Использование метода мнемотехники в логопедической работе для формирования речи дошкольников с моторной алалией
статья на тему
Сопроводительная статья к презентации "Использование метода мнемотехники в логопедической работе для формирования речи дошкольников с моторной алалией".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_k_prezentatsii.docx | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода мнемотехники в логопедической работе для формирования речи дошкольников с моторной алалией
Ребенок с особыми потребностями в образовании – это уже не новое для современного общества понятие. Появление данного термина свидетельствует о взрослении нашего общества, его социальности.
Одна из основных задач ФГОС ДО, которую призвана решить система образования, это подготовить к нормальной личной и общественной жизни детей с нарушениями психофизического развития, откорректировать их развитие, создать как можно больше возможностей для их самостоятельной жизни и успешной интеграции в обществе.
В Государственную думу на рассмотрение внесен законопроект «Об утверждении ФГОС НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Данный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.
Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию, в подходах к решению проблем каждого ребенка, побуждает учителя- логопеда к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям с тяжелыми нарушениями речи.
С введением ФГОС в систему дошкольного образования значительно возросли требования к развитию речи детей старшего дошкольного возраста. К моменту выпуска из детского сада ребёнок должен достигнуть определённого уровня развития речевой активности: овладеть словарём и грамматическим строем речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. В связи с этим основная цель логопедической работы – формирование полноценной речевой деятельности дошкольников. Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй), но и обучать связности высказывания. Поэтому наряду с общепринятыми технологиями вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик. Эффективным средством при обучении связной речи дошкольников с моторной алалией служат приемы мнемотехники.
Это связано с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие к их жизненному опыту.
Мнемотехника – (в переводе с греческого «искусство запоминания») - это система различных методов и приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образование дополнительных ассоциаций. То есть сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Такие приемы особенно важны для дошкольников с моторной алалией, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Основная идея адаптированной системы логопедической работы заключается в создании необходимых условий для формирования речи у детей с моторной алалией посредством метода мнемотехники.
Особенность данной методики – это применение не изображений предметов, а символов для опосредованного запоминания, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Данные символы максимально приближены к речевому материалу (например, для обозначения диких животных используется елка, а для обозначения домашних – дом).
Дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
Эффективность использования метода зависит от определенных условий. Модель должна быть доступна для восприятия ребенка данного возраста.
Мнемотехника, как система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, имеет свое методологическое обоснование.
В разное время эффективность ее применение рассматривали ученые в области общей и специальной педагогики, психологии и лингвистики это:
- педагогические концепции о единстве мышления и речи, соотношении языка и речи (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, A.B. Запорожец, И. А. Зимняя, A.A. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.);
- принципы общей и специальной педагогики о динамическом единстве речевого и психического развития (Л.С. Выготский, И.Н. Горелов, Н.И. Жинкин, В.А.Ковшиков, А.Р. Лурия);
- теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин);
- теоретические подходы к пониманию закономерностей аномального развития (Л.С. Выготский, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, У.В. Ульенкова и др.);
- концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых нарушений (А.Н. Гвоздев, О.Е. Грибова, A.B. Запорожец, М.М. Кольцова, О.С. Ушакова, Д.Б. Эльконин, АЛ. Корнев, P.E. Левина, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.);
- методологические принципы логопедии (Л.С. Волкова, Б.М. Гриншпун, Р.И. Лалаева, Р.Е.Левина, О.С. Орлова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, и др.);
- исследования и теоретическое обоснование феномена общего недоразвития речи у детей (Р.И. Лалаева, P.E. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.В. Туманова, Т.Б.Филичева).
Использовать технологию мнемотехники в своей профессиональной деятельности я стала после заучивания стихотворений со своими воспитанниками при подготовке к праздникам и развлечениям. Именно заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Смысловые высказывания детей с моторной алалией отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц.
Труднее всего даются таким детям самостоятельное высказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников.
В связи с этим я провела диагностику по выявлению уровня сформированности навыка построения связного высказывания. У детей были отмечены следующие особенности:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно высказываться.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция.
Это и определило систему адаптированной логопедической работы, направленной на развитие речи у детей с моторной алалией посредством использования мнемотехнических таблиц.
Технология адаптированной системы
Цель: развитие связной речи у детей с моторной алалией посредством мнемотехнических таблиц.
Задачи:
- развивать умения связно высказывать свои мысли, строить диалог, монолог;
- развивать речевое творчество, выразительность речи, индивидуальные
способности к речевой деятельности;
- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов
в образы;
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, развитие мелкой моторики руки ребенка.
На основании анализа научной литературы выделила следующие подходы в работе с технологией «мнемотехника»:
- Системный - технология «мнемотехника» используется в системе обучения и воспитания;
- Личностный - с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;
- Деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные педагогом схемы, таблицы и составляет свои;
- Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;
- Культурологический - ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;
- Информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить её так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Для детей, особенно, в первый год обучения используются цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, ёлочка – зелёная и т. д.
Работу с мнемотаблицей можно разделить на нескольких этапов, они представлены на слайде.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее увиденные изображения.
Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти. Ребёнок учиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Результативность адаптированной системы
Таким образом, в результате использования метода мнемотехники, удалось достичь следующих результатов: у детей увеличился круг знаний об окружающем мире; появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появился интерес к заучиванию стихов; словарный запас вышел на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией сверстников и родителей.
Сравнительная диагностика показала динамику развития речевой деятельности дошкольников с моторной алалией, она представлена на слайде.
Решающим фактором, от которого зависит положительная динамика речевого развития дошкольников с моторной алалией, выступают адекватные условия воспитания ребёнка в семье и раннее начало комплексных коррекционно-развивающих и социокультурных мероприятий.
Поэтому, чем раньше будет использован метод мнемотехнических таблиц для развития связной речи дошкольников с моторной алалией, тем лучше подготовим данную категорию воспитанников к успешному обучению в школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей каждого ребенка и готовности его ко второму этапу основного общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская работа на тему: « Моторная алалия и методы логопедической работы по формированию речи.»
...
«Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе по формированию связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья».
Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и во...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Описание приемов работы с мнемотаблицами на занятиях по развитию связной речи с целью совершенствования монологической речи у дошкольников. Раскрываются основные понятия мнемотехники....
презентация «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ»
В презентации описана работа учителя-логопеда по развитию речи дошкольников с моторной алалией с применением мнемотехники....
Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Презентация "Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми дошкольного возраста", представленная на конкурс "Педагог года 2015"...
Использование метода проектов в логопедической работе как способа развития коммуникативной функции речи детей-логопатов
Реализация проекта в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида сопряжена с определёнными трудностями, что обусловлено интеллектуальными и психофизическими особенностями обучающи...
Особенности согласования в субстантивно-адъективных сочетаниях в речи дошкольников с моторной алалией.
Моторная алалия представляет собой комплекс языковых и сопутствующих нарушений (психолого-педагогических особенностей детей, неврологической симптоматики и др.), который оказывает отрицательное ...