Тренинг - практикум для родителей: "Нейроподход в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста"
материал
Тренинг - практикум знакомит родителей с простыми нейроупражнениями и нейроиграми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening-praktikum_ovz.docx | 147.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей
№ 36 «Малышок» города Канска
Тренинг - практикум для родителей детей с ОВЗ:
«Нейроподход в коррекционной работе с детьми старшего
дошкольного возраста»
Подготовили:
Учитель-дефектолог: Данилова Л.С.
Педагог – психолог: Ольховик О.В.
Канск, 2023 г.
Тренинг - практикум для родителей и детей с ОВЗ:
«Нейроподход в коррекционной работе с детьми старшего
дошкольного возраста»
(Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, познавательное и физическое развитие)
Цель: педагогическое просвещение родителей в развитии ребенка с применением нейроигр и нейроупражнений.
Задачи:
- Познакомить родителей с нейроиграми и нейроупражениями;
- Объяснить значение использования нейроигр и нейроупражнений в развитии детей дошкольного возраста.
- Научить приемам совместной деятельности, вовлекая в игру членов семьи.
Ход занятия
Доброе утро, уважаемые родители. Мы рады вас видеть на нашем сегодняшнем тренинге «Нейроподход в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста». Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу.
Разминка
Упражнение «Улыбнитесь»
Цель: создание доброжелательной атмосферы, снятие эмоционального напряжения.
«Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня смотрелся утром в зеркало?»
«А теперь, поднимите, пожалуйста, руку те, кто не только посмотрелся в зеркало, но и улыбнулся своему отражению?». И поскольку не все это сделали, я предлагаю сейчас посмотреть друг на друга, улыбнуться своему соседу и подарить свой позитивный настрой.
В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому немного поближе познакомиться друг с другом.
Упражнение «Никто не знает, что я …»
Цель: знакомство участников друг с другом, создание атмосферы доверия в группе.
Участники, передавая мячик друг другу по кругу, называют свое имя и заканчивают фразу: «Никто не знает, что я…»
Как говорил известный педагог, психолог Иван Петрович Павлов «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
В современном мире существует великое множество разных игр – настольно-печатные (лото, домино, пазлы), дидактические игры, развивающие игры, словесные (считалки, потешки, скороговорки и т.п), подвижные игры. Игра – это естественное состояние и потребность любого ребенка, это одно из средств воспитания детей дошкольного возраста. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, получает удовольствие взаимодействуя друг с другом, старается победить, соревнуется.
Давайте вспомним с вами как мы проводили время в наше детство: поднимите руки те, кто в детстве бегал босиком? Кто прыгал на скакалке, в резиночку, крутил обруч, играл в классики, играли с мячом. А наши дворовые игры с соблюдением правил: это прятки,12 палочек, казаки-разбойники, цепи-кованы и многое другое…
А теперь поднимите руки те, кто видит в наше время прыгающих и бегающих детей на улице? А со скакалкой, с обручем? Современные дети ведут малоподвижный образ жизни, очень много времени сидят в телефонах и у компьютеров, таким образом, недостаточность физической активности ведет наших детей к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей. Отсюда наши дети: моторно неловкие, невнимательные, гиперактивные, плохо ориентируемые и т.д..
Сегодня, мы хотели бы рассказать и показать вам методы и приемы, используемые нами на коррекционных занятиях, которые позволяют скорректировать вышеперечисленные состояния и благоприятно влияют на мозговую деятельность.
А говорить мы будем о нейроиграх и нейроупражнениях (один из методов образовательной кинезиологии). Что же это такое? Нейроигры и нейроупражнения – это игровые комплексы, которые учат чувствовать пространство, развивают зрительно – моторную координацию (глаз-рука), учат последовательно выполнять действия, развивают слуховое и зрительное внимание, память, мышление, моторику и т.д.. Нейроигры являются доступным средством для развития ребенка и позволяют через тело мягко воздействовать на мозговые структуры, создавать новые нейронные связи и улучшать работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.
Задание № 1 «Нейроразминка»
Упражнение 1 «Лягушка».
Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и однонаправленно менять положение рук.
Упражнение 2 «Колечко».
Поднимаем вверх ладошки обеих рук и начинаем перебирать пальцы на обеих руках, соединяя в кольцо с большим пальцем поочередно указательный, средний, безымянный и мизинец. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими. Ведущий меняет темп выполнения, то убыстряя, то замедляя темп.
Упражнение «Класс-кольцо».
Подними на правой руке большой палец вверх, а левой рукой покажи знак «ОК» (большой и указательный палец соединены в кольцо). Поменяй руки. повтори 10 раз.
Упражнение 4 «Зайчик-коза-вилка».
«Зайчик» - указательный и средний пальцы подняты вверх, остальные согнуты. «Коза» - средний и безымянный пальцы согнуты, указательный и мизинец подняты вверх. «Вилка» – указательный, средний и безымянный пальцы подняты вверх, мизинец и большой палец согнуты. Три положения последовательно сменяют друг друга. Повторите 6-8 раз.
Упражнение 5 «Зайка-колечко-цепочка».
Зайка – указательный и средний пальцы подняты вверх, остальные согнуты. Колечко – указательный и большой пальцы соединены в кольцо. Цепочка – колечки правой и левой руки соединить в цепочку. Три положения последовательно сменяют друг друга. Повторить 3-5 раз.
Задание № 2 «Нейроупражнения»
Пальчиковые дорожки
Развиваем способность ставить и удерживать цель деятельности, формируем самоконтроль, пространственную ориентировку. Дорожки состоят из нескольких видов таблиц с определенными ориентирами для «ходьбы» пальцами. Одновременно двумя руками «ходим по схеме», один элемент – один палец, два элемента – два пальца.
Кулак – ребро – ладонь.
Выполнить поочередно 3 движения: сжать ладонь в кулак, поставить ребром на стол, положить ладонью вниз. Сначала одной рукой, потом другой, затем двумя руками одновременно. Сначала делаем вместе с педагогом, работаем над техникой выполнения каждого движения. Затем выполняем самостоятельно по схеме. Выполняем самостоятельно, без схемы. Выполняем самостоятельно по тематическим схемам.
Зеркальное рисование.
Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Рисовать одновременно двумя руками зеркально – симметрические рисунки. При выполнении упражнения расслабляются глаза и руки. когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.
Задание № 3 «Нейроигра»
«Попробуй повтори» (музыкальная ритмическая игра)
На столе тарелочки и предметы разные по цвету и форме. Взрослый показывает ритмический рисунок, ребенок должен повторить под музыку.
«Кубики и шарики»
Перед ребенком стоит ряд кубиков определенного цвета и набор шариков таких же цветов. Ребенок должен одновременно двумя руками брать шарики такого цвета, какой цвет показывают кубики. Это упражнение синхронизирует работу полушарий. Учит чувствовать пространство, развивает зрительно – моторную координацию (глаз-рука), учит последовательно выполнять действия, развивает слуховое и зрительное внимание, память, внимание, мышление.
Задание № 4
Упражнение «Веселый шарик» физминутка
Педагог показывает движения с шариком, дети повторяют (шагнуть влево, вправо, подпрыгнуть вверх, присесть вниз, покрутиться и т.д.)
А сейчас мы с вами по нейродорожке перейдем к следующему заданию. Дети поочередно идут по нейродорожке, выполняя упражнения, которые изображены на ней.
Задание № 5 (задание от инструктора физо)
Упражнение «Собери ленточки»
Упражнение «Разминка с ленточками»
Задание № 6 Кинезиологическа сказка «Яблонька».
(способ организации – стоя)
Однажды одно маленькое семечко от яблоньки попало в землю.
(Сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками.)
Семечко поливал дождик, пригревало солнышко и оно стало расти и превращаться в маленькую яблоньку.
(Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь).
К яблоньке часто прилетал её дружок – ветерок и играл с ней
(Руки вверх, развести пальцы в стороны, покачаться из стороны – в сторону).
Стала яблонька большой и выросли на ней вкусные яблочки. Пришли к яблоньке дети.
(“Перекрестное марширование”. Шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений).
И стали рвать сочные и румяные яблочки
(Посмотреть вверх, потянитесь правой рукой как можно выше, подняться на цыпочки и сделайте резкий вдох, «срывать» яблоко. Нагнуться и «положить яблоко» в небольшую «корзину», стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. То же самое двумя руками).
Дети сказали яблоньке спасибо
(Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, наклонить голову вперед и медленно раскачивать ей из стороны в сторону).
И пошли домой
(“Перекрестное марширование”. Шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений).
Рефлексия.
Упражнение «Душа ребенка»
- Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка? Какими чертами характера вы хотели бы чтобы он обладал? Какими качествами вы хотели бы наделить своего ребенка?
Задача: родители на «сердцах» должны написать качества, которыми бы хотели наделить своего ребенка, затем кладут их в чашу.
Посмотрите, какую красочную, многогранную душу мы хотим видеть в ребенке.
- Дети рисуют эмоцию мамы, бабушки на смайлике, когда они вместе проводят время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Взаимодействие учителя - логопеда. воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешностью работф с семьями воспитанников ДОУ. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность дея...
Непосредственно образовательная деятельность по обучению детей грамоте «Сказочная страна» в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Учить детей диафрагмально-релаксационному типу дыхания (дыхание животом);2. Учить детей произвольно напрягать и расслаблять мышцы, сбрасывать мышечное напряжение;3. Развивать мелкую ...
Проектная деятельность как метод взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
В данной статье представлен опыт работы по использованию метода проектирования в коррекционной работе учителя-логопеда....
Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста».
Слайд 1. На современном этапе, в эпоху введения ФГОСов, семейное воспитание признано ведущим. Сотрудничество семьи и педагога – необходимое условие успешного коррекционно-воспитательного во...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности
Рабочая программа учителя-логопеда на дошкольном логопункте...
Из опыта работы: "Использование образовательной технологии "Синтез искусств" в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Из опыта работы...
Календарный план индивидуальной и подгрупповой коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР, сложными нарушениями, РАС, УО.
В материалах представлен календарный план работы на год учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ. В плане отражены содержания основных занятий (подгрупповых и индивидуальных), рас...