Опыт работы по теме:«Особенности применения кинезиологических упражнений и нейроигр в работе дефектолога с детьми ЗПР».
материал
Представлен опыт работы в рамках семинара - практикума для воспитателей комбинированных и компенсирующих групп на тему: «Особенности применения кинезиологических упражнений и нейроигр в работе дефектолога с детьми ЗПР».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gmo.docx | 25.16 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности применения кинезиологических упражнений и
нейроигр в работе дефектолога с детьми ЗПР».
На современном этапе развития образования, острой становится проблема увеличения количества детей с задержкой психического развития (ЗПР). Специалисты отмечают усложнение структуры дефекта, обилие дисфункций детского организма, а также высокую степень неоднородности, рассматриваемой категории детей.
Задержка психического развития (ЗПР) у детей - это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.
Работая с детьми данной категории (ЗПР) мы искали методы и приемы которые помогли бы нам добиться хороших результатов в коррекционно-развивающей работе наряду с традиционными методами. Одним из таких методов, на наш взгляд, является образовательная кинезиология – наука о развитии умственных способностей, через определенные двигательные упражнения, которые позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.
Так нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин задержки психического развития ребенка, а нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней.
Советские педагоги Е. И. Аркин, Н. А. Берштейн, Д. Б. Эльконин утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждая связь тонкой моторики с развитием мозга. Чем лучше развита способность к движениям, тем больше потенциал к обучению и развитию интеллектуальных способностей.
Данный подход (кинезиологический) является и здоровье сберегающей и игровой технологией. Выделяют двигательную и когнитивную методики. Они помогают сформировать основные функции и процессы, необходимые для правильного дальнейшего развития (внимания, памяти, мышления, моторики, речи, эмоционального реагирования и самоконтроля).
Цель: Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Задачи:
- Синхронизация работы полушарий.
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Формирование когнитивных способностей
- Формирование произвольности.
- Снятие эмоциональной напряженности.
(Данный подход позволяет помочь детям с ЗПР справиться с нестабильным эмоциональным состоянием, развивает речь, высшие психические функции, интеллектуальные способности, активизирует мыслительную деятельность).
В своей практике при работе с детьми ЗПР, мы используем
определенный комплекс упражнений
1. Игры для развития мелкой моторики – развивают тонкую моторику. Чем больше задействуются мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения (синкезии). Стимулируют речевые зоны головного мозга.
2. Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Восстанавливают и формируют правильное дыхание.
3. Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие способствуют профилактике глазных заболеваний.
4. Растяжки – нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
5. Телесные движения - развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
6. Упражнения на релаксацию - способствуют расслаблению и снятию напряжения.
7. . Нейроигры (когнитивное развитие) – учат чувствовать пространство, развивают зрительно – моторную координацию (глаз-рука), учат последовательно выполнять действия, развивают слуховое и зрительное внимание, память, внимание, мышление.
Для грамотного включения кинезиологических упражнений и игр в коррекционно-развивающую работу, мы учитываем трудности, которые испытывают дети с ЗПР.
- Сниженная работоспособность;
- Повышенная утомляемость;
- Неустойчивость внимания;
- Более низкий уровень развития восприятия;
- Недостаточная продуктивность произвольной памяти;
- Отставание в развитии всех форм мышления;
- Низкий навык самоконтроля;
- Незрелость эмоционально-волевой сферы.
Чтобы упражнения принесли максимальную пользу, необходимо следовать нескольким правилам:
- Заниматься необходимо регулярно и систематически, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизическое развитие, возраст, возможности и настроение - одному ребенку достаточно будет небольшого количества повторений, другому необходимо многократное повторение и показ, кому - то со временем можно исключить показ и ориентироваться только на голос педагога или самостоятельное проговаривание, некоторым детям необходима на протяжении всех занятий схема по показу.
Например: «Кулак – ребро - ладонь». Ребенок делает вместе с педагогом, работаем над техникой выполнения каждого движения. Ребенок выполняет самостоятельно по схеме. Выполняет самостоятельно, без схемы. Выполняет самостоятельно по тематическим схемам.
По такому же принципу, мы разучиваем и пальчиковые игры. Сначала отрабатываем жесты, комбинации пальцев и движения. Затем разучиваем текст, дети сначала, как правило повторяют начало или конец фразы, затем уже произносят его целиком, соотнося слова с движением. Стихотворная форма, дает большой потенциал для развития ребенка. Повторяя за взрослым, ребенок активизирует свою речь. Если ребенок хорошо выполняет пальчиковые игры, мы можем перейти и к неросказкам.
- Коррекционная работа должна быть направлена «снизу - вверх» (от движения к мышлению), а не наоборот. С каждым разом, за счёт роста нейронных связей, мозг увеличивает свой уровень организации и эффективности, позволяя со временем перейти на новый уровень сложности упражнений.
- «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
- Стараемся активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
- Кинезиологические упражнения дают постепенный, накапливающийся эффект.
Нами была составлена система упражнений, которая предполагает использование двигательных упражнений как в образовательной деятельности, так и в режимных моментах.
В чем же заключается особенность применения кинезиологических упражнений и нейроигр в работе с детьми ЗПР:
- Нейроигры (нейроплакаты и нейродорожки) применяемые в начале занятия помогают лучше организовать детей, настроить их на работу, создать необходимую атмосферу, раскрепостить, снять напряжение или чувство страха. Кроме того, способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и активность ребенка, т.к. дети с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности на новую (фото).
- Пальчиковая гимнастика и нейросказки, активно развивают общую и тонкую моторику. Через нейросказки мы учим детей выступать в роли ведущего (показываем детям норма), что способствует повышению их самооценки, раскрепощённости, формируется уверенность при публичных выступлениях. (фото)
- «Пальчиковые дорожки». Развиваем способность ставить и удерживать цель деятельности, формируем самоконтроль, пространственную ориентировку. Дорожки состоят из нескольких видов таблиц с определенными ориентирами для «ходьбы» пальцами и составлена с учетом педагогического принципа от простого к сложному, т.е. от простых схем, где участвуют 1—2 пальца, к сложным. Развивая движения пальцев на каждой руке, мы постепенно переходим к движениям двумя руками. Здесь можем использовать шаблоны кукол, рисование пальчиками, развиваются творческие способности ребенка, цветовосприяте. (фото)
- Рисование двумя руками. Одновременные движения обеих рук активизируют работу сразу обоих полушарий. Создаются новые нейронные связи, а значит, процессы анализа и синтеза информации проходят быстрее. Рисовать можно не только на листах, но и на крупе манке или кинетическом песке. (фото)
Нейроигры учат чувствовать пространство, развивают зрительно – моторную координацию (глаз-рука), учат последовательно выполнять действия, развивают слуховое и зрительное внимание, память, внимание, мышление.
Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Как раз в эти моменты мы применяем физминутки и игры на расслабление и отвлечение (игры под музыку, игры с карандашами, орт шариками, шарики су-джок, орт коврики).
При использовании в работе нейропсихологических игр и упражнений, мы увидели, что происходят положительные изменения:
- Ребенок учится чувствовать пространство свое тело.
- Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение)
- Формируется правильное взаимодействие ног и рук.
- Развивается слуховое и зрительное внимание.
- Ребенок учится последовательно выполнять действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение кинезиологических упражнений в системе коррекции тяжелых нарушений речевого развития у детей.
Применение кинезиологических упражнений в системе коррекции тяжелых нарушений речевого развития у детей....
Применению кинезиологических упражнений в работе с младшими школьниками с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и лёгкой умственной отсталостью
В педагогической работе с учащимися младших классов, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и лёгкой умственной отсталостью предлагаем применять кинезиологические упражнения, ...
«Использование кинезиологических упражнений в логопедической работе по коррекции нарушений письма и чтения у учащихся 2-4-х классов 7-го вида».
Аттестационная работа, написанная на курсах повышения квалификации в 2014 году. В работе раскрываются нетрадиционные методы и приёмы работы с детьми ОВЗ ЗПР и детьми с нарушениями речи, в том чи...
Применение кинезиологических упражнений при коррекции нарушений произношения у детей с нарушениями речи.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ...
Статья "Применение кинезиологических упражнений в работе логопеда"
Статья рассматривает особенности применения кинезиологических упражнений в работе логопеда. Государственные стандарты дошкольного и начального образования нового поколения предполагают внесение значит...
Теоретические основы применения кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда с детьми с речевыми нарушениями
Кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта....
Мастер - класс для педагогов "Применение кинезиологических упражнений и нейроигр в работе учителя - дефектолога с детьми ЗПР"
Мастер - класс знакомит педагогов с эффективными нейроупражнениями и нейроиграми, позволяющие повысить интеллектуальные способности и укрепить физическое здоровье дошкольников....