Дифференциация гласных второго ряда
материал
Работа над дифференциацией гласных второго ряда проводится на логопедических занятиях довольно продолжительное время. Данный материал поможет ребятам легче усвоить эту тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukvy_yo_i_yu_.docx | 20.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Буквы Ё и Ю дружили.
Утром пасмурным решили,
Что друг друга заменить
Им легко. Не отличить
Слог и слово от подмены.
Лист тетрадный будет сценой!
Роль несложную сыграть
Сможет каждая на «пять»!
С этих пор в словесном мире
Катастрофа шире, шире…
Ёрой Юра быть не хочет!
Лист тетрадный порван в клочья.
Юрта в Ёрту превратились,
Закачалась, развалилась.
Ёрш ершистый стал Юршом.
Потерял плавник при том.
А дверной проюм скрипит,
Очень грустно говорит:
Если не вернусь в «ПРОЁМ»,
Может рухнуть этот дом!
Став каётами, каюты
Не желают ни минуты
Быть частями кораблей.
К берегу спешат скорей.
Ёлка Юлкой быть не хочет,
На зверей иголки точит.
Посмотрел Фонемный Ряд,
Что проказницы творят,
И такой отдал приказ:
Буквам в строй встать сей же час!
Прекращаем этот срам!
Срочно, буквы, по местам!
с мнестической дислексией отмечаются трудности усвоения всех букв, их недифференцированные замены. Это обусловлено нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти. Дети не могут воспроизвести в определенной последовательности ряд из 3-5 звуков, слов или нарушают порядок их следования, сокращают количество, пропускают звуки, слова. Особенно ярко нарушение ассоциации между зрительным образом буквы и слухопроизносительным образом звука проявляется на этапе овладения звуко-буквенными обозначениями.
Для коррекции мнестической дислексии необходимо развивать:
- слухоречевую память;
- зрительную память
- межполушарную симметрию.
Также надо проводить работу над изображением и узнаванием букв, предотвращать угадывающее чтен
Задания, направленные на коррекцию мнестической дислексии
1. Развитие речеслуховой памяти:
- игра «Запомни нужные слова»
Ребенку предлагается из ряда слов запомнить только определенные (Например, только названия животных, фруктов и т.д.)
- слуховые диктанты
Логопед предлагает ребенку послушать и воспроизвести ряд букв, слов, предложений.
- игра «Пары слов»
Логопед предлагает ученику запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом (например, суп-кастрюля, собака-будка, девочка-кукла) и попросить запомнить вторые слова из каждой пары. Затем педагог называет второе слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.
- игра «Суперкорреспондент»
Логопед предлагает детям поиграть в корреспондентов и говорит следующее: «Сейчас я вам прочитаю задание, а вы постарайтесь все запомнить и выполнить в точности. Я буду читать задание всего три раза, первый раз-чтобы вы могли познакомиться с заданием, второй-чтобы могли запомнить его, а третий-чтобы могли проверить, все ли вы правильно запомнили. В то время, когда я буду читать, постарайтесь мысленно представлять то, о чем я читаю. Например: Нарисуй 5 кругов разного цвета и объема. Последний круг должен быть самый маленький.
- игра «Путаница»
Логопед называет ребенку одну часть тела, а показывает другую. Задача ученика-назвать то, что он услышал, а не увидел.
2. Развитие зрительной памяти:
- игра «Буквы»
Для выполнения этого задания требуются карточки, на каждой из которых изображены три комбинации букв, а также лист бумаги в клеточку и карандаш.
Логопед дает ребенку карточку, предупреждая о том, что он должен внимательно рассмотреть и запомнить комбинации всех букв. На запоминание отводится 30 секунд, а затем он возвращает карточку. Далее ученик закрывает глаза и мысленно восстанавливает увиденное. Затем он пишет на листе все, что запомнил. После окончания работы рисунок ребенка сравнивается с образцом, ошибки обсуждаются. Проверяется количество по памяти букв, их размеры и расположение относительно друг друга.
- игра «Четвертый лишний»
Ученику предлагается карточка с изображение четырех букв. Ребенок рассматривает и запоминает их. Затем логопед дает другую карточку, на которой одна из букв заменена на другую. Ребенок должен назвать ее.
3. Развитие межполушарной симметрии:
- написание букв поочередно правой и левой рукой;
- упражнение «Зеркальное рисование»
Ребенок берет в обе руки карандаши или фломастеры и начинает рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.
4. Работа с буквами
- выкладывание букв из бисера, бусин, гороха и т.д.;
- рисование букв в воздухе и на листе бумаги;
- вырезание букв;
- обведение по контуру печатных букв;
- выжигание на дощечках;
- лепка букв из пластилина;
-игра «Собери букву»
Ребенку предлагается собрать букву из частей.
- игра «Чудесный мешочек»
Ребенок засовывает руку в мешочек и узнает букву на ощупь. Если он ошибся, то можно предложить обвести букву на бумаге, вырезать по контуру, повторяя ее название. Далее глаза завязываются, буква ощупывается ребенком и оказывается опять в мешке. Ребенок должен найти именно ее.
5. Борьба с угадывающим чтением
В листе бумаги прорезают окно. Сначала оно соответствует размеру буквы, которую нужно прочитать, затем расширяется до одного слога, а позже-до слова.
Систематическое выполнение вышеизложенных заданий поможет ребенку преодолеть мнестическую дислексию.
Список литературы
1. Горбунова С.Ю. Формирование прогностических операций в процессе обучения чтению младших школьников с системными нарушениями речи: дис. канд.пед. наук.-М.,2011
2. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения/Т.Г.Егоров.-СПб.:КАРО, 2012
3. Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/Л.С.Волкова, Р.Л. Лалаева, ЕМ. Мастюкова и др.; Под ред.Л.С. Волковой.-М:Просвещение, 1989
4. Прокофьева Ф.Ш. Приемы коррекции мнестической дислексии у младши школьников//Психология, социология и педагогика. 2017. №5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/05/8183
5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей.:М.:ТЦ Сфера, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных второго ряда».
Мною предложен конспект открытого занятия для второклассников с заключением "Специфическое расстройство спеллингования/дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза"....
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация гласных I и II ряда: [ы] - [и] в слогах и словах".
Занятие разработано для группы учащихся второго класса КРО для детей с ЗПР, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные НВОНР....
Дифференциация гласных звуков и букв 1и2 ряда (3 класс)
Данное занятие разработано для учащихся 3 класса, имеющих диагноз нарушение чтения и письма, обусловленные ОНР, по теме дифференциация гласных звуков...
Тема открытого занятия: Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда.
Большое затруднение вызывает у детей младшего школьного возраста умение различать мягкие и твердые согласные. Детей нужно научить слышать эти звуки. Для этого я делаю акцент на гласные звуки I ...
Конспект логопедического занятия "Дифференциация гласных I и II ряда: ы – и» (2 класс)
Цели и задачи: 1. Закреплять у учащихся умение различать гласные Ы-И в устной и письменной речи.2. Закреплять умение дифференцировать согласные звуки пе...
Карты для дифференциации гласных верхнего и нижнего ряда на письме (и-ы)
Карты для дифференциации гласных верхнего и нижнего ряда на письме (и-ы)...
Рабочий лист на коррекционное занятие для учащихся 2 классов по теме "дифференциация гласных 1 и 2 ряда. У-Ю"
Рабочий лист на коррекционное занятие для учащихся 2 классов по теме "дифференциация гласных 1 и 2 ряда. У-Ю"...