Мнемотехника в логопедической работе с детьми с ОВЗ
презентация к уроку
Презентация материала по применению приёмов мнемотехники в работе логопеда с детьми с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika_v_logopedicheskoy_rabote_s_detmi_s_ovz.pptx | 2.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речь – важнейший элемент жизни человека в обществе Недоразвитие или повреждение различных звеньев речевой системы + отсутствие коррекционных мероприятий Недоразвитие речи как целостной функциональной системы Трудности общения Нарушение социальных связей Отверженность, одиночество Устранение нарушений речи Развитие мыслительной деятельности Адаптация в детском коллективе, социализация Актуальность Усвоение школьной программы
Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают серьёзные затруднения: - в самостоятельном планировании сюжета, - в создании связного контекста, - в самостоятельном оперировании лексико-грамматическими категориями, - в грамматическом оформлении речевого материала. Поэтому наряду с развитием мышления следует развивать и память, которые выражаются через связную речь.
Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Мнемотехника (греч) – «искусство запоминания».
Структура мнемотехники
Использование карточек-схем - мнемотаблиц для автоматизации, дифференциации звуков; для обогащения словарного запаса; при обучении составлению рассказов; при пересказах художественной литературы; при отгадывании и загадывании загадок; при заучивании стихов.
Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. Предметная Предметно-схематическая Схематическая Словно паутинки, Ягодки рябинки. Красные - прекрасные Ягодки атласные. Мы не будем их срывать Птички будут их клевать. Встали девочки в кружок, Встали и примолкли. Дед Мороз огни зажег На высокой ёлке. Наверху – звезда, Бусы в два ряда. Пусть не гаснет ёлка, Пусть горит всегда!
знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям; знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета; знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие; замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку. Работа по мнемотехнике должна соответствовать определенным требованиям и правилам:
Простейшие символы в мнемотехнике
Работа по мнемотаблицам : 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. 4 этап: Воспроизведение, заполнение таблицы по памяти.
Стихотворения
Хитрый ёж Хитрый ёжик-чудачок Сшил колючий пиджачок. Весь в иголках, без застежек. На иглу нацепит ёжик: Грушу, сливу – всякий плод, Что под деревом найдет, И с подарочком богатым Поспешит к своим ежатам. П. Воронько
Этапы работы над стихотворением: Педагог выразительно читает стихотворение. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу . Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу . Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу .
Мнемозагадка «Машинка» Она бывает разного цвета. Она похожа на прямоугольник, бывает большой и маленькой. Она твердая. У нее есть кабина, кузов, колеса. Этой игрушкой играют мальчики.
Пересказ Этапы работы над текстом при пересказе: 1. Педагог объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их. 2. Чтение текста с демонстрацией сюжетной картины. 3. Беседа по содержанию текста. 4. Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу . 5. Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу .
Пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка» с опорой на мнемотаблицу • Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. • Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. • И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. • Он всё ходил мимо слив. • Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мама сочла сливы и видит – одной нет. • Она сказала отцу.
• За обедом отец и говорит: - А что, дети, не съел ли кто– нибудь одну сливу? • Все сказали, что нет. Ваня покраснел как рак и сказал тоже: - Нет, я не ел. • Тогда отец сказал: - Что съел кто– нибудь из вас, это нехорошо, но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, • и если кто не умеет их есть и проглотит косточку. То через день умрет. Я этого боюсь. • Ваня побледнел и сказал: - Нет, я косточку бросил за окошко. • Все засмеялись, а Ваня заплакал.
В. Строков «Насекомые осенью» • В конце сентября исчезает большинство насекомых. • Одни отложили яички и погибли, другие забрались в какую– нибудь щелку, трещинку под кору или зарылись в землю и уснули. • На сырых тропинках не встретишь проворных жужелиц. • Над водой и над лугом не порхают стрекозы. • Пропали дневные бабочки.
В. Строков «Насекомые осенью»
Волк живёт в лесу. Он дикое животное. У него четыре ноги. Тело покрыто густой серой шерстью. Своих детёнышей волчица выкармливает молочком. Волк хищник, у него острые зубы. Описание
Придерживаясь картинно-графического плана, дайте ребёнку возможность самостоятельно составить рассказы-описания о других предметах мебели. После этого ребенок с легкостью сможет составить рассказ о том, какая мебель у него в комнате. Картинки-планы для систематизации знаний детей и обучению составлению рассказов на следующие темы: растения, посуда, дикие животные, домашние животные, деревья, мебель, фрукты-овощи, дома, птицы.
Рассказ-описание по теме «Сарафан надела осень»
На лесной полянке выросли цветы
Дома на нашей улице
Схема составления описательного рассказа о хохломской росписи
При обучении составлению связного текста по мнемотаблицам используют следующие приёмы: - Рассматривание картинок, иллюстраций; - Выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к тексту; - Придумывание дополнительной и недостающей («пропущенной») картинки к отдельным фрагментам текста; - Выделение из текста фраз к каждой картинке; - Выделение и проговаривание, выборочное чтение, заучивание отдельных фрагментов, выразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений, повторов, зачинов, прямой речи героев и действующих лиц); - Лексико-грамматические упражнения по тексту: выделение из текста признаков и действий предметов; подбор новых характерных признаков и действий в соответствии с содержанием текста; замена слов синонимами; словообразование родственных слов, существительных с уменьшительно-ласкательным значением; относительных и притяжательных прилагательных; распространение и преобразование предложений; - Обсуждение составленных предложений и выбор наиболее удачных. Составление связного текста.
Мнемотаблицы по изучению органов чувств
Коллажи Это - учебный материал, выполняющий следующие задачи: Закрепление различных методов запоминания; Развитие фотографической памяти; Расширение словарного запаса, образного восприятия; Развитие связной речи; Главная задача коллажа- соединить, т.е. связать все картинки между собой. Таким образом идёт обработка сюжетного метода запоминания .
Коллаж: Обобщение по творчеству Маяковского
Вывод Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи детей с ОВЗ . Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим. Но использование мнемотехники не заменяет самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти - традиционное заучивание текстов наизусть
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Описание приемов работы с мнемотаблицами на занятиях по развитию связной речи с целью совершенствования монологической речи у дошкольников. Раскрываются основные понятия мнемотехники....
презентация «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ»
В презентации описана работа учителя-логопеда по развитию речи дошкольников с моторной алалией с применением мнемотехники....
Использование метода мнемотехники в логопедической работе для формирования речи дошкольников с моторной алалией
Сопроводительная статья к презентации "Использование метода мнемотехники в логопедической работе для формирования речи дошкольников с моторной алалией"....
Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Презентация "Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми дошкольного возраста", представленная на конкурс "Педагог года 2015"...
Использование приёма мнемотехники в логопедической работе.
Описание основных приёмов мнемотехники в работе учителя-логопеда....
Организация логопедической работы с детьми 1-го года жизни в условиях дома ребенка (из опыта работы)
Я работаю учителем-дефектологом в ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребенка» уже более 20 лет, из которых большая часть была посвящена работе с детьми первого года жизни.Один из алгоритмов мо...
"Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР"
Методическая разработка из опыта работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (онр).Может быть интересна воспитателям как логопедических групп, так и восп...