Конспект занятия «Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных второго ряда».
методическая разработка по теме
Мною предложен конспект открытого занятия для второклассников с заключением "Специфическое расстройство спеллингования/дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr._zan._sunduk_znaniy.docx | 17.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учереждение «Психологический центр» г.Михайловска
Конспект открытого занятия в группе «Грамотейка»
по теме: «Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных второго ряда».
Учитель-логопед
структурного подразделения «Школы-центра»
Шахова М.Б.
2011-2012 уч.год
Тема: Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных второго ряда.
Цель занятия: обобщить представления детей о способах обозначения мягкости согласных на письме (с помощью мягкого знака и гласных второго ряда); закрепить знания о многозначности слов, о смыслоразличительной роли 1-ой буквы; продолжать формировать навык употребления гласных Я, Е, Ё, Ю, И на уровне слов, предложений; развивать слухопроизносительные дифференцировки, логическое мышление, пространственную координацию, функцию самоконтроля; воспитывать стремление к приобретению знаний.
Демонстрационный материал: карточки десяти гласных букв и одной согласной, картинки паронимов: лук-люк, нос-нёс, мышка-мишка, осы-оси, магниты красного, синего, зелёного цвета, для сюрпризного момента конфеты-монетки, сундук, карта сокровищ.
Раздаточный материал: квадраты синего и зелёного цвета 2×2, решётка из 15 квадратов (3столбика×5строчек), листы с письменными заданиями по количеству детей, цветные карандаши красного, синего и зелёного цвета.
Ход урока:
I.Орг. момент (сюрпризный момент).
Дети находят карту сокровищ, скелет и с ними «золотую» монетку. Логопед предлагает детям отправиться на поиски сокровищ, но не простых, с деньгами и драгоценностями, а сокровища знаний. По пути дети собирают монеты-пятёрки.
II.Актуализация имеющихся знаний.
На доске штормовой ветер перепутал все буквы, логопед предлагает восстановить их расположение: гласные ставят парами по твёрдости-мягкости. Один ученик читает прямые слоги с лишней согласной. Дети сравнивают звучание слогов и делают вывод о том, что кроме как с Ь (мягким знаком) согласные звучат мягко и перед гласными Я, Е, Ё, Ю, И.
Логопед сообщает тему занятия.
III.Повторение пройденного материала.
1.Упр. «Заполни решётку».
Логопед предлагает прослушать слоги с твёрдыми и мягкими согласными звуками и заполнить ячейки решётки квадратами синего и зелёного цвета соответственно. Заполнять ячейки необходимо двигаясь слева направо сверху вниз. В результате работы дети должны выложить цифру «5». Слоги для выкладывания: тё, лю, мя; си, ко, бы; де, ня, зё; фа, хо, лю; сме, жди, гне.
2.Работа на индивидуальных листах.
а) Записать парное слово, заменяя гласную букву так, чтобы твёрдый согласный звук стал мягким, а мягкий-твёрдым.
б) игра «Четвёртый лишний». Из четырёх предложенных подчеркнуть одно лишнее слово, не подходящее к остальным. Первую четвёрку разобрать на доске с выкладыванием магнитов под буквами.
в) составление пар слов по картинкам, отличающихся только одной буквой. Каждому ребёнку раздаётся по картинке. Дети должны составить пары слов. Логопед спрашивает, чем похожи и чем отличаются данные пары (первыми согласными), какие слова могут обозначать несколько разных предметов (например, лук-порей / лук-арбалет, люк канализационный /люк самолёта). Дети составляют в качестве примеров предложения.
Физминутка «Будь внимательным».
Логопед предлагает выполнять движения по словесной инструкции, не обращая внимания на неправильный показ. Постепенно темп движения увеличивается.
г) выбор и добавление пропущенного слова из предложенной пары слов в соответствии со смыслом предложения.
IV.Итог, оценка.
Дети считают, кто сколько монет собрал, у кого появился целый клад знаний. В конце дети находят сундук с шоколадными монетами-пятёрками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Обозначение мягкости согласных на письме" конспект урока в 5 классе
Здесь помещены некоторые мои наработки по русскому языку в 5 классе по следующей теме:- "Обозначение мягкости согласных на письме"...
конспект коррекционного занятия "Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака"
Тема мягкий знак является очень сложной темой , которая изучается в начальной школе, особенно для детей с речевыми проблемами. Поэтому важно научить детей правильно произносить слоги и слова с мягким ...
конспект коррекционного занятия "Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака"
Тема мягкий знак является очень сложной темой , которая изучается в начальной школе, особенно для детей с речевыми проблемами. Поэтому важно научить детей правильно произносить слоги и слова с мягким ...
Тема открытого занятия: Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда.
Большое затруднение вызывает у детей младшего школьного возраста умение различать мягкие и твердые согласные. Детей нужно научить слышать эти звуки. Для этого я делаю акцент на гласные звуки I ...
Конспект занятия "Обозначение мягкости согласных посредством мягкого знака"
Конспект логопедического занятия для группы учащихся 2-х классов со смешанной дисграфией...
«Обозначение мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда».
Конспект логопедического занятия. 3 класс....
Обозначение мягкости согласных на письме буквами И,Е,Ю,Я,Ё. (открытый урок в 3 классе 8 вид)
Абрамова А.С.Открытый урок в 3 классе 8 вид. С презентацией для интерактивной доски....