План самообразования на 2023-2026 учебные годы
рабочая программа (6 класс)
Нравственное воспитание в подростковом возросте детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_na_2023-2026_uch.gody_.docx | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Лаишевская школа-интернат для детей с ОВЗ»
План самообразования
на 2023-2026 учебные года
Разработал:
Шакирзянов Зиннур Гаптелнурович
Воспитатель 1 категории
г. Лаишево
Общие сведения:
- Ф.И.О.: Шакирзянов Зиннур Гаптельнурович
- Год рождения: 14 августа 1966г.р.
- Образование: высшее
- Общий трудовой стаж:
Педагогический стаж:
- Адрес электронной почты:
- Адрес : г.Лаишево,ул. М.Джалиля ,д.6
- Курсы повышения квалификации
Год | Наименование образовательного учреждения | Название образовательного процесса | Кол-во часов |
- Квалификационная категория:
Год | Категория | Должность |
Самообразование - это вечная необходимость для современного человека, а тем более, если он призван обучать и воспитывать. Без умения самообразовываться педагог заведомо обречён на отставание в профессиональном росте.
Умение самообразовываться - это, прежде всего, умение самостоятельно добывать знания с меньшей затратой духовных и физических сил. Модель профессионального педагогического самообразования учителя включает в себя:
- Целеполагание - личностное и профессиональное самосовершенствование.
- Функции самообразования:
- дополняет, углубляет, расширяет базовое общее и профессиональное образование;
- компенсирует недостатки базового образования или является средством его приобретения;
- способствует формированию стиля профессиональной деятельности;
- помогает осмыслению передового опыта работы и собственной самостоятельной деятельности;
- является средством самопознания и самосовершенствования.
- Компоненты самообразования:
- нравственно-волевой - положительное отношение к процессу учения любознательность, критичность, самостоятельность, целеустремлённость, сильная воля, трудоспособность, ответственность;
- мотивационный - осознание личной и общественной значимости непрерывного образования, наличие стойких познавательных интересов, чувства долга и ответственности;
- когнитивный - общеобразовательные и профессиональные знания и умение их применять;
- процессуальный (гностический):
- особенности мыслительной сферы: умение ставить и разрешать познавательные задачи, самостоятельность, гибкость, оперативность, наблюдательность, способность к анализу, синтезу, обобщениям; креативность, удовлетворение от познания;
- умение слушать;
- владение разными типами чтения;
- умение выделять и усваивать определённое содержание;
- умение контролировать и анализировать;
- организационный:
- умение планировать время и свою работу;
- умение перестраивать систему деятельности;
- умение работать в библиотеках, быстро ориентироваться в современной классификации источников;
- умение пользоваться оргтехникой и банком компьютерной информации;
- владение различными приёмами фиксации прочитанного.
4. Содержание самообразования:
- общеобразовательное;
- психолого-педагогическое;
- предметное;
- методическое.
5. Виды самообразования:
- фоновое общеобразовательное;
- фоновое педагогическое;
- актуальное педагогическое;
- и в нашей школе практикуется перспективное профессиональное педагогическое самообразование, которое заключается в следующем: работа над определённой психолого-педагогической или методической проблемой на достаточно длительный срок (не менее года), выявленной как необходимая для глубокого изучения на основе педагогического самоанализа. Планируя работу над большой проблемой, целесообразно наметить конкретные сроки выполнения отдельных этапов с реальным самоконролируемым результатом.
6. Формы самообразования:
- организационные - курсы повышения квалификации, методическая работа, система заочного обучения, педчтения;
- самостоятельные - самообучение, исследовательско-поисковая работа.
7. Источники самообразования:
- общеобразовательная и специальная литература;
- педагогическая периодика;
- средства массовой информации;
- изучение передового педагогического опыта;
- общение.
8. Результаты:
- профессиональная компетентность, высокий общекультурный уровень;
- повышение результативности педагогической деятельности;
II. Отчёт по самообразованию.
- Требования к оформлению документации:
- тема по самообразованию;
- планирование;
- используемая литература;
- тезисы, краткий конспект со своими размышлениями;
- самоанализ работы за год;
- отчёт по самообразованию в течение года по запланированному графику (ШМО, педчтения и др.
Общешкольная тема : « Воспитание и обучение в эпоху цифровизации».
Индивидуальная тема : «Коррекционно-развивающее сопровождение процесса по трудовому воспитанию учащихся с нарушением интеллекта »
Цель самообразования по теме: Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования методов работы по трудовому воспитанию детей с ОВЗ.
Задачи:
– изучить литературу и материалы сети Интернет по данной проблеме;
– посетить уроки , мероприятия коллег и поучаствовать в обмене опытом;
- использование на внеклассных мероприятиях новых информационных технологий и средств коммуникаций;
- повышение своего методического уровня.
– провести самоанализ и самооценку собственных мероприятий; – вести мониторинг развития знаний, умений и навыков по трудовому воспитанию группы
Постановка проблемы.
Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.
Наиболее полно задачам трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятостью лиц со специальными потребностями отвечает образовательно-адаптационная и реабилитационная среда школ VIII вида. Правильно созданные в них условия, формы и содержание профессионально-трудовой подготовки способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, ее социализации и решению сопутствующих проблем социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических. Эта среда должна, по возможности, компенсировать, ограничения жизнедеятельности умственно отсталого ребенка, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях.
Обоснование выбора темы.
Выбор этой темы не случаен, так как она взаимосвязана с методической темой нашей школы «Внедрение в учебно-воспитательный процесс эффективных педагогических технологий с целью построения адаптивной среды для коррекции, развития и становления личности обучающихся, необходимые для успешной социализации в условиях постоянно меняющегося социума», а трудовое обучение является одной из основных задач коррекционной школы. От того, насколько успешно подросток овладеет рабочей специальностью в стенах школы, зависит, как будет проходить процесс его дальнейшей социализации в самостоятельной жизни. В процессе трудового воспитания формируется мировоззрение человека, его моральные качества, воспитывается воля и характер. Мы добиваемся того, чтобы труд, как создатель всех культурных и материальных благ, превратился в жизненную первейшую потребность.
Трудовое воспитание детей и подростков в той или иной мере осуществляется в современной школе на протяжении всей истории. Но до последнего времени оно не было поставлено на должную высоту. Педагогическая наука должна всесторонне разрабатывать такую систему трудового обучения школьников, которая обеспечивает успех в подготовке подрастающего поколения к трудовой деятельности. Но в отношении учащихся коррекционной школы, имеющих нарушения в умственном и физическом развитии, требуется применять особые и более специфические методы воспитания и обучения. Перед современной коррекционной школой стоит задача подготовить учащихся к трудовой деятельности, к общественно полезному производительному труду.
Актуальность темы.
В силу личностных особенностей, выпускникам коррекционных школ очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда. По данным многих исследований, число детей, с нарушениями психофизического развития, имеет тенденцию к увеличению. В связи с этим совершенствование форм и методов их реабилитации и социально-трудовой адаптации является одним из актуальных вопросов. Но для указанного совершенствования необходимо предварительное изучение всех особенностей развития таких детей.
Для реализации личностно-ориентированного подхода требуется учитывать:
- изложение материала должно быть направлено на интегрирование его содержания, установление межпредметных связей, обогащение личного опыта каждого ученика.
- образовательный материал должен быть доступен для изучения и восприятия каждым учащимся при выполнении заданий;
- стимулирование, поддержания творческого проявления во время выполнения заданий.
Организация занятий предполагает включение следующих моментов.
- учёт личностных особенностей учащихся;
- применение методов и приёмов для активизации трудовой деятельности ученика;
- использование разнообразных форм общения в коллективе;
- создание доверия и толерантности в взаимодействиях с воспитанниками;
Ожидаемые результаты:
- Подготовить детей к самостоятельной практической деятельности.
- Разработать и провести и открытые занятия
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
- Результаты работы над темой самообразования обобщить в анализе по самообразованию
- Обобщить опыт по исследуемой теме.
Формы самообразования:
· индивидуальная – через индивидуальный план,
· групповая – через участие в деятельности школьного методического объединения , а также через участие в жизни школы.
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное | 1. Изучить новую методическую литературу по данной проблеме. 2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет. 3.Повышать квалификацию на курсах для воспитателей коррекционных школ. | 2023- 2024уч.г.
1 раз в 3 года
|
Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
|
регулярно |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания воспитания детей с нарушением интеллекта. 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами воспитания. 3. Принимать активное участие в работе школьного МО воспитателей. 4. Изучать опыт работы лучших воспитателей своей школы. 5. Посещать внеклассные мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом. 6. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 7. Создать собственную базу лучших сценариев внеклассных мероприятий, интересных приемов и находок на занятиях 8. Выступать с докладами по теме самообразования. |
регулярно
|
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в воспитательный процесс. 2. Обзор в Интернете информации по педагогике и психологии. | регулярно
|
Охрана здоровья | 1. Внедрять в воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий. 2. Вести здоровый образ жизни. | регулярно
|
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2023-2024 уч.г. | 1.Курсы повышения квалификации воспитателей. 2.Выступление на заседании школьного МО воспитателей, педсоветах. 3.Изучение литературы: 1).Воронкова. Дефектология.- М.:, 2010г. 2) Щипицына. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». 3) Мозговой. Основы олигофренопедагогики. |
Прогностический | 1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. | 2023-2024 уч.г. | 1.Выступление на заседании школьного МО воспитателей, педсоветах, совещаниях. |
Практический | 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. | 2023-2026 уч.г. | 1.Открытые уроки. 2.Участие конкурсах, конференциях. 3.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками
|
Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. | 2024-2025 уч.г. | 1.Участие и результаты на конкурсах, конференциях. 2.Консультативная помощь воспитателям и учащимся. |
Внедренческий | Распространение опыта работы. | 2025-2026 уч.г. | Обобщить результаты работы над темой самообразования |
План работы по самообразованию на 2023-2024 учебный год
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное | 1. Изучить новую методическую литературу по трудовому воспитанию, психологии и педагогики. | 2023- 2024г.
|
Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. 2. Изучить личные дела учащихся
| В течение года
|
Методические | 1.Принимать активное участие в работе школьного МО воспитателей, педсоветах, совещаниях. 2. Изучать опыт работы воспитателей своей школы. 3. Посещать внеклассные мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом. 3. Провести открытое внеклассное мероприятие по теме самообразования: «Умники и умницы». |
ежемесячно
в течение года
2024г.
|
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в воспитательный процесс. 2. Обзор в Интернете новинок по современным технологиям в образовании | В течение года
|
Охрана здоровья | 1. Расширить формы проведения физминуток к внеклассным мероприятиям | В течение года
|
Задачи на 2024-25 учебный год
1. Продолжить изучать литературу по теме самообразования, психологии и педагогике.
2. Принимать активное участие в работе школьного МО воспитателей, педсоветах, совещаниях.
3. Продолжить работу по здоровьесбережению с детьми.
План работы по самообразованию на 2024-2025 учебный год
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное | 1. Изучить методическую литературу по профориентации и трудовому воспитанию учащихся с нарушением интеллекта | 2024- 2025г.
|
Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики | В течение года |
Методические | 1.Принимать активное участие в работе школьного МО воспитателей, педсоветах, совещаниях. 2. Изучать опыт работы воспитателей своей школы. 3. Посещать внеклассные мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом. 4. Провести открытое внеклассное мероприятие по теме самообразования: «Труд в почете любой! Мир профессий большой» 5. Определение целей, задач и темы к внедрению творческого проекта по профориентации |
в течение года
2025г.
Апрель - май |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в воспитательный процесс.
| В течение года
|
Охрана здоровья | 1. Продолжить работу по изучению мероприятий с коррекционно-развивающими играми на свежем воздухе. | В течение года
|
Задачи на 2025-26 учебный год
1. Продолжить изучать литературу по теме самообразования, психологии и педагогике.
2. Внедрить и провести проект по профориентации с 7 классом «Твой будущий выбор»
3. Принимать активное участие в работе школьного МО воспитателей, педсоветах, совещаниях.
4. Работа с сайтами интернет и сайтом школы по размещению своих методических разработок.
5. Продолжить работу по здоровьесбережению с детьми.
План работы по самообразованию на 2025-2026 учебный год
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное | 1. Изучить методическую литературу по профориентации и трудовому воспитанию учащихся с нарушением интеллекта. | 2025- 2026г.
|
Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. | В течение года
|
Методические | 1.Принимать активное участие в работе школьного МО воспитателей, педсоветах, совещаниях. 2. Изучать опыт работы воспитателей своей школы. 3. Посещать внеклассные мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом. 4. Провести открытое внеклассное мероприятие по теме самообразования: «У меня растут года» 5. Внедрение и проведение с учащимися творческого проекта по профориентации «Твой будущий выбор». 6. Определение целей, задач и темы к внедрению творческого проекта по профориентации. |
В течении года
в течение года
2026г.
2025-26г.
|
Информационно-технологические технологии | 1. Обобщение и внедрение своих методических разработок. | В течение года
|
Охрана здоровья | 1. Продолжить работу по изучению мероприятия с коррекционно-развивающими играми на свежем воздухе. | В течение года
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план самообразование в 2011-2015 учебном году
План самообразование учителя...
Индивидуальный план самообразования на 2015-2016 учебный год.
Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания....
План самообразования на период 2012-2017 годы
План саомобразования...
План самообразования на 2020-2025 учебные годы
План самообразования учителя русского языка и литературы Сабанаевой Г. Р....
План самообразования на период до 2021 года.
План самообразования составлен на период до 2021 года, содержит разделы по направлениям деятельности, сроки проведения и формы результатов....
План работы педагога дополнительного образования Чуйко Т.С. по самообразованию в 2018-2019 учебном году
Педагог дополнительного образования ключевая фигура в становлении юного гражданина, его социализации, развитии творческих способностей, приобщении к миру прекрасного. Поэтому важно, чтобы педагог был ...
План самообразования на 2015-2019 учебные годы учителя-логопеда МБОУ ППМС "ЦДиК" НМР РТ Сайфуллиной Светланы Степановны
План самообразования направлен на повышение эффективности логопедической работы по коррекции нарушений письменной речи у младших школьников....