Анализ работы учителя-логопеда, специалиста психолого-педагогогического сопровождения за 2022-2023 учебный год
материал
Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития ребёнка с особыми образовательными потребностями. Нарушения речи учащихся школы являются очень распространенными и имеют стойкий дефект.
Основными признаки и причинами речевого нарушения являются:
- несоответствие речи возрастным нормам;
- речевой дефект, который сам не проходит, нужна логопедическая помощь;
- органические нарушения (локальное или очаговое поражение коры головного мозга, вследствие которого страдают речевые зоны Брокка (страдает экспрессивная речь), Вернике (нарушения понимания речи);
- функциональные причины (нарушения в ЦНС: процессы возбуждения, торможения);
- психогенные причины (воздействие эмоционального потрясения, психологические переживания);
- социальные причины (все случаи неадекватной речевой среды).
Большая часть обучающихся имеют выраженные дефекты устной и письменной речи, недостаточную сформированность всех сторон речи. Ранние выявления и нарушений речи и правильная организация коррекционной работы способствует предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии, в том числе и в письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_raboty_za_2022-23_abramova.docx | 33.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ работы специалиста ПП сопровождения
за 2022/23 учебный год
Общие сведения:
Ф.И.О. педагога, должность | Тема самообразования | Цель |
Абрамова Роза Вячеславовна, учитель-логопед | Средства альтернативной коммуникации в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. | Изучение специфики формирования речи с применением альтернативных средств коммуникации у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. |
Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития ребёнка с особыми образовательными потребностями. Нарушения речи учащихся школы являются очень распространенными и имеют стойкий дефект.
Основными признаки и причинами речевого нарушения являются:
- несоответствие речи возрастным нормам;
- речевой дефект, который сам не проходит, нужна логопедическая помощь;
- органические нарушения (локальное или очаговое поражение коры головного мозга, вследствие которого страдают речевые зоны Брокка (страдает экспрессивная речь), Вернике (нарушения понимания речи);
- функциональные причины (нарушения в ЦНС: процессы возбуждения, торможения);
- психогенные причины (воздействие эмоционального потрясения, психологические переживания);
- социальные причины (все случаи неадекватной речевой среды).
Большая часть обучающихся имеют выраженные дефекты устной и письменной речи, недостаточную сформированность всех сторон речи. Ранние выявления и нарушений речи и правильная организация коррекционной работы способствует предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии, в том числе и в письменной речи.
Результаты коррекционно-развивающей работы по направлениям:
- Диагностическое направление
Результаты диагностического обследования
Вид диагностики | Цель | Участники диагностического обследования | ||
Начальная школа | Среднее звено | Старшая школа | ||
первичная | Определение уровня коммуникации вновь прибывших на начало года | - | - | - |
промежуточная | Диагностическое обследование с целью подтверждения логопедического заключения | 5 | - | 4 |
динамическая | Мониторинг сопровождения | 5 | - | 4 |
текущая | Снятие с логосопровождения, направление в ТПМПК | - | - | 3 |
Диагностика по запросу | ||||
Цель обращения: - для определения программы профессионального обучения | - | - | 9 |
Методики и диагностические комплексы которые используются в работе:
Для диагностики использовалась методики:
- Иншакова О. Б. «Альбом для логопеда»,
- Лейзерова Д.Л. Речевая карта для обследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья»,
- Методическое пособие под ред. А.В. Мамаевой «Протоколы логопедического обследования дошкольников»,
- Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. «Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком»,
- Танцюра С.Ю., Кононова С.И. «Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ»,
- Мазанова Е.В. «Методический и картинный материал. Обследование речи детей с ОНР»,
- Л.Б.Баряевой, Л.В. Лопатиной «Технологии альтернативной и дополнительной коммуникации для детей с ОВЗ»,
- И.В.Барякиной, Е.С.Будниковой, Е.А.Екжаковой «Контрольно-диагностический инструментарий» (к программам школ VIII вида).
- Коррекционно-развивающее направление
Данные анализа эффективности коррекционно-развивающей работы с обучающимися с легкой степенью У/О (вариант I)
Класс | Коррекционный курс | Кол-во человек | Показатели динамики | ||||||||||||||
Положительная | Незначительная | Минимальная | Сняты с сопровождения | ||||||||||||||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | ||||||||||
8-9 | «Коррекция устной и письменной речи» | 4 | 3 | 75 | 1 | 25 | |||||||||||
Всего | 4 | 3 | 75 | 1 | 25 |
Вывод по результатам мониторинга: работу за 2022-2023 год считаю результативной: положительная динамика наблюдается у 3 учащихся, что составляет 75%; незначительная динамика у 1 обучающегося – 25%. По данному курсу велась планомерная работа, затрагивая все направления речевого развития. Особое внимание было уделено связной речи и работе над формированием грамматической формы речи. Поставленные задачи решены и намеченная цель достигнута.
Организация индивидуального сопровождения детей с тяжелой степенью УО (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
Класс | Коррекционный курс | Кол-во человек | Показатели динамики | |||||
Положительная | Незначительная | Минимальная | ||||||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | |||
2 | «Альтернативная коммуникация» | 1 | 1 | 100 | ||||
Всего | 1 | 1 | 100 |
Вывод по результатам мониторинга: за 2022-2023 учебный год динамика прослеживается незначительно положительной, что взаимосвязано с индивидуальными особенностями развития ребенка. Положительным моментом считаю, установление контакта с собеседником, умение самостоятельно приветствовать и прощаться с собеседником словом, выражать согласие / несогласие. Большим достижением является знание всех букв, обозначающих гласность и некоторых букв, обозначающих согласность (губные, губно-губные, заднеязычные). Поставленные задачи решены частично.
Организация индивидуального сопровождения детей с ТМНР (вариант II)
Класс | Коррекционный курс | Кол-во человек | Основные задачи | Показатели динамики | |||||
Положитель-ная | Незначитель-ная | ||||||||
кол-во | % | кол-во | % | ||||||
1 | «Альтернативная коммуникация» | 1 | потребность в речевом высказывании с целью общения | 1 | 100 | ||||
2 | «Альтернативная коммуникация» | 1 | потребность к общению, установление эмоционального и зрительного контакта | 1 | 100 | ||||
4 | «Альтернативная коммуникация» | 1 | потребность к общению, установление эмоционального и зрительного контакта | 1 | 100 | ||||
Всего | 3 | 3 | 100 |
Вывод по результатам мониторинга: за 2022-2023 учебный год динамика прослеживается незначительно положительной, причиной которой является сложная структура дефекта у данной категории детей, несформированность предпосылок к развитию самостоятельного высказывания и умения употреблять его в ходе общения. По всем направлениям велась планомерная работа. Большое внимание на всех видах занятий уделялось здоровьесберегающим технологиям, так как обучающийся с тяжелыми множественными нарушениями развития, нуждается в развитии двигательных умений и навыков. Поставленные задачи решены, цели достигнуты.
Данные анализа эффективности в коррекционно-развивающей работы с обучающимися с РАС
Класс | Коррекционный курс | Кол-во человек | Основные задачи | Показатели динамики | |||||
Положитель-ная | Незначитель-ная | ||||||||
кол-во | % | кол-во | % | ||||||
1 | «Эмоционально-коммуникативное развитие» | 1 | активация навыков устной коммуникации, речевого поведения, в том числе выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях | 1 | 100 | ||||
«Двигательное развитие» | формирование правильных, координированных, выразительных и ритмических движений под музыку | 1 | 100 | ||||||
Всего | 1 | 1 | 100 |
Вывод по результатам мониторинга: работу за 2022-2023 год считаю результативной. Динамика хоть и незначительно положительная, но она есть: у 1 обучающегося – 100%. Такая динамика связано нарушениями аффективного, коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения. Главной особенностью является умение читать целыми словами, частичное понимание прочитанного. Поставленные задачи решены и намеченная цель достигнута.
Показатели динамического развития учащихся-логопатов
Класс | Зачислено | Положительная динамика | Незначительная динамика | Динамика без изменений | Сняты с сопровождения | Продолжат занятия |
1 | 2 | 2 | 2 | |||
2 | 2 | 2 | 2 | |||
4 | 1 | 1 | 1 | |||
8 | 1 | 1 | 1 | |||
9 | 3 | 2 | 1 | 3 |
3.Консультационно-просветительская деятельность
Темы консультации | Категория консультируемых | Количество |
Дети (подростки) | ||
«Полезные игры для красивой речи» | Учащиеся 9 класса | 2 (1 раз в четверть) |
Общее количество | 2 | |
Родители | ||
«Определение дальнейшего направления в работе по логопедическому сопровождению» | Родители обучающегося Александра К. | 3 (1 раз в четверть) |
«Определение дальнейшего направления в работе по логопедическому сопровождению» | Родители обучающегося Александра Ж. | 3 (1 раз в четверть) |
«Единые требования по развитию коммуникации у особенного ребёнка» | Родители обучающегося Матвея В. | 3 (1 раз в четверть) |
«Чтобы Ваш ребенок заговорил: тренируем пальчики, дышим правильно, играем с язычком» | Родители обучающегося Александра Ж. | 3 (1 раз в четверть) |
«Рекомендации по проведению кинезиологических упражнений в домашних условиях (действия «рука в руке)» | Родители обучающегося Александра Ж.. | 3 (1 раз в четверть) |
«Рекомендации по проведению кинезиологических упражнений в домашних условиях (действия «рука в руке)» | Родители обучающегося Александра К. | 3 (1 раз в четверть) |
Общее количество | 18 | |
Педагоги | ||
«Использование пальчиковой гимнастики с музыкальным сопровождением» | Педагоги (тьютер, воспитатели, учителя начального звена) | 1 |
«Единые требования по развитию речи у неговорящих детей с использованием ИКТ и применением музыкально-ритмических упражнений» | Педагоги (тьютер, воспитатели, учителя начального звена | 1 |
«Уровень воспитанности и коммуникации учащихся 9 класса» | Классный руководитель Завалова М.В. | 1 |
Общее количество | 3 |
Вывод по результатам деятельности: работу за 2022-2023 год считаю результативной. Проведено 18 консультаций с родителями, 3 консультации с педагогами и 2 консультации с учащимися.
4.Организационно-методическое направление
Участие в методических неделях, в рамках МО, педсовет |
|
Участие в ГМО |
|
Участие в работе ППк |
|
Повышение квалификации:
Тема/Дата | Название курсов, вебинаров, программ |
«Работа воспитателя с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи», 07-26 ноябрь 2022 г. | Курсы повышения квалификации КГАУ ДПО «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (72 часа) – удостоверение |
«Технологии дополнительной и альтернативной коммуникации в логопедической работе» 23 января – 06 февраля 2023 г. | Курсы повышения квалификации на портале «УчМет» в ООО «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» (72 часа) – удостоверение |
«Дисграфия: как анализировать и устранять ошибки на письме» 24 марта 2023 г. | Вебинар на портале «PRO Школа Онлайн» - обучающая площадка для специалистов и родителей (3 часа) |
«Специфика диагностики и подходы к помощи детям с вариантами РАС. Разбор кейса» 30 и 31 марта 2023 г. | 2-х дневный марафон Семаго Н.Я. на портале «PRO Школа Онлайн» - обучающая площадка для специалистов и родителей (4 часа) |
«Интерактивная песочница-стол. Стартовый набор» апрель-май 2023 г. | Образовательное приложение GetCourse Starter Kit «Инновации детям» (20 часов), сертификат |
Цели и задачи деятельности, основные направления работы на следующий учебный год
- Посещение и выступление на классных и общешкольных собраниях, педсоветах, МО, семинарах.
- Проведение регулярных плановых консультаций для родителей, педагогов школы.
- Определение вопросов для совместной работы, проектов со специалистами школы учителями, воспитателями, родителями.
- Поиск оптимальных форм работы с детьми СНР, ТМНР, РАС, повышающих мотивацию в устранении имеющихся нарушений развитии речи.
- Совершенствование форм, методов и приемов работы с обучающими с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Координационный план взаимодействия учителя-логопеда, узких специалистов и воспитателей по реализации принципа преемственности в коррекционной работе и устранению речевой патологии.
Картотека заданий для детей 5 - 7 лет с общим недоразвитием речи. Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитателей и узких специалистов к активному участию в коррекционной логопедич...
Перспективный план работы учителя-логопеда с воспитателями и специалистами МДОУ
Перспективное планирование работы учителя-логопеда с воспитателями и специалистами ДОУ...
Анализ работы учителя-логопеда
Анализ работы учителя-логопеда...
План взаимодействия коррекционной работы учителя-логопеда со специалистами с ребенком с ОВЗ
План взаимодействия коррекционной работы учителя-логопеда со специалистами с ребенком с ОВЗ...
Анализ репетиционного экзамена по русскому языку в 11 классе, 2022-2023 учебный год
Анализ репетиционного экзамена по русскому языку в 11 классе...
ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА на 2022-2023 учебный год
ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА...