Опыт работы по теме:«Особенности применения кинезиологических упражнений и нейроигр в работе дефектолога с детьми ЗПР».
материал

Представлен опыт работы в рамках семинара - практикума для воспитателей комбинированных и компенсирующих групп на тему: «Особенности применения кинезиологических упражнений и  нейроигр в работе дефектолога с детьми ЗПР».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности применения кинезиологических упражнений и
нейроигр в работе дефектолога с детьми ЗПР».

    На современном этапе развития образования, острой становится проблема увеличения количества детей с задержкой психического развития (ЗПР). Специалисты отмечают усложнение структуры дефекта, обилие дисфункций детского организма, а также высокую степень неоднородности, рассматриваемой категории детей.

 Задержка психического развития (ЗПР) у детей - это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.

 Работая с детьми данной категории (ЗПР) мы искали методы и приемы которые помогли бы нам добиться хороших результатов в коррекционно-развивающей работе наряду с традиционными методами.  Одним из таких методов, на наш взгляд, является образовательная кинезиология – наука о развитии умственных способностей, через определенные двигательные упражнения, которые позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.

Так нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин задержки психического развития ребенка, а нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней.

Советские педагоги  Е. И. Аркин, Н. А. Берштейн, Д. Б. Эльконин утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждая связь тонкой моторики с развитием мозга. Чем лучше развита способность к движениям, тем больше потенциал к обучению и развитию интеллектуальных способностей.
        Данный подход (кинезиологический) является и здоровье сберегающей и игровой технологией. Выделяют двигательную и когнитивную методики. Они помогают сформировать основные функции и процессы, необходимые для правильного дальнейшего развития (внимания, памяти, мышления, моторики, речи, эмоционального реагирования и самоконтроля).

Цель: Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

           Задачи:

  • Синхронизация работы полушарий.
  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Формирование когнитивных способностей
  • Формирование произвольности.
  • Снятие эмоциональной напряженности.

 (Данный подход позволяет помочь детям с ЗПР справиться с нестабильным эмоциональным состоянием, развивает речь, высшие психические функции, интеллектуальные способности, активизирует мыслительную деятельность).

В своей практике при работе с детьми ЗПР, мы используем

определенный комплекс упражнений

1.        Игры для развития мелкой моторики – развивают тонкую моторику. Чем больше задействуются мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения (синкезии). Стимулируют речевые зоны головного мозга.

2.        Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Восстанавливают и формируют правильное дыхание.

3.   Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие способствуют профилактике глазных заболеваний.

4. Растяжки – нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

5. Телесные движения - развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

6. Упражнения на релаксацию - способствуют расслаблению и снятию напряжения.

7. .   Нейроигры (когнитивное развитие) – учат чувствовать пространство, развивают зрительно – моторную координацию (глаз-рука), учат последовательно выполнять действия, развивают слуховое и зрительное внимание, память, внимание, мышление.

Для грамотного включения кинезиологических упражнений и игр в коррекционно-развивающую работу, мы учитываем трудности, которые испытывают дети с ЗПР.

  • Сниженная работоспособность;
  • Повышенная утомляемость;
  • Неустойчивость внимания;
  • Более низкий уровень развития восприятия;
  • Недостаточная продуктивность произвольной памяти;
  • Отставание в развитии всех форм мышления;
  • Низкий навык самоконтроля;
  • Незрелость эмоционально-волевой сферы.

Чтобы упражнения принесли максимальную пользу, необходимо следовать нескольким правилам:

  • Заниматься необходимо регулярно и систематически, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизическое развитие, возраст, возможности и настроение - одному ребенку достаточно будет небольшого количества повторений, другому необходимо многократное повторение и показ, кому - то со временем можно исключить показ и ориентироваться только на голос педагога или самостоятельное проговаривание, некоторым детям необходима на протяжении всех занятий схема по показу.

Например: «Кулак – ребро -  ладонь».  Ребенок делает вместе с педагогом, работаем над техникой выполнения каждого движения. Ребенок выполняет самостоятельно по схеме. Выполняет самостоятельно, без схемы.  Выполняет самостоятельно по тематическим схемам.

По такому же принципу, мы разучиваем и пальчиковые игры. Сначала отрабатываем жесты, комбинации пальцев и движения. Затем разучиваем текст, дети сначала, как правило повторяют начало или конец фразы, затем уже произносят его целиком, соотнося слова с движением. Стихотворная форма, дает большой потенциал для развития ребенка. Повторяя за взрослым, ребенок активизирует свою речь. Если ребенок хорошо выполняет пальчиковые игры, мы можем перейти и к неросказкам.

  • Коррекционная работа должна быть направлена «снизу - вверх» (от движения к мышлению), а не наоборот.  С каждым разом, за счёт роста нейронных связей, мозг увеличивает свой уровень организации и эффективности, позволяя со временем перейти на новый уровень сложности упражнений.
  •  «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
  • Стараемся активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
  • Кинезиологические упражнения дают постепенный, накапливающийся эффект.

Нами была составлена система упражнений, которая предполагает использование двигательных упражнений как в образовательной деятельности, так и в режимных моментах.

В чем же заключается особенность применения кинезиологических упражнений и нейроигр в работе с детьми ЗПР:

  1. Нейроигры (нейроплакаты и нейродорожки) применяемые в начале занятия помогают лучше организовать детей, настроить их на работу, создать необходимую атмосферу, раскрепостить, снять напряжение или чувство страха.  Кроме того, способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и активность ребенка, т.к. дети с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности на новую (фото).
  2. Пальчиковая гимнастика и нейросказки, активно развивают общую и тонкую моторику. Через нейросказки мы учим детей выступать в роли ведущего (показываем детям норма), что способствует повышению их самооценки, раскрепощённости, формируется уверенность при публичных выступлениях. (фото)
  3. «Пальчиковые дорожки». Развиваем способность ставить и удерживать цель деятельности, формируем самоконтроль, пространственную ориентировку. Дорожки состоят из нескольких видов таблиц с определенными ориентирами для «ходьбы» пальцами и составлена с учетом педагогического принципа от простого к сложному, т.е. от простых схем, где участвуют 1—2 пальца, к сложным. Развивая движения пальцев на каждой руке, мы постепенно переходим к движениям двумя руками. Здесь можем использовать шаблоны кукол, рисование пальчиками, развиваются творческие способности ребенка, цветовосприяте. (фото)
  4. Рисование двумя руками. Одновременные движения обеих рук активизируют работу сразу обоих полушарий. Создаются новые нейронные связи, а значит, процессы анализа и синтеза информации проходят быстрее. Рисовать можно не только на листах, но и на крупе манке или кинетическом песке. (фото)

Нейроигры учат чувствовать пространство, развивают зрительно – моторную координацию (глаз-рука), учат последовательно выполнять действия, развивают слуховое и зрительное внимание, память, внимание, мышление.

 Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Как раз в эти моменты мы применяем физминутки и игры на расслабление и отвлечение (игры под музыку, игры с карандашами, орт шариками, шарики су-джок, орт коврики).

При использовании в работе нейропсихологических игр и упражнений, мы увидели, что происходят положительные изменения:

  1. Ребенок учится чувствовать пространство свое тело.
  2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение)
  3. Формируется правильное взаимодействие ног и рук.
  4. Развивается слуховое и зрительное внимание.
  5. Ребенок учится последовательно выполнять действия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение кинезиологических упражнений в системе коррекции тяжелых нарушений речевого развития у детей.

Применение кинезиологических упражнений  в системе коррекции тяжелых нарушений речевого развития у детей....

Применению кинезиологических упражнений в работе с младшими школьниками с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и лёгкой умственной отсталостью

В педагогической работе с учащимися младших классов, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и лёгкой умственной отсталостью предлагаем применять  кинезиологические  упражнения, ...

«Использование кинезиологических упражнений в логопедической работе по коррекции нарушений письма и чтения у учащихся 2-4-х классов 7-го вида».

Аттестационная работа, написанная на курсах повышения квалификации в 2014 году. В работе раскрываются нетрадиционные методы и приёмы работы с детьми ОВЗ ЗПР и  детьми с нарушениями речи, в том чи...

Статья "Применение кинезиологических упражнений в работе логопеда"

Статья рассматривает особенности применения кинезиологических упражнений в работе логопеда. Государственные стандарты дошкольного и начального образования нового поколения предполагают внесение значит...

Теоретические основы применения кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда с детьми с речевыми нарушениями

Кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта....

Мастер - класс для педагогов "Применение кинезиологических упражнений и нейроигр в работе учителя - дефектолога с детьми ЗПР"

Мастер - класс знакомит педагогов с эффективными нейроупражнениями и нейроиграми, позволяющие повысить интеллектуальные способности и укрепить физическое здоровье дошкольников....