Тренинг - практикум для родителей: "Нейроподход в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста"
материал

Тренинг - практикум знакомит родителей с простыми нейроупражнениями и нейроиграми.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening-praktikum_ovz.docx147.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей

№ 36 «Малышок» города Канска

Тренинг - практикум для родителей детей с ОВЗ:

«Нейроподход в коррекционной работе с детьми старшего

дошкольного возраста»

                               Подготовили:

                                                                       Учитель-дефектолог: Данилова Л.С.

                                                                       Педагог – психолог: Ольховик О.В.

Канск, 2023 г.

 Тренинг - практикум для родителей и детей с ОВЗ:

«Нейроподход в коррекционной работе с детьми старшего

дошкольного возраста»

 (Интеграция образовательных  областей:

социально-коммуникативное развитие, познавательное и физическое развитие)

Цель: педагогическое просвещение родителей в развитии ребенка с применением нейроигр и нейроупражнений.

Задачи: 

  1. Познакомить родителей с нейроиграми и нейроупражениями;
  2. Объяснить значение использования нейроигр и нейроупражнений в развитии детей дошкольного возраста.
  3. Научить приемам совместной деятельности, вовлекая в игру членов семьи.

Ход занятия

Доброе утро, уважаемые родители. Мы рады вас видеть на нашем сегодняшнем тренинге «Нейроподход в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста». Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу.

                                                         Разминка

Упражнение  «Улыбнитесь»

Цель: создание доброжелательной атмосферы, снятие эмоционального напряжения.

«Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня смотрелся утром в зеркало?»

«А теперь, поднимите, пожалуйста, руку те, кто не только посмотрелся в зеркало, но и улыбнулся своему отражению?».  И поскольку не все это сделали, я предлагаю сейчас  посмотреть друг на друга, улыбнуться своему соседу и подарить свой позитивный настрой.  

В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому немного поближе познакомиться друг с другом.

Упражнение «Никто не знает, что я …»

Цель: знакомство участников друг с другом, создание атмосферы доверия в группе.

Участники, передавая мячик друг другу по кругу, называют свое имя и  заканчивают фразу: «Никто не знает, что я…»    

Как говорил известный педагог, психолог Иван Петрович Павлов «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

 В современном мире существует великое множество разных игр – настольно-печатные (лото, домино, пазлы), дидактические игры, развивающие игры, словесные (считалки, потешки, скороговорки и т.п), подвижные игры. Игра – это естественное состояние и потребность любого ребенка, это одно из средств воспитания детей дошкольного возраста. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, получает удовольствие взаимодействуя друг с другом, старается победить, соревнуется.

Давайте вспомним с вами как мы проводили время в наше детство: поднимите руки те, кто в детстве бегал босиком? Кто прыгал на скакалке, в резиночку, крутил обруч, играл в классики, играли с мячом. А наши дворовые игры с соблюдением правил: это прятки,12 палочек, казаки-разбойники, цепи-кованы и многое другое…

А теперь поднимите руки те, кто видит в наше время прыгающих и бегающих детей на улице? А со скакалкой, с обручем? Современные  дети ведут малоподвижный образ жизни, очень много времени сидят в телефонах и у компьютеров, таким образом, недостаточность физической активности ведет наших детей к плохому снабжению головного мозга  кислородом,  несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей. Отсюда наши дети: моторно неловкие, невнимательные, гиперактивные, плохо ориентируемые и  т.д..

 Сегодня, мы  хотели бы рассказать и показать вам  методы и приемы, используемые нами на коррекционных занятиях, которые позволяют скорректировать вышеперечисленные состояния и благоприятно влияют на мозговую деятельность. 

А говорить мы будем о нейроиграх и нейроупражнениях (один из методов образовательной кинезиологии). Что же это такое? Нейроигры и нейроупражнения – это игровые комплексы, которые учат чувствовать пространство, развивают зрительно – моторную координацию (глаз-рука), учат последовательно выполнять действия, развивают слуховое и зрительное внимание, память, мышление, моторику и т.д.. Нейроигры являются доступным средством для развития ребенка и позволяют через тело мягко воздействовать на мозговые структуры, создавать новые нейронные связи и улучшать работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.

  Задание № 1 «Нейроразминка»

Упражнение 1 «Лягушка».

Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и однонаправленно менять положение рук.

Упражнение 2 «Колечко».

Поднимаем вверх ладошки обеих рук и начинаем перебирать пальцы на обеих руках, соединяя в кольцо с большим пальцем поочередно указательный, средний, безымянный и мизинец. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими. Ведущий меняет темп выполнения, то убыстряя, то замедляя темп.

Упражнение  «Класс-кольцо».

Подними на правой руке большой палец вверх, а левой рукой покажи знак «ОК» (большой и указательный палец соединены в кольцо). Поменяй руки. повтори 10 раз.

Упражнение 4 «Зайчик-коза-вилка».

«Зайчик» - указательный и средний пальцы подняты вверх, остальные согнуты. «Коза» - средний и безымянный пальцы согнуты, указательный и мизинец подняты вверх. «Вилка» – указательный, средний и безымянный пальцы подняты вверх, мизинец и большой палец согнуты. Три положения последовательно сменяют друг друга. Повторите 6-8 раз.

Упражнение 5 «Зайка-колечко-цепочка».

Зайка – указательный и средний пальцы подняты вверх, остальные согнуты. Колечко – указательный и большой пальцы соединены в кольцо. Цепочка – колечки правой и левой руки соединить в цепочку. Три положения последовательно сменяют друг друга. Повторить 3-5 раз.

Задание № 2 «Нейроупражнения»

Пальчиковые дорожки

Развиваем способность ставить и удерживать цель деятельности, формируем самоконтроль, пространственную ориентировку. Дорожки состоят из нескольких видов таблиц с определенными ориентирами для «ходьбы» пальцами. Одновременно двумя руками «ходим по схеме», один элемент – один палец, два элемента – два пальца.

Кулак – ребро – ладонь.

Выполнить поочередно 3 движения: сжать ладонь в кулак, поставить ребром на стол, положить ладонью вниз. Сначала одной рукой, потом другой, затем двумя руками одновременно. Сначала делаем вместе с педагогом, работаем над техникой выполнения каждого движения. Затем выполняем самостоятельно по схеме. Выполняем самостоятельно, без схемы.  Выполняем самостоятельно по тематическим схемам.

Зеркальное рисование.

Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Рисовать одновременно двумя руками зеркально – симметрические рисунки. При выполнении упражнения расслабляются глаза и руки. когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

Задание № 3 «Нейроигра»

«Попробуй повтори» (музыкальная ритмическая игра)

На столе тарелочки и предметы разные по цвету и форме. Взрослый показывает ритмический рисунок, ребенок должен повторить под музыку.

«Кубики и шарики»

 Перед ребенком стоит ряд кубиков определенного цвета и набор шариков таких же цветов. Ребенок должен одновременно двумя руками брать шарики такого цвета, какой цвет показывают кубики. Это упражнение синхронизирует работу полушарий. Учит чувствовать пространство, развивает зрительно – моторную координацию (глаз-рука), учит последовательно выполнять действия, развивает слуховое и зрительное внимание, память, внимание, мышление.

 Задание № 4

Упражнение «Веселый шарик» физминутка

Педагог показывает движения с шариком, дети повторяют (шагнуть влево, вправо, подпрыгнуть вверх, присесть вниз, покрутиться и т.д.)

А сейчас мы с вами по нейродорожке перейдем к следующему заданию. Дети поочередно идут по нейродорожке, выполняя упражнения, которые изображены на ней.

Задание № 5 (задание от инструктора физо)

Упражнение «Собери ленточки»

Упражнение «Разминка с ленточками»

Задание № 6  Кинезиологическа сказка «Яблонька».

(способ организации – стоя)

Однажды одно маленькое семечко от яблоньки попало в землю.

(Сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками.)

Семечко поливал дождик, пригревало солнышко и оно стало расти и превращаться в маленькую яблоньку.

 (Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь).

 К яблоньке часто прилетал её дружок – ветерок и играл с ней

 (Руки вверх, развести пальцы в стороны, покачаться из стороны – в сторону).

Стала яблонька большой и выросли на ней вкусные яблочки. Пришли к яблоньке дети.

(“Перекрестное марширование”. Шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений).

И стали рвать сочные и румяные яблочки

 (Посмотреть вверх, потянитесь правой рукой как можно выше, подняться на цыпочки и сделайте резкий вдох, «срывать» яблоко. Нагнуться и «положить яблоко» в небольшую «корзину», стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. То же самое двумя руками).

Дети сказали яблоньке спасибо

 (Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, наклонить голову вперед и медленно раскачивать ей из стороны в сторону).

И пошли домой

(“Перекрестное марширование”. Шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений).

Рефлексия.

Упражнение «Душа ребенка»

- Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка? Какими чертами характера вы хотели бы чтобы он обладал? Какими качествами вы хотели бы наделить своего ребенка?

Задача: родители на «сердцах» должны написать качества, которыми бы хотели наделить своего ребенка, затем кладут их в чашу.

Посмотрите, какую красочную, многогранную душу мы хотим видеть в ребенке.

- Дети рисуют эмоцию мамы, бабушки на смайлике, когда они вместе проводят время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Взаимодействие учителя - логопеда. воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешностью работф с семьями воспитанников ДОУ. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность дея...

Непосредственно образовательная деятельность по обучению детей грамоте «Сказочная страна» в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Учить детей диафрагмально-релаксационному типу дыхания  (дыхание животом);2.  Учить детей произвольно напрягать и расслаблять мышцы, сбрасывать мышечное напряжение;3. Развивать мелкую ...

Проектная деятельность как метод взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

В данной статье представлен опыт работы по использованию метода проектирования в коррекционной работе учителя-логопеда....

Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста».

Слайд 1. На современном этапе, в эпоху введения ФГОСов, семейное воспитание признано ведущим.  Сотрудничество семьи и педагога – необходимое условие успешного коррекционно-воспитательного во...

Календарный план индивидуальной и подгрупповой коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР, сложными нарушениями, РАС, УО.

В материалах представлен календарный план работы на год учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ. В плане отражены содержания основных занятий (подгрупповых и индивидуальных), рас...