зубы. Гигиена питания. Уход за зубами и ротовой полостью. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Предупреждение инфекционных заболеваний и глистных заражений. | Знакомятся с понятием какая пища называется растительной, какая животной, какое питание называют разнообразным. Рассуждают что такое витамины, почему организму они необходимы и где они содержатся. Рассказывают что находится в ротовой полости, для чего человеку зубы и каково их строение, что такое желудок, где расположен, что происходит с пищей в желудке, что такое гигиена питания, почему питание должно быть регулярным и чем опасно переедание. Имеют представление о питании и пищеварении. Знают правила здорового образа жизни и правильного питания. |
Мочевыделительная система - 2 ч | Почки – органы выделения. Предупреждение почечных заболеваний. | Почки – органы выделения. Предупреждение почечных заболеваний. | Объясняют где у человека расположены почки, какую роль играют и какое значение. К чему приводит нарушение или прекращение функций почек. Имеют представление о мочевыделительной системе. Знают названия частей мочевыделительной системы. Знают правила здорового образа жизни. |
Кожа - 2 ч | Кожа и её роль в жизни человека. Уход за кожей. Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями. Закаливание организма. | Кожа и её роль в жизни человека. Уход за кожей. Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями. Закаливание организма. | Рассказывают чем покрыто тело человека, какое значение имеет кожа для жизни, из каких слоёв состоит. Вспоминают правила гигиены. Рассказывают из чего состоит волос, для чего они нужны человеку. Из чего состоит ноготь. Рассказывают как ухаживать за волосами и ногтями. Имеют представление о строении кожи и её видоизменениях. |
Нервная система - 2 ч | Головной и спинной мозг. Нервы. Значение нервной системы. | Головной и спинной мозг. Нервы. Значение нервной системы. | Показывают и рассказывают где расположен спинной и головной мозг каково значение, из чего состоит нервная система. Дают объяснение что такое сон, какое значение для организма имеет сон и какие условия нужны для хорошего сна. |
Органы чувств 1 ч | Орган зрения. Гигиена зрения. Орган слуха. Гигиена слуха. Орган обоняния. Орган вкуса. | Орган зрения. Гигиена зрения. Орган слуха. Гигиена слуха. Орган обоняния. Орган вкуса. Повторение по теме: «Органы чувств». | Знакомятся со строением глаза, как он защищён, что мы можем различать при помощи органов зрения. Рассказывают какое значение имеет слух для человека, каково строение органа слуха. Объясняют какое значение имеет орган обоняния, где расположен орган обоняния ,при помощи какого органа мы ощущаем вкус. Имеют представление о строении органов чувств, зрения, слуха. |
Охрана здоровья человека в Российской Федерации - 2 ч | Охрана здоровья человека. Система учреждений здравоохранения в Российской Федерации. | Охрана здоровья человека. Система учреждений здравоохранения в Российской Федерации. | Знакомятся с новым определением что такое здоровье. Рассуждают, что включает в себя здоровый образ жизни. Рассказывают какие учреждения здравоохранения бывают. Осознают взаимосвязь между потерей здоровья и сокращением жизни. Знают правила здорового образа жизни. Знают названия специализаций врачей. Применяют полученные знания и сформированные умения в бытовых ситуациях. |
7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
1.Печатные пособия:
Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырёва. Биология «Человек» 9 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС ОВЗ Москва «Просвещение», 2019
2.Методическая литература:
Зайцев Г. К. Твое здоровье: Укрепление организма; Детство-пресс, 1999.
3.Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения:
Презентации и видео сюжеты по темам.
4.Технические средства обучения:
Ноутбук.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
ШМО учителей ГБОУ школы-интерната №7
№1 от 29.08.23 _________/Т. В. Хлыстова/
Руководитель ШМО______/Е. Г. Волычева/ «29» августа 2023г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная рабочая программа обучающегося 3 класса
для коррекционной школы VIII вида...
Индивидуальная рабочая программа по биологии 10 класс
Материал содержит пояснительную записку, тематическое планирование....
Рабочая программа по биологии 9 класс коррекционная школа 8 вида индивидуальное обучение
Рабочая программа составлена для ученика 9 класса индивидуального обучения...
Рабочая программа по биологии в 7 классе (УОД) (индивидуальное обучение)
Данная рабочая программа по биологии разработана на основе программы по естествознанию (биологии) В.И. Сивоглазова, Т.В.Шевырёвой, Л.В.Кмытюк, В.В. Воронковой программы специальных (коррекционных) учр...
Рабочая программа по биологии в 6 классе (УОД) (индивидуальное обучение)
Данная рабочая программа по биологии разработана на основе программы по естествознанию (биологии) В.И. Сивоглазова, Т.В.Шевырёвой, Л.В.Кмытюк, В.В. Воронковой программы специальных (коррекционных) учр...
Рабочая программа по биологии в 9 классе (УОД) (индивидуальное обучение)
Данная рабочая программа по русскому языку разработана на основе программы: Государственная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 класс...
Индивидуальная рабочая программа для 6 класса
Предназначена для учеников 6 класса с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому.Программа учитывает индивидуальный стиль учебной деятельности и психофизические возможности ребёнка....