Мастер - класс для педагогов "Применение кинезиологических упражнений и нейроигр в работе учителя - дефектолога с детьми ЗПР"
презентация к уроку

Мастер - класс знакомит педагогов с эффективными нейроупражнениями и нейроиграми, позволяющие повысить интеллектуальные способности и укрепить физическое здоровье дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagogov.docx27.92 КБ
Файл master_-klass.pptx2.67 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей

№ 36 «Малышок» города Канска

Мастер-класс для педагогов

«Применение кинезиологических упражнений и нейроигр в работе учителя – дефектолога

 с детьми ЗПР»

                                          Подготовила:

                                                                                 учитель-дефектолог: Данилова Л.С.

Канск,

 2022 г.

  1 СЛАЙД

«Образовательная кинезиолгия, как метод активного развития детей с ЗПР»

2 СЛАЙД

 На современном этапе развития образования, острой становится проблема увеличения количества детей с задержкой психического развития (ЗПР). Специалисты отмечают усложнение структуры деффекта, обилие дисфункций детского организма, а также высокую степень неоднородности, рассматриваемой категории детей.

Задержка психического развития (ЗПР) у детей, характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленным недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере.

3 СЛАЙД


Работая с детьми данной категории (ЗПР) я искала методы и приемы которые помогали бы улучшить результатыкоррекционно-развивающей работы наряду с традиционными методами.  Одним из таких методов, на мой взгляд является образовательнаякинезиология – наука о развитии умственных способностей, через определенные двигательные упражнения, которые позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.

Так нейропсихологиутверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин ЗПР ребенка, а нейропсихологическая коррекция может стать отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней.    

Советские педагоги  Е. И. Аркин, Н. А. Берштейн, Д. Б. Эльконин утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждая связь тонкой моторики с развитием мозга.

4СЛАЙД

Следует отметить, что

   Правое полушарие головного мозга отвечает за восприятие визуальных образов, цветов, творчество, образное мышление, координацию движений, пространственную ориентацию. 

Левое полушарие математическое, знаковое, речевое, логическое –отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.


Нейропсихологический подход
является и здоровье сберегающей и игровой технологией.Выделяют двигательную и когнитивную методики.

5 СЛАЙД

Основная цель образовательной кинезиологии: развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности

        Задачикинезиологии:

  • Синхронизация межполушарного взаимодействия.
  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Формирование когнитивных способностей (внимания, памяти, мышления, моторики, речи, эмоционального реагирования и самоконтроля)
  • Формирование произвольности.
  • Снятие эмоциональной напряженности.

6 СЛАЙД

При работе с детьми ЗПР, яиспользую определенные

виды кинезиологических упражнений

1.        Игры для развития мелкой моторики– развивают тонкую моторику. Чем больше задействуются мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения (синкезии). Стимулируют речевые зоны головного мозга.

2.        Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Восстанавливают и формируют правильное дыхание.

3.   Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие способствуют профилактике глазных заболеваний.

4. Растяжки – нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

5. Нейроигры (когнитивное развитие) – учат чувствовать пространство, развивают зрительно – моторную координацию (глаз-рука), учат последовательно выполнять действия, развивают слуховое и зрительное внимание, память, внимание, мышление.

7 СЛАЙД

Чтобы упражнения принесли максимальную пользу, необходимо следовать нескольким правилам:

  • Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизическое развитие, возраст, возможности и настроение.

Если одному ребенку достаточно будет небольшого количества повторений, другому необходимо многократное повторение и показ, кому - то со временем можно исключить показ и ориентироваться только на голос педагога или самостоятельное проговаривание, некоторым детям необходима на протяжении всех занятий схема по показу.

  • Коррекционная работа должна быть направлена «снизу - вверх» (от движения к мышлению), а не наоборот.С каждым разом, за счёт роста нейронных связей, мозг увеличивает свой уровень организации и эффективности, позволяя со временем перейти на новый уровень сложности упражнений.
  • «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
  • Стараемся активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
  • Кинезиологические упражнения дают постепенный,накапливающийся эффект.

Кинезиологические упражнения и нейроигры применяемые в работе с детьми ЗПР:

8-9-10 СЛАЙД

Нейроплакаты и нейродорожкиприменяемые в начале занятия помогают организовать детей, настроить их на работу, снять напряжение. Кроме того, способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и активность ребенка, т.к. дети с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности на новую (фото).

11-12-13 СЛАЙД

«Пальчиковые дорожки». Развиваем способность ставить и удерживать цель деятельности, формируем самоконтроль, пространственную ориентировку.

14 – 15 СЛАЙД

Кинезиологические упражнения и пальчиковая гимнастика, развивают общую и тонкую моторику.

Например: «Кулак – ребро -  ладонь».  Ребенок делает вместе с педагогом, работаем над техникой выполнения каждого движения. Ребенок выполняет самостоятельно по схеме. Выполняет самостоятельно, без схемы.  Выполняет самостоятельно по тематическим схемам.

16 – 17 СЛАЙД

По такому же принципу, мы разучиваем и пальчиковые игры. Сначала отрабатываем жесты, комбинации пальцев и движения. Затем разучиваем текст, соотнося слова с движением. Стихотворная форма, дает большой потенциал для развития ребенка. Повторяя за взрослым, ребенок активизирует свою речь. Если ребенок хорошо выполняет пальчиковые игры, мы можем перейти и к неросказкам.

Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Как раз в эти моменты я применяю физминутки, игры на расслабление и отвлечение.

Физминутки:

- игры с карандашами   и шариками су-джок18 СЛАЙД

- нейрокубик   и нейротаблицы19 СЛАЙД

- физминутки под музыку

  1. – 21 СЛАЙД

Рисование двумя руками.Одновременные движения обеих рук активизируют работу сразу обоих полушарий. Создаются новые нейронные связи, а значит, процессы анализа и синтеза информации проходят быстрее. Рисовать можно не только на листах, но и на крупе манке или кинетическом песке.(фото)

22– 25 СЛАЙД

Нейроигрыучат чувствовать пространство, развивают зрительно – моторную координацию (глаз-рука), учат последовательно выполнять действия, развивают слуховое и зрительное внимание, память, внимание, мышление.

26 СЛАЙД

При использовании в работе нейропсихологических игр и упражнений, мы увидели, что происходят положительные изменения:

  1. Ребенок учится чувствовать пространство свое тело.
  2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение)
  3. Формируется правильное взаимодействие ног и рук.
  4. Развивается слуховое и зрительное внимание.
  5. Ребенок учится последовательно выполнять действия.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Применение кинезиологических упражнений и нейроигр в работе учителя-дефектолога с детьми ЗПР» Подготовила: учитель-дефектолог Данилова Л.С.

Слайд 2

З адержка психического развития ( ЗПР) характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленным недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере.

Слайд 3

Образовательная кинезиология – наука о развитии умственных способностей, через определенные двигательные упражнения, которые позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.

Слайд 4

Правое полушарие отвечает за восприятие визуальных образов, цветов, творчество, образное мышление, координацию движений, пространственную ориентацию. Левое полушарие математическое , знаковое, речевое, логическое, отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Слайд 5

Цель : Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности ребенка. Задачи: Синхронизация работы полушарий. Развитие интеллектуальных и творческих способностей. Развитие общей и мелкой моторики. Формирование когнитивных способностей. Формирование произвольности. Снятие эмоциональной напряженности.

Слайд 6

Виды упражнений Пальчиковые игры, дыхательные упражнения, растяжки Игры на развитие мелкой моторики Нейроигры Глазодвигатель-ные упражнения

Слайд 7

Правила применения кинезиологических упражнений и нейроигр 1 . Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизическое развитие, возраст, возможности и настроение; 2. Начинаем с действий , которые достаточно просты для выполнения, и постепенно увеличивать уровень сложности; 3. Коррекционная работа должна быть направлена «снизу - вверх» (от движения к мышлению ); «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». 4. Инструкции должны быть спокойными, доброжелательными и четкими; 5. Активизируем работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д .; 6. Кинезиологические упражнения дают постепенный, накапливающийся эффект.

Слайд 8

Нейродорожки и нейроплакаты

Слайд 11

«Пальчиковые дорожки»

Слайд 14

Кинезиологические упражнения и пальчиковая гимнастика

Слайд 18

Физминутки

Слайд 20

З еркальное рисование

Слайд 22

Нейроигры

Слайд 26

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Ребенок учится чувствовать в пространстве свое тело. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение) Формируется правильное взаимодействие ног и рук. Развивается слуховое и зрительное внимание. Ребенок учится последовательно выполнять действия.

Слайд 27

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Работа учителя - дефектолога с детьми двух - трёхлетнего возраста в условиях Дома ребёнка"

Задачи учителя - дефектолога: формирование у ребёнка потребности в общении, активизация словаря по звуко - слоговой структуре, обучение фразовой речи, развитие познавательных процессов....

Особенности работы учителя-дефектолога с детьми с ЗПР в условиях ДОУ

В материале опысывается организация работы с детьми с ЗПР в дошкольном учреждении...

Презентация: "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья."

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия педагогов, медиков,...

Работа учителя-дефектолога с детьми второго года жизни.

Перечислены основные приемы, которые использует учитель-дефектолог при работе с детьми второго года жизни, добавлены фотографии из опыта работы....

МАСТЕР - КЛАСС: "Работа учителя - дефектолога с детьми дошкольного возраста с РДА".

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. « КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С АУТИЧНЫМ РЕБЕНКОМ». Ранний детский аутизм (РДА) - это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования ...

Мастер-класс для педагогов Кинезиологические упражнения как вид здоровьесберегающих технологий

Целью мастер-класса было повышение мастерства педагогов в области применения здоровьесберегающих технологий. Педагоги выполняли ряд кинезиологических упражнений на развитие межполушарного взаимодейств...

Опыт работы по теме:«Особенности применения кинезиологических упражнений и нейроигр в работе дефектолога с детьми ЗПР».

Представлен опыт работы в рамках семинара - практикума для воспитателей комбинированных и компенсирующих групп на тему: «Особенности применения кинезиологических упражнений и  нейроигр...