Индивидуальная рабочая программа по биологии 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Материал содержит пояснительную записку, тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_rabochaya_programma_po_biologii_10_klass.docx59.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

индивидуального обучения на дому

по учебному предмету «Биология»

10 класс

уровень базовый

учителя  биологии

высшей категории

Шик О.В.

на 2017/2018учебный год

г. Таганрог

                                                                                                   2017 год

                                                                      РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Основного общего образованиядля  индивидуального обучения на дому

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая рабочая программа по биологии  составлена на основе:

  1. Федеральный закон Российской Федерации N 273-ФЗ от 29.12.2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" (ст.2 п.п.9,10, ст.19, 21, ст.32 п.2.6)\
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1089 от 5.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 г.  «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  N 74 от 01.02.2012 г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации N 1312 от 9.03.2004 г.  »
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 189 от 01.01.2001 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  7. ООП CОО МОБУ лицея № 7;
  8. ФКГСОО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089);
  9. ООП СОО МОБУ лицея № 7;
  10. Учебный план МОБУ лицея № 7 на 2017-2018 уч.год;
  11. Календарный учебный график МОБУ лицея № 7 на 2017-2018уч. год;
  12.  Положение о структуре, порядке рассмотрения и утверждения рабочей программы учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей) МОБУ лицея № 7                                                                                            
  13. Рабочие программы. Учебно-методическое пособие,Москва; «Дрофа»2015 год.
  14. Программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника (автор-составитель  И.М. Морзунова ,Г.М. Пальдяева - М: Дрофа,2015 г.);
  15. Каменский А.А,  Криксунов Е.А., Пасечник В.В.  Общая биология 10 -11класс «ДРОФА», М.-2015год

Соответствие программе

Данная программа соответствует рабочей программе по биологии на 2017-2018 г.Индивидуальная программасоставлена в соответствии с образовательным стандартом. Программы для образовательных учреждений комплекты учебников созданных под руководством В. В. Пасечника (авт. сост.  Г.М. Польдяев).  При формировании программы учитывалась специфика состояния здоровья ученицы, рекомендации по обучению, составленные специалистами ПМПК, результаты обучения в 9 классе и самостоятельной работы в каникулярные период, личные достижения ученика. Образовательный запрос ученика и его родителей.

Количество часов в неделю:

Количество часов в неделю соответствует базовому учебному плану и составляет 1час в неделю.

Индивидуализация планирования связана: с невозможностью ученика работать в группе в связи со спецификой заболевания; со спецификой заболевания (быстрая утомляемость); со спецификой работы на уроке; снижение перегрузки ученика/ оптимизация учебной нагрузки/ сохранения здоровья учащегося; высокой мотивацией к изучению предмета.

Особенности индивидуальной программы

Виды деятельности

Ученику доступны все виды учебной деятельности, но предпочтительными являются следующие: устный ответ, письменный ответ, пересказ, составление, заполнение таблицы, составление плана, работа по алгоритму, поиск примеров, наблюдение, сравнительный анализ, поисковая работа, проектная работа / введена деятельность по работе над междисциплинарными мини-проектами, способствующими развитию компетентностей учащегося, конспектирование.

Формы контроля

Предполагается осуществление промежуточного контроля в разных формах: опрос,  устный ответ, письменный ответ, тестирование,  самостоятельная работа, проектная работа.

Основные сложности

  • освоение знаний о методах научного познания природы; современной биологической картине мира: законах природы и эволюции жизни; знакомство с основами строения и жизнедеятельности организмов, принципы их классификации.
  • проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты исследований.
  • самостоятельное приобретение знаний
  • использование приобретенных знаний и умений

Зона ближайшего развития

Сформировать навык работы по алгоритму, навык самостоятельной работы, работать над систематизацией ранее изученного, постоянно закреплять навыки; развить навыки самостоятельной работы с текстом; развить навыки самоконтроля; сформировать умение работать с опорными конспектами; формирование понятия о единстве природных явлений, используя межпредметные связи других естественнонаучных дисциплин.

Корректировка индивидуальной программы

Значительная корректировка возможна в связи с длительным непосещением занятий (болезнь, незапланированный отъезд в санаторий и т.п.).

Введение.  Биология как наука. Методы биологии  (4 часа)

Объект изучения биологии- живая природа. Отличительные признаки живой природы : уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы Современная естественнонаучная система мира. Роль биологических гипотез, теорий идей в формировании естественнонаучной картины мира. Методы познания природы.Основные свойства живого. Общебиологические закономерности- основа рационального природопользования,сохранения окружающей среды.

Демонстрации  Основные уровни организации живой природы. Биологические системы

Методы познания природы.

 (17 часов)

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вихров, К.Бер, Т.Шванн).Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении естественно научной картины мира.

Химический состав клетки.  Метаболизм- основа существования живого. Биосинтез белка катаболизм. Этапы энергетического обмена. Автотрофный вид обмена. Фотосинтез.  Строение углеводов, липидов,   белков и их функции. Роль неорганических и органических веществ в организме человека.

Строение клетки. Эукариотическая клетка. Комплекс Гольджи. Рибосомы Цитоплазма. ЭПС. Органоиды: лизосома, клеточный центр, митохондрии. Строение растительной клетки.

Доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры борьбы с вирусными заболеваниями Строение и функции хромосом. ДНК-  носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Ген. Генетический код

Демонстрации

Строение молекулы белка

Строение молекулы ДНК

Строение молекулы РНК

Строение клетки

Строение клеток прокариот и эукариот

Строение вируса

Лабораторные и практические работы

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом

 Составление простейших схем скрещивания Решение простейших генетических задач

Сравнение клеток растений и животных

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений

 Размножение и индивидуальное развитие организмов(6 часов)    

Организм -единое целое. Многообразие организмов. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов.

Индивидуальное развитие организмов  (онтогенез). Эмбриональный период. Постэмбриональный период. Биогенетический отбор. Причины нарушения развития организмов. Последствия влияния алкоголя ,никотина, наркотических веществ., на развитие зародыша человека                                                                                                                          Основы генетики. (4 часа).

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Г.Мендель-основоположник генетики.  Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования установленные  Менделем. Первый и второй законы  Менделя. Дигибридное скрещивание. Современные представления о гене и геноме. Наследственная и ненаследственная изменчивость.                                                                           

 Генетика человека. (2часа)   Влияние мутагенов на организм человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни у человека их причины и профилактика.                                                            

                                                     

11 класс (34 часа)

ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ  (11 часов)

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Эволюционная теория Ч.Дарвина. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.

Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции.

Современные представления о закономерностях  и механизмах эволюции. Микроэволюция.

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Формы естественного отбора. Приспособление организмов  к условиям среды.

 Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.

Гипотезы происхождения жизни.

Развитие жизни на Земле. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

 АНТРОРПОГЕНЕЗ(4 часа)  Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.  Эволюция человека.  Происхождение человеческих рас.

Демонстрации

Формы сохранности ископаемых растений и животны

Критерии вида.

Популяция – структурная единица вида, единица эволюции.

Движущие силы эволюции. Возникновение и многообразие приспособлений у организмов.

Образование новых видов в природе

Эволюция растительного мира

Эволюция животного мира.

 Редкие и исчезающие виды

 Движущие силы антропогенеза

  ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ И БИОТЕХНОЛОГИИ. (4 часа)

Генетика- теоретическая основа селекции. Селекция . Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения  культурных растений. Основные методы селекции. Биотехнология ее перспективы развития. Половое и бесполое размножение

Половые клетки ;Оплодотворение ;Изменчивость у организмов ;Порода, сорт

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ. (8 часов)

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Видовая и пространственная структура экосистем. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода).

Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

Биологические ритмы.  Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

ЭВОЛЮЦИЯ БИОСФЕРЫ И ЧЕЛОВЕК (  5часов)

Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Демонстрации

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемеЭкосистема. Биоразнообразие

Агроэкосистема

Биосфера

Круговорот углерода в биосфере

Экологические факторы и их влияние на организмы. Биологические ритмы Ярусность растительного сообщества.

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз

Пищевые цепи и сети

Экологическая пирамида

Лабораторные и практические работы

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

Решение экологических задач

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения

Учебно-тематический план

10 класс  2017 – 2018 уч. год

№ темы

Название темы

Количество часов

Количество лабораторных и практических работ

Количество самостоятельных работ и контрольных работ

1

Введение

4

-

2

Клетка

17

 Лабораторная работа № 1. Лабораторная работа №2 Лабораторная работа №3

  Самостоятельная работа№1 Контрольная работа №1 Контрольная работа№2

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

6

 Лабораторная работа № 4

 Контрольная работа№3

4

Основы генетики

4

Лабораторная работа №  5 Лабораторная работа №  6

5

Генетика человека

3

-

Итого:

34

6

К.р.-3, С.р.-1

                                                           Поурочное планирование с указанием видов деятельности

Тема

часы

Введение. Биология – наука о жизни.

4

1

1.Краткая история развития биологии

1

2

2Методы исследования в биологии

1

3

3.Сущность жизни и свойства живого.

1

4

4Уровни организации живой природы.

1

Раздел1  Основы цитологии. Клетка

17

5

 1. Клеточная теория. Особенности химического состава клетки.

1

6

2.Неорганические вещества клетки.

1

7

3. Органические молекулы: углеводы, липиды

1

8

4.Белки

1

9

 5.Биологические полимеры: нуклеиновые кислоты

1

10

6.АТФ и другие органические соединения клетки

1

 11

7.Мини- тест: органические вещества клетки

1

12

8 Строение клетки: цитоплазма, ядро, клеточный центр..

1

13

9.Строение клетки: ЭПС, АГ, лизосомы, клеточные включения, митохондрии, пластиды, органоиды движения..

1

14

10.Особенности строения прокариотических и эукариотических клетокИ

1

15

11.Сходство и различия в строении клеток растений .животных и грибов 

1

16

12.Неклеточные формы жизни. Вирусы бактериофаги

1

17

13Обмен веществ и энергии в клетке

1

18

14.Способы питания клетки. Энергетический обмен в клетке

1

19

15.Фотосинтез. Хемосинтез..

1

20

16. Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке..

1

21

17. Контрольная работа№2 «Основы цитологии»

1

Раздел  2. Размножение и индивидуальное развитие организмов  

6ч.

22

1Жизненный цикл клетки.

Митоз. Амитоз

1

23

2.Мейоз.

1

24

3.Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

1

25

4.Формы размножения организмов. Половое размножение. Гаметогенез.

1

26

5.Оплодотвореиие Онтогенез. Эмбриональный период. Онтогенез. Постэмбриональный период

1

27

6. Контрольно- обобщающий урок

1

Раздел 3. Основы генетики  4 часов

4

28

1.Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание.

1

29

2.Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание

1

30

3.Хромосомная теория наследственности Взаимодействие

неаллельных генов.

Генетика определения пола..

1

31

4. Изменчивость. Мутации.

Виды мутаций Причины мутация.

1

Раздел 4 Генетика человека 3 часа

1

32

1Методы исследования генетики человека

.Генетика и здоровье. Проблемы  генетического здоровья.

1

33

 2. Годовая  контрольная работа

1

34

3Итоговый урок

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«БИОЛОГИЯ. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ 10 КЛАСС»

34ЧАСА СОГЛАСНО РАСПИСАНИЮ

№ у

Р

о

к

а

Дата

Тема урока

Планируемые результаты

Основные виды деятельности обучающихся

Виды текущего и итогового контроля

план

факт

Раздел 1. Введение.  Биология как наука. Методы биологии  (4 часа)

1

6.09

1.Инструктаж ТБ.

Входной контроль

Краткая история развития биологии.

Учащиеся должны знать, что изучает общая биология ,вклад ученых в развитие биологии

Дают    определение   термину биология. Приводят примеры: практического   применения достижений современной биологии;  дифференциации и интеграции биологических наук.  Выделяют предмет изучения биологии. Характеризуют   биологию как комплексную науку. Объясняют роль биологии  в формировании      современной естественно-научной    картины мира, в практической деятельности людей.

Работа с текстом ,составление таблицы

2.

13.09

2Методы исследования в биологии.

уметь охарактеризовать особенности методов познания живого:наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, исторический метод

Перечисляют методы научного исследования, дают им характеристику

Опрос фронтальный

3.

20.09

3.Сущность жизни и свойства живого.

Учащиеся должны уметь объяснять основные свойства живых организмов: обмен веществ, саморегуляция, самовоспроизведение, наследственность и изменчивость, рост и развитие, раздражимость и уметь привести примеры представителей 5 царств живой природы - вирусы, бактерии, грибы, растения и животные.

Дают определение    понятию жизнь. Называют    признаки    живых организмов.

Опрос фронтальный

4

27.09

4Уровни организации живой природы.

Учащиеся должны уметь характеризовать уровни организации живого, уметь вычленять уровни организации жизни в окружающей природе.

Описывают    проявления свойств живого. Различают процессы обмена у живых организмов и в неживой природе. Выделяют  особенности   развития живых организмов.

Опрос фронтальный

Раздел1  Основы цитологии. Клетка (17 ч.)

5

14.10

1. Клеточная теория. Особенности химического состава клетки.

 Учащиеся должны знать методы изучения клетки, уметь раскрывать основные положения современной клеточной теории, основные отличия в строении клеток организмов разных царств. Учащиеся должны уметь доказать материальное единство органического мира

 

Определяют предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. Характеризуют содержание клеточной теории. Объясняют вклад клеточной теории в формирование современной естественно-научной картины мира; вклад ученых — исследователей клетки — в развитие биологической науки.

Лабораторная работа № 1. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание, сравнение клеток растений и животных.»

6

11.10

2.Неорганические вещества клетки.

Учащиеся должны знать элементарный состав живого вещества и уметь привести примеры макроэлементов, биоэлементов и микроэлементов; содержание и роль воды и минеральных солей в клетке.

Приводят доказательства (аргументацию) родства живых организмов с использованием положений клеточной тео рии. Проводят наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, изучают и описывают их

Опрос фронтальный

7.

18.09

3. Органические молекулы: углеводы, липиды

Учащиеся должны знать особенности строения и биологическое значение моносахаридов, дисахаридов, полисахаридов, жиров и других липидов.

Устанавливают взаимосвязи, строение и функции углеводных молекул  и липидов. Поиск информации для заполнения схемы в тексте учебника  

Письменная проверка  д/з

8.

25.10

4.Белки

Учащиеся должны знать строение, свойства, функции и биологическое значение белков в клетке; уметь объяснять функции белков особенностями строения их молекул.

Называют мономеры белковых молекул и его составляющие, уровни организации, перечисляют функции белков, объясняют процесс образования пептидной цепи

Лабораторная работа №2 «Доказательство белковой природы фермента, расщепляющего перекись водорода в клетках клубня картофеля.

9.

1.11

5.Биологические полимеры: нуклеиновые кислоты

Учащиеся должны знать особенности строения молекул ДНК, РНК , их биологическое значение. Учащиеся должны уметь схематически изображать нуклеотиды и структуру АТФ, процесс удвоения ДНК.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «нуклеиновая кислота», дезоксирибонуклеиновая кислота, или ДНК», «рибонуклеиновая кислота, или РНК», «азотистые основания», «аденин», «гуанин», «цитозин», «тимин», «урацил», «комплементарность»,«транспортная РНК (Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями нуклеиновых кислот на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Составляют план параграфа учебника.

Решают биологические задачи (на математический расчёт; на применение принципа

Самостоятельная работа№1

10

8.11

6.АТФ и другие органические соединения клетки

Учащиеся должны знать особенности строения АТФ как универсального источника энергии в клетке, знать роль витаминов в живой природе.

Характеризуют состав и строение молекулы АТФ.

Фронтальный опрос

11

15.11

7.Мини- тест: органические вещества клетки

Учащиеся должны уметь объяснить биологическое значение изученных химических веществ особенностями строения и химическими свойствами их молекул.

Контрольная работа №1

12.

29.11

8 Строение клетки: цитоплазма, ядро, клеточный центр..

Учащиеся должны знать строение и функции цитоплазмы, клеточных мембран, ядра.

Устанавливают причинно-следственные связи между строением клетки и осуществлением ею процессов фагоцитоза, строением и функциями клеточной мембраны. Составляют план

Работа  с текстом учебника по вопросам,

Фронтальный опрос

13.

6.12

9.Строение клетки: ЭПС, АГ, лизосомы, клеточные включения, митохондрии, пластиды, органоиды движения..

Учащиеся должны знать строение и функции цитоплазмы,  органоидов клетки.

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы, митохондрии, кристы. Пластиды: лейкопласты, хлоропласты, хромопласты. Граны. Реснички, жгутики. Базальное тельце. Клеточные включения.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «лизосомы» «митохондрии», «кристы», пластиды», «лейкопласты», «хлоропласты», «хромопласты», «граны». Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции Определяют понятия, формируемые в ходе изучения

Фронтальный опрос

14

13.12

10.Особенности строения прокариотических и эукариотических клетокИ

Учащиеся должны знать строение и функции цитоплазмы, клеточных мембран, органоидов клетки, клеточных включений.

отличительные признаки эукариот.

Сравнивают:

Строение клеток растений, животных, делать вывод на основе сравнения

Строение клеток эукариот и прокариот и делать вывод на основе этого сравнения.

Дают определение термину «прокариоты»

Распознают по немому рисунку структурные компоненты прокариотической клетки

Фронтальный опрос .Работа  с текстом учебника по вопросам,

15

20.12

11.Сходство и различия в строении клеток растений .животных и грибов

Знать сходства ,отличия бактерий грибов, животных и растений

Рассматривают строение и многообразие эукариотических клеток, отличия животной ,грибной и растительной клеток, Заполняют таблицу

Лабораторная работа №3 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом».

16

27.12

12.Неклеточные формы жизни. Вирусы бактериофаги.  

Учащиеся должны знать особенности строения и жизнедеятельности бактерий и вирусов, их значение в природе и жизни человека, должны уметь работать с микроскопом, готовить микропрепараты.

 

Определяют понятия, формируемые в

ходе изучения темы: «вирусы», «капсид», «самосборка». Характеризуют вирусы как неклеточные формы жизни, описывают цикл развития вируса.

. Приводят примеры вирусов и заболеваний, вызываемых ими. Обсуждают проблемы происхождения вирусов

Работа по карточкам

17

10.01

13Обмен веществ и энергии в клетке

Учащиеся должны усвоить сущность и значение обмена веществ в клетке.

Выделяют существенные признаки гена, обмена веществ и превращений энергии в клетке. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «ассимиляция», «диссимиляция», «метаболизм». Обсуждают в классе проблемные вопросы, связанные с процессами обмена веществ в биологических системах

Фронтальный опрос

18

17.01

14.Способы питания клетки. Энергетический обмен в клетке.

Знать особенности энергетического обмена клетки и значение митохондрий в процессах клеточного дыхания.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «неполное кислородное ферментативное расщепление глюкозы», «гликолиз». Характеризуют основные этапы энергетического обмена в клетках организмов

Работа с текстом учебника по вопросам

19

24.01

15.Фотосинтез. Хемосинтез..

Учащиеся должны знать типы питания организмов и особенности автотрофного питания и уметь привести примеры организмов с различными типами питания.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «световая фаза фотосинтеза», «темновая фаза фотосинтеза», «фотолиз воды», «хемосинтез», «хемотрофы», «нитрифицирующие бактерии». Раскрывают значение фотосинтеза. Характеризуют темновую и световую фазы фотосинтеза по схеме, приведённой в учебнике.

Фронтальный опрос

20

31.01

16. Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке..

Учащиеся должны знать основные особенности этапов биосинтеза белка в клетке, уметь построить схему транскрипции и объяснить принцип  реализации генетической информации.

Термины:Ген. Геном. Удвоение молекулы ДНК. Информационная РНК. Генетический код. Биосинтез белка

Объясняют роль воспроизведения и передачи наследственной информации в существовании и развитии жизни на Земле. Выделяют фундаментальные процессы в биологических системах — обмен веществ и информации, реализация информации в клетке

карточки

21

7.02

17. Контрольная работа№2 «Основы цитологии»

Учащиеся должны иметь понятие о целостности метаболизма, двух его обменах, о ведущей роли ферментов и энергии во всех процессах жизнедеятельности.

Контрольная работа№2

Раздел  2. Размножение и индивидуальное развитие организмов  5ч.

22

14.02

1Жизненный цикл клетки.

Митоз. Амитоз

Учащиеся должны знать особенности и  значение деления клетки , особенности интерфазы и фаз митоза. Учащиеся должны уметь объяснить механизм, обеспечивающий постоянство числа и формы хромосом в клеточном ядре.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «митоз», «интерфаза», «профаза», «метафаза», «анафаза», «телофаза», «редупликация», «хроматиды», «центромера», «веретено деления». Характеризуют биологическое значение митоза. Описывают основные фазы митоза. Устанавливают причинно-следственные связи между продолжительностью деления клетки и продолжительностью остального периода жизненного цикла клетки

Фронтальный опрос  Работа с текстом учебника

23.

21.02

2.Мейоз.

Учащиеся должны знать особенности и биологическое значение полового размножения, основные фазы мейоза и особенности гаметогенеза яйцеклеток и сперматозоидов.

Дают определения ключевым понятиям. Описывают фазы 1 и 2 делений мейоза. Объясняют сущность и значение мейоза.  Выделяют отличия мейоза от митоза

Составление таблицы по тексту учебника

24.

7.03

3.Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

Учащиеся должны знать особенности и биологическое значение бесполого размножения и его форм, особенности и биологическое значение полового размножения.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «размножение организмов», «Характеризуют организменный уровень организации живого, процессы бесполого и полового размножения, сравнивают их.

Описывают способы вегетативного размножения растений.

Фронтальный опрос

25.

14.03

4.Формы размножения организмов. Половое размножение. Гаметогенез.

Знать особенности полового размножения

Дают определения ключевым понятиям. Доказывают, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы. Сравнивают бесполое и половое размножение и делать выводы на основе сравнения.

Письменная проверка д/з выборочно

26

21.03

5.Оплодотвореиие Онтогенез. Эмбриональный период. Онтогенез. Постэмбриональный период

Учащиеся должны знать сущность процесса оплодотворения, особенности строения зиготы, особенности оплодотворения у цветковых растений,

Учащиеся должны знать закономерности онтогенеза позвоночных и вредное влияние курения и употребления алкоголя и наркотиков на развитие зародыша человека, меры профилактики нарушений зародышевого развития человека.

Аргументируют свою точку зрения о значении для эволюции жизни появления полового размножения.

Описывают строение половых клеток растений и их стадии развития.Дают определения ключевым понятиям. Называют периоды онтогенеза

.Лабораторная работа № 4. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».

27

28.03

6. Контрольно- обобщающий урок

Учащиеся должны знать особенности и  значение деления клетки, особенности интерфазы и фаз митоза, уметь объяснить механизм, обеспечивающий постоянство числа и формы хромосом

   Контрольная работа№3

Раздел 3. Основы генетики  4 часов

28

4.04

1.Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание.

Учащиеся должны знать основные понятия, задачи и методы генетики.

Учащиеся должны знать генетическую терминологию и символику, уметь записывать схемы скрещивания.

Определяют понятия, формируемыев ходе изучения темы: «гибридологический метод», «чистые линии», «моногибридные скрещивания», «аллельные гены», «гомозиготные и гетерозиготные организмы», «доминантные и рецессивные признаки», «расщепление», «закон чистоты гамет».. Составляют схемы скрещивания.

Лабораторная работа №  5 «Составление простейших схем скрещивания».

29

18.04

2.Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание.

   Учащиеся должны уметь решать основные типы генетических задач, составлять схемы анализирующего скрещивания.

Дают определения ключевым понятиям. Воспроизводят формулировки правила единообразия и закона расщепления, анализирующего скрещивания. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «дигибридное скрещивание», «закон независимого наследования признаков», «полигибридное скрещивание», «решётка Пеннета».

Фронтальный опрос

30

25.04

Учащиеся должны знать основные положения хромосомной теории наследственности, уметь объяснять закон Моргана, иметь представление о

генетических картах. Учащиеся должны  знать хромосомный механизм определения пола и о сцепленном с полом наследовании. Уметь решать задачи на сцепленное с полом наследование.

Дают характеристику и объясняют закономерности наследования признаков. Составляют схемы скрещивания. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «сцепленное наследование», «локус гена», «взаимодействие генов», «кодоминирование», «эпистаз».

Решение задач Лабораторная работа №  6 «Решение элементарных генетических задач»

31

2.05

4. Изменчивость. Мутации.

Виды мутаций Причины мутация.

Учащиеся должны знать виды наследственной изменчивости, типы мутаций и виды мутагенов, способы и причины мутагенеза, формулировку закона гомологических рядов.

Дают определения ключевым понятиям. Называют различные виды изменчивости. Характеризуют проявления наследственной и ненаследственной изменчивости. Объясняют механизм возникновения  видов изменчивости.

Работа с текстом

Раздел 4 Генетика человека 3 часа.

32

16.05

1Методы исследования генетики человека

.Генетика и здоровье. Проблемы  генетического здоровья.

  Учащиеся должны знать о вредном влиянии курения, употребления алкоголя и наркотиков на наследственность человека. Учащиеся должны знать о мерах предупреждения генетических заболеваний.

Устанавливают взаимосвязь генотипа человека и его здоровья. Объясняют   причины  генетических заболеваний человека

Работа с текстом  учебника

33

23.05

2. Годовая  контрольная работа

Учащиеся должны знать закономерности наследственности и изменчивости организмов. Учащиеся должны уметь доказывать материальное единство природы, её познаваемость.

Защита творческих проектов

34

30.05

3итоговый урок

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

особенности  организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;  травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья

Организация образовательного процесса

Для реализации содержания обучения в образовательном процессе предлагаются занятия с элементами исследования, использование мультимедийного кабинета, а также следующая система уроков:

 Лекция, комбинированный урок, урок-практикум, урок-консультация, обобщающий урок,  урок коррекции знаний, урок с использованием ИТ, зачетная контрольная работа, анализ зачетной работы

Система контроля    

Для обеспечения достижения обязательных результатов обучения , значение имеет организация контроля знаний и умений учащихся.

В курсе биологии предполагаются следующие виды контроля: входной, текущий, рубежный (промежуточный), выходной .

 Проводятся :

самостоятельные (контролирующие) работы ,

осуществляется проверка работа по карточкам

тестам на компьютере.

фронтальный опрос

фронтальная проверка тетради

контрольный тест или контрольная работа

лабораторные и практические работы (в тетради для лабораторных работ)

 Мониторинг

Система мониторинга качества образовательных достижений школьников включает в себя :текущий контроль, промежуточный и итоговый контроль.

В журнал выставляются  отметки полученные учащимся на уроке:

за устный ответ, (работа в группе , в парах, семинары)

самостоятельные работы,

проверку  тетради ,

зачетную работу по пройденной теме.

итоговую работу за год

творческую работу(реферат, проект, презентацию…)

Отметка в полугодии выставляется на основании отметок, полученных за письменные работы, самостоятельные, устные, творческие , зачетные работы). Годовая отметка выставляется на основании отметок, полученных в полугодиях, а так же на основании результата итоговой зачетной работы за год.

Учебно- методический комплекс 10класс

Список литературы   для учителя: 

УМК  КАМЕНСКИЙ А.А. , КРИКСУНОВЕ.А., ПАСЕЧНИК В.В.  ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ 10 -11класс«ДРОФА», М.-2014 ГОД

2. Н Грин. У. Стаут., Д. Тейлор «Биология», М. «Мир» 1990г.
3. Т.Л.Богданова, Е. А. Солодова «Справочник по биологии», М. «АСТ - Пресс школа», 2003г, для учащихся  
4.Т.А.Дмитриева, С. В. Суматохин, С. И. Гуленков «Дидактические материалы по биологии» М.,      «Просвещение», 1982г
5.Н.М.Киреева «задачи по биологии» Волгоград, Перемена, 1998г.
6Г.М.Муртазин «Задачи и упражнения по общей биологии» М., «Просвещение», 1981г.
 7.. «Биология. Пособие-репетитор для поступающих в вузы» И.Ю. Павлов, Д.В. Вахненко, Д.В. Москвичев, 2005 год;
 8.«Готовимся к ЕГЭ: Общая биология» В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов, 2002 год;

Сайты для учителя :

http://www.priroda.ru – Природа: национальный портал.

http://obi.img.ras.ru – База знаний по биологии человека. Учебник по молекулярной биологии человека, биохимии, физиологии, генной и белковой инженерии.

http://www.zoomax.ru – Зоология: человек и домашние животные.

www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений.

http://letopisi.ru – Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ.

http://ege.edu.ru – Информационной портал ЕГЭ.

Список литературы   для учащихся  

1.Т.А.Дмитриева, С.В.Суматохин, С. И. Гуленков «Дидактические материалы по биологии» М., «Просвещение», 1982г

2.Н.М.Киреева «задачи по биологии» Волгоград, Перемена, 1998г.

3.Г.М. Муртазин «Задачи и упражнения по общей биологии» М., «Просвещение», 1981г.

4. «Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;

5. «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой, 2000 год;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...