Использование приёма мнемотехники в логопедической работе.
статья по теме
Описание основных приёмов мнемотехники в работе учителя-логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 17.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование приема мнемотехники в логопедической работе.
Колесова С.Н. учитель-логопед
МБДОУ Кемский детский сад №3
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
К.Д. Ушинский
Современный образовательный процесс требует от педагогов ДОУ нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей.
В центре воспитательного процесса находится ребёнок, т.е. происходит смещение акцентов с активности взрослого на активность самого ребёнка. Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка.
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем, таких как: ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство, отсутствие навыков культуры речи. Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – очень сложное дело.
Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.
Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники. Мнемотехника - это система методов и приемов , обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьёва В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами; Ткаченко Т. А. – предметно-схематичными моделями, Глухов В, П. – блоками-квадратами, Большова Т.В. – коллажем, Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказа, Хваньшева Г.В.- схемы ориентировочной основы действий в наглядном плане – зрительные опоры.
Мнемотехника очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры.
А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь – это результат применения мнемотехники.
А вот использование мнемотехники для развития речи – это новое направление.
У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления близкие к жизненному опыту ребёнка, с которыми он активно вступает во взаимодействие. Этому-то и способствует мнемотехника. По мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. одним из факторов развития речи является - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Слова К.Ушинского подтверждают, что наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем помогает ребёнку в обогащении связного высказывания.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам и коллажам.
Мнемоквадрат-
Мнемодорожка - это схема, в которой занесена определенная информация.
Мнемотаблица- это графическое или частично графическое изображение персонажей, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета.
Суть мнемосхем заключается в следующем:
на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ с опорой на символы (образы).
Мнемотаблицы – это дидактический материал. Их можно использовать для:
- обогащения словарного запаса;
- обучения составлению рассказов;
- пересказов художественной литературы;
- отгадывания и загадывания загадок;
- заучивания стихов;
- заучивания пальчиковых игр;
- заучивания пословиц, поговорок и скороговорок;
- коррекции звукопроизношения на всех этапах ;
- автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
- моделирования звуков, слов и предложений.
Используя мнемотехнику, мы учим детей:
1. Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнение, составлять четкий внутренний план умственных действий речевого высказывания.
2. Учим формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
3. Развиваем у ребенка психические процессы: внимание, память, мышление.
Приемы мнемотехники позволяют у детей увеличить круг знаний об окружающем мире, появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории, появляется интерес к заучиванию стихов, скороговорок, словарный запас выходит на более высокий уровень, дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
У детей повышается интерес к занятиям, а соответственно повышается и их эффективность.
Список литературы:
1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.
2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В.К. – М., 2005 — 114с.
3.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова Л.Н. – М., 1985 — с.92
4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Глухов В.П. Дощкольное воспитание 2004г. № 6, с.6
5. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16
6.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007 — с.18
7. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Кудрова Т.И. Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
8. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.
9.Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.
10. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.
11.Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация звуков с использованием приёмов мнемотехники у дошкольников (из опыта работы).
Дифференциация звуков с использованием приёмов мнемотехники у дошкольников (из опыта работы).Е.И. Батагова, учитель-логопедЦПМСС «Поддержка»Организация работы логопеда в центре сопровождения имеет сво...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Описание приемов работы с мнемотаблицами на занятиях по развитию связной речи с целью совершенствования монологической речи у дошкольников. Раскрываются основные понятия мнемотехники....
презентация «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ»
В презентации описана работа учителя-логопеда по развитию речи дошкольников с моторной алалией с применением мнемотехники....
Использование метода мнемотехники в логопедической работе для формирования речи дошкольников с моторной алалией
Сопроводительная статья к презентации "Использование метода мнемотехники в логопедической работе для формирования речи дошкольников с моторной алалией"....
Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Презентация "Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми дошкольного возраста", представленная на конкурс "Педагог года 2015"...
Презентация урока "Использование приёмов мнемотехники в коррекционной работе по развитию связной речи у обучающихся с ОВЗ ".
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного ра...
"Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР"
Методическая разработка из опыта работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (онр).Может быть интересна воспитателям как логопедических групп, так и восп...