Конструкт уроки по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"
план-конспект урока
1 урок, цель: формировать на предметной основе представление об игре с игрушкой;
2 урок, цель:формировать умение играть в сюжетно-ролевую игру "Магазин";
3 урок, цель:научить понимать и использовать средства неречевого общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.87 КБ |
![]() | 24.42 КБ |
![]() | 17.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель открытого урока : учитель Филина В.П.
Дата:
Класс :4
Предмет: Развитие устной речи
Тема урока: Речевая ситуация "Разговор с игрушкой"
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний
Результаты урока: Обучающаяся , умеющая обыгрывать заданную ситуацию " Разговор с игрушкой", с использованием в речи отработанных слов и простых предложений
Цель урока:
формировать на предметной основе представление об игре с игрушкой, развивать речь обучающейся на основе упражнений в подборе слов по заданным вопросам , формировать УУД
Задача : Обогащать лексический запас обучающейся словами, называющими игрушки, их основные признаки , действия с ними.
Оборудование: демонстрационный материал: картинки с изображением игрушек, игрушки - кукла, мишка, пирамидка, мяч.
Этап урока | Формы работы | Деятельность обучающихся | УУД |
I.Мотивационный | 1.Проверка готовности обуч. к уроку. 2.Психологический настрой: Наши ушки -на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем (Упражнение выполняется по показу и комментарию учителя) 3.Объявление коррекционно-воспитательной задачи учителем: «Будем учиться слушать и правильно разговаривать. Соблюдать правильную посадку за партой .» 4.Итог: Ты готова к уроку. | Проверяет готовность к уроку. | Регулятивные самостоятельно организует рабочее место |
Создание положительного эмоционального настроя, включение обучающегося в познавательную деятельность. | |||
II.Ориентировочный | 1. Коррекционное упражнение: Задание: Запомни ряд картинок. На панно выставляются картинки с изображением игрушек ( четыре картинки, игрушки - кукла, мишка, пирамидка, мяч). Запомни. Что изменилось? (Картинки перестраиваются, ученица воссоздаёт первоначальный вариант.) 2..Беседа учителя с обучающейся: -Каким одним словом можно назвать все эти предметы? ( Игрушки) Почему? Как ты догадалась? Что делают с игрушками? Как называется твоя любимая игрушка?. (Кукла) Учитель:У тебя много игрушек ,но самая любимая кукла. С ней мы сегодня будем учиться разговаривать .Ну ,конечно, "понарошке" Итог: Мы готовы к изучению новой темы. 3.Формулирование темы урока ( учитель помогает обучающейся) : " Разговор с игрушкой." | Обучающаяся запоминает количество картинок, определяет их последовательность. | Познавательные УУД : выполняет логические операции : анализирует и синтезирует, обобщает. Регулятивные: определяет цель учебной деятельности. |
Подготовка к восприятию нового материала, нацеливание на содержание урока | |||
III. Исполнительский | 1.Психогимнастика ( Заводная кукла) Вокруг себя повернись в куклу превратись. Ученица изображает куклу. Заводная кукла сломалась.Ученица застывает в определённой позе. Почувствуй напряжение.А сейчас покажи, как ты умеешь расслабляться. Сначала урони голову,потом правую руку, левую руку, затем -туловище. Тебе очень жалко сломанную куклу , покажи,как ты огорчена . Папа починил куклу. И ты очень рада. 2.Беседа учителя с обучающейся : Как звать твою куклу? ( Камилла) Ты любишь куклу?( Да)Любить значит заботиться. Как ты заботишься о кукле Камилле? Целую, расчесываю, играю с ней, говорю кукле" Спокой ной ночи", жалею её. Кукла Камилла у тебя какая ? Подбираются слова признаки( Любимая , красивая ,послушная) Каждое подобранное слово обозначается карточкой с изображе-нием волнистой линии. Расскажи как можно играть с куклой? Что может делать кукла? Подбираются слова действия( Сидит, лежит, ходит, плачет) .Каждое подобранное слово обозначается карточкой с изображением двойной линии ======, ======= Кукла встала. Камилла играет в мяч. Кукла упала. Она плачет. Кукла сидит . А что ты можешь сделать с куклой? ( причесать, умыть, покормить, пожалеть) Вывод: Ты назвала много слов , относящихся к твоей кукле. 3.Физминутка На большом ковре и в ряд ( хлопает в ладоши) Куклы Халисы сидят Кукла Маша, кукла Саша, ( наклоны головы вправо, влево) Кукла Мила и Камила И тигрёнок , и мартышка Раз, два, три, четыре, пять ( двигает ножками) Вместе мы пойдём гулять. Итог: Ты отдохнула и мы продолжаем работать. 4.А сейчас послушай текст : " Девочка Таня и кукла Катя."(Девочка разговарива-ет со своей куклой. Их разговор похож на игру "дочки -матери.") Доброе утро, моя любимая куколка .Я твоя мама Таня. Сейчас я тебя причешу и умою. Ты очень красивая..Давай играть в мяч. Лови. Молодец. Лови.( Кукла упала и заплакала). Не плачь, Катя . Я тебя пожалею. Вопросы по тексту:Как звать девочку? Как звать куклу? Как Таня ухаживает за куклой?Во что они играют?Что случилось с куклой? Что сделала Таня? Итог: Ты правильно ответила на мои вопросы. И теперь сама сможешь поговорить со своей куклой | Выполняет упражнение на релакс ацию( расслабление) Выполняет по показу Отвечает на вопросы учителя, подбирает слова. Подбирает слова, составляет несложные предложения Выполняет движения по показу. Слушает текст , отвечает на вопросы с направляющей помощью учителя | . Коммуникативные УУД: участвует в обсуждении беседует с учителем Познавательные УУД : выполняет логические операции : сравнивает , синтезирует, классифицирует Познавательные УУД: умение ориентироваться в задании инструкцию учителя Познавательные УУД: даёт правильные ответы на поставленные вопросы. |
Реализация поставленной цели,выполнение задания по аналогии | |||
IV. Контрольный | 1. Речевая ситуация " Разговор с куклой" 1.Ученица разговаривает с куклой , совершая с ней игровые действия Ра 2.
| Слушает и воспринимает инструкцию учителя. Разговаривает с куклой, строит простые предложения | Познавательные УУД:умеет разговаривать с игрушкой |
Выявить уровень овладения знаниями | |||
V. Рефлексивный | - Чем ты сегодня на уроке занималась? (- Как ты оцениваешь свою работу на уроке? -Можешь ли ты научить подругу разговаривать с куклой. ?
| Оценивание работы | Регулятивные УУД: оценивание результатов своей деятельности |
. |
Самоанализ проведённого урока по теме: Речевая ситуация " Разговор с игрушкой"
Данный урок соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к обучающейся, ребёнок обучается оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений, хотя получается это не сразу, используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности обучающейся на уроке. Однако, основным методом обучения, используемым в уроке остается объяснительно-иллюстративный.
В контексте урока применяется диалог, обучающаяся учится отвечать на вопросы, достигнуто осмысление учебного материала. Оценивается реальное продвижение обучающейся , поддерживаются минимальные успехи.
Тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, психологического комфорта.
Вывод: Обучающаяся индивидуально на дому работала в соответствии с уровнем своего развития.
Обучающаяся нуждается в дозированной направляющей помощи. Трудности наблюдались при определении цели учебной деятельности и при оценивании результатов своей деятельности. Формирование регулятивных УУД находится на начальном развитии .Тем не менее обучающаяся справилась с заданием и речевая ситуация " Разговор с игрушкой" состоялась.
Итог урока показал ,что поставленные задачи восприняты и усвоены обучающейся. У обучающейся наблюдается формирование познавательных УУД, она старается выполнять задания учителя, несмотря на несформированность эмоционально-волевой сферы, неустойчивость внимания. Усвоению учебного материала способствовали следующие факторы: интерес к изучаемому материалу, доступность подобранного материала, предварительная подготовка ( Изучение темы "Игрушки" на предшествующих уроках), соблюдение охранительного режима.
Предварительный просмотр:
Составитель открытого урока : учитель Филина В.П.
Дата:
Класс :7
Предмет: Развитие устной речи
Тема урока: Речевая ситуация " Отправляюсь в магазин"
Тип урока: урок о закрепления знаний
Результаты урока: Обучающийся , умеющий обыгрывать заданную ситуацию " Покупка товара в магазине", с использованием в речи отработанных слов и простых предложений
Цель урока: формировать умение играть в сюжетно-ролевую игру « Магазин»( совершенствовать умение выбирать роль и действовать в соответствии с ней), отражать в игре явления социальной действительности, уточнить и расширить словарь по теме « Магазин» , формировать УУД.
Оборудование: демонстрационный материал: картинки –вывески, муляжи – продукты питания, спец –одежда для продавца, бейджик
Этап урока | Формы работы | Деятельность обучающихся | УУД |
I.Мотивационный | 1.Проверка готовности обуч. к уроку. 2.Психологический настрой: Наши ушки -на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем (Упражнение выполняется по показу и комментарию учителя) 3.Объявление коррекционно-воспитательной задачи учителем: «Будем учиться слушать друг друга и правильно разговаривать (вести диалог). Соблюдать правильную посадку за партой .» 4.Итог: Ты готов к уроку. | Проверяет готовность к уроку. | Регулятивные самостоятельно организует рабочее место |
Создание положительного эмоционального настроя, включение обучающегося в познавательную деятельность. | |||
II.Ориентировочный | 1. Коррекционное упражнение: Задание: Запомни ряд картинок. На панно выставляются картинки с изображением предметов ( четыре картинки: батон, бутылка молока, конфетка,виноград). Запомни. Что изменилось? (Картинки перестраиваются, ученик воссоздаёт первоначальный вариант.) 2..Беседа учителя с обучающимся: -Каким одним словом можно назвать все эти предметы? ( продукты) Где можно приобрести продукты ? Итог: Мы готовы к изучению новой темы. 3.Формулирование темы урока ( учитель помогает обучающейся) : речевая ситуация " Покупка товара в магазине." | Обучающаяся запоминает количество картинок, определяет их последовательность. | Познавательные УУД : выполняет логические операции : анализирует и синтезирует, обобщает. Регулятивные: определяет цель учебной деятельности. |
Подготовка к восприятию нового материала, нацеливание на содержание урока | |||
III. Исполнительский | Сегодня мы отправляемся в магазин. Давай вспомним названия каких магазинов ты знаешь?(Игрушки. Мебель. Продукты) Кто работает в магазине? ( Продавцы) Как называют тех, кто покупает товар. Покупатели) Где в магазине расплачиваются за покупку? ( в кассе) В какой магазин чаще всего ходят покупатели? «Продукты» В продуктовом магазине несколько от- делов. Приглашаем в наш магазин и предлагаем развесить вывески в отделах в соответствии с наименованием товара. Название отделов. Отдел- хлеб , хлебный отдел; отдел –конфеты, кондитерский отдел, отдел- молоко, молочный отдел; отдел –овощи, овощной отдел. 3.Физминутка « хомя чок» Итог: Ты отдохнул и мы продолжаем работать. Линия развития сюжета. Роль покупателя. Приход в магазин. Приветствие продавца. Выбор товара. Покупка товара:оплата товараденьгами или пластиковой картой. Благодарность продавцу за обслуживание.Уход из магазина Роль продавца. Приветствие покупателя. Предложение товара. Выяснить форму оплаты: деньги или карточка. Принять форму оплаты. Выдать чек, карточку и подать товар. Поблагодарить покупателя за покупку. 4. Итог: Мы готовы к разыгрыванию ситуации Давайте покажем нашим гостям: как можно купить хлеб. | Отвечает на вопросы учителя, подбирает слова. Выполняет упражнение на релакс ацию( расслабление) Выполняет по показу Подбирает слова, составляет несложные предложения | . Коммуникативные УУД: участвует в обсуждении беседует с учителем Познавательные УУД : выполняет логические операции : сравнивает , синтезирует, классифицирует Познавательные УУД: умение ориентироваться в задании инструкцию учителя Познавательные УУД: даёт правильные ответы на поставленные вопросы. |
Реализация поставленной цели,выполнение задания по аналогии | |||
IV. Контрольный | 1. Речевая ситуация " Магазин" -. Давайте покажем нашим гостям: как можно купить хлеб. (название продуктов, игра « назови ласково» хлеб-хлебушко, булка-булочка, батон-батончик, краусан- краусанчик. Ра - распределение ролей ( покупатель. продавец) 2. разыгрывание ситуации
| Слушает и воспринимает инструкцию учителя. Выстраивает диалог в соответствии с ролью, строит простые предложения | Познавательные УУД:умеет разговаривать в ситуации «Покупка товара в магазине |
Выявить уровень овладения знаниями | |||
V. Рефлексивный | - Чем ты сегодня на уроке занималась? (- Как ты оцениваешь свою работу на уроке? -Можешь ли ты научить кого-нибудь сюжетно-ролевой игре « Магазин».
| Оценивание работы | Регулятивные УУД: оценивание результатов своей деятельности |
. |
Самоанализ проведённого урока по теме: Речевая ситуация " Магазин"
Данный урок соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к обучающему, ребёнок обучается оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений, хотя получается это не сразу, используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности обучающегося на уроке. Однако, основным методом обучения, используемым в уроке остается объяснительно-иллюстративный.
В контексте урока применяется диалог, обучающийся учится отвечать на вопросы и задавать вопросы, достигнуто осмысление учебного материала. Оценивается реальное продвижение обучающегося, поддерживаются минимальные успехи.
Тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, психологического комфорта.
Вывод: Обучающейся индивидуально на дому работал в соответствии с уровнем своего развития.
Обучающейся нуждался в дозированной направляющей помощи. Трудности наблюдались при определении цели учебной деятельности и при оценивании результатов своей деятельности. Формирование регулятивных УУД находится на начальном развитии .Тем не менее обучающейся справился с заданием, и речевая ситуация " Магазин" состоялась.
Итог урока показал,что поставленные задачи восприняты и усвоены обучающимся. У обучающегося наблюдается формирование познавательных УУД, он старается выполнять задания учителя, несмотря на несформированность эмоционально-волевой сферы, неустойчивость внимания. Усвоению учебного материала способствовали следующие факторы: интерес к изучаемому материалу, доступность подобранного материала, предварительная подготовка ( Изучение темы "Магазин" на предшествующих уроках), соблюдение охранительного режима.
Предварительный просмотр:
Предмет: «Речь и альтернативная коммуникация»
Класс: 6
Тема: Мимика и жесты ( несловесные средства устного общения)
Задачи: – ознакомить обучающегося с несловесными средствами общения;
– научить использовать средства неречевого общения;
– формировать умение уместно использовать изученные несловесные средства при решении коммуникативных задач.
Формирование БУД:
Познавательные :
1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний;
2) формируем умение делать простые выводы в результате совместной работы.
Регулятивные :
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные :
1) формируем умение осознавать роль речи в жизни людей;
Коммуникативные:
1) формируем умение соблюдать правила вежливого общения;
2) формируем умение договариваться в процессе совместной деятельности.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: Сказка « Цыплёнок» (иллюстрации)
Конструкт урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование БУД |
Организационный момент. | 1.Проверка готовности к уроку: наличие учебных принадлежностей, необходимых к уроку и их расположение Напоминаю правила работы. | Настрой на урок Слушает, запоминает. | Р.д. |
Актуализация опорных знаний. | 1. – Чему мы учимся на уроках развития устной речи? – Что важного для себя ты уже узнал? – О чём хотел бы узнать? 2. – Сегодня я хочу познакомить тебя с одним маленьким цыплёнком. Учитель рассказывает сказку без мимики и жестов. Жил на свете цыплёнок. Он был крошечный. Вот такой. Но он думал, что он очень большой, и когда гулял по двору, то важничал и задирал голову. Вот так. И была у него мама, которую звали Пеструшкой. Мама была вот такая. Как-то раз налетел на Пеструшку злой кот и погнал её к самому озеру. А кот был вот такой. Цыплёнок остался у забора один. Вдруг он видит – взлетел на забор петух, вытянул шею – вот так – и во всё горло закричал: – Ку-ка-ре-ку! – и важно посмотрел по сторонам. – Я ли не удалец, я ли не молодец? Цыплёнку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею – вот так – и что было силы запищал: – Пи-пи-пи-пи! Я тоже удалец! Я тоже молодец! Но споткнулся и шлёпнулся в лужу. Вот так. В луже сидела лягушка. Она увидела его и засмеялась: – Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Далеко тебе до петуха! А была лягушка вот такая. Тут к цыплёнку подбежала мама. Она пожалела и приласкала его. Вот так. – Смог ты представить себе цыплёнка, его маму, злого кота, петуха и лягушку? Какие они? – Почему? – Как ты думаешь, о какой особенности речи мы будем говорить сегодня? | Отвечает на вопросы. Беседует с учителем | П.д. К.д Р.д. |
Изучение нового материала | Открытие нового знания 1. – Как надо прочитать сказку, чтобы ты смог хорошо представить себе её героев? – Послушай сказку ещё раз и внимательно смотрите на меня. Учитель рассказывает сказку, используя выразительные жесты и мимику. 2. – А теперь увидел ты героев сказки, понял, какие они? – Что же тебе помогло их как бы увидеть? – Правильно, когда я рассказывала, мне помогали мои руки. -Движения рук, пальцев называют жестами.– А как называется выражение лица? (Выражение лица – доброе, удивлённое, злое – это мимика.) – Для чего нам необходимы мимика и жесты? Жесты и мимика помогают нам полнее выразить мысль, иногда они способны заменить собой даже целые слова и выражения | Слушает. Делает выводы по полученной информации | Р.д. П.д. |
Физминут-ка. | Упражнения для осанки, глаз. | Выполняет | .Р д. |
Примене-ние нового знания | Распознавание обучающимся назначения мимики и жестов учителя: ● улыбка как знак одобрения; – Представь ситуацию: ты отвечаешь правильно на мой вопрос . Я киваю тебе и улыбаюсь. Как ты думаешь, что это означает? ● поднятые брови как знак удивления или недоумения; – А теперь я поднимаю брови. Учитель демонстрирует мимику. ● движение моей руки вниз – опустить руки, вверх – поднять руки и т.д. – А есть мимика и жесты, мешающие пониманию речи? (Ненужная улыбка во время ответа , лишние движения рук – одёргивание одежды, покручивание пуговиц и т.д.) – Давай подумаем: какие мимика и жесты сопровождают приветствие? – А прощание? – Благодарность? | Распознаёт мимику и жесты , ведёт беседу с учителем Отвечает на вопросы . Сопровождает свои дей- ствия мимикой | П .д. К.д К.д. Л.д. |
Итог урока | Для чего нам необходимы мимика и жесты? – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научился? – Чем полезна тема сегодняшнего урока? Рефлексия. | Беседа. Даёт оценку своей работе. | Р.д. |
Домашнее задание | Научись читать наизусть стихотворение «Лось», используя мимику и жесты. В ручеёк смотрит лось. Удивляется небось: – Небосвод, Месяц... Лось... И откуда всё взялось? | Понимает и принимает задание | Пд. Л.д |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/22/picture-1058582-1637577064.png)
Конспект открытого урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» с презентацией.
laquo;Мир животных. Кошка»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/29/picture-1086927-1543500973.jpg)
Урок по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"
Класс: 8 «В», 9 «А»Дата: 28.01.2019 г.Тема урока: Чтение картинки «Спальня». Составление слов «Ма-ра», «Ро-ма» из разрезной азбуки. Чт...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/09/picture-158171-1355072593.jpg)
Конспект урока по предмету "Речь или альтернативная коммуникация" по теме «Слова, обозначающие действие предметов» 9 класс.
Конспект урока...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/20/picture-1190458-1705770378.jpg)
Конспект урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" на тему: "Знакомство с буквой П".
Конспект урока для детей, обучающихся в 1 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариан 8.4)...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/02/picture-192401-1543770189.jpg)
Конспект урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация "
Конспект урока с учеником домашнего обучения, не говорящим, умеренная умственная отсталостью....
Конспект урока по предмету Речь и альтернативная коммуникация "Понимание слов, обозначающих предметы (посуда)"
Материал данного урока можно использовать по программе 9.2 для расширения представлений детей о предметах (посуда) и пополнения словарного запаса по данной теме....
Сценарий урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" на тему "Слова, обозначающие признаки предметов."
Сценарий урока для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (ИН) на тему "Слова, обозначающие признаки предметов."...